Конспект урока по окружающему миру: «Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни » Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру: « Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни » Школа 2100Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства

Кафедра естествознания и методики его преподавания в начальных классах





Образовательная система: Школа 2100

Конспект урока по окружающему миру:

« Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни »







Подготовила: Студентка БО-32 группы, Вилисова Юлия

Методист: Лазарева Ольга Николаевна

Место прохождения практики: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69 г. Екатеринбурга

Адрес ОУ: ул. Сакко и Ванцетти 36

2 «Л» класс, 25 кабинет

Ф. И. О. учителя: Ласкова Татьяна Геннадьевна

Дата проведения урока: 2 марта 2015 года

Екатеринбург 2015г

Тема: « Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни »

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формировать общее представление о зонах холодного пояса.

Задачи: Обучающие:

  • Расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о природных зонах холодного пояса
  • Познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь
  • Показать приспособленность живых организмов к условиям природных зон холодного пояса,
  • Научить по определенным признакам (положение на карте, климат, приспособленность растений и животных к среде, взаимосвязь животного и растительного мира, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемой зоны, охрана природы) анализировать природную зону
  • Систематизировать, повторять и закреплять ранее изученный материал.

Развивающие:

  • Развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
  • Развивать умение осуществлять самоконтроль по результатам действий
  • Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу
  • Развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы, умение работать в группе, паре
  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.


Воспитывающие:
  • Воспитывать положительную мотивацию к обучению, любознательность, интерес к предмету
  • Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, культуру общения, способствующую созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

а) у учителя: учебник Вахрушев, А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. («Наша планета Земля»). 2 класс. Учебник в 2 ч. Ч.2. - М.: Баласс, 2012. - 128 с.; компьютер, интерактивная доска, доска, презентация, проектор, картинки с изображением животных и растений, карта « Природные зоны».

б) у учеников: учебник Вахрушев, А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. («Наша планета Земля»). 2 класс. Учебник в 2 ч. Ч.2. - М.: Баласс, 2012. - 128 с.; Вахрушев, А.А., Бурский, О.В., Раутиан А.С., тексты для самостоятельного изучения, карточки с элементами пищевых цепей для работы в парах, листок с тестом, карточки - помощницы, листы самооценки, иллюстрация природы Арктики, атласы.

Схема оформления доски.

Карта природных зон

Работа с презентацией на интерактивной доске





Тема







.

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

Организа-ционный момент.

( 1 мин)

Здравствуйте ребята, садитесь.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Выполняют действия, настраиваются на работу.

Личностные:

мотивация к познанию.

Регулятивные УУД: включение в учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: учиться правилам общения.

Актуализация знаний.

Постановка темы урока.

( 5мин)

Скажите, какую объемную тему мы изучаем? А что это такое? Кто может сказать?

Если затруднения, обратимся к учебнику на странице 13.

Молодцы.

Какой закон изучили на прошлом уроке?

О чем он говорит?

С чем связан порядок смены природных зон от полюса к экватору?

На слайде

Затруднения - читаем на странице 13.

Мы сегодня отправимся в путешествие. А вот куда? Вы сейчас догадаетесь сами. (2 минуты)

Слайд (Тест из 5 вопросов)

1.Какой тепловой пояс один?

а) холодный т) умеренный с) жаркий

2. Как сменяют друг друга природные зоны?

в) с юга на север е) от полюса к экватору ж) с запада на восток

3.Где природные зоны России расположены правильно?

б) Арктические пустыни, тундра, пустыня, тайга, степь;

в) Арктические пустыни, тундра, леса, степи, пустыни;

г) тундра, степи, леса, пустыни, арктические пустыни;

4. В какой природной зоне мы живём?

е) в зоне лесов з) в зоне степей

к) в тундре

5. Что характерно для нашей зоны?

м) суровая зима; н) жаркое лето;

р) ярко выраженная смена времён года

-Какое слово у вас получилось?

Значит мы едем на север. Выберите те вещи, которые вы возьмёте в путешествие.

