- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению ( В. А. Лазарева для 3 класса)
Рабочая программа по литературному чтению ( В. А. Лазарева для 3 класса)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Череватая М.С. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования , примерной программы по литературному чтению; авторской программы по предмету «Литературное чтение» В.А. Лазарева для 3 класса.
Цели программы
Цель курса «Литературное чтение» - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ её теории и практики анализа художественного текста.
Задачи программы
- Формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего - художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умение искать и выбирать нужную книгу;
- Ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;
- Развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;
- Формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.
Объём программы (суммарно в год) и количество часов в неделю
Программа рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю) в соответствии с базисным образовательным планом и учебным планом МБОУ ОСОШ №2 на 2015 - 2016 учебный год .
Общая характеристика учебного курса
Приоритетной целью обучения литературному чтению в данной программе является формирование у детей читательской компетентности, любви к чтению, желания становиться грамотным читателем, а также осознавание роли художественного чтения как способа самовоспитания, самотворения.
Главной же целью, сверхзадачей курса является нравственное воспитание детей, формирование у них нравственных понятий, чувств и личностных качеств.
На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения самого сложного для восприятия - художественного текста. Дети читают вслух и про себя, развивая технические навыки и совершенствуя качества чтения, не только такие, как осознанность и самостоятельность, но и выразительность. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением. Поскольку дети читают художественные тексты, они должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся. Кроме того, очень важно научить ребенка искать необходимую ему информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет,удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность.
Литературоведческая пропедевтика предполагает в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы, основными литературоведческими понятиями и терминами и формирование у учеников-читателей навыков простейших видов анализа художественного текста. В начальной школе формируются представления учеников-читателей об образной природе художественного текста, закладывается фундамент целостного анализа произведения, формируется способность полноценно воспринимать художественный текст, уметь находить в тексте и работать с эмоционально-образной информацией. Поэтому основные умения, составляющие основу читательской компетентности, следующие:умение увидеть картину, нарисованную автором;
умение эмоционально отозваться на прочитанный текст;
умение понять авторскую мысль.
Кроме того, формируются эстетические ценности и вкус ребенка. Нравственно-эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное произведение, они извлекаются и осваиваются ребенком в процессе читательской деятельности. Это определяет практическую направленность курса литературного чтения: все, что узнают учащиеся, они извлекают из текста в процессе самостоятельной, усложняющейся читательской деятельности, направляемой и организуемой учителем. Понятийный аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учеников.
Одной из главных задач литературного чтения является развитие речи учащихся. Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также через процесс развития собственной устной и письменной речи. Эти задачи решаются, прежде всего, с помощью материалов раздела «Предварительное чтение», помещенного в учебниках. Содержание и формы работы со словом и словосочетаниями в этом разделе не только позволяют отрабатывать технику чтения учащихся, но и способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка и к истории России.
Главные задачи развития речи ребенка на уроках литературного чтения - это перевод информации, извлекаемой из художественного текста учеником-читателем, на его язык и передача своих впечатлений другим людям. Особое значение придаётся организации учебного диалога. Чаще всего он превращается в полилог, в котором участвуют и ученик, и его товарищи, и учитель, да и автор произведения тоже, поскольку ученики-читатели должны не только понять авторскую позицию, но и «отнестись к ней»: согласиться или не согласиться, поспорить с автором, как и с другими участниками диалога и т.д. Этот вид учебной деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, а в воспитательном плане - формированию такого важного человеческого качества, как толерантность. Основные направления в работе над развитием речи учащихся следующие:
расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиск слова точного и выразительного;
формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, рассуждение;
создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем и на уровне творчества;
развитие способности к выразительному чтению художественных текстов, передачи слушателям своего внутреннего видения и эмоционального состояния;
развитие навыков редактирования своего текста на основе рефлексии.
Развитие способности к рефлексии, специально организованная деятельность по оценке своего труда, самооценка, универсальные регулятивные учебные действия необходимы ребенку не только в учебной деятельности, но и в жизни как важнейшее личностное качество. Поэтому на уроках и в наших учебных книгах, в методическом аппарате учебников предусмотрены не только саморедактирование, но и начальные задания, предполагающие наблюдение ученика-читателя за своими душевными движениями, их причинами и собственными усилиями ума, а также их анализ. Так запускается механизм самоанализа.
