Рабочая программа УМК ПНШ 2 класс. Окружающий мир

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Погореловская основная общеобразовательная школа»



Принято

педагогическим советом школы.

Протокол № 1 от 29.08.2014

Утверждена

приказом

директора школы

от 29.08.2014 №





Рабочая программа учебного предмета

«Окружающий мир»

2 класс, базовый уровень


Программа: УМК «Перспективная начальная школа»

О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, Л.Г.Кудрова Программа по курсу «Окружающий мир».

2011г.

Учебник: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, Л.Г.Кудрова.

Окружающий мир.

Учебник в 2 частях для 2 класса общеобразовательных учреждений.

Москва: Академкнига,

2012 г.

2014-2015 уч. г.

Разработана

Беляковой Наталией Васильевной,

учителем начальных классов

Погорелово

2014 г.

Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

Окружающий мир

Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова

для УМК системы «Перспективная начальная школа»

Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа» - 178 ч., «Человек и общество» - 75 ч., «Правила безопасной жизни» - 17 ч. (изучается по мере изучения двух первых блоков).

Тематическое планирование рассчитано на естественно-научное направление содержание курса и предусматривает следующее распределение часов по содержательным блокам, с учётом того, что в первом классе 1 ч. отдан на изучение регионального курса «Краеведение»: «Человек и природа» - 155 ч., «Человек и общество» - 68 ч., «Правила безопасной жизни» - 14 ч. (изучается по мере изучения двух первых блоков).

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:

Методические пособия для учащихся: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник. - М: Академкнига/ Учебник.2012 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы - М: Академкнига/ Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 2 класс. - М: Академкнига/ Учебник.

Учебно-методические пособия для учителя

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. - М: Академкнига/ Учебник.

Программа по курсу «Окружающий мир»:

Авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

Общая характеристика

учебного предмета «Окружающий мир»

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Окружающий мир»

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Результаты изучения курса «Окружающий мир» На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения учащиеся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты. Развитие ценностно-смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;

ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);

базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);

любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;

базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);

учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения. Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться: * Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживойприроды; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; * Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученныеобъекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое; * Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; * Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации; * Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания; * Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов; * Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение); * Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту); * Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; * Работать с картой; * Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края; * Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени; * Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; * Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество); * Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни; * Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей; * Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;

Коммуникативные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:

* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

*сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;

*сформированность умения работать с информацией, представленной вразных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);

*сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для

практических целей;

* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;

* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.

* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;

* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;

* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Выпускник научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Выпускник научится:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ; объяснять влияние притяжения Земли; связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; наблюдать за погодой и описывать её;

уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; называть основные природные зоны и их особенности. оценивать правильность поведения людей в природе; уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения: В результате изучения раздела «Человек и природа» Учащиеся научатся:

различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,

влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);устанавливать связи между сезонными изменениями в нежи­вой и живой

природе; сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие) назвать признаки отличающие домашних животных от диких; сравнивать характерные для животных способы питания; характеризовать роль грибов в жизни человека;

ставить простейшие опыты исследуя свойства воды; наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха; наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений; учиться работать со справочной литературой определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу; понимать необходимость вести здоровый образ жизни.

учащиеся получат возможность научиться:

обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способа­ми получение ответов на вопросы об окружающем мире;

характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;

отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

называть группы растений по их характерным признакам (цветковыерастения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;

иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая стар­шее поколение;

В результате изучения раздела «Человек и общество»

учащиеся научатся:

рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значенииэтого труда;

знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности

столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля(Спасская башня);принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: деньПобеды, День города и т.д.название родной страны, ее столицы; региона, где живут уча­щиеся, родного

города (села);использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;

* называть своих ближайших родственников;

* знать профессии взрослых и важность каждой профессии.

* описывать изученные события из истории Отечества (история Московского

Кремля, Великая Отечественная война); учащиеся получат возможность научиться:

знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших); называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества); узнать правила безопасного поведения в природе. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; выполнения правил поведения в природе и участия в ее охра­не. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополни­тельной информации о родном крае. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

Описание места учебного предмета «Окружающий мир»

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов.

Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

В учебном плане лицея в 1-омклассе на изучение предмета «Окружающий мир» выделяется 1 час в неделю (второй час отдан на изучение регионального курса «Краеведение») - 33часа в год.