Слайд (Картинки одежды)

-Почему вы берёте тёплую одежду?

- Вы знаете, почему на севере холодно?


Мы отправляемся в дорогу. Садимся в самолёт.

Слайд (картинка самолёта)

-В каком тепловом поясе мы окажемся?

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Какие природные зоны в этом поясе?

Сделаем остановку в зоне Арктических пустынь.

Для того, чтобы узнать где эта зона находится, воспользуемся картой «Природные зоны России». Посмотрите внимательно на карту. Как мы узнаем, где находится зона арктических пустынь? Куда нужно посмотреть?

Верно. Ксюша выходи сюда. Найди в условных обозначениях цвет и цифру, которой обозначается эта зона. Молодец - садись. Посмотрите на карту и найдите серый цвет. Да, вот он вверху на севере чуть-чуть.

( Показ на карте этой зоны.)

Зона арктических пустынь расположена на островах, находящихся в Северном Ледовитом океане. Сейчас я вам их назову, а вы внимательно следите за мной: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, остров Врангеля.

Если спросят, почему так называются - об этом мы будем говорить на след уроках, а ты можешь приготовить сообщение.

(На партах картинки разных животных и растений)

- Ребята, выберите картинки животных и растений, которых можно увидеть здесь.

- У вас получились очень разные ответы. Почему?

Значит, мы еще этого не знаем, и наша цель сегодня на уроке…?

-Природные зоны. Обширные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром называются природными зонами.

Закон природной зональности.

В направлении от полюса к экватору природные зоны сменяют друг друга в определенном порядке. Этот порядок - один и тот же на всех материках.

Связан с количеством солнечной энергии.

Дети самостоятельно работают с тестом на листочках.



-Получилось слово север.

Дети называют вещи.

- Там холодно.

- Мы знаем, что солнце нагревает поверхность земного шара неравномерно.

На полюсах солнечные лучи скользят по поверхности Земли. Солнце стоит низко над горизонтом. Земля получает мало тепла и света, поэтому на полюсах холодно.

- В холодном.

-Природные зоны холодного пояса.

- Арктические пустыни, тундра.

В условные обозначения.

Цвет серый цифра1



Дети выбирают картинки.

Мы ещё не знаем точно, кто здесь живёт. Не хватает знаний.

Узнать….

- Кто живёт?

-Что растёт?

-Какой климат?

- Как приспособились животные и растения к этим условиям?

Познавательные УУД: ориентировка в своей системе знаний;

построение цепочки рассуждений;

Коммуникативные УУД:

оформление своих мыслей в устной речи правильно и точно.

Регулятивные УУД:

суметь увидеть проблему;

определять и формулировать цель деятельности на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;

прогнозировать предстоящую работу.

Личностные УУД:

способность к саморазвитию.






Совместное открытие знаний.

Работа в группах.

( 15мин)

Чтобы найти ответы на ваши вопросы предлагаю посетить научные станции. Разбиваемся на 5 групп по 5 человек.

1 группа отправится к географам. Вы разберётесь, где находится эта зона, какой там климат, какие природные явления.

2 группа к ботаникам.

-Чем занимаются ваши учёные?

Вы узнаете, какие растения встречаются в арктической зоне. Как они приспособились к суровым условиям.

3 группа к зоологам. Что изучают эти учёные? Вы будете наблюдать, какие животные населяют эту зону. Как звери и птицы приспособились здесь жить.

4 группа к учёным - исследователям для того, чтобы узнать, чем занимаются люди в Арктике.

5 группа идёт в гости к экологам, чтобы узнать, какие экологические проблемы есть в этой зоне.

Каждая группа внимательно изучает вместе с учёными свой раздел, делает записи в карточку - помощницу, а потом делится полученными знаниями с другими группами.

Вы можете пользоваться любым материалом, который лежит на столах: учебник, записки учёных для ребят 2 «Л» класса (Приложение1). Чтобы работа была успешной, какие правила вы должны соблюдать?

