Тематическое планирование УМК «Гармония» 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Большеокуловская СОШ»








УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

__________Курачева М.В..

«___» ______2013г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР:

____________Корякина Н.Л.

«__» ________2013г.

Рассмотрено

на МО учителей начальных классов

Протокол № 1

от «___» _______2013г.

Руководитель МО

_________Батанина Е.М.


Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

2 класс

2013-2014 учебный год

УМК «Гармония»



Автор УМК: Поглазова О.Т., Шилин В.Д.


Автор-разработчик: Савинова В.А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории






с. Большое Окулово, 2013 г.

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Гармония» 2 класса

№ и тема урока

страницы учебника и рабочей тетради

Кален

дарные сроки

Предполагаемые результаты

Формируемые универсальные учебные действия

Деятельность учащихся

Конт

роль усвоения

Раздел I. Человек и природа - 10 часов 1. Повторение учебного материала, изученного в 1 классе. Тест №1 Учебник - с. 3-4; Рабочая тетрадь - с. 3 - 6;

Знать:

- структуру учебника;

- объекты окружающего мира;

- общие условия, необходимые

для жизни живых организмов.

Уметь:

- называть живые и неживые предметы окружающего мира, изделия человека; -определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) Личностные: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. Регулятивные: -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы. -умение читать схемы и работать с ними; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос -умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы; Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -использовать речь для регуляции своих действий; -формулировать собственное мнение. - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы. Умение читать схемы и работать с ними; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста; рассуждать и проверять свои выводы, Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы. Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста, иллюстраций и представлять её в разных формах. Умение анализировать рисунки и представлять иллюстративную информацию в вербальной форме; умение давать аргументированный ответ. Умение узнавать предмет (растение) по описанию его признаков; умение работать в паре; умение пользоваться дополнительной литературой, составляя краткое сообщение. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека; называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений. Тестовые задания - с. 3 - 5, тест № 1.


2. Что нас окружает. Тестовые задания, работа №1 Учебник - с. 5-7; Рабочая тетрадь - с. 7;

Знать:

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- отличительные признаки живого;

Уметь:

-объекты живой и неживой природы; - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе Принимают (совместно с учителем) и решают поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную информацию, анализируют иллюстрации и распределяют предметы окружающего мира в разные группы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в них представлена; формулируют выводы, подводят итог урока (какие была поставлены задачи, какими способами они решались, какой вывод сделан после их решения, о каком новом способе представления информации узнали). Тестовые задания -

с. 6 - 7, работа № 1. 3. Человек - часть живой природы. Тестовые задания работа №2 Учебник - с. 8 -9; Рабочая тетрадь - с. 8-9, задания 7,8, 9;

Знать:

- чем человек отличается от животных;

- общие условия, необходимые

для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Уметь: -доказывать, что человек - часть живой природы. Актуализируют знания о живых существах, полученные в 1 классе и собственные наблюдения за животными, анализируют иллюстрации, отвечая на поставленные вопросы, читают текст, выделяя основные мысли, делают вывод, выполняют задания в рабочей тетради.
Тестовые задания -

с. 8 - 9, тест № 2. 4. Человек - разумное существо Учебник - с. 10-14; Рабочая тетрадь - с. 10-11, задания 10, 11, 12;

Знать понятия «разумное существо».

-изобретения человека

Уметь:

- доказывать, что человек - разумное существо
Рассуждают, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека; делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками.

Тестовые задания - с. 10 - 11, работа № 2. 5. Здоровье человека. Значение природы для здоровья. Учебник - с. 15-18; Рабочая тетрадь - с. 12-13, задания 13-18.

Знать:

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

Уметь:

-выполнять правила безопасного поведения в природе;

- объяснять значение природы

для здоровья человека; -анализировать духовную и физическую красоту человека; Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией; рассуждают о том, как надо заботиться о своём здоровье, о способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье, заполняют схему в рабочей тетради.


6. Органы чувств, их гигиена. ОБЖ «Охрана органов чувств» Учебник - с. 19-27; Рабочая тетрадь - с. 14-15, задания 19 - 23 7.Органы чувств, их гигиена - практическая работа

Знать:

- органы чувств человека

Уметь:

-определять функции органов чувств человека;

- соблюдать правила гигиены ; -оказывать первую помощь при небольших травмах. Выясняют значение органов чувств человека, обсуждают правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье; моделируют различные ситуации, в которых могут оказаться дети; составляют советы, как беречь здоровье органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания; проверяют остроту зрения и слуха, выполняют практическую работу (возможно с помощью школьного врача или медсестры) по использованию средств гигиены и оказания первой помощи при небольших травмах, выполняют задания в рабочей тетради.