Во 2 -4 классах - 2 часа в неделю - по 68 часов в год.

По примерной программе:

270 ч = 66 ч (1 кл) + 68 ч (2 кл) + 68 ч (3 кл) + 68 ч (4 кл)

По рабочей программе: 237 ч = 33 ч + 68 ч + 68 ч + 68 ч

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

2 класс

(68 часов)

Человек и природа (40ч)

Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (24ч)

Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.

Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4ч)

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Тематическое планирование по окружающему миру 2 класс

п/п

Тема урока (страницы учебника, тетради)

Тип урока


Решаемые проблемы


Элементы содержания

Вид контроля

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)

Дата

проведения


По факту


Предметные результаты

УУД



Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов)

1

Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам.

Комбинированный

Как взаимодействует живая и неживая природа?

Живая природа

Неживая природа

Воздействие человека на природу

Фронтальный.

Работа с раздаточным мат-ом

Научиться выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам.

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

2

Мишины вопросы.Мир живой и неживой природы.

Экскурсия

Как воздействует человек на природу?

Живая природа

Неживая природа

Задания по группам

Научиться находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности.

3

Мир живой и неживой природы. Советы старших..

Комбинированный

Как воздействует человек на природу?

Живая природа

Неживая природа Воздействие человека на природу

Фронтальный,индивидуальный опрос

Научиться различать объекты неживой и живой природы.

4

Осенние работы на пришкольном участке.

Экскурсия

Как взаимодействует живая и неживая природа?

Живая природа

Неживая природа

Наблюдения явлений природы по сезонам года

Фронтальный,индивидуальный опрос

Научиться устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

5

Ищем ответы на вопросы в учебнике.

Комбинированный

Ищем ответы на вопросы в учебнике.

Опыт

Наблюдение

Разные источники информации ,необходимой для изучения географических и биологи ческихобъектов и явлений

Фронтальный опрос

Научиться работать с книгой как с источником информации.

Л.:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.

6

Опыт и наблюдение.

Комбинированный

Чем отличается опыт от наблюдения?

Опыт

Наблюдение

Разные источники информации ,необходимой для изучения географических и биологи ческихобъектов и явлений

Индивидуальный опрос.Дидактическая игра

Научиться находить различие между опытом и наблюдением, как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану.

Планеты и звёзды (5 часов)

7

Земля. Модель Земли.

Комбинированный

Как выглядит наша Земля?

Форма и размеры Земли.Глобус

Ось

Экватор

Сев. и кжн.полюс

Фронтальный опрос

Научиться находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

8

Почему на Земле день сменяется ночью?

Демонстрация «Вращение Земли вокруг своей оси»

Комбинированный

Почему на Земле день сменяется ночью?

Глобус

Ось

Экватор

Северное и южное полушария.

Суточное вращение Земли

Тест

С/р

Научиться демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси.

9

Звёзды и созвездия

Комбинированный

Ориентация по звёздам

Звезы,созвездия.Полярнаязвезда.Большая и Малая Медведицы

Индивидуальный опрос

Научиться характеризовать звёзды и планеты; находить на небе известные небесные тела.

10

Планеты Неурочное учебное занятие.

Моделирование планет (пласт)

Комбинированный

Какие планеты Солнечной системы существуют?

Солнечная система

Планеты

Планеты земной группы

Разгадывание кроссворда; тест

Иметь представления о планетах Солнечной системы.

11

Рег

Движение Земли вокруг Солнца.

Демонстрация движения Земли вокруг Солнца

Пр/р «Смена времен года в Вологодском крае на основе наблюдений»

Комбинированный

Какова причина смены времён года?

Солнечная система

Планеты

Годовое движение Земли.

Високосный год

Фронтальный опрос

Научиться объяснять причину смены времён года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца.

Неживая и живая природа Земли (2 часа)

12

Как связаны живая и неживая природа?

Комбинированный

Как связаны живая и неживая природа?

Живая природа

Неживая природа

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе

Фронтальный, индивидуальный опрос

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Научиться сравнивать предметы живой и неживой природы; планировать и проводить несложные опыты.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

13

Условия жизни на планете Земля

Комбинированный

Одно из важных условий жизни человека?