Желаю вам удачи и интересных открытий. Работа в группах (7мин)

Работа закончена, группам нужно собраться вместе и доложить о своих открытиях.

Отчёт 1группы с использованием карты природных зон.

Отчёт 2, 3,4,5 групп с использованием презентации.

(10 мин)

1 группа вопросы

Покажите острова, которые находятся в зоне арктических пустынь и назовите их.

характерные элементы природы арктических пустынь?

Сколько длится лето в зоне арктических пустынь?

2 группа вопросы

Покажите на слайде растение, о котором не было в тексте, и подумайте, почему оно так называется?

Так как оно неприхотливое и растет на камнях.

Перечислите растения, которых нет на слайде, но о которых вы читали.

Перечислите еще раз приспособления растений к неблагоприятным условиям и объясните, почему так.



3 группа вопросы

Покажите на слайде животное, о котором не было в тексте, и подумайте, почему оно так называется?

Так как напоминает собой смешение внешности быка и овцы.

Перечислите растения, которых нет на слайде, но о которых вы читали.

Перечислите еще раз приспособления животных к неблагоприятным условиям и объясните, почему так.



4 группа вопросы

Чем полезны наблюдения за погодой?

Как влияет деятельность людей на природу и обитателей зоны арктических пустынь?

Как вы думаете, трудно ли людям в зоне арктических пустынь? Почему?

А вы бы поехали в Арктику? Почему?

5 группа вопросы

Какие экологические проблемы возникли?

Как решают эти проблемы?


Как называется заповедник? Покажите на карте, где он находится.

Как называют остров Врангеля?

Разбивка на группы. По 5-6 человек.

Изучают растения.

Изучают животный мир.



Работать дружно, не перебивать, внимательно слушать друг друга.

Приложение 2

Каждая группа зачитывает заполненные карточки. Во время выступления показ слайдов.

Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, остров Врангеля.

Большие ледяные поля, крупные ледяные глыбы и битый лёд, ледяные « языки», спускающиеся к морю, и отколовшиеся от них айсберги.

- 1 месяц

Камнеломка.

Ломает камни.

Мятлик, пушица, полярный мак, куропаточья трава-дриада, осока, редкие кустарники.

Корни растений очень маленькие, а сами растения низкорослые

Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней

стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом.

Овцебык.

гагарки, чайки, тупики, морж.

- хорошо плавают даже под водой, кроме этого они хорошие ныряльщики.

Все они питаются рыбой, которую ловят в море или океане.

От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью

мощные клыки длиной

Клыки - оружие защиты, широкие лапы - чтобы не проваливаться.

Эта работа помогает составлять прогнозы погоды для разных районов страны.

Исчезновение животных из-за браконьерства, неумеренной охоты. Загрязнение окр. среды.

запрещена охота на редких животных, взяты под охрану « птичьи базары», ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Остров Врангеля.

«Родильным домом» белых медведей.

Познавательные УУД:

развиваем умение извлекать информацию;

на основе анализа делать выводы;

учимся представлять

информацию ;

учимся ориентироваться

в учебнике, атласах.

Коммуникативные УУД:

развиваем умение работать в группе;

слушать и понимать других;

строить свои высказывания в соответствии с поставленными задачами;

инициативное сотрудничество в сборе информации.

Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать свое мнение на основе

полученной информации;

учимся реализовывать план действий;

волевая саморегуляция в

ситуации затруднения.

Личностные УУД:

формируем мотив к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

самоопределение;

осознание ответственности за общее дело.

Физкультминутка

(1 мин)

Шагаем мы рядом, (шагают на месте)
Рюкзак за плечами.
Солнце на небе, (подняли руки вверх и потянулись)
Земля под ногами. (присели на корточки)
Справа - товарищ, (повернуться к соседу справа, дотронуться до плеча)
Слева - подруга. (повернуться к соседу слева, дотронуться до плеча)
Встанем на месте -
Поддержим друг друга.(взяться за руки)

Дети повторяют движения.

