• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект занятия по внеурочной деятельности У истоков народной мудрости по теме Игры, отражающие отношение человека к природе

Конспект занятия по внеурочной деятельности У истоков народной мудрости по теме Игры, отражающие отношение человека к природе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта занятия


Внеурочная деятельность «У истоков народной мудрости» Класс 2 Тип занятия Знакомство с новой игрой
Технология построения занятия проблемно-диалогическая, игровая
Тема Игры, отражающие отношение человека к природе. Игра «Зайцы в огороде» Цель Знакомство обучающихся с русскими народными играми как культурной традицией русского народа
Основные термины, понятия Игра, человек, природа

Планируемый результат

1.Узнают о русских народных играх «Зайцы в огороде», «Пчёлки и ласточки»; о правилах проведения детских игр;

2. Научатся организовывать и проводить со сверстниками игры;

3. Научатся оказывать моральную поддержку сверстникам при выполнении игровых заданий.



Данная цель реализуются посредством следующих задач:

образовательная:

- познакомить детей с русской народной игрой «Зайцы в огороде»;

развивающая: - развивать умения выполнять различные игровые движения, сравнивать их; - развивать творческие способности детей;

развивать умения высказывать свое предположение на основе данных слов;

воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать культуру поведения при проведении игр;

- воспитывать умение оказывать моральную поддержку сверстникам при выполнении игровых заданий;














Личностные УУД:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии; - проговаривать последовательность действий на занятии; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе других игр; - отличать верно выполненные движения в игре от неверных; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

Коммуникативные УУД: - умение распределять роли в процессе совместной игровой деятельности; - умение проговорить цель, задачи и предполагаемые действия; - умение поддержать и продолжить мысль собеседника; - умение слушать друг друга; -умение работать в группах сменного состава; - умение задавать вопросы в ходе занятия; - умение участвовать в диалоге и т.д.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Технические средства обучения

Компьютер

Дидактические задачи занятия


Этапы занятия

Дидактические задачи Организационный (этап мотивации) Подготовка учащихся к работе на занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения этических требований учебного занятия Постановка учебной проблемы
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Актуализация опорных знаний и умений Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Формулирование проблемы, планирование деятельности Создание условий для формулировки цели занятия и постановки учебных задач. Открытие нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания правил игры, связей и отношений в объекте изучения. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения игр, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Рефлексия Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения играми.



Этапы занятия

Формируемые ууд

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу игры, к приобретению новых правил и доброго отношения к своим одноклассникам;

Звучит музыка. (Слайд 1.Приветствие. Музыка.)

Добрый день!

Дети давайте поприветствуем гостей, а теперь друг друга.

Настроение приподнятое.

Что за чудо чудеса?

Эти строки проговаривает учитель.

Вы взяли руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутили тепло ваших друзей, которые будут вам помощниками.


Дети заходят в класс. Встают в круг.

Приветствуют гостей и друг друга.

Хором проговаривают:

Раз рука и два рука.

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны друзья!

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.


Постановка проблемы

Л: формирование положительной мотивации

П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера

А теперь давайте выберем помощников для нашего занятия.

Используя считалку, мы их определим.

Помощникам одевают:

мальчику -

фуражку, девочке - венок.

Помощниками будут: Ева и Влад.

Ребята с помощью необычного сундучка, мы разделим класс на группы:

Это будут команды:

У каждой команды свой набор букв, теперь составляем слова, которые помогут определить тему нашего занятия.

Хором прочитайте получившиеся слова.

_ Как они взаимосвязаны между собой?

Выскажите свои предположения, свою гипотезу.

(Слайд 2.Тема занятия.)

Итак, на нашем занятии сегодня, мы должны доказать или опровергнуть наше предположение.

Существуют ли такие игры, с помощью которых можно выразить своё отношение к природе.

Дети используют считалку.

На зелёном на кусту,

На дубовом на мосту

Лебеди крылатые,

Журавли полосатые.

Полетят не догнать.

….., тебе помогать!

В сундучке фигуры трёх цветов, образуются 3 группы.

Помощники кладут большие кубики, возле которых образуются 3 команды.

Хором проговаривают.

Красных фигур

Жёлтых фигур

Зелёных фигур

1группа: составляет слово игра.

2 группа: составляет слово человек.

3 группа: составляет слово природа.

Помощники определяют команды победителей

Первыми выполнили задание -

Вторыми выполнили -

Третьими выполнили -

Хором читают получившиеся слова

1команда игра

2команда человек

3команда природа

Каждая группа предлагает варианты.

Определяют тему занятия:

Игры, отражающие отношения человека к природе.

Актуализация опорных знаний и умений.


Действительно, природа - это всё, что нас окружает.

Слайд 3.Весна. Стих-е.

Сегодня я вас приглашаю в гости.

Отгадайте к кому?

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях сверкая

Значит к нам пришла …

Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края.

И принесла игру-веснянку. Она называется «Ручеёк»

Для этой игры нам нужна команда мальчиков и команда девочек.



Имеет ли эта игра отношение к природе?

Дети хором называют слово весна.

Дети выстраиваются в колонну: мальчик девочка, каждый кладет руки на талию, стоящего впереди.

Помощники кладут сбоку 2 скакалки, на расстоянии 0,5-0,7м одна от другой.

Дети проговаривают слово «ух» перепрыгивают через верёвку-на другой берег ручья. Тот, кто не перепрыгнет, выбывает из игры.

Разлился ручеёк, золотой рожок - ух!

Разлился водой, холодной, снеговой-ух!

Разлился водой, прозрачной ключевой-ух!

По пням, по болотам, по лесным колодам-ух!

Помощники определяют кто из мальчиков и девочек допустили ошибки.

Какая команда самая внимательная.