Основу и логику процесса развития речи и творческих способностей детей составляет постепенное убирание «опор»: в речевой деятельности - движение от изложения к сочинению, в других видах творческих работ - от действий по образцу и алгоритму к созданию своего собственного текста, от подражания - к творчеству. Опыт творческой деятельности учащиеся получают в разных сферах: читательской, речевой, собственно художественной (рисование), драматической (чтение по ролям, инсценирование) и др. Значение творчества в жизни детей трудно недооценить, оно развивает, формирует ученика как личность, а в литературном творчестве, особенно драматическом, позволяет перевоплотиться, примерить на себя чужую роль, а значит - понять другого человека. Это очень важно для нравственного воспитания и для жизни ребенка.
Описание ценностных ориентиров курса
В настоящее время одной из самых главных задач изучения предмета «Литературное чтение» в школе является духовно-нравственное воспитание учащихся. Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращенная к жизненному опыту и проблемам ребенка. В число программных произведений вошли классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты народов России. Все произведения отобраны по двум основаниям: высокому уровню художественности и высоте и значимости их нравственного потенциала.
Главным условием решения задач нравственного развития и начального литературного образования младших школьников является совершенствование форм и методов организации ценностно-ориентированной деятельности учащихся в процессе самостоятельного анализа художественных произведений на уроках литературного чтения. Огромную роль в осуществлении этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов осмысления нравственных ценностей и сопереживания, поскольку как в постижении художественного текста, так и в деле нравственного развития учащихся особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания.
Важнейшим психическим механизмом формирования нравственных понятий и убеждений является оценка, в данном предмете - нравственная оценка действий героев произведения. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями литературного героя, а по сути - своего народа и всего человечества, воплощенными в произведении его автором. В конечном итоге он сможет воспринять «чужое» или даже чуждое ему как свое, личное, получит представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые станут для него примером, даже идеалом. Тем более что следование ребенка примеру уважаемых им взрослых или полюбившемуся литературному герою - важнейший метод нравственного воспитания.
Читая и анализируя произведение в процессе педагогически верно организованных обсуждений и споров, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, о любви и ненависти, об истоках зла и добра, о возможностях человека и его месте в мире; осмысливает нравственные образцы и «примеривает» их на себя. В учебниках в конце каждой главы или объемного, важного для детей текста даются вопросы для обобщения учеником-читателем проблемы главы. Они помогут учителю в организации разговора в классе. Огромную роль в этих разговорах играет ценностно-смысловая учебная коммуникация, организованная учителем на уроке. Коллективное обсуждение нравственных проблем, участие в диалоге, иногда и споре позволяет развивать коммуникативные умения учащихся, а кроме того, учит их системно мыслить, не только анализируя, но и синтезируя, обобщая, делая собственные выводы из конкретных фактов.
Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению, авторы выстроили систему нравственного воспитания, прежде всего, с опорой на интеллектуальные, волевые, эмоциональные, психические сферы личности учащихся, активизируя в процессе учебной деятельности их творческие задатки и работу воображения. Все это реализуется на уроках литературного чтения в русле развития и углубления нравственных представлений учащихся через осмысление и эмоциональное принятие ими основных нравственных качеств человека, характеризующих его отношение к гражданским ценностям, к Родине, ее культуре, народу, природе и традициям; к добру и злу; к другим людям и к себе; стремление человека к добру и справедливости. Одновременно происходит осмысление главных особенностей русского национального характера: патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма, совестливости, терпимости, толерантности и др.
Педагогически этот процесс развивается в логике «от слова к делу»:
1. Первоначальные представления о нравственной норме.
2. Осмысление ее.
3. Эмоциональное принятие.
4. Воплощение в слове (вербальный уровень).
5. Воплощение в поступке (социальный уровень).
Освоение последнего уровня невозможно только в рамках урока, когда ученики сидят за партами. Отсюда - необходимость выхода во внеклассную и даже внешкольную деятельность. На этом уровне самой продуктивной в деле воспитания и нравственного развития ребенка является организация проектной деятельности. Поэтому в учебники для 3 и 4 классов заложены четыре долгосрочных социальных проекта, особую воспитательную ценность которым придает вовлечение в работу над ними родителей, и особенно бабушек и дедушек, чтобы не «порвалась связь времен».
Особая ценность предмета заключается в том, что все эти уровни, начиная с самого первого, ученик-читатель проходит самостоятельно. Даже нравственные ценности ребенок извлекает из текста при его анализе, а не получает от учителя. Поэтому вторая важнейшая сторона работы учителя - обучение ребенка анализу текста.