Применение

знаний. Работа в парах.

( 6мин)

Как вы увидели, несмотря на суровый климат, зону ледяных пустынь населяют и кормильцы, и едоки, и мусорщики. Здесь сложилась своя экосистема.

- Что мы называем экосистемой?

1.Сейчас каждая группа составит нам пищевые цепочки. Разберёт живые организмы по их профессиям: « Едоки», « кормильцы», «мусорщики».

У каждой пары есть карточки. Возьмите их и начните работу.

1 группа.

Водоросли - рачки - рыбы- птицы.

2группа.

Водоросли- рыбы- тюлени- белые медведи.

3 группа.

Водоросли- рачки- рыбы- тюлени.

4группа.

Водоросли - рачки- рыбы- белые медведи.

5 группа

Планктонные растения - планктонные животные - рыбы - кайры.

Проверяем себя, у какой группы все было без ошибок?

Слайд (цепи питания)

-Что вы скажете о « кормильцах»?

-О « едоках»? О « мусорщиках»?

А теперь сравните с правильным выводом. Слайд (вывод)

В зоне ледяных пустынь кормильцы очень малы, но их много. Это планктон - мельчайшие растения и животные, отличный корм для рыб.

В основном в этой зоне встречаются едоки: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты. Роль мусорщиков выполняют микроскопические бактерии.

Экосистема - это

« содружество» живой и неживой природы, в которой все обитатели чувствуют себя как дома.

Составление пищевых цепочек, характерных для Арктики.


Самопроверка.

Ответы детей.

РегулятивныеУУД:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе полученных знаний; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

соотносить результат своей деятельности с целью и делать нужные изменения;

формирование самооценки.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний на практике;

умение перерабатывать информацию;

умение подводить под понятия и сравнивать с учебником.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

доносить свою позицию до других ;

умение работать в паре;

умение договариваться с людьми, согласуя интересы и взгляды.

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело.

Самостоя-тельное применение знаний.

(6мин)

У вас на столе есть иллюстрация природы Арктики. Нужно оживить картину с помощью животных и растений.

(карликовая береза, белая куропатка, морошка, пингвины) лишнее

Выставка работ. Молодцы! Теперь зрительно вы будете помнить зону арктических пустынь, царство льда и снега. Пора возвращаться домой. Садимся в самолёт. Слайд (самолёт)

Дети выбирают животных и растения Арктики и наклеивают на иллюстрации.

(коллаж из бумаги)

Коммуникативные УУД

развиваем умение договариваться в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

учимся преодолевать трудности.

Познавательные УУД:

умение преобразовывать информацию.

Итог урока.

Рефлексия

(4мин)

Проверим свою работу на уроке. Слайды (столбики слов)

Задание: найди, что лишнее? (приложение 3)

Давайте, мы с вами подведём итог урока. Подумайте, сосредоточьтесь и ответьте на вопросы.

Сегодня на уроке я

Познакомился с…. Узнал…

Научился…

Все ли вам было понятно?

Кому нужна помощь учителя?

В чем затруднился?

Какое задание было самым сложным?

Всем спасибо. Урок окончен.

Олень

Лишайники

Жаркое лето

Антарктида

Познакомился с природной зоной арктических пустынь.

Регулятивные УУД:

Соотносить свой результат с целью;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

Личностные УУД:

самооценка на основе критерия успешности.

Домашнее задание.

Прочитать в учебнике с 14 - 15. И приготовить сообщения о животных и растениях Арктики.

Приложение 1

Записки географов для ребят 2 «Л» класса

Крайний Север - это Северный Ледовитый океан со своими морями и островами. Его называют Арктикой или зоной Арктических пустынь.

