- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по кружку Азбука истоков
Рабочая программа по кружку Азбука истоков
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрова О.И. |
Дата | 07.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка Программа «Азбука Истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкин. «Истоки» - уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого - научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации. Направленность: духовно-нравственное. Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности. Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи - создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе. Цель: развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни. Задачи:
- Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;
- Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
- Развивать образное и логическое мышление;
- Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
- Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целос тное восприятие русского языка как языка великого народа и вели кой литературы.
Общая характеристика кружка Согласно ФГОС начального общего образования, основная образовательная программа образовательного учреждения определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Данный кружок направлен на духовно-нравственное развитие детей, осуществляет присоединение от семьи к начальной школе, создаёт социокультурный стержень в учебном процессе. Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Описание места учебного курса в учебном плане
Кружок «Азбука Истоков» проводится 1 раз в неделю у обучающихся 1 класса по вторникам с 13.45 до 14.20. Всего 33 часа.
- 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Всего 8 часов 8 часов 9 часов 8 часов 33 часа
- Называние картинок с выделением первой буквы, коллективное продолжение ряда.
- Узнавание. Учитель произносит ряд слов, а дети выделяют слова на нужную букву.
- Кинестетическое закрепление графем.
- Обсуждение смысла слов.
- Работа с пословицами.
- Самостоятельное чтение.
Учебно - тематический план
- № Темы занятий Кол-во часов Из них 1 год занятий Теоретическое обучение Практические работы 1 Здравствуй, школа 3 1 2 2 Радуга дружбы 3 1 2 3 Мои близкие и родные люди 2 1 1 4 Семейный праздник 2 1 1 5 Рождественская сказка 3 1 2 6 Слово «жить» 2 1 1 7 Моя Родина 2 1 1 8 Образ Защитника Отечества 2 1 1 9 Любимый образ 2 1 1 10 Образ праздника Светлое Христово Воскресение 2 1 1 11 Истоки Великой Победы 3 1 2 12 Праздник в мире Книги 3 1 2 13 Праздник души 3 1 2 14 Обобщающее занятие 1
1
Всего 33
Содержание занятий В первый год занятий учащиеся начинают работать над созданием своей книги. Этой увлекательной работой они будут заниматься четыре года и по итогам начальной школы созданная Книга может стать главным результатом социокультурного развития каждого ребёнка. Возможно, первую книгу дети будут любить и помнить всю свою жизнь. Программой курса в первом классе предусмотрено участие родителей в первом, четвёртом, шестом, седьмом и девятом занятиях Страница Книги СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ О себе... Я хочу посвятить свою Книгу... Кем я хочу стать…
ЗАНЯТИЕ 1
Здравствуй, школа! 3 часа Цели: - Мотивация родителей на совместную деятельность. Первое знакомство с учителем, школой; - Создание положительного настроя на обучение. Создание ресурсного места в классе; - Достижение первого социокультурного результата: ПЕРВОЕ СЛОВО, подаренное людям. Примерный план:
- Рассказ учителя о школе с участием директора, библиотекаря и других сотрудников.
- Церемония принятия учащихся и их родителей в 1 класс.
- Ресурсный круг «Зачем я пришел в школу?» (ребенок рассказывает вместе с родителями).
- Учитель рассказывает о будущей Книге, мотивация на совместный труд.
- Работа над первой страницей Книги. Рефлексия.
- Экскурсия по школе.
- Семейно-школьное чаепитие, игры.
- ПЕРВОЕ СЛОВО, подаренное людям.
- Стихотворение, которое я приготовил на праздник «День Знаний» (записывают родители)...
- Мой портфель Моя любимая игрушка (рис.)
ЗАНЯТИЕ 2 Радуга дружбы 3 часа Цели:
- Создание позитивного настроя на общение в группе;
- Развитие ориентации на доброе отношение друг к другу и окружающим;
- Социокультурное наполнение категорий «МИР», «ШКОЛА», «СЕМЬЯ», «ЛАД», «СОГЛАСИЕ».
- Рассказ учителя о радуге и числе 7, о дружбе и чести. Размышление над пословицами. Беседа в круге по рассказам Т. Григорьевой «Росинка», Е. Пермяка «Надёжный человек» и фрагменту сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
- Дети раскрашивают радугу в Книге.
- Тренинг «Радужный букет». Суть: дети делятся на группу по 5-7 человек.
- Рефлексия. Что Вы чувствуете, глядя на букет?
- Работа в паре «Верный друг»
- Ресурсный круг «Доброе Слово друзьям»
- Работа над страницей Первой книги «Радуга дружбы».
- Радуга дружбы ...
- Букет дружбы (место для аппликации).
- Имена моих друзей ...
- Доброе слово моим друзьям ...
- Воспитание заботливого отношения к родителям, развитие способности дарить им радость;
- Развитие позитивной мотивации на работу в группе, общение в паре;
- Развитие способности ценить каждое Слово. Достижение социокультурного результата: прочувствованное восприятие СЛОВА с большой буквы.
- Беседа в круге по фрагменту сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Размышление над пословицами. Работа в паре «Родительская любовь».