Содержание учебного курса
I. Круг чтения Осенние странички А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; Ф.И. Тютчев «Сентябрь холодный бушевал…»; Г.А. Ладонщиков «Верная примета»; А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...»; С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»; Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...». 1. Народные сказки А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; русские народные сказки: «Баба-яга», «Сивка-бурка», «Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Дочь семилетка»; «Земляника под снегом» (японская сказка); «Бедняк и богач» (литовская сказка); «Кукушка» (ненецкая сказка); «Ах» и «Ох» (узбекская сказка). 2. Преданья старины глубокой Былины: «Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок; в сокращении), «Добрыня Никитич и Змей» (отрывок), «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (отрывок). Мифы и легенды Древней Греции: «…В начале существовал лишь вечный безграничный хаос…», «Подвиги Геракла» («Лернейская гидра»). Славянские мифы и предания: «Святогор - древний хранитель мира», «Перун - сын Сварога», «Лада - богиня любви и красоты», «Духи хозяева». Зимние странички А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода...»; Т.Г. Авлова «Снег по области пройдет…»; С.Я. Маршак «Как поработала зима!..»; А.А. Фет «Печальная береза...»; С.А. Есенин «Береза».
3. Авторские сказки Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»;
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Весенние странички А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами...»; Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»; С.А. Есенин «Черемуха»; И.С. Соколов Микитов «Грачи» (отрывок); А.А. Блок «Ворона». 4. Рассказы В.К. Железников «Три ветки мимозы», «Рыцарь»; Б.С. Житков «Как я ловил человечков»; Ю.Я. Яковлев «Полосатая палка»; С.Г. Георгиев «Дедушка»; К.Г. Паустовский «Котворюга». 5. Басни Эзоп «Пчелы и Зевс», «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса»; И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»; С.В. Михалков «Дальновидная Сорока». 6. Поэзия А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок); И.С. Никитин «Утро»; А.А. Фет «Еще светло перед окном...»; А.А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...»; Д.С. Самойлов «Осень»; Н.М. Рубцов «Хлеб»; Ю.И. Коваль «Вот шагает гражданин»;
Р.С. Сеф «Слезы»; Н.Н. Матвеева «Грустный заяц»; Г.Б. Остер «Очень страшная история»; из русского («Ехала деревня мимо мужика...», «Из-за леса, из-за гор…»), английского («Вопрос и ответ»), французского («Что я видел») фольклора; Э. Лир «Лимерики»; Ю.И. Коваль «Сундук»; О.Е. Григорьев «Полотер»; Ф.Д. Кривин «Ночь»; Ю.Д. Владимиров «Ниночкины покупки»; Э.Н. Успенский «Неудачник». 7. Пьесы Е.Л. Шварц «Красная Шапочка». Летние странички С.А. Есенин «С добрым утром!»; В.В. Маяковский «Тучкины штучки»; Р.Г. Гамзатов «С целым миром спорить я готов…»; С.П. Щипачев «Подсолнух»; И.А. Бунин «Детство»; Ф.И. Тютчев «В небе тают облака...»; С.Я. Маршак «Пожелания друзьям».
В рубрике «Проверь себя»: «Змея и рыба» (армянская сказка); Н.А. Некрасов «Славная осень!..»; А.И. Полежаев «Белая ночь» (отрывок);
И.А. Бунин «Бушует полая вода…»; Эзоп «Галка и вороны»; А.А. Прокофьев «Месяц»; М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…»; В.Н.Соколов «Муравей»; Э.Н. Успенский «Память». В рубрике «Музейная страничка»: О.Э. Мандельштам «Примус» (отрывок); Е.Д.Агранович «Последний рыцарь на Арбате».