Здесь суша и море почти круглый год покрыты льдом и плотным слоем снега, по которому можно ходить не проваливаясь. Большие ледяные поля, крупные ледяные глыбы и битый лёд, ледяные « языки», спускающиеся к морю, и отколовшиеся от них айсберги - характерные элементы природы арктических пустынь. Здесь очень суровый климат: зима долгая и холодная, продолжается дольше, чем учебный год. В это время солнце совсем не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только свет звёзд да луны освещают снежные просторы. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до - 60 градусов … Лето короткое и холодное, длится всего один месяц. Косые лучи солнца не могут как следует прогреть землю, и поэтому за лето успевает оттаять только самый верхний слой почвы, ниже которого сохраняется вечная мерзлота. Летом в Арктике несколько месяцев круглые сутки светло - продолжается полярный день. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

Записки ботаников для ребят 2 «Л» класса Там, где всё покрыто льдом, жизнь, кажется, невозможна. Но это совсем не так. В местах, где из-под льда на поверхность выходят скалы, существует собственный растительный мир. Корни растений очень маленькие, а сами растения низкорослые. На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, мхи и полярные маки. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней. В трещинах скал, где скапливается небольшое количество грунта, на оттаявших участках селятся мхи, лишайники, некоторые виды водорослей и даже злаки и цветковые растения. Среди них мятлик, пушица, полярный мак, куропаточья трава-дриада, осока, редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом. За холодное полярное лето они успевают зацвести и даже дать плоды. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды и снега. Но вдруг попадается зеленая льдина! Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. Там, где проходят тёплые морские течения, вода летом свободна ото льда и богата планктоном. Планктон - это мельчайшие растения, отличный корм для рыб.

Записки зоологов для ребят 2 «Л» класса.

Животный мир Арктики очень удивителен и неповторим. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним.

Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Из животных больше всего птиц. На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагарки, чистики, чайки, красивые птицы с необычным клювом - тупики. Их шумные скопления называют птичьими базарами, шум которых слышен на многие километры. Все они питаются рыбой, которую ловят в море или океане. В море множество водорослей, ими питаются рачки, рачками - рыбы, а рыбами - птицы. Эти птицы хорошо плавают даже под водой, кроме этого они хорошие ныряльщики. Гнёзда они делают самые простые - из камешков - в расщелинах скал и даже просто на камнях, потому что гнёзда делать не из чего. Из крупных животных обитают представители китов и ластоногих (тюлени и моржи), а так же белые медведи. Рыбой кормятся и тюлени. Эти животные отлично плавают и ныряют. У них удлинённое, обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени могут долго находиться на суше, так как дышат воздухом.

Морж - крупное морское животное длиной до 3-4м. Они похожи на тюленей, но гораздо крупнее и имеют мощные клыки длиной 40-50 см. из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки - оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу. Кожа у моржей достигает 3-4 см толщины. Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но отличное обоняние. Детёныши, устав плавать или почуяв опасность, забираются на спину к матери. Мать даже при смертельной опасности не бросает детёныша.

Белый медведь - крупное красивое животное, прекрасно плавает. У него густая длинная шерсть, широкие лапы, белый цвет меха. Может часами плыть в ледяной воде. Свою добычу - моржей, тюленей - чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Летом они могут питаться травой, лишайниками, черникой и леммингами. Белый медведь занесён в Красную книгу.

Чем занимается человек в Арктике.

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. Неизвестные земли, загадочная природа манили сюда учёных. Сейчас на островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь живут и работают отважные полярники, которые изучают природу Севера: погоду, воды океана, животный мир, движение льдов. Особенно тщательно они наблюдают за погодой. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды для разных районов страны. Проложен северный морской путь, это самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий океан. Когда по этому важному для экономики страны пути движутся караваны судов, их ведут мощные ледоколы. Обилие рыбы, морских зверей привлекают рыбаков и охотников. Сейчас в Арктике человек занимается рыболовством, охотой, добычей полезных ископаемых.

Но не всегда это делает разумно. В настоящее время природе Арктике нанесён огромный ущерб. Стали редкими: белый медведь, морж, они занесены в Красную книгу. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Записки экологов для ребят 2 «Л» класса.