8. Чистота - залог здоровья. ОБЖ «В гостях у Айболита» Учебник - с. 29-31; Рабочая тетрадь - с. 15, задание 24, с. 16, задание 25;

Знать понятие «микробы».

Уметь: -выполнять правила гигиены. Анализируют рисунки и «озвучивают» их, расшифровывают условные рисунки; обсуждают значение чистоты в жизни человека, составляют советы по её соблюдению, работают в парах, обобщают полученные знания о здоровье, выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях.

Тестовые задания - с. 12 - 15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно 9. Зелёная аптека. ОБЖ «Лекарственные растения - их помощь» Учебник - с. 32 - 35.
Знать: -лекарственные растения и их целебные свойства, -ядовитое растение; -правила сбора лекарственных растений ; Уметь: - использовать их целебных свойств. Вспоминают, что они узнали о растениях в 1 классе, называют группы растений, их отличительные признаки (деревья, кустарники, травы, хвойные и лиственные деревья, ядовитые ягоды, культурные и дикорастущие); рассуждают о значении растений для природы и для человека; узнают лекарственные растения по описанию их признаков и свойств, высказывают свои предположения о происхождении названий некоторых растений; обсуждают, как правильно собирать лекарственные растения, и почему некоторые из них занесены в Красную книгу; готовят небольшие сообщения о выбранном лекарственном растении (по желанию).


10. Азбука безопасного поведения. ОБЖ «Правила поведения с незнакомыми людьми» Учебник - с. 36-44; Рабочая тетрадь - с. 16-17, задания 26-28;

Знать :

-правила безопасного поведения в природе, дома, на улице.

Уметь: -соблюдать правила безопасного поведения в природе, дома, на улице. Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека; читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома при выполнении разных домашних работ, как вести себя с незнакомыми людьми; моделируют и разрешают опасные ситуации, анализируют и «озвучивают» рисунки, составляют к ним полезные советы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, дополняют выводы, которые даны в учебнике. Тестовые задания -

с. 12-15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно).

Раздел II. Человек и общество - 8 часов 11. Практическая работа по теме «Человек и природа» Человек - член общества Учебник - с. 46-48.

Знать:

- понятия «общительный человек», «мимика», «жест»;

-различные формы общения Уметь общаться со взрослыми и со сверстниками Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Регулятивные: -формирование основ оптимистического восприятия мира - умение контролировать свою деятельность по результату; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Познавательные: -умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. -умение анализировать рисунки, умение обобщать информацию. -умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. -умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом. Коммуникативные: -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству; -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов
Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами; анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества.


12. Разнообразие профессий людей Учебник - с. 49-51; Рабочая тетрадь - с. 18-19, задания 1-4.
Знать: Профессия людей, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий; Уметь: понимать важность любого труда, проявлять уважение к трудовой деятельности Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию, анализируют иллюстрации и «озвучивают» их (описывают работу людей разных профессий, соотносят профессию людей и место их работы); обсуждают важность профессий учитель, эколог; рассказывают о том, кем они хотели бы стать; выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками.


13. Как мы общаемся. Правила этикета Учебник - с. 52- 62; Рабочая тетрадь - с. 20, задание 5.
Знать: -Правила вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми, в общественных местах. Уметь: вести беседу, пользоваться жестами жест.
Рассуждают, для чего люди общаются, почему важно уметь правильно общаться; оценивают свои приоритеты, обсуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения, моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки (расшифровывают жесты); обсуждают, для чего нужно знать правила этикета, значение вежливости в общении людей; разыгрывают сценки, подбирая вежливые слова для каждого конкретного случая, разыгрывают по иллюстрациям соблюдение правил этикета в театре, в музее, в библиотеке; составляют пословицы и поговорки и объясняют их значение, выполняют задание в рабочей тетради.


14. Физическая и духовная красота человека. ОБЖ «Настроение» Учебник - с. 63-69; Рабочая тетрадь - с. 20-21, задания 6-10, с. 22-23, задания 11, 12.