II. Нравственно эстетическое развитие учащихся 1. Народные сказки Волшебные сказки. Чудо как главный признак волшебной сказки. Особенности построения сюжета. Способы создания образа героя в волшебной сказке; воплощение в характере положительного героя народных представлений о чести и благородстве, силе и красоте, в сюжете сказки - представлений о неодолимости добра, возмездии за зло. Бытовые сказки. Реальность, обыденность как основа бытовой сказки. «Простой» непростой герой, здравый смысл, смекалка, хитрость - основы его непобедимости; самоирония народа как основа оптимизма и нравственного здоровья. Утверждение жизненной активности как залога удачи, счастье как награда герою. Победа «простых» и бедных над «умными» и богатыми. Сказки разных народов. Общее и различное в темах, сюжетах и образах сказок, причины различий. Характеры героев сказок, их обусловленность национальными особенностями и представлениями народов о счастье, долге, справедливости, добре и зле. 2. Былины Отражение в былинах народных представлений. Идея служения Отечеству, героический характер. Герои русских былин как воплощение народных нравственных представлений. Язык, напевность, ритм, художественные средства. 3. Мифы Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древних людей. Мифы разных народов о взаимоотношениях людей и богов, героях и их подвигах, о самых дурных и самых лучших качествах человека. Своеобразие русских мифов, их нравственная основа. 4. Авторские сказки Фольклорная основа и «присутствие» автора сказки. Авторрассказчик, авторские оценки в тексте, проявление авторской воли в сюжете сказки, финале и названии.
Подробность как признак литературной сказки; возможность стихотворной формы. Способность авторской фантазии одухотворять, очеловечивать мир неживой природы, наделять вещь характером и судьбой. В придуманном мире как в настоящем: любовь и преданность, ненависть и зависть, героизм и предательство, великодушие и малодушие. 5. Басни Басня как сценка из жизни, диалогическая природа басни. Мораль - сформулированная автором главная мысль. Выявление нравственной составляющей басни, осмысление ее национальной основы. 6. Рассказы Событие как первоэлемент рассказа; сюжет как цепь событий. Композиция как проявление авторской позиции. Автор и рассказчик. Герой - движущая сила сюжета, возможность эволюции характера героя. Поступок как способ проявления характера героя. Портрет и пейзаж в произведении. Правда жизни и вымысел. 7. Поэзия, поэтические странички (по временам года) Единство выразительного и изобразительного начал. Зрительный образ, способы его создания и передачи читателю. Движение чувства, развитие настроения. Поэтическое слово, его многозначность. Главная мысль стихотворения. Эффект неожиданности. Необычное в обычном, тайны смешных стихов. 8. Пьесы Особенности изображения мира и литературного героя в пьесе. Сходство и различия народной сказки о Красной Шапочке и пьесы. «Очеловечивание» героев сказки автором.
Содержание учебного курса
Материал курса «Литературное чтение» представлен в образовательной программе следующими разделами и содержательными линиями:
Раздел «Виды речевой деятельности».
Данный раздел включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение, понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения), на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге. Отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности».
Этот раздел включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
Раздел «Круг детского чтения».
В разделе реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 8-9 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Данный раздел содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)».
Этот раздел является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Круг детского чтения (136 ч)
Осенние странички (9 ч)
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...»; Ф.И. Тютчев «Сентябрь холодный бушевал...»; Г.А. Ладонщиков «Верная примета»; А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...»; С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»; Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».
1. Народные сказки (22 ч)
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; русские народные сказки: «Баба-яга», «Сивка-бурка», «Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Дочь-семилетка»; «Земляника под снегом» (японская сказка); «Бедняк и богач» (литовская сказка); «Кукушка» (ненецкая сказка); «Ах» и «Ох» (узбекская сказка).
2. Преданья старины глубокой (20 ч)
Былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок; в сокращении), «Добрыня Никитич и Змей» (отрывок), «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (отрывок).
Мифы и легенды Древней Греции: «...В начале существовал лишь вечный безграничный хаос...», «Подвиги Геракла» («Лернейская гидра»).
Славянские мифы и предания: «Святогор - древний хранитель мира». «Перун - сын Сварога», «Лада - богиня любви н красоты», Духи -хозяева».
Зимние странички (5 ч)
А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…», Т.Г.Авлова «Снег по области пройдёт…», С.Я.Маршак «Как поработала зима!..», А.А.Фет «Печальная берёза…», С.А.Есенин «Берёза».
3. Авторские сказки (16 ч)
Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».
Весенние странички (6ч)
А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами...»; Ф.И. Тютчев « Зима недаром злится»; С.А. Есенин «Черемуха»; И.С. Соколов-Микитов «Грачи» (отрывок); А.А. Блок «Ворона».
4. Рассказы (20 ч)
В.К. Железников «Три ветки мимозы», «Рыцарь»; Б.С. Житков «Как я ловил человечков»; Ю.Я. Яковлев «Полосатая палка»; С.Г. Георгиев «Дедушка»; К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».
