Урок русского языка по теме «Однокоренные слова»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по теме «Однокоренные слова».


  1. Ф.И.О. учителя Мусатова Марина Александровна

  2. Класс: 2 Г Дата: Предмет: русский язык

  3. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

  4. Цели урока:

  • Образовательные: учить находить, группировать, образовывать однокоренные слова по частям речи и слова-синонимы.

  • Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.

  • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

5. Дидактические средства:

  • для учителя - презентация, ноутбук, мультимедийный проектор;

  • для учащихся - тетрадь и учебник для 2 класса Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой (М.;АСТ;Астрель, 2912

Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы


ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

-

Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5

Повторение.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Упр.3, рабочая тетрадь, с. 28.

Работа по учебнику. Упр. 7.

-Какие «лишние» слова будете искать? Выпишите родственные слова. Обозначьте корень.

-Какой вывод можно сделать о написании гласных в корнях этих слов? Какие слова нельзя считать родственными, хотя они близки по значению?

Прочитайте раздел «Твой помощник».

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «орфограмма», «синонимы», формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Актуализация знаний.

7

Выход на тему урока

-Запишите самостоятельно текст упр. 8. Прочитай, заменяя рисунки родственными словами. Обозначьте корень в подобранных словах.

Наблюдение.

Ф

Указывает объект наблюдения

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Первичное усвоение новых знаний.

7

Подведение детей к самостоятельному выводу

Выполнение работы в парах. Записать группы слов, проверить работу друг друга. Упр. 9.

Наблюдение, работа с текстом (сравнение)

Ф, П

Организует подводящий диалог, уточняет правило

Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Гимнастика для глаз.

3

Снятие усталости с глаз

Мульдимедийная презентация.

Просмотр презентации

Ф

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

Первичная проверка понимания.

7

Проверка понимания способа действия.

Коллективное выполнение упражнения.

- Выпишите глаголы. Упр. 11. Подберите к ним однокоренные имена существительные. Запишите.

Доказатель-ство

Ф

Дает образец короткого доказательства

Объясняют написания слов, делают выводы.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

Первичное закрепление.

5

Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова,

-Прочитай выразительно стихотворение В. Лунина «Ластик». Упр. 12. Назовите родственные слова. Какие из них синонимы? Спишите. Обозначьте корень в родственных словах.

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль.

Г, П, И

Проводит инструктаж обучающихся. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Обосновывают выбор родственных слов и синонимов.

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Упр. 10, с. 83.

Ф,И

Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания.

Записывают задание на дом, задают вопросы

Коммуникативные:

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Игра «Суета».

Больной, больница, большой.

Путь, дорога, путник.

Вода, река, водяной.

Часовщик, час, часть.

Работа с использованием локальной сети.


-Как пишутся корни в однокоренных словах?

Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета»

Ф,П, Г

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

1

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа с листом самооценки,

и «Волшебными линеечками»

Г. Цукермана, «лесенками продвижений»

Рефлексия, КОД

Ф

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

* ФОУД - форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая

© 2010-2022