Знать:

- значение природы для здоровья;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

Уметь:

- объяснять значение природы

для здоровья человека; -анализировать духовную и Читают стихотворение, анализируют его и размышляют, чем определяется красота человека, какие качества личности, черты характера делают его красивым, что входит в понятие физическая и духовная красота, каких поступков не совершает красивый человек; моделируют поступки красивого человека, оценивают поступки детей и свои; размышляют, каким бывает отношение человека к окружающему миру, к людям, к одноклассникам, как управлять отрицательными эмоциями, как культурно проявлять положительные эмоции; обсуждают необходимость проявлять чуткость к окружающим людям, желание им помочь в трудную минуту, «озвучивают» картинки, объясняют, что могло стать причиной разного настроения изображённых на них детей, приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций, оценивают поступки ребят, которые портят настроение родным, и другим людям.


15. Друзья, их значение в жизни людей Учебник - с. 70-73;

Знать:

- общие правила общения с одноклассниками;

- основные правила поведения

в школе. Уметь выполнять правила поведения в обществе Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды; моделируют день рождения друга; составляют и объясняют пословицы о дружбе, рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест и оценивают его результаты. Тестовые задания -

с. 16-18, тест № 4. 16. Семья. Родственники Учебник - с. 74-76; Рабочая тетрадь - с. 24, задания 13-16.

Знать:

- понятия «семья», «родственники», «родословная»;

- основные символы и традиции семьи;

- профессии родителей. Уметь описывать отдельные события из истории семьи, близких родственников Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом; решают логические задачи, читают схему и определяют по ней имена прадедов, выполняют задания в рабочей тетради; готовят рассказ о своей семье по предложенному плану.


17. Семейные заботы и традиции Учебник - с. 80-85; Рабочая тетрадь - с. 25-27, задания 17-20.
Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях; анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради; обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, её традиций и реликвий.


18. Родословная семьи. Проверочная работа по теме «Человек и общество» Учебник - с. 86; Рабочая тетрадь - с. 28-30, задания 21-24;

Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста.
Тестовые задания -

с. 19-21, тест № 5.

Раздел III. Природа вокруг тебя - 29 часов 19. Кто и как изучает природу Учебник - с. 88-91; Рабочая тетрадь - с. 31, задание 1.

Знать:

- разнообразие профессий людей, изучающих природу;

- роль трудовой деятельности в жизни человека и в истории общества; Уметь описывать отдельные профессии людей, связанные с изучением природы Личностные: - положительное отношение к школе, чувство необходимости учения -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности Регулятивные: - умение контролировать свою деятельность по результату;
Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию; учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке.


20. Природные тела и явления Учебник - с. 92-95; Рабочая тетрадь - с. 31, задание 2, с. 32, 33; задания 3-7.

Знать понятия «явление», «тело», «наблюдение».

Уметь: -наблюдать за природными телами и явлениями с целью познания природы Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фотографиям), происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года; читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.


21. Практическая работа по теме «Разнообразие облаков» Учебник - с. 96-97; Рабочая тетрадь - с. 34-35, задания 9-11; 22. Проверочная работа по теме «Тела и явления природы»

Знать понятие «облака».

Уметь:

-определять разнообразие облаков; - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях; предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака.

Тестовые задания - с. 22-23, тест №6, работа №4. 23. Солнце - ближайшая к Земле звезда Учебник - с. 98-101; Рабочая тетрадь - с. 36, задания 13-16.

Знать:

- значение солнца для растений, животных и человека;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в ок-ружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

Уметь:

-определять значение солнца

для растений, животных и человека; - выполнять правила предупреждения опасности солнечного перегрева и ожога Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно от Земли; выполняют задания в рабочей тетради.


24. Солнце и жизнь. ОБЖ «Польза и вред от солнца» Учебник - с. 102-103; Рабочая тетрадь - с. 37, задание 17.
Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях положительного и отрицательного воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека; работают в парах, анализируя и «озвучивая» рисунки, составляют советы по безопасному поведению под солнечными лучами, проверяют их по учебному тексту; составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома, поэта, художника).


25. Звёзды и созвездия Учебник - с. 104-108; Рабочая тетрадь - с. 37, задание 18, с. 38, задание 19.

Знать:

- названия звезд и созвездий;

- легенды о созвездиях.

Уметь:

-находить звезды и созвездия на ночном небе; - давать характеристику некоторым созвездиям и звездам Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий (Большой Медведицы); читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию).


26. Кометы, метеоры, метеориты Учебник - с. 109-110; Рабочая тетрадь - с. 38, задание 20.

Знать:

- понятия «кометы» , «метеоры», «метеориты» «естественный спутник»;

- разнообразие небесных тел ночного неба.