5. Басни (6 ч)
Эзоп «Пчелы и Зевс», «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса»; И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»; СВ. Михалков «Дальновидная Сорока».
6. Поэзия (14 ч)
А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок); И.С. Никитин «Утро»; А.А. Фет «Еще светло перед окном...»; А.А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...»; Д.С. Самойлов «Осень»; »Н.М. Рубцов «Хлеб»; Ю.И. Коваль «Вот шагает гражданин»; Р.С. Сеф «Слезы»; Н.Н. Матвеева «Грустный заяц»; Г.Б. Остер «Очень страшная история»; из русского («Ехала деревня мимо мужика...», «Из-за леса, из-за гор...»), английского («Вопрос и ответ»), французского («Что я видел») фольклора; Э. Лир «Лимерики»; Ю.И. Коваль «Сундук»; О.Е. Григорьев «Полотер»; Ф.Д. Кривин «Ночь»; Ю.Д. Владимиров «Ниночкины покупки»; Э.Н. Успенский «Неудачник».
7. Пьесы (9 ч)
Е.Л. Шварц «Красная Шапочка».
Летние странички (9 ч)
С.А. Есенин «С добрым утром!»; В.В. Маяковский «Туч-кины штучки»; Р.Г. Гамзатов «С целым миром спорить я готов...»; СП. Щипачев «Подсолнух»; И.А. Бунин «Детство»; Ф.И. Тютчев «В небе тают облака...»; С.Я. Маршак «Пожелания друзьям».
Тематическое планирование курса
Раздел
Виды деятельности
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы, определение последовательности событий. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи.
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Постепенное увеличение скорости чтения. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя
Отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста. Умение работать с разными видами информации
Пересказ текста, развитие умения предвосхищать ход развития сюжета, последовательность событий.
Творческая деятельность
Чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом, развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроения людей, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Литературоведческая пропедевтика
Нахождение в тексте с помощью учителя синонимов, антонимов, эпитетов и осмысление их значения. Сравнение прозаической и стихотворной речи, жанровое разнообразие произведений: малые жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Сказки о животных, бытовые, волшебные, литературные(авторские). Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Литературное чтение».
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Диагностический инструментарий оценки достижения учащихся
Приме- чание
I четверть - 36 часов
I Осенние странички - 8 ч.
1.
Картины осени в поэзии. Знакомство с учебником. Пушкин. «Уж небо осенью дышало».
1 ч.
1.09
2.
Картины осени в поэзии. Г.А.Ладонщиков «Верная примета»
А.Толстой «Осень».
1 ч.
2.09
3.
Картины осени в поэзии. «Осень» А.К. Толстой
1 ч.
3.09
4.
Изображение осени в стихотворении С.Есенина.
1 ч.
4.09
5.
Изображение осени в стихотворении поэта Ф.Тютчева
1 ч.
8.09
6.
Изображение осени в стихотворении поэта Ф.Тютчева
1 ч.
9.09
7.
Золотая осень в живописи. Работа над картиной И.С.Остроухова «Золотая осень» (сочинение)
1 ч.
10.09
Сочинение.
8.
Анализ сочинений. Обобщение по разделу «Осенние странички».
1 ч.
11.09
II Народные сказки - 22 ч.
9.
Вхождение в мир русской сказки А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
1 ч.
15.09
10.
Волшебные сказки. Знакомство с содержанием сказки Баба-Яга.
1 ч.
16.09
11.
Особенности волшебной сказки. Образ главной героини
1 ч.
17.09
12.
Выявление особенностей волшебных сказок «Сивка-Бурка»
1 ч.
18.09
13.
Составление характеристики героев сказки Сивка-Бурка.
1 ч.
22.09
14.
Анализ волшебных сказок.
1 ч.
23.09
15.
Сюжет русской народной сказки «Бой на калиновом мосту». Составление плана.
1 ч.
24.09
16.
Составление сравнительной характеристики главных героев
1 ч.
25.09
17.
Идеи русской народной сказки «Бой на калиновом мосту»: патриотизм, чувство долга, товарищество
1 ч.
29.09
18.
Жанр сказки.
1 ч.
30.09
19.
Обобщение по теме «Волшебные сказки».
1 ч.
1.10
20.
Бытовые сказки. «Дочь-семилетка».
1 ч.
2.10
21.
Характеристика персонажей. Осознание социальной направленности бытовой сказки.
1 ч.
6.10
22.