Не всегда человек разумно использует природные богатства севера. Из-за неправильного использования природных богатств в Арктике возникли экологические проблемы. Долгие годы люди охотились на белых медведей, моржей, тюленей. В результате неумеренной охоты белые медведи и моржи стали редкими. Они внесены в Красную книгу России. В морях Арктики люди занимаются рыболовством. Это делают зачастую хищнически, не заботясь об охране рыбных богатств. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: запрещена охота на редких животных, взяты под охрану « птичьи базары», ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Например, заповедник «Остров Врангеля» расположен на острове Врангеля. На остров прилетает большое количество птиц для гнездовья. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу - розовую чайку. Остров Врангеля - единственное место, где гнездятся белые гуси.

Сюда приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Поэтому остров Врангеля называют « родильным домом» белых медведей. На острове обитает самое крупное из копытных животных - овцебык, завезённый в заповедник из Северной Америки.

Приложение 2

Карточка - помощница для географов.

(показ с использованием интерактивной доски )

Арктика - это огромное пространство … (Северного Ледовитого) океана, с … (морями) и (островами). Солнце направляет на это пространство …(косые) лучи. Оно … (светит), но не … (греет). Зимой в Арктике … (полярная ночь). Темноту освещают: луна, звёзды и … (Северное сияние). Дуют … (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до минус … (шестидесяти) градусов. Летом в Арктике … (полярный день), но … (тепла) тоже нет. Температура лишь на … (несколько градусов) выше … (нуля).

Карточка - помощница для ботаников.

На островах, прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники, они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). Корни растений очень (маленькие), а сами растения (низкорослые). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество … (планктонных растений водорослей).

Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на (льду), в морях встречаются (зелёные) льдины.

Карточка - помощница для зоологов.

Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются … (рачки), а ими … (рыбы). На скалистых берегах собираются … (чайки),…(чистики), … (кайры) и … (гагарки). Здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики). Все звери - прекрасные … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по снегу и льду).

Карточка - помощница для социологов.

Человек не является ( коренным) жителем ( Арктики), но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают ( научные станции), на которых изучают (суровую природу )Севера. Проложен северный ( морской путь), идут караваны судов. Люди занимаются ( рыболовством), (охотой), добывают (полезные ископаемые).

Карточка - помощница для экологов.

Из-за неправильного использования природных богатств в Арктике возникли (экологические проблемы). Стали редкими: (белый медведь), (морж), они занесены в (Красную книгу). Почти полностью уничтожены некоторые виды (рыб). С различных судов в воду и на берег попадают (вредные вещества) и (мусор). Сейчас запрещена (охота) на редких животных (белых медведей и моржей), взяты (под охрану) « птичьи базары», ограничили (рыбную) ловлю, создали заповедник («Остров Врангеля» ). Сюда на остров из разных уголков Арктики приходят (белые медведицы ) для того, чтобы появились на свет (малыши). Здесь обитает одно из удивительных животных - ( овцебык).

Приложение 3

Белый медведь Кайра Полярная ночь

Тюлень Тупик Северное сияние

Морж Лишайники Сильные морозы

Олень Гагарка Жаркое лето

( олень не живёт ( лишайники - ( жаркое лето явление не для

в Арктике) это растения) Арктики)

Остров Врангеля

Антарктида

Северный Ледовитый океан

Арктика

( Антарктида находится в Южном полушарии)



Приложение 4

Тест

1.Какой тепловой пояс один?

а) холодный

т) умеренный

с)жаркий

2. Как сменяют друг друга природные зоны?

в) с юга на север

е) от полюса к экватору

ж) с запада на восток

3.Где природные зоны России расположены правильно?

б) Арктика, тундра, пустыня, тайга, степь;

в) Арктика, тундра, леса, степи, пустыни;

г) тундра, степи, леса, пустыни, Арктика;

4. В какой природной зоне мы живём?

е) в зоне лесов

з) в зоне степей

к) в тундре

5. Что характерно для нашей зоны?

м) суровая зима;

н) жаркое лето;

р) ярко выраженная смена времён года

Приложение 5







© 2010-2022