Уметь: -анализировать небесные тела Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её, читая текст; сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними; выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради.


27. Земля - планета Учебник (2 часть) - с. 3-7; Рабочая тетрадь №2 - с.3, задания 1-3.

Знать понятие «планета», «глобус»

Уметь:

-определять полюса Земли;

-работать с глобусом; - объяснять изменение времени суток и изменение времен года
Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст; сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия; знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности; отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради.


28. Движение Земли Учебник(2 часть) - с. 8-10; Рабочая тетрадь № 2, - с. 4, задания 4-6.
Анализируют рисунки и ставят (совместно с учителем) познавательную задачу (выяснить, почему происходит смена дня и ночи на Земле), высказывают свои предположения и проверяют их по учебному тексту; знакомятся с моделью Земли - глобусом, убеждаются, что модель отражает шарообразную форму Земли, её вращение, наклон земной оси; находят на глобусе полюса Земли, экватор; наблюдают с помощью глобуса, как происходит смена дня и ночи; анализируют схему движения Земли вокруг Солнца, объясняют, почему происходит смена времён года, подбирают карточки с их изображением и помещают их в соответствующие места на схеме; отвечают на вопросы любознательных малышей; выполняют задания в рабочей тетради.


29. Луна - естественный спутник Земли Учебник(2 часть) - с. 11-13; Рабочая тетрадь №2 - с. 5, задания 7-9.

Знать:

- названия основных небесных тел;

- имена, фамилии первых космонавтов.

Уметь:

-анализировать атмосферные условия Луны, значение полета человека на Луну;

- определять фазы Луны; - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло, проверяют свои предположения по учебному тексту и с помощью опыта; моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах, проводят наблюдения за Луной (вместе с родителями).


30. Исследования Луны. Человек на Луне Учебник(2 часть) - с. 14-15 Рабочая тетрадь №2 - с. 6-7, задания 10-13
Знакомятся с первыми исследованиями лунной поверхности с помощью космических аппаратов, с посещением Луны американскими астронавтами; читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему и высказывают свои предположения о лунной поверхности, проверяют свои предположения по тексту, данному в рабочей тетради; обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы; выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию).


31. Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Практическая работа «Небесные тела» Учебник (2 часть) - с. 16 - 17; Рабочая тетрадь - с. 8-9, задания 14-16.

Знать:

- названия планет;

Уметь:

-находить Венеру на ночном небе; - давать характеристику планетам Повторяют изученное ранее; читают текст, выбирая нужную информацию для определения основной мысли каждого абзаца; сравнивают планеты, рассматривая их изображения, работают с разрезными карточками, выполняют задание в рабочей тетради; рассуждают об уникальности планеты Земля и необходимости сохранить на ней жизнь.


32. Разнообразие космических тел. Обобщающий урок Учебник (1 часть) - с.98-110, учебник (2 часть) - с. 3-17;

Знать:

- понятия «звезды», «созвездия», «естественный спутник»;

- разнообразие небесных тел ночного неба.

Уметь: -анализировать небесные тела. Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их.

Тестовые задания - с. 26-27, тест № 7, с. 28-29, работа № 5. 33. Поверхность Земли. Материки и океаны Учебник (2 часть) - с. 18-23, второй форзац учебника (1 часть); Рабочая тетрадь №2 - с. 10-11, задание 17, с. 12 задание 18.

Знать:

- понятия «материки», «океаны»;

- разнообразие форм земной поверхности.

Уметь:

-работать с физической картой;

- определять формы земной поверхности;
Ставят познавательную задачу (исходя из названия темы), высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; ставят учебную задачу (научиться читать карту - расшифровывать её условные обозначения), учатся добывать информацию о земной поверхности (по снимку Земли из космоса, по глобусу, по карте полушарий Земли), находят на карте полушарий материки и океаны Земли; учатся работать с круговыми диаграммами, схемами, выполняют задания в рабочей тетради, обобщают полученные знания и проверяют их по выводу в учебнике.


34. Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними Учебник (2 часть) - с. 24-27; Рабочая тетрадь №2 - с. 12, задания 19-20, с. 13, задания 21, 22.

Знать:

- понятия «равнины», «холмы», «овраги»;

- разнообразие форм земной поверхности.