Главная мысль сказки. Характеристика главной героини.
1 ч.
7.10
23.
Сатирическая и воспитательная направленность бытовых сказок.
1 ч.
8.10
24.
Русская народная сказка «Каша из топора»
1 ч.
9.10
25.
Главная мысль сказки. Характеристика главных героев .
1 ч.
13.10
26.
Сказки других народов. Литовская сказка «Бедняк и богач»
1 ч.
14.10
27.
Сравнение сказок разных народов. «Кукушка» (Немецкая сказка)
1 ч.
15.10
28.
Сказки других народов «Ах» и «Ох»
1 ч.
16.10
29.
Сказки других народов. Японская сказка «Земляника под снегом».
1 ч.
20.10
30.
Обобщение по теме « Народные сказки».
1 ч.
21.10
III Преданья старины глубокой - 18 ч.
31.
Былина как жанр устного народного творчества. Добрыня Никитич и Змей. Картина Васнецова «Богатыри»
1 ч.
22.10
32.
Особенности былинного жанра. Илья Муромец и Соловей-разбойник
1 ч.
23.10
33.
Особенности былинного жанра. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Картина Васнецова «Богатыри»
1 ч.
27.10
34.
Особенности былинного жанра. Алёша Попович и Тугарин Змеевич.
1 ч.
28.10
35.
Сочинение по картине Васнецова «Богатыри»
1 ч.
29.10
36.
Мифы Древней Греции.
1 ч.
30.10
II четверть - 31 час
37.
Мифы Древней Греции.
1 ч.
10.11
38.
Рассказы о мифических героях
1 ч.
11.11
39.
Мифы о героях. Лернейская гидра.
1 ч.
12.11
40.
Мифы о героях. Лернейская гидра.
1 ч.
13.11
41.
Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древних людей.
1 ч.
17.11
42.
Изучение славянской мифологии. Святогор - древний хранитель мира»
1 ч.
18.11
43.
Родословное древо моей семьи. (проектная деятельность)
1 ч.
19.11
проектная деятельность
44.
Перун-сын Сварога.
1 ч.
20.11
45.
Лада-богиня любви и красоты.
1 ч.
24.11
46.
Обожествление славя-
нами природы. Духи -
хозяева
1 ч.
25.11
47.
Проверочная работа по теме «Преданья старины глубокой»
1 ч.
26.11
Тематический, проверочная работа.
48.
Музейная страничка (Работа над проектом «Музей старинных вещей»).
1 ч.
27.11
Проект .
IV Зимние странички - 5 ч.
49.
Изображение зимы в искусстве. Анализ отрывка из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
1 ч.
1.12
50.
Изображение зимы в творчестве Т.Г.Авлова.
1 ч.
2.12
51.
Изображение зимы в искусстве С.Я.Маршак «Как поработала зима» М.В Добужинский «Домик в Петербурге»
1 ч.
3.12
52.
Изображение зимы в искусстве. М.В. Добужинский. Домик в Петербурге.
1 ч.
4.12
53.
Зимние картины природы в поэтических произведениях.
1 ч.
8.12
V Авторские сказки - 16 ч.
54.
Изучение авторских сказок. Г.Х.Андерсен « Стойкий оловянный солдатик»
1 ч.
9.12
55.
Авторская сказка. Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
1 ч.
10.12
56.
Сочетание чудесного и реального в сказке.
1 ч.
11.12
57.
Позиция автора в литературной сказке.
1 ч.
15.12
58.
Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».
1 ч.
16.12
59.
Художественный анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».
1 ч.
17.12
60.
Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».
1 ч.
18.12
61.
Художественный анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».
1 ч.
21.12
62.
Художественный анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».
1 ч.
22.12
63.
Сравнение сказки Пушкина с немецкой сказкой «Белоснежка»
1 ч.
23.12
64.
Наблюдение за авторской позицией в ходе повествования
1 ч.
24.12
65.
Нравственные уроки сказки Паустовского «Тёплый хлеб»
1 ч.
25.12
66.
Художественный анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»
1 ч.
28.12
67.
Художественный анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»
1 ч.
29.12
III четверть - 38 часов
68.
Значение картин природы в произведении.
1 ч.
12.01
69.
Проверочная работа по теме «Зимние странички».
1 ч.
13.01
Тематический, проверочная работа.
VI Весенние странички - 6 ч.
70.
Изображение весны в искусстве. А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами»
1 ч.
14.01
71.
