- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление по теме Отношение педагога к воспитаннику как к личности
Выступление по теме Отношение педагога к воспитаннику как к личности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гептинг Л.К. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАННИКУ КАК К ЛИЧНОСТИ»
Составила: Гептинг Л.К.
"Ценность школы реализуется, прежде всего, через уважение к интересам, потребностям учащихся, через их стремление к самовыражению». И.С. Якиманская
Перед каждым творчески работающим педагогом, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал (в нашем случае в системе образования), непременно возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся ключевые, а именно:
- как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого воспитанника в обучении;
- как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебно-воспитательной деятельности;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
Успешное решение всех этих задач и проблем невозможно без обращения к личности воспитанника. Но есть вопрос вопросов: «Как работать со всем классом, со всей группой и одновременно с каждым, ориентируясь на личность конкретного ученика, и добиваться поставленных целей?".
Сейчас существует множество современных педагогических технологий, учебно-воспитательный процесс стал более гибким по целям и задачам, есть возможность применять технические средства, но всё же далеко не всегда можно считать, что педагог применяет в своей работе личностно ориентированный подход.
Нередко под личностно-ориентированным подходом понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога, прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, учитель и воспитатель закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются методы и приёмы с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает учебно-воспитательный процесс более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным.
Модель личностно-ориентированного обучения и воспитания составляет:
-разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
-дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
-индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
-субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения и воспитания является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Личностно ориентированное обучение и воспитание, в современной системе образования рассматривается как современная педагогическая технология.
Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к разработке дидактического обеспечения и организации развивающей среды.
В личностно-ориентированном образовании ученик - главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Педагоги личностно-ориентированной школы должны уметь: строить работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний. Гибко и вариативно предлагать материал в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке или занятии; разнообразить дидактический материал с учетом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала. Давать позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости; организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
-
возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
-
образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
-
выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
-
распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
-
отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Говоря о личностно-ориентированном подходе в школе, в первую очередь мы думаем об ученике, и совсем не упоминается личность учителя и воспитателя. Им традиционно отводится роль исполнителя "проектов" и "технологий". Но педагогическая деятельность - как раз одна из немногих уникальных реальностей, которая происходит в школе, в учебно-воспитательном процессе. Педагогический процесс - это самореализация учителя и воспитателя. Педагог - это нечто гораздо большее, нежели просто ученый и знающий человек. Педагогический процесс - это, прежде всего, призвание и талант. Как сказал А. В. Луначарский: "…преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель - педагог - внешкольник - формирует самый благородный материал - людские души. И нужно уметь формировать их, сделав их мягкими, сделав их доступными вашему прикосновению и воздействию на их благородную сторону. Это можно сделать только тогда, когда между ними и вами протянулись токи, заразившие их определенной симпатией к вам".
Труд педагога очень сложен, потому что в его основе - человеческие отношения. Учитель и воспитатель обязан ежедневно контролировать, объяснять, учить, наставлять, но наши воспитанники это не очень любят. Наши стремления воспитывать у них лучшие человеческие качества вызывают сопротивление с их стороны. По капельке педагог отдает себя детям. Отдает, порой не получая в ответ причитающихся ему внимания, участия. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду профессий с эмоциональными перегрузками. Воспитание - процесс хлопотливый и требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Без этого ни мастерства, ни таланта у не будет никогда.
Главное, что должно характеризовать работу педагога - профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.
Если рассматривать слово учитель не как должность, а как призвание и талант, то вот, что получается:
У - уметь
Ч - чувствовать
И - и
Т - творить
Е - единство
Л - любовь
Ь - и делать это мягко
Диагностика «Любовь»
Ответьте, пожалуйста, на вопрос «Вы любите себя?», можно сказать вслух, а можно просто про себя и для себя ответить на этот вопрос.
А теперь закройте глаза и представьте в течение минуты, всех о ком вы заботитесь.
Получилось? Были ли Вы в этом ряду?
Так действительно ли Вы себя любите?
Домашнее задание:
когда вы только проснулись или наоборот засыпаете, представляйте людей, о которых вы заботитесь, и ставьте себя на первое место. Если не будет получаться тренируйтесь постепенно и постоянно
Деятельность педагога при осуществлении личностно-ориентированного
подхода.
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников.
2. Сообщение в начале урока или занятия не только темы, но и организации деятельности в ходе урока, занятия.
3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4. Использование проблемных творческих заданий.
5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6. Оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7. Обсуждение с детьми не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
8. Оценивание должно аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-
ориентированного процесса:
- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта воспитанника, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний педагогом должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;
- в ходе обучения и воспитания необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решений, задач;
- необходимо стимулировать воспитанников к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и главным образом процесса учения.
Организация образовательной среды.
- организация и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;
- предоставление воспитаннику свободы выбора способов выполнения учебных заданий;
- использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;
- создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
- постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;
- особую подготовку педагога к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;
- организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.