Рабочая программа по окружающему миру с православным компонентом Планета Знаний

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа по окружающему миру с православным компонентом Планета Знаний

Пояснительная записка. Цель изучения курса - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.



Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;

  • Учебный план ЧОУРО «Семеновская православная гимназия» на 2015/2016 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о

природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира. Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование. Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель. В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой. Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей. Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В

учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею. Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны. При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1-2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3-4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д. Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся. Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору. При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический. Виды деятельности учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром. В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом. Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы. Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои. В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации. В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений. Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений. Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя. Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе. На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения. В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами. В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся - знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям. Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Федеральным и школьным базисным учебным планом на изучение предмета «Окружающий мир» в третьем классе отводится 2 часа в неделю, за год 68 часов.

Ценностные ориентиры

Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования.

Ценность мира - 1) как общего дома для всех жителей Земли;

2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;

3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни - как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Дар слова - как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра - как проявление высших человеческих способностей - любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира - ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества - как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора - как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Ценность любви к Родине, народу - как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.

Содержание программы (68 ч)

Природа вокруг нас (7 ч) Окружающая человека среда. Экология - наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества. Вода, воздух, горные породы и почва (18 ч) Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества. Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии. Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан - естественные водоёмы; пруд, водохранилище - искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения. Воздух - необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых. Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы - плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы. О царствах живой природы (15 ч) Четыре царства живой природы - растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека. Человек (10 ч) Человек - часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент. Человек в обществе (18 ч) Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва - столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти. Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

Учебно-тематическое планирование



Содержание программного материала

Количество часов

1

Природа вокруг нас.

7

2

Вода, воздух, горные породы и почва.

18

3

О царствах живой природы.

15

4

Человек.

10

5

Человек в обществе.

18



Итого:

68

Планируемые результаты изучения предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
  • ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
  • осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство гордости свою Родину;
могут быть сформированы:
  • осознание себя как гражданина России;
  • уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
  • понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:
  • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
  • объяснять, что такое экология;
  • понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
  • называть основные и промежуточные стороны горизонта;
  • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
  • объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
  • рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
  • устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
  • характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
  • объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
  • рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
  • характеризовать органы растений и животных и их значение;
  • характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
  • различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
  • рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
  • характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
  • выполнять основные правила личной гигиены;
  • проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • различать существенные и несущественные признаки;
  • приводить примеры физических и химических явлений природы;
  • рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
  • рассказывать о четырех царствах живой природы;
  • рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
  • рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
  • объяснять особенности питания и дыхания растений;
  • характеризовать условия прорастания семян;
  • рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
  • приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
  • выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
  • взаимодействовать с окружающим миром в соответствии с нормами христианской морали;

Человек и общество

Учащиеся научатся:
  • характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
  • рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
  • описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
  • различать символы государства;
  • показывать на политической карте РФ столицу России - город Москву;
  • описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
  • характеризовать главный закон страны;
  • рассказывать об устройстве нашего государства;
  • раскрывать основные права и обязанности ребенка.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
  • устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
  • рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;
  • рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
  • объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
  • приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:
  • понимать цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:
  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов;
  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  • находить необходимую информацию в учебнике;
  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
  • моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
  • понимать информацию, представленную на исторической карте.
Учащиеся могут научиться:
  • получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
  • самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.
  • ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)
  • сравнивать исторические события.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:
  • выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
  • совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.
Учащиеся могут научиться:
  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.


Календарно-тематическое планирование.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов в год: 68 часов

Учебник: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова Окружающий мир. Учебник для четырёхлетней начальной школы. АСТ Астрель Москва 2013

№ урока

Тема

Количествчасов

Материал учебника

(Страница учебника и рабочей тетради)

Форма учебного занятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

Базовые знания

(ЗНАТЬ)

Развитие познавательных умений

(УМЕТЬ)

Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций личности

1

Что нас окружает.

1

6-7

Урок изучения нового

04.09

что такое явление природы;

проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты

Составление плана ответа к тексту. Умение сформулировать вопрос к тексту.

2

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях гимназии».