- Ресурсный круг «Благодарение»». Рефлексия. Кто помог вам стать такими?
- Дети рассказывают о своих родителях: за что они их любят.
- Написать письмо-открытку родителям, помогая друг другу в паре. Дети рассказывают, с какими словами подарят письмо.
- Работа над страницей Первой книги «Мои родители»
- О значении СЛОВА с большой буквы.
- Ресурсный круг «Первое слово о школе». Рефлексия.
- Добрые слова о родителях (со слов детей записывают родители). Фотография родителей.
- Мое первое письмо близким людям ...
- Слова благодарности родителям.
- Формирование ресурса успеха при совместной деятельности детей и родителей;
- Развитие основы самоутверждения;
- Социокультурное наполнение категории «ОБРАЗ ПРАЗДНИКА», «ПЕРВЫЙ ОБРАЗ».
- Разговор в круге: Что такое праздник? Как сделать праздник весёлым?
- Структурирование групп. Конкурс на лучший сценарий праздника.
- Подготовка к празднику, распределение обязанностей.
- В круге: «Что бы вы подарили друг другу к Новому году?»
- Дети составляют рождественскую сказку и дарят своим близким ОБРАЗ СВЕТА.
К
А
З
К
А
3.Первый Образ, подаренный людям.
- Красочная новогодняя открытка
- Новогодние поздравления людям Земли.
- Развитие целостного восприятия «СЛОВА «ЖИТЬ»;
- Основы духовно-нравственного контекста праздника Именины;
- Социокультурное наполнение категорий «ДОБРОЕ ДЕЛО», «СЛОВО «ЖИТЬ».
- Беседа в круге по произведениюИ.С. Шмелёва «лето Господне» («Именины»)
- Ресурсный круг «Именины».
- Размышления над пословицами (стр.18). Беседа в круге по былине «Илья Муромец», стихотворению Е. Благининой «Огонёк», фрагменту сказа П. Бажова «Серебряное копытце».
- Работа в микрогруппах «Доброе дело»
- Чтение рассказа «Чаша жизни» (Азбука истоков стр.74) Родители рассказывают детям о том, что значит слово «жить»
- Ресурсный круг «Слово «жить»
- Работа над страницей Первой книги «Слово «жить»
Страница Книги
- Мои добрые Слова и дела.
- Жить - значит…
- Первый Образ, который я дарю людям.
- Развитие способности различать категории «ОБРАЗ», «безобразное»;
- Развитие общения в паре и четвёрке, ориентация на взаимопонимание;
- Социокультурное наполнение категории «ОБРАЗ РОДИНЫ».
- Чтение стихотворения И.С.Никитина «Русь». Размышление над пословицами.
- Беседа в круге по стихотворению С. А. Есенина «Берёза» и «Тебе одной плету венок», А.С. Пушкина «Зимнее утро», Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», Е. Санина «Здравствуй, Русь», Ф. Савинова «Родина». Выполнение заданий на стр.7, 8, 10, 12
- Ресурсный круг «Родина»
- Работа в микрогруппах «Слова, посвящённые Родине». Выполнение задания на стр. 14.
- Работа над страницей Первой книги «Моя Родина».
Страница Книги «Родина бывает разная, Но у всех она одна!» 1. Любимый уголок родного края (фото, рисунок, стихи).
- Герб и флаг моей Родины (аппликации по шаблонам).
- Первые слова, посвященные Родине ...
- Осмысление духовно-нравственного контекста образа защитника Отечества;
- Патриотическое воспитание защитника Отечества;
- Социокультурное наполнение категории «ОБРАЗ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА».
- Любимый образ защитника Отечества.
- Защитник Отечества должен знать….
- Россия помнит…
- Слова, посвящённые защитнику Отечества.
- Развитие общения в паре и четверке, ориентация на взаимопонимание;
- Развитие способности различать категории «ОБРАЗ», «безобразное»;
- Социокультурное наполнение категории «ЛЮБИМЫЙ ОБРАЗ».
- Осмысление духовно-нравственного контекста праздника;
- Приобщение учащихся и их семьи к Истокам ПРАЗДНИКА;
- Социокультурное наполнение категории «ОБРАЗ ПРАЗДНИКА».
Примерный план:
- Беседа в круге о Празднике праздников - Пасхе по произведению И.С. Шмелева «Лето Господне» («Пасха») (стр.5-11), рассказам А.И. Куприна «Пасхальные колокола», В. Никифорова-Волгина «Светлая заутреня».
- О праздновании Пасхи в год Великой победы . Рассказ «Образ праздника» (Азбука Истоков стр.84-85)
- Ресурсный круг «Образ Праздника»
- Работа над страницей Первой книги «Образ праздника - Пасха»
Страница Книги
- Мы празднуем СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ - ПАСХУ.
- Образ праздника Пасхи.
- Слова посвященные празднику.
- Пасхальная открытка и пожелание.
- Осмысление духовно-нравственного контекста праздника Великой Победы;
- Приобщение учащихся и их семьи к Истокам Великой Победы;
- Социокультурное наполнение категории «ОБРАЗ ПРАЗДНИКА».