Уметь:- работать с физической картой;

- определять формы земной поверхности; -различать равнины, холмы, овраги Ставят познавательную задачу, читают текст и соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия, определяют по рисунку-схеме части холма; рассуждают об использовании равнин человеком, о причинах появления на них оврагов, их вреде и мерах борьбы с ними, узнают о насыпных холмах - курганах и для чего их используют; выполняют задания в рабочей тетради, моделируют холмы и овраги из пластилина.


35. Горы, их разнообразие Учебник (2 часть) - с. 28-30; Рабочая тетрадь №2 - с. 14, задания 23, 24.

Знать:

- части гор;

- разнообразие гор.

Уметь:

-работать с физической картой;

- показывать горы;

- находить части указанных гор; - определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) Рассказывают о своих наблюдениях гор (если таковые имеются); ставят познавательную задачу, решают её, читая текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику; учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины, выполняют задания в рабочей тетради.


36. Горы и люди. Безопасное поведение в горах Учебник (2 часть) - с. 31-34; Рабочая тетрадь №2 - с. 15, задание 25, с. 16, задания 26-27.
Предполагают, что будет изучаться в теме «Горы и люди», ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; описывают красоту гор и обсуждают, какие опасности подстерегают человека в горах, какие меры предосторожности надо предпринимать, бывая в горах; оценивают отрицательное влияние человеческой деятельности в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты, выполняют задания в рабочей тетради.


37. Формы суши родного края Карта региона, рабочая тетрадь №2 - с. 17, задание 28.

Знать:

- строение земной поверхности родного края;

- основные правила поведения в окружающей среде на экскурсии. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору).


38. Земля и её поверхность. Обобщающий урок. Проверочная работа Учебник (2 часть) - с. 18-34;

Знать:

- понятия «материки», «океаны»;

- разнообразие форм земной поверхности.

Уметь:

-работать с физической картой; - определять формы земной поверхности; Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. Тестовые задания - с. 30-32, тест № 8,

с. 33-34, работа № 6. 39. Вода на Земле. Океаны и моря. 40. Значение моря для жизни людей. ОБЖ «Правила поведения на море» Учебник (часть 2) - с. 35-38; Рабочая тетрадь №2 - с. 18, задания 29-31, с.19, задания 32, 33.

Знать:

- что такое водоемы, их использование человеком;

- общие условия, необходимые

для жизни живых организмов в море;

- о значении моря для человека.

Уметь:

-работать с физической картой;

- показывать указанные моря;

- называть существующие связи в морских водоемах Ставят познавательную задачу, сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности суши или воды, находят самые крупные водоёмы - океаны, определяют частью каких океанов являютсянекоторые моря (по заданию в рабочей тетради); выполняют опыт, моделируя морскую воду; рассказывают о значении моря для людей, обсуждают экологические проблемы, связанные с их деятельностью, обсуждают правила безопасного поведения на море; сочиняют экологическую сказку о море (по желанию).


41. Пресные воды суши. Река, её части. 42. Значение рек для людей ОБЖ «Правила поведения на воде» Учебник (часть 2) - с. 39-43; Рабочая тетрадь №2 с. 20, задания 34, 35, с. 21-22, задания 36-39.

Знать:

-понятие «река», части рек, разнообразие пресных водоемов;

- общие условия, необходимые
для жизни живых организмов в реке.

Уметь:

-определять части реки;

- работать с физической картой; - показывать на карте реки, части рек Ставят познавательную задачу, соотносят текстовую и графическую информацию; составляют схему реки из её частей, объясняют происхождение слов «исток», «приток»; моделируют водный поток реки, канал, плотину; рассуждают о значении реки, обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, проблемы её загрязнения, правила безопасного поведения на реке; выполняют проектную работу (экологическое путешествие по реке) по информации, данной на первом форзаце учебника.


43. Озёра, пруды, болота. 44. Байкал - жемчужина России Учебник (часть 2) - с. 44-49; Рабочая тетрадь №2 - с. 23, 24 задания 40-43.

Знать:

- понятия «озера», «болота» и «пруды»;

- разнообразие озер;

- замечательные озера России;

- общие условия, необходимые

для жизни живых организмов в озерах и прудах.

Уметь:

-работать с физической картой; - показывать на карте озера

Знать:

- понятия «озеро»;

- разнообразие растительного и животного мира озера Байкал;

- общие условия, необходимые

для жизни живых организмов в озерах

Уметь:

-работать с физической картой; - показывать на карте озер Байкал Ставят познавательную задачу, анализируют рисунки и сравнивают разные пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают о значении водоёмов для людей и природы; обобщают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учебник с. 47); выполняют задания в рабочей тетради, готовят сообщение об озере Байкал (или о местном озере) по желанию.


45. Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов Учебник (часть 2) - с. 50-52; Рабочая тетрадь №2 - с. 25, задание 44, с. 26, задание 45.

Знать:

- значение пресной воды для растений, животных и человека;

- источники питьевой воды;

- общие условия, необходимые

для жизни живых организмов.

Уметь:

-называть источники питьевой воды; -проводить оценку воздействия человека на природу Актуализируют свои знания и наблюдения о питьевой воде и её источниках, рассуждают о значении воды для растений, животных, человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры экономного её расходования, придумывают плакаты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на уроке. обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов;


46. Водоёмы родного края. ОБЖ «Польза воды для укрепления здоровья» Карта региона, рабочая тетрадь №2 - с. 27-28, задания 46-49.

Знать:

- общие условия, необходимые

для жизни живых организмов водоемов;

- основные правила поведения на водоемах. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе Наблюдают водоёмы, которые есть в данной (в которой живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями)).


47. Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок. Проверочная работа по теме «Природа вокруг тебя» Учебник (2 часть) - с. 35-52; Рабочая тетрадь №2 - с.29, задание 50.

Знать:

- что такое водоемы, их использование человеком;

- общие условия, необходимые

для жизни живых организмов в море;

- о значении моря для человека.

Уметь:

-работать с физической картой;

- показывать указанные моря;

- называть существующие связи в морских водоемах Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. Тестовые задания - с. 35-37, тест № 9, с. 38-39, работа № 7;

Раздел IV. Наша Родина - Россия - 10 ч. 48. Родина. Родной край. Россия - многонациональное государство Учебник (2 часть) - с. 53-58; Рабочая тетрадь №2 - с.30, задания 1, 2.

Знать:

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного поселка;

- государственную символику России;

- народы родного края и их обычаи.

Уметь:

-показывать на физической карте территорию нашей родины; - описывать отдельные события
из истории отечества; Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Знакомятся с родным краем


49. Российская Федерация, её государственные символы Учебник (2 часть) - с. 59-61, второй форзац учебника; Рабочая тетрадь № 2 - с.31, задание 3.
Знакомятся с Российской Федерацией и государственными символами


50. Конституция - основной закон государства. Государственные праздники Учебник (часть 2) - с. 62-67 Рабочая тетрадь № 2 - с. 31, задание 4;

Знать:

- понятия «конституция», «закон»;

- Основной закон государства;

- государственные праздники.

Уметь:

-называть права и обязанности граждан России; - описывать государственные праздники, отдельные события из истории отечества -стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений; -способность к самооценке. Регулятивные: -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); -умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; -умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Познавательные: -умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре. -умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение. -умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца. -умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Знакомятся с основным законом государства и государственными праздниками Тестовые задания -

с. 40-41, тест № 10. 51. Москва - столица России Учебник (часть 2) - с. 68-71.

Знать:

- название родной страны и ее столицы;

- государственную символику России

Уметь:

-показывать на карте Москву; - описывать отдельные события
из истории отечества Знакомятся с историей государства, какие города были его столицами, с их достопримечательностями; готовят сообщение о любой достопримечательности Москвы (или об истории возникновения города).


52. Проверочная работа «Государство и его символика» Российские города. Учебник (2 часть) - с. 72-76;

Знать:

- названия крупнейших городов

России и городов-героев;

- гербы городов;

Уметь:

-показывать на карте крупнейшие города России и города-герои;

- называть достопримечательности городов; - описывать гербы городов и отдельные события из истории отечества Актуализируют свои знания о российских городах, рассматривают иллюстрации предполагают, чем примечательны города, изображённые на них, почему они так названы; выделяют информацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами-миллионерами; размышляют и делают вывод о том, где в давние времена строились города, как защищались, что обязательно строилось в древнем городе; рассматривают и сравнивают гербы городов, предполагают, чем могут заниматься его жители; выполняют задания в рабочей тетради и готовят сообщение о родном городе. Тестовые задания -

с. 42-43, работа № 8 53. Родной город (село), его достопримечательности.

Знать:

- название региона, где живут учащиеся; родного поселка;

- достопримечательности, исторические памятники

Уметь:

-описывать достопримечательности, исторические памятники, отдельные события из истории родного края; -работать с физической картой В начале урока ученики выполняют задание в тестовой тетради; обсуждают, какими достопримечательностями могут гордиться люди, живущие в городе, как они должны за ними ухаживать. Далее проходит презентация групповых проектных работ о родном городе.