1

8-9

Урок-экскурсия

05.09

Особенности живой и неживой природы

проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты

Создание собственных текстов по предложенным планам

3

Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу».

Сотвореие человека

1

Урок-экскурсия

11.09

Положительное и отрицательное влияние человека на природу

проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты

Умении работать с разными видами информации.

4

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу.

1

10-12

Комбинированный

урок

12.09

что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;

устройство компаса;

что такое открытая и закрытая линия горизонта

находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова.

5

Ориентирование по компасу и местным признакам.

1

12-14

Урок обобщения и систематизации знаний

18.09

что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;

устройство компаса

находить стороны горизонта по местным признакам

6

Экскурсия «Ориентирование на местности».

1

Комбинированный

урок

19.09

что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;

устройство компаса

проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты

7

Явления природы.

И сотворил Бог землю…

1

15-17

Урок изучения нового

25.09

что такое явление природы;

о физических и химических явлениях природы

давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

8

Свойства тел и веществ.

1

18-23

Урок изучения нового

26.09

что называют свойством тела и вещества;

проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;

Осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность.

9

Закрепление

1

22-23

Урок обобщения и систематизации знаний

02.10

что такое явление природы;

о физических и химических явлениях природы

проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;

Соблюдение правила экологического поведения.

10

Свойства воды в жидком состоянии.

Водоосвящение

1

26-27

Урок изучения нового

03.10

о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;

моделировать несложные природные процессы

Стремление к сохранению и укреплению своего здоровья.

11

Вода-растворитель.

Святая купель

1

28-30

Урок изучения нового

09.10

легко определяемые свойства воды

моделировать несложные природные процессы

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Овладение начальными формами исследовательской

деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.

12

Свойства льда, снега и пара.

1

30-33

Комбинированный

урок

10.10

что такое явление природы;

о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;

легко определяемые свойства воды

моделировать несложные природные процессы

Формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или

известных характерных свойств;

13

Родники.

Святые источники нашего края

1

34-35

Комбинированный

урок

16.10

о водоёмах (река, озеро, море);

оценивать своё поведение в природе;

выполнять правила поведения в природе

установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на

многообразном материале природы и культуры родного

края

14

Водоемы (река, озеро, море, пруд, водохранилище).

Озеро Светлояр

1

35-38

Урок обобщения и систематизации знаний

17.10

о водоёмах (река, озеро, море);

оценивать своё поведение в природе;

выполнять правила поведения в природе

Формирование действий замещения и моделирования

(использования готовых моделей для объяснения явлений или

выявления свойств объектов и создания моделей).

15

Облака, роса, туман, иней, изморозь.

1

38-41

Комбинированный

урок

23.10

что такое явление природы;

о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;

оценивать своё поведение в природе;

выполнять правила поведения в природе

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

16

Круговорот воды в природе.

1

41-42

Урок изучения нового

24.10

о круговороте воды в природе;

моделировать несложные природные процессы

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

17

Использование и охрана воды.

1

43-46

Урок обобщения и систематизации знаний

30.10

о значении воды в жизни человека, необходимости её охраны и рационального использования

приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

1

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха

1

47-50

Урок изучения нового

13.11

состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);

проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению.

2

Свойства воздуха.

1

51-53

Урок изучения нового

14.11

легко определяемые свойства воздуха (3-4);

проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;

Составление плана ответа к тексту. Умение сформулировать вопрос к тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам

3

Ветер.

1

54-55

Урок изучения нового

20.11

об использовании энергии воды и ветра

проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;

Формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или

известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на

многообразном материале природы и культуры родного

края.

4

Охрана воздуха.

1

56-57

Комбинированный

урок

21.11

о необходимости охраны воздуха от загрязнения;

приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

оценивать своё поведение в природе;

выполнять правила поведения в природе;

Формирование действий замещения и моделирования

(использования готовых моделей для объяснения явлений или

выявления свойств объектов и создания моделей).

5

Горные породы. Полезные ископаемые.

Ладан

1

58-61

Комбинированный

урок

27.11

что такое горные породы и полезные ископаемые

определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

6

Песок, глина, гранит, известняк.

1

62-65

Урок обобщения и систематизации знаний

28.11

свойства 3-4 полезных ископаемых, их использование человеком

определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

7

Добыча и охрана полезных ископаемых.