Природа как важнейшее условие жизни человека.Условия жизни на Земле:свет,тепло,воздух,вода

Фронтальный, индивидуальный опрос

Свойство воздуха и воды (4 часа)

14

Свойство воздуха

Пр/р «Обнаружение и изучение свойств воздуха»

Комбинированный

Какие свойства у воздуха?

Вещества,смеси.Состав воздуха. Газообразные вещества

Работа в парах, оформление опытов в тетра ди

Научиться проводить простейшие опыты; фиксировать результаты и их анализ. Знать основные и легко определяемые свойства воздуха; значение воздуха в природе.

Л.:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

15

Кому и для чего нужна вода?

Пр/р «Фильтрование воды»

Комбинированный

Кому и для чего нужна вода?

Состояние веществ:твердое, жидкое и газообразное»

Фронтальный опрос

Научиться сравнивать свойства воды и воздуха; соблюдать правила поведения у воды. Знать основные легко определяемые свойства воды; значение воды в природе.

16

Вода и её свойства

Пр/р «Определение свойств воды»

Комбинированный

В каком состоянии бывает вода?

Круговорот воды в природе

Три состояния воды

Фронтальный опрос

17

Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха»

Обобщение

Что узнали о свойствах воды и воздуха?

Свойства воздуха и воды

Тест

Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе.

Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа)

18

Условия, необходимые для развития растений.

Опыт «Выяснение условий для прорастания семян»

Комбинированный

Какие условия необходимы для развития растений?

Теневыносливые

Светолюбивые

С/р

Научиться анализировать опыт; формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде.

Знать условия, необходимые для развития растений.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:

- осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

19

Корень, стебель и лист.

Опыт «Значение корня»

Комбинированный

Какое значение играют в жизни растений корень, стебель и листья?

Значение корня, стебля и листьев в жизни растений

Оформление заданий в таблицах, устный опрос

Научиться различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений.

20

Питание растений

Моделирование «Круговорот веществ»

Комбинированный

Как и чем питаются растения?

Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание

Устный опрос

Научиться использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений.

21

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения»

Тем. к/р по теме.

Обобщение знаний

Что мы узнали о воздухе, воде и …. растениях?

Разнообразие растений

Тест

Научиться приводить примеры разнообразных жизненных форм растений и грибов своей местности. Знать разнообразие жизненных форм растений.

Л.:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Разнообразие растений (4 часа)

22

Цветковые и хвойные растения

Комбинированный

Какие растения относятся к цветковым и к хвойным?

Цветковые

Хвойные

Цветок-орган растения

Тест.

Индивидуальный опрос

Научиться определять группы растений по их характерным признакам.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

23

Папоротники, мхи и водоросли

Пр/р «Изучение особ внешн.вида,строенияраст. С использованием гербария»

Комбинированный

Места обитания дикорастущих растений?

Дикорастущие

Устный опрос.

Пр\р

Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения.

24

рег

Красная книга России. Правила поведения на природе.

Пр\р «Знакомство с разделами Кр. Книги» Растения родного края.Охраняемые растения Вол обл.

Комбинированный

Какие растения находятся под угрозой исчезновения?

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения.Влияние деятельности человека на природу

Фронтальный опрос

Научиться кратко характеризовать средства сохранения природы; выполнять простейшие инструкции; называть растения своего края внесённые в Красную книгу России.

25

Обобщение по теме «разнообразие растений» Тем к/р

Обобщение за

ний

С какими видами растений познакомились?

Разнообразие растений. Дикорастущие и культу рныерастения родного края

Тест

Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения.

Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов)

26

рег

Для чего люди выращивают культурные растения? Культ.раст Вол обл.

Комбинированный

Для чего люди выращивают культурные растения?

Группы культурных растений

Индивидуальный опрос

Научиться выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

27

Какие части культурных растений используют люди?

Неурочное учебное занятие.Проект.

Комбинированный

Какие части культурных растений используют люди?

Расселение семян раст. Выращивание культу рных рас тений

Дидактическая игра

28

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

Пр\р «Распознавание семян раст»

Комбинированный

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

Рассада

Сеянцы

Сроки посадки огородных растений

Таблица сроков посадки огородных растений род ного края

Научиться ухаживать за огородными растениями; правильно подбирать рассаду или семена.

29

рег

От чего зависит урожай зерновых?