Анализ лирического текста и художественных средств изображения»
1 ч.
15.01
72.
Анализ лирического текста и художественных средств. С. Есенин «Черёмуха»
1 ч.
19.01
73.
Изображение весны в искусстве А.К. Саврасов. Грачи прилетели.
1 ч.
20.01
74.
И.С. Соколов- Микитов «Грачи», А.А.Блок «Ворона».
1 ч.
21.01
75.
Пробуждение природы. А.А.Блок «Ворона».
1 ч.
22.01
VII Рассказы - 20 ч.
76.
Рассказ как литературный жанр. Железняков «Три ветки мимозы»
1 ч.
26.01
77.
Характеристика главного героя.
1 ч.
27.01
78.
Характеристика главного героя и анализ его поступка
1 ч.
28.01
79.
Изображение внутреннего мира героя. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
1 ч.
29.01
80.
Способы выражения в рассказе чувств, переживаний и внутреннего мира героя.
1 ч.
2.02
81.
Способы выражения в рассказе Б.С.Житкова чувств, переживаний.
1 ч.
3.02
82.
Идейная направленность произведения.
1 ч.
4.02
83.
Нравственные испытания героя. Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка»
1 ч.
5.02
84.
Композиция рассказа.
1 ч.
9.02
85.
Эволюция развития главного героя в рассказе «Полосатая палка»
1 ч.
10.02
86.
Сила благородного поступка. В.К.Железняков «Рыцарь»
1 ч.
11.02
87.
Способы построения. Сила благородного поступка. В.К.Железняков «Рыцарь»
1 ч.
12.02
88.
Способы изображения автором внутренних переживаний героя. С.Г.Георгиев «Дедушка»
1 ч.
16.02
89.
Характеристика главных героев. С.Г.Георгиев «Дедушка»
1 ч.
17.02
90.
С.Г.Георгиев «Дедушка»
1 ч.
18.02
91.
Всепобеждающая сила доброты. К.Паустовский «Кот - ворюга»
1 ч.
19.02
92.
Идея произведения К.Паустовский «Кот - ворюга»
1 ч.
24.02
93.
Влияние доброго поступка.
1 ч.
25.02
94.
Влияние доброго поступка. Творческая работа.
1 ч.
26.02
95.
Представление проекта «Музей старинных вещей»
1 ч.
1.03
VIII Басни - 6 ч.
96.
Басни. Эзоп. «Пчёлы и Зевс», «Дровосеки и дуб»,»Львица и лиса»
1 ч.
2.03
97.
Мораль в басне Крылова «Квартет».
1 ч.
3.03
98.
Басни современных авторов.
1 ч.
4.03
99.
Мораль в басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука»
1 ч.
9.03
100.
Басня С.В. Михалкова «Дальновидная сорока»
1 ч.
10.03
101.
Проверочная работа по теме «Весенние странички».
1 ч.
11.03
Тематический,
Проверочная работа
IX Поэзия - 15 ч.
102.
Изображение чувств человека, его отношение к окружающей действительности .
1 ч.
15.03
103.
Картины пробуждающей природы. И.С.Никитин «Утро»
1 ч.
16.03
104.
Чувство как главное событие лирического текста. А.А.Фет
1 ч.
17.03
105.
Сравнение картины А.М. Герасимова со стихотворением А.А.Фет.
1 ч.
18.03
IV четверть - 31 час
106.
Размышления над жизнью. А.А.Ахматова «Цветов и неживых вещей».
1 ч.
29.03
107.
Чтение стихов Д.С.Самойлов «Осень», Н.М.Рубцов «Хлеб»
1 ч.
30.03
108.
Ю.И. Коваль «Вот шагает гражданин»
1 ч.
31.03
109.
Р.С.Сеф «Слёзы»
1 ч.
1.04
110.
Чтение стихов Н.Н Матвеевой и Г.Б.Остера.
1 ч.
5.04
111.
Секреты юмористических фольклорных стихов.
1 ч.
6.04
112.
Секреты юмористических фольклорных стихов. Э.Лир.
1 ч.
7.04
113.
Юмористические стихи современных поэтов. Ю.И Коваль «Сундук», О.Е Григорьева «Полотёр».
1 ч.
8.04
114.
Секреты юмористических стихов. Ю.Д.Владимирова «Ниночкины покупки»
1 ч.
12.04
115.
Секреты юмористических стихов. Э.Н.Успенский «Неудачник»
1 ч.