1

66-67

Комбинированный

урок

05.12

о необходимости бережного использования полезных ископаемых;

приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

оценивать своё поведение в природе;

выполнять правила поведения в природе;

выполнять правила поведения в природе;

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению.

8

Почва.

1

68-75

Урок обобщения и систематизации знаний

11.12

о почве, её значении и необходимости охраны;

приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

оценивать своё поведение в природе;

выполнять правила поведения в природе;

выполнять правила поведения в природе;

Составление плана ответа к тексту. Умение сформулировать вопрос к тексту.

9

Четыре царства живой природы.

1

78-79

Урок изучения нового

12.12

о четырёх царствах живой природы;

приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

оценивать своё поведение в природе;

выполнять правила поведения в природе;

Составление плана ответа к тексту. Умение сформулировать вопрос к тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам

10

Строение растений.

1

80-84

Урок изучения нового

18.12

об органах растений и их значении

о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;

выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;

Формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или

известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на

многообразном материале природы и культуры родного

края.

11

Разнообразие растений.

Цветы и растения в иконописи

1

85-86

Комбинированный

урок

19.12

о некоторых группах растений и их отличительных признаках

• различать наиболее распространённые растения

Формирование действий замещения и моделирования

(использования готовых моделей для объяснения явлений или

выявления свойств объектов и создания моделей).

12

Дикорастущие и культурные растения.

1

87-88

Комбинированный

урок

25.12

о некоторых группах растений и их отличительных признаках

о предках культурных растений и домашних животных

устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

13

Жизнь растений.

1

89-92

Урок изучения нового

26.12

о некоторых группах растений и их отличительных признаках

об особенностях питания и дыхания растений

выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

14

Размножение и развитие растений.

Охрана растений

1

93-96

Комбинированный

урок

15.01

особенности размножения и развития растений

об условиях прорастания семян;

выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению.

16

Строение животных.

1

99-100

Урок обобщения и систематизации знаний

16.01

об отличительных признаках основных групп животных

выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;

Создание собственных текстов по предложенным планам.

Умении работать с разными видами информации.

1

Разнообразие животных

Животные в иконописи

1

101-105

Урок изучения нового

22.01

об отличительных признаках основных групп животных

различать наиболее распространённых животных

Составление плана ответа к тексту. Умение сформулировать вопрос к тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам

2

Домашние и дикие животные.

1

106-108

Комбинированный

урок

23.01

об отличительных признаках основных групп животных

о предках культурных растений и домашних животных

устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;

Формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или

известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на

многообразном материале природы и культуры родного

края.

3

Как животные воспринимают мир.

1

109-111

Комбинированный

урок

29.01

об отличительных признаках основных групп животных

• проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;

Формирование действий замещения и моделирования

(использования готовых моделей для объяснения явлений или

выявления свойств объектов и создания моделей).

4

Передвижение и дыхание животных.

1

112-115

Комбинированный

урок

30.01

особенности передвижения, питания, размножения и развития животных

• проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Умение высказывать свою точку зрения на прочитанный текст.

5

Питание животных.

1

116-119

Урок изучения нового

05.02

особенности передвижения, питания, размножения и развития животных

выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

6

Размножение и развитие животных.

1

120-123

Комбинированный

урок

06.02

особенности передвижения, питания, размножения и развития животных

• проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

7

Охрана животных.

1

124-125

Урок обобщения и систематизации знаний

12.02

о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;

приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

Составление плана ответа к тексту. Умение сформулировать вопрос к тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам

8

Грибы и бактерии.

1

126-129

Урок изучения нового

13.02

некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы

• о разнообразии грибов и их значении в природе и жизни человека;

о значении бактерий в природе и жизни человека;

устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;

Умении работать с разными видами информации.

9

Человек - часть живой природы.

Человек и его душа

1

6-10

Урок изучения нового

19.02

названия важнейших органов человека и их функции

выполнять правила личной гигиены

оценивать своё поведение в природе;

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Умение высказывать свою точку зрения на прочитанный текст.

10

Кожа - наша первая «одежда».

1

11-15

Комбинированный

урок

20.02

основные правила личной гигиены;

органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение;

выполнять элементарные правила личной гигиены

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению.