Зерновые культуры родного края.

Комбинированный

От чего зависит урожай зерновых?

Зерновые культуры и их значение в жизни человека

ТЕст

Знать важность зерновых культур в жизни человека.

30

Растения сада

Экскурсия «Деревья и кустарники зимой»

Комбинированный

Как ухаживать за садовыми растениями?

Садовые растения. Труд людей в саду

Устный опрос

Научиться находить и определять садовые растения; ухаживать за растениями. Знать основные растения сада.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

31

Сколько живут растения?

Комбинированный

Сколько живут растения?

Сроки жизни растений

Устный орос

Научиться определять возраст растений; различать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.

32

Размножение растений своими частями.

Пр.р

Комбинированный

Один из способов размножения

растения .

Черенок

Отросток

Семя

Плод

Вегетативное размножение

Инд. опрос

Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений.

33

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

Тем к/р «Разнообразие растений»

Обобщение знаний, викторина

Что узнали о культурных растениях?

Тест

Научиться раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; называть растения своего края. Внесённые в Красную книгу.

Грибы (3 часа)

34

Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

Комбинированный

Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

Однокл. И многоклеточн.грибы.Питание и значение грибов

Устный опрос

Знать свойства и признаки грибов; взаимосвязь живой и неживой природы.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

П.:

-Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Р.:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

35

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

Комбинированный

Какие грибы съедобные, а какие несъедобные?

Съедобные и ядовитые грибы

Инд. опрос

Знать отличительные признаки съедобных грибов.

36

рег

Как правильно собирать грибы?

Шляпочные грибы родного края.

Тест «Грибы»

Комбинированный

Как правильно собирать грибы?

Првила сбора грибов

Тест

Научиться правильно собирать грибы; приводить примеры грибов своей местности.

Животные (8 часов)

37

Разнообразие животных

Комбинированный

Какие особенности внешнего вида и жизни животных?

Многообразие животных по способу питания

Фронт.опрос

Научиться приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

38

рег

Насекомые.

Насекомые родного края.

Комбинированный

Какие отличительные признаки насекомых?

Растительноядные

Хищные

Фронт.опрос

Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы.

39

Рыбы.

Рыбы родного края.

Комбинированный

Какие отличительные признаки рыб?

Приспособления рыб для жизни в воде

Тест

Научиться распознавать отличительные признаки рыб; приспособления рыб к жизни в воде.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

40

Земноводные .

Комбинированный

Какие отличительные признаки земноводных?

Амфибии

Инд. опрос

Научиться высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма.

41

Пресмыкающиеся .

Комбинированный

Какие отличительные признаки пресмыкающихся?

Отличительные признаки пресмыкаюшихся

Устный опрос

Научиться правилам поведения со змеями.

Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей.

42

рег

Птицы.

Птицы родного края, их название.

Наблюдени за жизнью диких птиц.

Комбинированный

Какие отличительные признаки птиц?

Признаки пртиц.Значение перьевого покрова

С/р

Научиться определять птиц среди других животных. Знать отличительные признаки птиц.

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

43

рег

Звери.

Охраняемые животные Вол.области.

Комбинированный

Какие отличительные признаки млекопитающих?

Млекопитающие

Отличительные признаки млекопитающих

Работа в парах

Научиться определять млекопитающих среди других животных.

Л.:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

44

Как животные защищаются

Тем.к/р «Разнообразие животных»

Комбинированный

Как животные защищаются?

Различные группы животных

Устный опрос, раб. В парах

Научиться распознавать животных по их характерным признакам. Знать способы защиты животных от врагов.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Человек и животные (6 часов)

45

Домашние животные

Комбинированный

Какие особенности домашних животных?

Домашние животные

Беседа по вопросам

Научиться раскрывать особенности домашних животных.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

46

Живой уголок

Неурочное учебное занятие.

Наблюдение за повадками дом. Жив.

Комбинированный

Какие обитатели могут поселиться в живом уголке?

Живой уголок

Беседа по статье

Научиться ухаживать за обитателями живого уголка.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

школе;

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

47рег

Урок-экскурсия на животн. ферму

.

Комбинированный

Юннаты

Беседа по вопросам

Научиться правилам поведения и обращения с животными

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к ш Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

коле;

П.:

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

48

Значение диких животных

Комбинированный

Каково значение диких животных в жизни человека?