В ручейках находится вода, без которой человек, животные, растения не могут существовать.

Поэтому к воде нужно бережно относиться.


Формулирование проблемы, Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения

К: планирование игрового сотрудничества





Р: умения принимать и сохранять правила игр,

К: умение участвовать в коллективной игре;


Действительно, весну трудно представить без половодья.

Идёт матушка Весна

Колокольцами звеня.

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги дон

Угадай откуда звон.

Эти необычные колокольчики-звонки помогут составить правила играющих.

Итак, 1 колокольчик звонок-выслушиваем правило,

2 звонок колокольчик -строго следовать данным правилам.

3колокольчи -звонок -во время игры помнить о русской пословице: «Доброе братство лучше богатства»

4 колокольчик- не ссориться.

5колокольчик- уважать интересы всех играющих.

Слайд 4 Правила игры.

Весной природа пробуждается от зимнего сна.

Слайд 5 Признаки весны.

Назовите признаки весны в живой природе.

-Какую игру о птицах мы разучили на прошлом занятии?

Разминка

Игру начнём с выполнения несложных движений на месте: руки в стороны, вверх, присесть, встать, на месте шагом, бегом.

Произношу громко:

«Вороны», с правой стороны, играющие бегут к городкам

«Воробьи», с левой стороны, игроки бегут к мячам.

Как вы относитесь к птицам?

В какой акции вы принимали участие?



Помощники звенят в колокольчики.

Дети составляют правила играющих с помощью колокольчиков звонков.



- набухание почек;

- появление листьев;

- цветение растений;

- появление насекомых;

- возвращение перелетных

птиц,

Они строят и обновляют гнёзда, выводят потомство

Она называется «Вороны, воробьи»

Дети строятся в колонну, 1номера вороны,2номера воробьи.

Помощники помогают определить самых внимательных и ловких.

Обращают внимание на соблюдение или нарушение правил.

Мы должны заботиться о птицах, помогать им пережить трудное зимнее время, подкармливать их.


Знакомство с новой игрой «Зайцы в огороде»


Весна приносит изменения не только в жизнь птиц, но и в жизнь животных. Отгадайте, о ком сейчас пойдёт речь?

В этом нам поможет пальчиковая игра: «Мы морковку посадили»

Мы морковку посадили,
Лето все за ней следили.
Зайчик, зайчик, в этот год
Не ходи к нам в огород!

Нечего проказить,
В огород к нам лазить!



Итак, какие животные будут участниками нашей игры?

Слушаем правила игры «Зайцы в огороде»

Для игры понадобятся 2 круга. В малом кругу находится сторож - это огород.

Остальные играющие - зайцы. Они располагаются в большом круге. По моему сигналу, зайцы произносят слова: «Зайцы по полю бежали, огородик увидали. Раз-два-три-четыре! Прыг-скок в огород! Зайцы, прыгая на двух ногах, проникают в огород и возвращаются обратно только прыжками. Сторож должен поймать («запятнать») как можно больше зайцев, дотронувшись рукой. Пойманные зайцы выходят из игры. Когда будет поймано 5-6 зайцев, выбирается новый водящий - сторож, а старый становится зайцем. Игра начинается сначала. Какие изменения происходят у зайцев весной?

Как вы относитесь к этим животным?

Дети играют:

Конспект занятия по внеурочной деятельности У истоков народной мудрости по теме Игры, отражающие отношение человека к природе

Конспект занятия по внеурочной деятельности У истоков народной мудрости по теме Игры, отражающие отношение человека к природе

Это зайцы.

Играют мальчики.

Девочки оценивают. Соблюдают ли они правила игры.

Помощники раскладывают морковь.



Показ прыжков.



Меняют окраску.

Человек наблюдал, какие овощи любят зайцы и придумал эту шутливую игру.

Применение правил на другие игры.

Игра «Пчёлки и ласточка»


П: умение применять полученные правила;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Л: желание самовыражения

П: умение применять полученную информацию, строить речевое высказывание в устной форме


Весной происходят изменения и в жизни насекомых.

Отгадайте, о ком пойдёт речь?

Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её .......

А сейчас играем в игру «Пчёлки и ласточка»

Используя слова, девочки придумывают движения пчёлок.





Как мы относимся к пчёлам, шмелям, нужны ли они?

Они опыляют растения, появляются плоды.




Это пчела.

Правила игры рассказывают девочки.



Играющие-пчелы-летают по поляне и напевают: Пчелки летают, медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум! Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Правила игры.

Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении

Рефлексия

Р: оценивание результатов своей деятельности на занятии;

Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в играх, связывая успехи с усилиями и трудолюбием


Слайд 6.По картинкам определить игры.

Вспомним игры, в которые мы играли на этом занятии.

(вода, воробей, заяц, пчёлка)

Как вы считаете, существуют ли такие игры, в которых человек может выразить своё отношение к природе?

Слайд7. Рефлексия.

Для того, чтобы ожила наша поляна

оцените себя в играх, свое настроение:

Белые цветы

* Я отлично играл, уважал игроков, получил удовольствие!

Красные цветы

**Я хорошо играл, но в следующий раз буду внимательнее в игре!

Вот такая у нас получилась поляна.

Народные игры веками живут.

В них сила и мудрость, их любят и ждут.


Это игры «Ручеёк», «Вороны, воробьи», «Зайцы в огороде», «Пчёлки и ласточка».

Человек с давних времён наблюдает за природой, ведь она источник вдохновения, творчества

Дети выбирают цветы:

Белые

* Я отлично играл, уважал игроков, получил удовольствие!

Красные

**Я хорошо играл, но в следующий раз буду внимательнее в игре!

Все игры нас учат честными быть

Добрыми быть, дружбу ценить.



© 2010-2022