11

Скелет.

15-18

Комбинированный

урок

26.02

основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);

выполнять элементарные правила личной гигиены

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

12

Мышцы.

1

19-21

Комбинированный

урок

27.02

основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);

выполнять элементарные правила личной гигиены

Формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или

известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на

многообразном материале природы и культуры родного

края.

13

Кровеносная система.

1

22-25

Урок обобщения и систематизации знаний

04.03

основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);

выполнять элементарные правила личной гигиены

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

14

Дыхание.

1

26-30

Комбинированный

урок

05.03

О роли дыхания в жизни человека

выполнять элементарные правила личной гигиены

Составление плана ответа к тексту. Умение сформулировать вопрос к тексту.

15

Питание.

Постная пища

1

30-35

Урок изучения нового

18.03

О роли питания в жизни человека

выполнять элементарные правила личной гигиены

Создание собственных текстов по предложенным планам.

Умении работать с разными видами информации.

16

Органы чувств.

1

35-37

Комбинированный

урок

19.03

органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение;

выполнять элементарные правила личной гигиены

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению.

17

Нервная система.

1

38-41

Урок обобщения и систематизации знаний

25.03

О нервной системе

выполнять элементарные правила личной гигиены

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

18

Эмоции и тем

1

41-43

Урок обобщения и систематизации знаний

26.03

виды эмоционального состояния человека (грустный, веселый, удивленный, испуганный);

различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Умение высказывать свою точку зрения на прочитанный текст.

1

Народы нашей страны.

1

50-52

Комбинированный

урок

01.04

какие народы живут на территории России

положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны

Умении работать с разными видами информации.

2

Традиции народов нашей страны.

Православные традиции

1

53-56

Урок обобщения и систематизации знаний

02.04

об обычаях и традициях своего народа;

положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

3

Путешествие по ленте времени

1

57-60

Урок изучения нового

08.04

об истории возникновения своего города (села);

историю возникновения герба своего города

положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению.

4

Города и села.

Святые места

1

61-64

Комбинированный

урок

09.04

символику своего города

находить на карте город (село), в котором они живут;

Формирование действий замещения и моделирования

(использования готовых моделей для объяснения явлений или

выявления свойств объектов и создания моделей).

5

Названия городов.

1

65-69

Комбинированный

урок

15.04


Историю названия городов

находить на карте город (село), в котором они живут;

рассказывать о символах своего города;

рассказывать о главных достопримечательностях своего города

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

6

Кремль - центр города.

1

69-75

Урок обобщения и систематизации знаний

16.04

Что такое Кремль

находить на карте город (село), в котором они живут;

рассказывать о символах своего города;

рассказывать о главных достопримечательностях своего города

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

7

Улицы города.

1

76-79

Комбинированный

урок

22.04

Историю названия улиц

находить на карте город (село), в котором они живут;

рассказывать о символах своего города;

рассказывать о главных достопримечательностях своего города

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Умение высказывать свою точку зрения на прочитанный текст.

8

Герб - символ города.

1

80-83

Урок обобщения и систематизации знаний

23.04

историю происхождения и развития основных символов государства

рассказывать о главных символах государства;

рассказывать о символах своего города;

рассказывать о главных достопримечательностях своего города

Умении работать с разными видами информации.

9

Памятные места городов

Святые храмы

1

84-87

Урок изучения нового

06.05

о главных достопримечательностях своего города

положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

10

Современный город

1

88-89

Комбинированный

урок

07.05

Об удобствах и недостатках современных городов

Характеризовать удобства и недостатки современных городов

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

11

Москва-столица России

1

92-95

Комбинированный

урок

13.05

столицу России;

Рассказать о столице нашей Родины

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению.

12

Наше государство. Что такое государство

Русь православная

1

96-100

Урок обобщения и систематизации знаний

14.05

как устроено наше государство;

основные моменты развития органов власти страны

историю происхождения государственных наград

положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

Формирование действий замещения и моделирования

(использования готовых моделей для объяснения явлений или

выявления свойств объектов и создания моделей).

13

Конституция- основной закон страны.

1

101-104

Комбинированный

урок

20.05

как называется главный закон страны;

положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

14

Права ребёнка

1

105-108

Урок обобщения и систематизации знаний

21.05

основные права и обязанности ребёнка.