13.04
116.
Секреты юмористических стихов. Э.Н.Успенский «Неудачник»
1 ч.
14.04
X Пьесы - 9 ч.
117.
Пьесы. Е.Л.Шварц «Красная шапочка»
1 ч.
15.04
118.
Е.Л.Шварц «Красная Шапочка». Роль как путь вхождения в образ героя.
1 ч.
19.04
119.
Е.Л.Шварц «Красная Шапочка». Роль - способ анализа
драматического про-
изведения.
1 ч.
20.04
120.
Сравнение сказки Ш.Перро и пьесы Шварца.
1 ч.
21.04
121.
Объяснение и оценка поступков
героев Е.Л.Шварц «Красная Шапочка».
1 ч.
22.04
122.
Объяснение поступков
героев Е.Л.Шварц «Красная Шапочка»
1 ч.
26.04
121.
Народные представления о героях.
1 ч.
27.04
122.
Урок-концерт. Инсценировка отрывка.
1 ч.
28.04
123.
Проверочная работа по теме «Пьесы».
1 ч.
29.04
Тематический.
Проверочная работа
XI Летние странички - 11 часов
124.
Летние картины природы в поэзии. С.Есенин « С Добрым утром» .
1 ч.
4.05
125.
Летние картины природы в поэзии. В.В Маяковский «Тучкины штучки».
1 ч.
5.05
126.
Соотношение литературного образа с живописным. Р.Г. Гамзатов ,
1 ч.
6.05
127.
Соотношение литературного образа с живописным. С.П.Щипачёв «Подсолнух».
1 ч.
10.05
128.
Образ лета в литературе и живописи. И.А Бунин «Детство»
1 ч.
11.05
129.
Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
1 ч.
12.05
Сочинение.
130.
Анализ творческих работ. Сопоставление литературного текста с картиной.
1 ч.
13.05
131.
Красота вечна
Ф.И.Тютчев «В небе тают облака»
1 ч.
17.05
132.
Красота вечна С.Я. Маршак «Пожелания друзьям».
1 ч.
18.05
133.
Обобщение по теме «Летние странички»
1ч.
19.05
134.
Итоговая контрольная работа
1ч.
20.05
135.
Обобщение материала за год.
1ч
24.05
136.
Урок- праздник (чтение любимых стихов, инсценировки)
1 ч.
25.05
Планируемые результаты
по итогам обучения в 3 классе
Личностные результаты
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:
-
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
-
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
-
первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
-
умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
-
умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
-
способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
-
умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
-
умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
-
умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
-
умение понимать, что для меня значит «моя родина».
Метапредметные результаты
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
-
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
-
учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
-
умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
-
учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
-
устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
-
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-
умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
-
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
-
умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
-
умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
-
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
-
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
-
умения владеть монологической и диалогической формами речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
-
участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
-
готовить самостоятельно проекты;
-
создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
-
Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
-
Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
-
Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
-
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
-
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
-
умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
-
умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
-
умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
-
умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
-
Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
-
Самостоятельно составлять аннотацию;
-
Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
-
Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
-
Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
-
Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Результатом формирования предметных умений (раздел
Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
-
Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
-
Выявлять особенности героя художественного рассказа;
-
Выявить особенности юмористического произведения;
-
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
-
Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
-
Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
-
Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
-
Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
-
Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
-
Сравнивать былину и сказочный текст;
-
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
-
Определять ритм стихотворения.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
-
Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
-
Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
-
Умения писать отзыв на книгу.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта
Учебно-методическое и
материально - техническое обеспечение курса.
Материально-техническое обеспечение курса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
«Примерная программа начального общего образования по учебным предметам»- Москва: (Просвещение»,2011) Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.- в 2-х частях Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 Лазарева В.А.Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение», 3 кл.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Печатные пособия Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей
Технические средства обучения
Классная доска
Телевизор.
Видеомагнитофон
Магнитофон.
Мультимедийный проектор
Компьютер. Интерактивная доска. Сканер. Принтер лазерный . Фотоаппарат цифровой.
Экранно-звуковые пособия Видеофильмы, слайды, мультимедийные образовательные ресурсы соответствующие содержанию обучения
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.
График контрольных и проверочных работ по литературному чтению.
Проверочные работы
Контрольные работы
сочинения
I четверть
11.09
II четверть
27.11
III четверть
16.01, 13.03
IV четверть
5.05
20.05
14.05