- Мы празднуем день Великой Победы….
- Образ праздника Великой Победы.
- Истоки Великой Победы.
- Слова, посвящённые Великой Победе.
- О ПЕРВОЙ КНИГЕ.
- Праздник Азбуки.
- Слова благодарности Азбуке.
- Азбука истоков. Беседа в круге о проделанной работе
- Ресурсный круг. Моя Первая Книга.
- Разговор о создании первой главы ПЕРВОЙ КНИГИ.
- О результатах работы каждого ребенка.
- То, что мне приносит счастье ...
- Дерево, которое я посадил ...
- Всей семьей во 2 класс! Медаль об окончании 1 класса.
- Фото класса с родителями.
Обобщение (1 ч) Подведение итогов. Работа в микрогруппах. Тренинг «Как мы изменились за этот год».
Требования к знаниям и умениям обучающихся В результате программного материала обучающиеся имеют представление о:
- Сути предмета Истоков.
- Система духовно - нравственных ценностей.
- Системообразующих категорий Слово, Образ, Книга, Мир.
- Мире (внешнем) и мире внутреннем (духовном - нравственном).
- Важнейшие системообразующие понятия: Мир, Семья, Доброе слово, Любовь к Родине, Образ, Книга, Истоки.
- Значимые образы для нашей культуры защитников Родины и имена великих поэтов.
- Слышать, видеть и чувствовать.
- Устанавливать сематические связи и несложные этимологические примеры.
- Создавать странички Первой книги.
- Навыками продуктивного диалога и сотрудничества.
- Различными модальностями восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство).
Учебно-тематическое планирование. № Темы занятий № занятия Активная форма обучения Универсальные учебные действия 1 Здравствуй, школа 1
2
3 Ресурсный круг «Зачем я пришёл в школу» Ресурсный круг «Первое слово» Ресурсный круг «Первое слово о школе»
К: владение диалоговыми формами коммуникации 2 Радуга дружбы 4
5
6 Ресурсный круг «Доброе слово друзьям» Работа в микрогруппах «Радужный букет» Работа в паре «Верный друг»
К: сотрудничество в группе 3 Мои близкие и родные люди 7
8
Работа в паре «Родительская любовь» Ресурсный круг «Благодарение»
Р: планирование, контроль, оценка
К: сотрудничество в группе; владение диалоговыми формами коммуникации 4 Семейный праздник 9
10 Работа в микрогруппах «Семейный праздник» Ресурсный круг «Пожелания к празднику»
Р: принятие и сохранение цели;
П: поиск информации
К: сотрудничество в группе 5 Рождественская сказка 11
12
Ресурсный круг «Православные праздники» Работа в паре «Сказка - ложь, да в ней намёк»
К: сотрудничество в группе,
владение диалоговой формой коммуникации 6 Слово «жить» 13 14
15 Ресурсный круг «именины» Работа в микрогруппах «доброе дело» Ресурсный круг Слово «Жить»
Р: планирование, самоконтроль, самооценка;
К: сотрудничество в группе 7 Моя Родина 16 17 Ресурсный круг «Родина» Работа в микрогруппах «Слова, посвящённые Родине»
П: поиск информации, анализ и преобразование информации;
К: аргументация собственного мнения 8 Образ Защитника Отечества 18
19 Работа в паре «Солнце Земли Русской» Работа в микрогруппе «Защитник Отечества»
К: сотрудничество в группе;
Р: самоконтроль 9 Любимый образ 20
21 Работа в четвёрке «Любимый образ» Ресурсный круг «Что значит нести благо людям»
К: сотрудничество в группе,
владение диалоговой формой коммуникации 10 Образ праздника Светлое Христово Воскресение 22 23 Ресурсный круг « Праздник праздников» Работа в четвёрке «Светлое Христово Воскресение»
К: сотрудничество в группе,
владение диалоговой формой коммуникации 11 Истоки Великой Победы 24
25
26 Ресурсный круг «Образ праздника» Ресурсный круг «Как мои деды, так и я» Ресурсный круг «Моя школа»
П: поиск информации
К: сотрудничество в группе,
владение диалоговой формой коммуникации 12 Праздник в мире Книги 27 28
29 Ресурсный круг «Азбука» Ресурсный круг «Моя первая книга» Работа в микрогруппе «В мире книг»
П: поиск информации
К: сотрудничество в группе, 13 Праздник души 30 31 32 Заключительное мероприятие6 совместно с родителями Праздник «Братчина»
К: сотрудничество в группе,
владение диалоговой формой коммуникации 14 Обобщающее занятие 33 Представление творческих проектов «Моя первая книга»
К: умение выстраивать монологические высказывания
Всего 33
ЛИТЕРАТУРА: 1. Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Азбука Истоков «Золотое сердечко» 1 класс. Учебное пособие 2. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с. 3. Азбука истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией Кузьмина И.А. 4. Бандяк О.А. «Воспитание на социокультурном опыте». Методическое пособие 1 класс. Активные формы обучения. Системная разработка. 5. Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 320 с. 6. Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с. 7. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997. 8. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки»Программа для начальной школы. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. Технические средства обучения:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
16