рассказывать об основных правах и обязанностях ребёнка

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

15

Государственный герб России

Государственный флаг России

1

109-113

Урок обобщения и систематизации знаний

27.05

государственные символы России;

рассказывать о главных символах государства;

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Комбинированный

урок

государственные символы России;

рассказывать о главных символах государства;

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Умение высказывать свою точку зрения на прочитанный текст.

16

Государственный гимн России

Государственные награды

1

113-125

Урок обобщения и систематизации знаний

28.05

государственные символы России;

рассказывать о главных символах государства;

Умении работать с разными видами информации.

17

18, 19

Резервные часы.

Итого 68ч

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Критерии оценивания Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает: 1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий; 2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя; 3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся; 4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); 5) использование критериальной системы оценивания; 6) оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования; 7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации. Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется). Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т. п.), подготовленных учителем. Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося). Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

Критерии оценки проверочных работ учащихся по окружающему миру.


«5»

(отлично)

«4»

(хорошо)

«3»

(удовлетворительно)


«2»

(неудовлетворительно)

Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы.

Верное выполнение не менее 80 процентов заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям.

Верное выполнение не менее 60 процентов заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям.

Верное решение менее 60 процентов заданий.
В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т. п.).

Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.

Примерные критерии формирующего оценивания устного ответа:

1. Выразительный связный рассказ.

2. Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме.

3. Знание терминологии, понятий по теме.

4. Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе, в использовании моделей и инструментов исследований.

5. Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме (в учебнике, в рабочей тетради)

Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):

1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.

2. Разнообразие источников информации.

3. Выразительный устный рассказ.

4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.

5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы


Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.


  1. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова, Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч. - М,: АСТ, АСтрель.

  2. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова, Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради №1,№2. - М,: АСТ, АСтрель.

  3. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова, Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир». 3 класс. Методическое пособие - М,: АСТ, АСтрель.

Список дополнительной литературы

1. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2007

2. Единая коллекция ЦОРов. Начальные классы. 2009г.

3. «Книга Знаний в ответах и вопросах», «Махаон». 2005.


Специфическое сопровождение (оборудование):

  • демонстрационные таблицы «Природные сообщества», «Правила поведения в общественных местах», «Домашние и дикие животные», «Животные», «Растения», «Организм человека», «Правила посадки при письме», «Город», «Село»;

  • глобус, карта России;

  • наборы лабораторного оборудования для измерения температуры, времени;

  • портреты учёных России (М. Ломоносова, С. Королёв, Д. Менделеев, А. Попов, К. Циолковский, Н. Вавилов);

  • портреты исторических личностей (А. Суворов, М. Кутузов, Николай II, Иван Грозный, действующий президент России;

  • плакаты «Государственная символика Российской Федерации»;

  • гербарии растений разных природных сообществ;

  • демонстрационные наборы образцов горных пород и полезных ископаемых;

  • энциклопедии, справочники, словари.

Электронно-программное обеспечение:

  • энциклопедия животных Кирилла и Мефодия;

  • электронное интерактивное приложение «Уроки окружающего мира»

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер с учебным программным обеспечением;

  • интерактивная доска;

  • принтер, ксерокс.

Контрольно-измерительные материалы

Тест 1«Свойства тел и веществ»

1. Выбери название тела:

1) резина 3) железо

2) лед 4) линейка

2. Выбери название вещества:

1) квадрат 3) радуга

2) банка 4) дерево

3. Каждое тело занимает ________________________________________

4. Главный признак твердых тел __________________________________

5. Главный признак жидкостей ___________________________________

6. Все твердые и жидкие тела при нагревании ________________________ ,

а при охлаждении _________________________________

Тест 2 « Природа вокруг нас»

1. Экология - это наука о ____________________________________________________________________

2. Что является явлением природы:

а) закат солнца в) вырубка леса

б) рисунок цветов г) посадка леса

3. Линия горизонта - это ___________________________________________________

4. Назови основные и промежуточные стороны горизонты (нарисуй схему):

Тест 3 «Вода в природе»

1.Какое свойство воды указано неверно:

2) не имеет запаха 4) соленая на вкус

2.Как можно очистить загрязненную воду:

1) нагреть 3) охладить

2) профильтровать 4) заморозить

3. Что происходит с водой при охлаждении:

1) ничего 3) сжимается

2) расширяется 4) мутнеет

4. Какое вещество не растворяется в воде:

1) сахар 3) глина

2) соль 4) песок

5. Укажи состояние воды при температуре ниже 0 0С:

1) жидкое 3)твердое

2) газообразное

6. В каком состоянии находится вода, если ты видишь росу на траве:

1) в твердом 3) в газообразном

2) в загрязненном 4) в жидком

7. Что представляет собой вода в газообразном состоянии:

1) лед 3) водяной пар

2) капли 4) сугроб

8. Почему водоемы не промерзают до дна:

1) лед постепенно тает 3) на глубине вода теплее

2) лед легче воды 4) вода превращается в пар

9. Почему пар в облаках превращаются в воду:

1) пары воды тяжелее 3) воздух высоко над землей холодный

2) водяной пар соединяется в капли 4) пар-это капли воды

10. Укажи во что может превратиться вода:

1) в иней 3) в дождь

2) в кислоту 4) в росу

11. Что называют началом реки:

1) приток 3) русло

2) исток 4) устье

12. Укажи искусственный водоем:

1) озеро 3) река

2) пруд 4) море

13. Отдельные большие облака, плывущие по небу, называют:

1) перистыми 3) слоистыми

2) кучевыми

14. Что является источником загрязнения воды:

1) животные 3) фабрики и заводы

2) растения 4) ручьи

15. Как можно экономить воду:

1) остужать суп под струей холодной воды

2) закрывать кран, когда чистишь зубы

3) пойти разговаривать по телефону, не закрыв кран

4) отключать душ, когда намыливаешь мочалку

Тест 4«Горные породы»

1. Составь предложения, соединив части фраз из каждого столбика.

Глина -

сыпучий материал,

ему можно придать другую форму.

Песок -

пластичный материал,

плохо сохраняет форму.

Глина -

рыхлый материал,

он легко мнётся, продавливается.

Песок -

мягкий материал,

хорошо пропускает воду.

2. Из перечисленных признаков полезных ископаемых выбери верные и соедини стрелкой.

твёрдое

рыхлое

Песок пластичное Глина

сыпучее

плотное

Известняк непрозрачное Гранит

вязкое

мягкое

не имеет запаха

прочное

имеет запах

хорошо пропускает воду

не пропускает воду

3.Соотнеси названия горных пород с веществами и предметами, которые человек из них изготавливает.

песок гвозди
глина кирпичи

гранит памятники

известняк цемент

торф кастрюли

руда стекло

фарфоровую посуду

удобрение

4. Полезные ископаемые- ________________________________________

5. Месторождения полезных ископаемых-_________________________________ __

6. Горные породы- _____________________________________________

Тест 5 «Организм человека»

1. Какая наука изучает внешнее и внутреннее строение человека?

А) ботаника В) история

Б) анатомия Г) зоология

2. Зачем нужно знать свой организм?

А) Чтобы сохранять и укреплять здоровье.

Б) Чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться.

В) Чтобы умело использовать свои возможности.

3. Какие части тела относятся к внешнему строению человека?

А) голова В) шея

Б) туловище Г) печень Д) конечности

4. Найди лишнюю пару.

А) Орган пищеварения - желудок.

Б) Орган зрения - глаз.

В) Орган кровообращения - сердце.

Г) Орган слуха - язык.

5. Что придает форму телу, обеспечивает движение, защищает от повреждения?

А) кожа В) мышцы

Б) скелет Г) суставы

6. С помощью какого органа дышит человек?

А) мозг В) сердце

Б) желудок Г) легкие

7. Какой орган называют главным отделением «внутренней кухни»?

А) легкие В) сердце

Б) желудок Г) почки

8. Какой орган управляет работой всего организма?

А) сердце В) мозг

Б) кишечник Г) легкие

9. Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми?

А) Для закаливания ем одновременно горячее и холодное.

Б) Чищу зубы иголкой или другим острым предметом, если есть остатки пищи между зубами.

В) Чищу зубы два раза в день - утром и вечером.

Г) Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

10. В какой строке указаны слова, описывающие здорового человека?

А) Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий.

