- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект занятия по внеурочной деятельности У истоков народной мудрости по теме Игры, отражающие отношение человека к природе
Конспект занятия по внеурочной деятельности У истоков народной мудрости по теме Игры, отражающие отношение человека к природе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Князева О.И. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта занятия
Внеурочная деятельность «У истоков народной мудрости» Класс 2 Тип занятия Знакомство с новой игрой
Технология построения занятия проблемно-диалогическая, игровая
Тема Игры, отражающие отношение человека к природе. Игра «Зайцы в огороде» Цель Знакомство обучающихся с русскими народными играми как культурной традицией русского народа
Основные термины, понятия Игра, человек, природа
Планируемый результат
1.Узнают о русских народных играх «Зайцы в огороде», «Пчёлки и ласточки»; о правилах проведения детских игр;
2. Научатся организовывать и проводить со сверстниками игры;
3. Научатся оказывать моральную поддержку сверстникам при выполнении игровых заданий.
Данная цель реализуются посредством следующих задач:
образовательная:
- познакомить детей с русской народной игрой «Зайцы в огороде»;
развивающая: - развивать умения выполнять различные игровые движения, сравнивать их; - развивать творческие способности детей;
развивать умения высказывать свое предположение на основе данных слов;
воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать культуру поведения при проведении игр;
- воспитывать умение оказывать моральную поддержку сверстникам при выполнении игровых заданий;
Личностные УУД:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии; - проговаривать последовательность действий на занятии; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе других игр; - отличать верно выполненные движения в игре от неверных; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
Коммуникативные УУД: - умение распределять роли в процессе совместной игровой деятельности; - умение проговорить цель, задачи и предполагаемые действия; - умение поддержать и продолжить мысль собеседника; - умение слушать друг друга; -умение работать в группах сменного состава; - умение задавать вопросы в ходе занятия; - умение участвовать в диалоге и т.д.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Технические средства обучения
Компьютер
Дидактические задачи занятия
Этапы занятия
Дидактические задачи Организационный (этап мотивации) Подготовка учащихся к работе на занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения этических требований учебного занятия Постановка учебной проблемы
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Актуализация опорных знаний и умений Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Формулирование проблемы, планирование деятельности Создание условий для формулировки цели занятия и постановки учебных задач. Открытие нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания правил игры, связей и отношений в объекте изучения. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения игр, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Рефлексия Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения играми.
Этапы занятия | Формируемые ууд | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу игры, к приобретению новых правил и доброго отношения к своим одноклассникам; | Звучит музыка. (Слайд 1.Приветствие. Музыка.) Добрый день! Дети давайте поприветствуем гостей, а теперь друг друга. Настроение приподнятое. Что за чудо чудеса? Эти строки проговаривает учитель. Вы взяли руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутили тепло ваших друзей, которые будут вам помощниками.
| Дети заходят в класс. Встают в круг. Приветствуют гостей и друг друга. Хором проговаривают: Раз рука и два рука. Вот ладошка правая, Вот ладошка левая. И скажу вам, не тая, Руки всем нужны друзья! Сильные руки не бросятся в драку. Добрые руки погладят собаку. Умные руки умеют лепить. Чуткие руки умеют дружить.
|
Постановка проблемы | Л: формирование положительной мотивации П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера | А теперь давайте выберем помощников для нашего занятия. Используя считалку, мы их определим. Помощникам одевают: мальчику - фуражку, девочке - венок. Помощниками будут: Ева и Влад. Ребята с помощью необычного сундучка, мы разделим класс на группы: Это будут команды: У каждой команды свой набор букв, теперь составляем слова, которые помогут определить тему нашего занятия. Хором прочитайте получившиеся слова. _ Как они взаимосвязаны между собой? Выскажите свои предположения, свою гипотезу. (Слайд 2.Тема занятия.) Итак, на нашем занятии сегодня, мы должны доказать или опровергнуть наше предположение. Существуют ли такие игры, с помощью которых можно выразить своё отношение к природе. | Дети используют считалку. На зелёном на кусту, На дубовом на мосту Лебеди крылатые, Журавли полосатые. Полетят не догнать. ….., тебе помогать! В сундучке фигуры трёх цветов, образуются 3 группы. Помощники кладут большие кубики, возле которых образуются 3 команды. Хором проговаривают. Красных фигур Жёлтых фигур Зелёных фигур 1группа: составляет слово игра. 2 группа: составляет слово человек. 3 группа: составляет слово природа. Помощники определяют команды победителей Первыми выполнили задание - Вторыми выполнили - Третьими выполнили - Хором читают получившиеся слова 1команда игра 2команда человек 3команда природа Каждая группа предлагает варианты. Определяют тему занятия: Игры, отражающие отношения человека к природе. |
Актуализация опорных знаний и умений. |
| Действительно, природа - это всё, что нас окружает. Слайд 3.Весна. Стих-е. Сегодня я вас приглашаю в гости. Отгадайте к кому? Если речка голубая Пробудилась ото сна И бежит в полях сверкая Значит к нам пришла … Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края. И принесла игру-веснянку. Она называется «Ручеёк» Для этой игры нам нужна команда мальчиков и команда девочек.