Тестовые задания - с. 49, задание 1. 54. Горожане и селяне. Проблемы современного города. Практическая работа Учебник (2 часть) - с. 77-82; Рабочая тетрадь № 2 - с. 32, задание 5, с. 33, задание 6

Знать:

- понятия «горожане», «селяне»;

Уметь: -соблюдать безопасное и экологически грамотное поведение в городе и за городом.
Рассуждают, чем отличается город от села (деревни), чем отличается вид современного города от старинного города, чем различаются промышленная, жилая зоны, места отдыха в городе; сравнивают условия жизни горожан и селян, анализируют городские улицы и постройки, высказывают предположения, о чём должен думать архитектор, планируя город, проверяют свои предположения по тексту, находят различия между улицей, проспектом, бульваром, площадью по иллюстрациям; рассуждают, чем занимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город, куда направляют городские отходы, выясняют значение слова «свалка», что может находиться на ней, обсуждают чем опасны свалки отходов; предлагают свои варианты избавления жителей от бытовых отходов, как их можно уменьшить, как правильно организовать их сбор; выполняют опыт, чтобы узнать, как сортируют металлический лом, выполняют задания в рабочей тетради.


55. ОБЖ «Проблемы современного города (продолжение)». Учебник (2 часть) - с. 83-85; Рабочая тетрадь № 2 - с. 34, 35, задания 7-9.
Закрепляют свои знания, совершая мысленное путешествие по городу (рисунок-схема города в учебнике); актуализируют свои наблюдения и обсуждают, какими могут быть проблемы в большом городе, связанные с наземным транспортом; называют отличительные признаки разных видов наземного транспорта и распределяют его на группы; Обсуждают правила безопасного поведения на транспорте; выполняют задания в рабочей тетради.


56. Водный и воздушный транспорт. 57. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании. ОБЖ. Проверочная работа по теме « Наша Родина - Россия» Учебник (2 часть) - с. 86-89; Рабочая тетрадь № 2 - с. 36 - 38, задания 10-15;

Знать:

- роль труда в жизни человека
и общества;

- виды транспорта;

- основные правила поведения в окружающей среде и на транспорте.

Уметь:

-анализировать роль трудовой
деятельности человека-изобретателя;

- выполнять правила поведения
на транспорте; Формулировать экологические проблемы, связанные с транспортом. Сравнивают различные виды транспорта, классифицируют их, выделяя их отличительные признаки; обсуждают экологические проблемы, связанные с транспортом и предлагают возможные пути их решения; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях. Тестовые задания - с. 46-47,

работа № 9, задания 1-6.

Раздел V. Человек - творец - 11 часов 58. Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог Учебник (2 часть) - с. 90-93 Рабочая тетрадь № 2 - с. 39, задание 16.

Знать:

- разнообразие музеев, экспонаты музеев;

- особенности работы археолога.

Уметь:

-выполнять правила поведения
в музеях; - описывать отдельные события
из истории отечества Личностные: -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение; -сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценке Регулятивные: -способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка) Познавательные: -умение извлекать информацию с карты, моделировать объекты окружающего мира. -умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников -умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов -умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей и своё собственное. -умение выделять нужную информацию из текста (учебного, художественного) из иллюстрации, умение работать со словарём.
Коммуникативные: -умение договариваться, находить общее решение
-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать -умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию
-ориентация на партнера по сотрудничеству Закрепляют полученные знания, выполняя работу № 9 в тетради «Тестовые задания»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют их, работая с учебным текстом, выполняют задание в рабочей тетради.


59. Старинные и современные предметы одежды и быта Учебник (2 часть) - с. 94-96; Рабочая тетрадь № 2 с. 39, задание 17, с. 40, задание 18.

Знать признаки старинных и современных предметов быта людей. Уметь описывать отдельные экспонаты исторического музея, события из истории отечества Сравнивают (находят сходства и различия) старинные и современные предметы быта, одежду, светильники; обсуждают правила безопасного пользования осветительными приборами (современными и старинными), выполняют задания в рабочей тетради.


60. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи Учебник (2 часть) - с. 97-101;

Знать: историю письменности, счета и связи;

Уметь описывать историю письменности, счета и связи, отдельные события из истории отечества Сравнивают современные и старинные средства письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты. Тестовые задания -

с. 44-45, тест № 11. 61. Практическая работа «Художественное творчество человека» Учебник (2 часть) - с. 102-103.