Б) Горбатый, бледный, хилый, низкий.

В) Стройный, сильный, ловкий, статный.

Тест 6 «Организм человека»

1. Какая наука изучает внешнее и внутреннее строение человека?

А) ботаника В) история

Б) анатомия Г) зоология

2. Зачем нужно знать свой организм?

А) Чтобы сохранять и укреплять здоровье.

Б) Чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться.

В) Чтобы умело использовать свои возможности.

3. Какие части тела относятся к внешнему строению человека?

А) голова В) шея

Б) туловище Г) печень

Д) конечности

4. Найди лишнюю пару.

А) Орган пищеварения - желудок.

Б) Орган зрения - глаз.

В) Орган кровообращения - сердце.

Г) Орган слуха - язык.

5. Что придает форму телу, обеспечивает движение, защищает от повреждения?

А) кожа В) мышцы

Б) скелет Г) суставы

6. С помощью какого органа дышит человек?

А) мозг В) сердце

Б) желудок Г) легкие

7. Какой орган называют главным отделением «внутренней кухни»?

А) легкие В) сердце

Б) желудок Г) почки

8. Какой орган управляет работой всего организма?

А) сердце В) мозг

Б) кишечник Г) легкие

9. Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми?

А) Для закаливания ем одновременно горячее и холодное.

Б) Чищу зубы иголкой или другим острым предметом, если есть остатки пищи между зубами.

В) Чищу зубы два раза в день - утром и вечером.

Г) Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

10. В какой строке указаны слова, описывающие здорового человека?

А) Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий.

Б) Горбатый, бледный, хилый, низкий.

В) Стройный, сильный, ловкий, статный.

Тест 7 «Пищеварительная система»

1. Пищеварительная система:

А) разносит питательные вещества по организму

Б) накапливает питательные вещества

В) измельчает и переваривает пищу

Г) отвечает за накопление энергии

2. Где начинает перевариваться пища?

А) в желудке В) в кишечнике

Б) в пищеводе Г) в ротовой полости

3. Куда попадает пища из ротовой полости?

А) в желудок В) в печень

Б) в кровь Г) в кишечник

4. Частицы питательных веществ всасываются в кровь через:

А) тонкую кишку В) стенки кишечника

Б) пищевод Г) толстую кишку

5. Подпиши известные органы пищеварения

















Итоговая контрольная работа

Контрольная работа по окружающему миру. 3 класс.

1. Как называется наука о животных?

1) ботаника

2) зоология

3) астрономия

2. Назовите животное, которое относится к рыбам.

1) дельфин 2) бегемот 3)карп

3. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

1) коровы, бегемоты, жирафы 3) волки, лисы, кабаны

2) лоси, тюлени, киты

4. Какая из цепей питания указана правильно?

1) сосна - дятел - жук-короед 3) слизни - капуста - жаба

2) рожь - мышь - змеи - орлы

5. Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

1) звери 2) птицы 3) рыбы

6. Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?

1) личинка 3) головастик

2) малёк

7. Какое слово пропущено: яйцо - личинка - … - бабочка?

1) куколка 3) икринка

2) птенец

8. Какие животные занесены в Красную книгу?

1) тигр, морж, фламинго, орёл-беркут 3) свинья, овца, утка, индюк

2) корова, лошадь, гусь, петух

9. Какие живые существа обитают в почве?

1) муравьи, мухи, тараканы 3) дождевые черви, кроты, медведки

2) бабочки, жуки, мыши

10. В какой строчке указаны только тела?

1) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода

2) парта, доска, стол, стул, лампа

3) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар

11. В какой строчке указаны только вещества?

1) алюминий, железо, медь

2) алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз

3) кусок сахара, капля росы, кристалл соли

12. В каких телах промежутки между частицами наибольшие?

1) в твёрдых телах 3) в газообразных телах

2) в жидких телах

13. Какие вещества входят в состав воздуха?

1) водород, медь, цинк 3) хлор, фтор, йод

2) кислород, азот, углекислый газ

14. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

1) вода с поверхности испарилась

2) вода впиталась в поверхность пола

3) вода осталась на подошвах обуви учеников

15. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

1) остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться автотранспортом, превратить Землю в один огромный заповедник

2) фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов

55


© 2010-2022