Имеет ли эта игра отношение к природе? | Дети хором называют слово весна. Дети выстраиваются в колонну: мальчик девочка, каждый кладет руки на талию, стоящего впереди. Помощники кладут сбоку 2 скакалки, на расстоянии 0,5-0,7м одна от другой. Дети проговаривают слово «ух» перепрыгивают через верёвку-на другой берег ручья. Тот, кто не перепрыгнет, выбывает из игры. Разлился ручеёк, золотой рожок - ух! Разлился водой, холодной, снеговой-ух! Разлился водой, прозрачной ключевой-ух! По пням, по болотам, по лесным колодам-ух! Помощники определяют кто из мальчиков и девочек допустили ошибки. Какая команда самая внимательная. В ручейках находится вода, без которой человек, животные, растения не могут существовать. Поэтому к воде нужно бережно относиться.
|
Формулирование проблемы, Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения К: планирование игрового сотрудничества
Р: умения принимать и сохранять правила игр, К: умение участвовать в коллективной игре;
| Действительно, весну трудно представить без половодья. Идёт матушка Весна Колокольцами звеня. Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги дон Угадай откуда звон. Эти необычные колокольчики-звонки помогут составить правила играющих. Итак, 1 колокольчик звонок-выслушиваем правило, 2 звонок колокольчик -строго следовать данным правилам. 3колокольчи -звонок -во время игры помнить о русской пословице: «Доброе братство лучше богатства» 4 колокольчик- не ссориться. 5колокольчик- уважать интересы всех играющих. Слайд 4 Правила игры. Весной природа пробуждается от зимнего сна. Слайд 5 Признаки весны. Назовите признаки весны в живой природе. -Какую игру о птицах мы разучили на прошлом занятии? Разминка Игру начнём с выполнения несложных движений на месте: руки в стороны, вверх, присесть, встать, на месте шагом, бегом. Произношу громко: «Вороны», с правой стороны, играющие бегут к городкам «Воробьи», с левой стороны, игроки бегут к мячам. Как вы относитесь к птицам? В какой акции вы принимали участие? |
Помощники звенят в колокольчики. Дети составляют правила играющих с помощью колокольчиков звонков.
- набухание почек; - появление листьев; - цветение растений; - появление насекомых; - возвращение перелетных птиц, Они строят и обновляют гнёзда, выводят потомство Она называется «Вороны, воробьи» Дети строятся в колонну, 1номера вороны,2номера воробьи. Помощники помогают определить самых внимательных и ловких. Обращают внимание на соблюдение или нарушение правил. Мы должны заботиться о птицах, помогать им пережить трудное зимнее время, подкармливать их.
|
Знакомство с новой игрой «Зайцы в огороде» |
| Весна приносит изменения не только в жизнь птиц, но и в жизнь животных. Отгадайте, о ком сейчас пойдёт речь? В этом нам поможет пальчиковая игра: «Мы морковку посадили» Мы морковку посадили, Нечего проказить,
Итак, какие животные будут участниками нашей игры? Слушаем правила игры «Зайцы в огороде» Для игры понадобятся 2 круга. В малом кругу находится сторож - это огород. Остальные играющие - зайцы. Они располагаются в большом круге. По моему сигналу, зайцы произносят слова: «Зайцы по полю бежали, огородик увидали. Раз-два-три-четыре! Прыг-скок в огород! Зайцы, прыгая на двух ногах, проникают в огород и возвращаются обратно только прыжками. Сторож должен поймать («запятнать») как можно больше зайцев, дотронувшись рукой. Пойманные зайцы выходят из игры. Когда будет поймано 5-6 зайцев, выбирается новый водящий - сторож, а старый становится зайцем. Игра начинается сначала. Какие изменения происходят у зайцев весной? Как вы относитесь к этим животным? | Дети играют:
Это зайцы. Играют мальчики. Девочки оценивают. Соблюдают ли они правила игры. Помощники раскладывают морковь.
Показ прыжков.
Меняют окраску. Человек наблюдал, какие овощи любят зайцы и придумал эту шутливую игру. |
Применение правил на другие игры. Игра «Пчёлки и ласточка»
| П: умение применять полученные правила; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Л: желание самовыражения П: умение применять полученную информацию, строить речевое высказывание в устной форме
| Весной происходят изменения и в жизни насекомых. Отгадайте, о ком пойдёт речь? Сок цветов душистый пьёт, А сейчас играем в игру «Пчёлки и ласточка» Используя слова, девочки придумывают движения пчёлок.
Как мы относимся к пчёлам, шмелям, нужны ли они? Они опыляют растения, появляются плоды.
|
Это пчела. Правила игры рассказывают девочки.
Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении |
Рефлексия | Р: оценивание результатов своей деятельности на занятии; Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в играх, связывая успехи с усилиями и трудолюбием
| Слайд 6.По картинкам определить игры. Вспомним игры, в которые мы играли на этом занятии. (вода, воробей, заяц, пчёлка) Как вы считаете, существуют ли такие игры, в которых человек может выразить своё отношение к природе? Слайд7. Рефлексия. Для того, чтобы ожила наша поляна оцените себя в играх, свое настроение: Белые цветы * Я отлично играл, уважал игроков, получил удовольствие! Красные цветы **Я хорошо играл, но в следующий раз буду внимательнее в игре! Вот такая у нас получилась поляна. Народные игры веками живут. В них сила и мудрость, их любят и ждут.
| Это игры «Ручеёк», «Вороны, воробьи», «Зайцы в огороде», «Пчёлки и ласточка». Человек с давних времён наблюдает за природой, ведь она источник вдохновения, творчества Дети выбирают цветы: Белые * Я отлично играл, уважал игроков, получил удовольствие! Красные **Я хорошо играл, но в следующий раз буду внимательнее в игре! Все игры нас учат честными быть Добрыми быть, дружбу ценить. |