Дикие животные

Работа по группам

Научиться определять значение диких животных в жизни человека. Знать диких животных родного края.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

49

Человек в ответе не только за тех, кого приручил

Комбинированный

Как человек заботится о дикой природе?

Забота человека о дикой природе

Викторина. Конкурсы.

Научиться правилам поведения в природе и правилам общения с дикими и домашними животными.

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

50

рег

Заповедники и заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»

Комбинированный

Какие заповедники есть в нашем краю?

Охранная деятельность человека на территории родного края.

Беседа по вопросам

Иметь представления о природоохранной работе, проводимой в родном крае.

Научиться правилам поведения в походах.

Человек разумный - часть природы (6часов)

51

Про тебя

Комбинированный

Какое значение имеет природа для человека?

Живое существо

Устный опрос

Пр\р

Иметь представление о значении природы для здоровья человека; об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении данного труда.

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

52

Что умеет человек?

Комбинированный

Что умеет человек? Человек - существо социальное, член общества.

Человек-существо социальное, член общества

Устный опрос

Научиться формировать выводы на основе своих наблюдений.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

школе;

П.:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

53

Расти здоровым

Комбинированный

Какие условия необходимы для жизни на Земле?

Здоровье

С/р

Научиться распознавать причины простудных заболеваний и их меры предупреждения.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

54

Питание и здоровье

Неурочное учебное занятие. Проект «Витамины вокруг тебя»

Комбинированный

Режим питания

Полезная пища

Разнообразная пища

Раб в парах

Научиться работать с дополнительными источниками знаний

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

школе;

П.:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

55

От кого зависит твой режим дня?

Комбинированный

От кого зависит твой режим дня?

Режим дня школьника

Фронтальный опрос

Научиться соблюдать режим дня. Знать условия хорошего самочувствия.

56

Обобщение по теме «Человек разумный - часть природы»

Тем. к/р

Обобщение знаний

Обобщение знаний

Живое существо. Живые организмы

Тест

Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека.

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Как уберечь себя от беды?(5часов)

57

Чистота - залог здоровья

Комбинированный

Какие основные правила личной гигиены?

Личная гигиена

Пр\р

Научиться выполнять правила личной гигиены.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

58

Берегись простуды!

Комбинированный

Охрана и укрепление здоровья

Фронтальный опрос

59

Твоя безопасность на улице

Комбинированный

Какие правила безопасности нужно соблюдать на улице?

Научиться соблюдать правила безопасности на улице.

Л.:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

60

Твоя безопасность дома

Пр/р

Комбинированный

Какие правила безопасного поведения мы должны соблюдать дома?

Дорога от дома до школы

Раб в группах

Научиться вести себя в нестандартных ситуациях; вызывать помощь; правилам безопасного поведения дома.

61

Обобщение по теме

«Как уберечь себя от беды?»

Комбинированный

Викторина

Как уберечь себя от беды?

Охрана и укрепление здоровья

Тест

Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе.

Л.:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Р.:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

В родном краю (7часов)

62

рег

Имя города, села, посёлка.

Родная деревня,ее название, река Тиксна, Святое озеро.

Комбинированный

Россия - наша Родина.Родной край-частица - частица России.

Родина

Фронт.опрос

Научиться работать с различными источниками информации.

Л.:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

63

История Московского Кремля.

Комбинированный

Москва - столица России

Беседа по вопросам

Научиться описывать изученные события из истории Отечества, самостоятельно работать с книгой.

Л.:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.

64

Экскурсия в краеведч. Музей.

Комбинированный

Предприятия, обслуживающие жителей города

Отчет о посещении музея

Научиться анализировать полученную информацию.

65

Общий дедушка

Комбинированный

Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками

Младшийшкольники семья

Фронт.опрос

Научиться пользоваться средствами связи. Знать основные права ребёнка; способы обмена информацией.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

66

День победы

Комбинированный

Государственные праздники

Государственная символика

Устный опрос

Фронт.опрос

Научиться приводить примеры основных государственных праздников.

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

П.:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

67

День Конституции

Комбинированный

68

Обобщение по теме «В родном краю!

Обобщение знаний

Россия - наша Родина

Россия - наша Родина

Тест

Научиться работать с различными источниками информации.

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.


© 2010-2022