Знать:

- роль трудовой деятельности в жизни человека и в истории общества;

- особенности творческих профессий: художника, композитора, поэта, музыканта.

Уметь:

-характеризовать творчество художника, композитора, поэта; - описывать отдельные события
из истории отечества Рассуждают, для чего нужно человеку искусство, актуализируют свои знания о людях искусства, их произведениях; обсуждают, какие качества необходимы человеку, чтобы заниматься искусством, кого называют талантливым, чем интересны профессии художника, композитора, поэта и др.; делятся своими впечатлениями о посещении цирка, театров, вспоминают правила культурного поведения в театре, консерватории, цирке, при посещении выставки художников; выполняют задания в тестовой тетради. Тестовые задания -

с. 48-51, работа № 10. 62. Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. Дополнительные источники информации.
Выбирают тему исследования (работу художника, поэта, композитора, скульптора, посвящённую природе) и готовят её презентацию (короткое сообщение о деятеле искусства, репродукцию картины и её описание, стихотворение и др.).


63. Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия Учебник (2 часть) - с. 104-105; Рабочая тетрадь № 2 - с. 41-42, задания 19-23.

Знать:

- понятия «симметричные» и «несимметричные» предметы;

- основные формы предметов в окружающем мире. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) Наблюдают (рассматривают) различные предметы природы, изделия человека, сравнивают их, пытаются объяснить, чем они красивы, проверяют свои предположения с текстом учебника и объяснениями учителя; выделяют признаки симметричного предмета и обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета; догадываются о признаке осевой симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с осевой симметрией, проверяют правильность проведения линии симметрии; «играют» с зеркалом, наблюдая зеркальное отражение в нём предметов, находят его особенности, выясняют, какое расположение предметов называют зеркально-симметричным, располагают соответственно предметы на столе.


64. Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии Учебник (2 часть) - с. 105; Рабочая тетрадь № 2 - с. 43, задания 24-26, с. 44, задания 27-29.

Знать:

- признаки поворотной симметрии;

- центр симметрии;

- предметы окружающего мира

с поворотной симметрией.

Уметь: -находить предметы окружающего мира с поворотной симметрией В начале урока проверяют свои знания осевой симметрии, выполняя задания в рабочей тетради; догадываются о признаке центральной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с центральной симметрией; проверяют вырезанное (из рабочей тетради) изображение предмета на наличие осевой симметрии, убеждаются, что повторяемость частей предмета происходит при его повороте, находят центр симметрии предметов; выполняют задания в рабочей тетради.


65. Практическая работа «Орнаментальная (переносная) симметрия». Учебник (2 часть) - с. 106; Рабочая тетрадь № 2 с. 45, задания 30-32.

Знать:

- признаки орнаментальной симметрии;

- предметы окружающего мира

с орнаментальной симметрией.

Уметь: - находить предметы окружающего мира с орнаментальной симметрией Догадываются о признаке переносной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы, где есть переносная симметрия, находят ячейку переноса; выполняют задания в рабочей тетради.


66. Виды симметрии в изделиях людей Учебник (2 часть) - с. 107-109;

Знать:

- понятия «симметричные» и «несимметричные» предметы;

- основные формы предметов в окружающем мире. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно пренебречь. Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы. Тестовые задания -

с. 52-52, работа № 11. 67. Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе Рабочая тетрадь № 2 с. 46.

Знать:

- роль трудовой деятельности в жизни человека и в истории общества;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе) Уметь описывать отдельные профессии людей, события из истории отечества Читают текст, выбирают нужную информацию, отвечая на вопросы; выбирают тела неживой и живой природы и дают им характеристику, называют их существенные признаки, находят в тексте явления, которые характерны для Мурманска, по его гербу определяют, чем занимаются его жители; выбирают (или делают все) дополнительные вопросы и отвечают на них; в рабочей тетради оценивают свои успехи так, как они оценивали выполнение тестов - кружок красный - выполнил всё, доволен собой, жёлтый квадрат - допустил одну две ошибки, не совсем уверен в некоторых ответах, но знания свои считаю достаточно хорошими, зелёный треугольник - сделал только половину работы, считаю, что знания у меня посредственные. Тестовые задания - с. 54-56;


68. Экскурсия «Красота природная и рукотворная»

Знать признаки симметрии и асимметрии в окружающем мире. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) Фотографируют примечательные растения, здания, решётки оград, мосты и др. Готовят альбом о своём городе (селе).




© 2010-2022