План-конспект урока Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет русский язык

Класс 3

Тема урока Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих Урок деятельностной направленности - "открытие" нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Цель: овладеть приемом правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих.
познавательные - подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак - формировать практические навыки правильного написания существительных с шипящей на конце - способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать регулятивные - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель - выдвигать гипотезу - устанавливать причинно-следственные связи - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности коммуникативные - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в пар

№ п/п

Этап урока

Микроцель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые учебные действия (познавательные)

1.

Этап мотивации к учебной деятельности

1 мин. выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе у нас светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Это начался урок? (Да!)
- Хотите учиться? (Да!)
- Значит, можно всем садиться!(Да)

- Девиз нашего урока: (слайд 1)
-Внимательно слушай - и все услышишь.

Внимательно смотри - и все увидишь.

Думай - и все поймешь.

- Откройте тетради и запишите число.

формирование положительной учебной мотивации

2.

Этап актуализации знаний и индивидуальное затруднение в деятельности

2-3 мин.

5-7 мин. подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

За горами, за долами,

За дремучими лесами

Есть страна удивительная.

Правит этой страной

Существительное.

Существительное?

Что это такое?

Я хочу о нём узнать.

Кто из вас сейчас, ребята,

О нём может рассказать? (слайд 2)

- Говорят, оно умеет,

Если надо изменяться,

А ещё оно умеет, как - то весело склоняться!

Может, вы расскажете?

Посмотрите на доску, здесь даны слова.

- Что общего во всех словах?

(Слайд 3) Осень, больница, кольцо, пальто, стрельба, козлёнок, грач, ночь, тюльпан.

- На какие III группы разделили бы слова?

- Запишите в тетради 3 подзаголовка

с.р., м.р., ж.р.

- А теперь давайте с вами

Поиграем со словами.

Говорят, у них есть Род.

Каждый нам их назовёт.

В руки карточки возьмите,

Нужный род нам покажите.
- И так я называю слово, а вы с помощью карточек показываете какого оно рода.

- Какие знания вам сейчас пригодились?

-Как вы думаете, на какие две группы можно разделить слова на следующем слайде (слайд 4)

Ночь, ключ, печь, борщ, мышь, речь, скрипач, дочь, плащ.

- Давайте вспомним какую работу может выполнять мягкий знак в словах.(слайд 5)

- Кто знает какую же еще выполняет работу ь? ( о какой форме мы уже знаем?)

- А еще на какую форму слова указывает ь?

рассказывают о существительном, как части речи

рассказывают о изменении существительных

а) по числам: Ед. ч., Мн. ч. , стена - стены,

б) по падежам (склоняются).

Наблюдение, анализ Отвечают на вопросы кто? что? Существительные.

Делят слова на группы(на сущ. С.р., м.р., ж.р.)

При помощи карточек определяют мужской род, женский род, средний род и и записывают слова в соответствующие столбики.

Умение определять род им. сущ.

Есть ь и нет ь.

Разделительный, для мягкости,

Если это глагол и на конце стоит мягкий знак мы можем сказать, что он в неопределенной форме.

3.

Этап выявления места и причины затруднения.

5-7 мин. организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Предположите цель нашего урока, опираясь на последнее задание?

игра

- Как назвать, одним словом? Сейчас я буду задавать вопросы ,а вы отвечать на них и ответы записывать в тетрадь и на доску.

- Часть суток с вечера до утра, (ночь).

- Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ).

- Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь).

- Суп со свёклой и другими овощами, (борщ).

- Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).

- Бывает устная и письменная , (речь).

- Человек, который играет на скрипке, (скрипач).

- Ребёнок женского пола, (дочь).

- Верхняя одежда, которую надевают во время дождя, (плащ).

-Давайте проверим, как написали вы, и как надо было правильно написать эти слова. (Слайд 6)

- Вы удивлены?

-В каких словах допустили ошибки?

-А как вы думаете, почему вы допустили ошибки?

Формулируют тему урока(узнать какую ещё работу выполняет ь)

учащихся по цепочке записывают на доске слова, остальные в тетрадях,

Открываются слова, написанные заранее на слайде, дети проверяют и удивляются

Дети предлагают свои версии (не знали правила)

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

1-2 мин. постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- Обратимся еще раз к написанным словам, что их объединяет? А чем они различаются?

- Попробуем определить тему нашего урока. (слайд 7)

Определяют тему "Почему у имён существительных в одних случаях пишется мягкий знак на конце слов, а в других нет?"

Физминутка

1 мин.

Потрудились - отдохнуть нужно без сомненья

Дружно быстренько встаём - выполним движенья.

-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - приседают девочки, а если мужского рода - приседают мальчики.

Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.



4-5 мин

4-5 мин реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Давайте попробуем выяснить причину такого написания имён существительных. - Упр.503 (ТПО с. 26) (слайд 8) - Что объединяет все слова. - Найдите признак, по которому слова объединены в группу. - Какой вывод вы можете сделать?



- Где мы можем проверить наш вывод. - Сравните его с сообщением авторов учебника на с. 73. - А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих. -Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать , чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.(слайд 9)

1. Если на конце слова есть __________ звук, узнай часть речи?

2. Это имя_____________________ в начальной форме.

3.Определяю _________________.

4. Женский род - _______, мужской род - ______

- Давайте проверим, что у вас получилось


Вывод: В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце в женском роде пишем ь, а в мужском нет.


Работа в парах





Составление памятки. 1. Есть на конце слова есть шипящий звук, узнай часть речи. 2.Это имя существительное в начальной форме. 4. Определяю род. 5. Женский род - Ь пишу, мужской род - Ь не пишу.

1-2 зачитывают, затем открываю слайд.

1-2 мин

Физминутка для глаз

5.

Этап первичного закрепления с проговариванием в речи.

2-3 мин. усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах.(слайд №10)

плащь

помощ

лещ

лучь

мячь

грачь

мыш

ёрш

ночь

гаражь

стрижь

чижь

Работа в парах, исправляют ошибки

Проверяем по слайду с проговариванием (сверху вниз)

6.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

3-4 мин. является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. (слайд №11) 1) - Найдите и запишите слова с шипящими буквами на конце имен существительных. I вариант - записывает слова без ь. II вариант - записывает слова с ь. Шалаш.., багаж.., тиш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш.., реч.., душ.. Проверка: Каждый вариант зачитывает свои слова. 2) Упр. № 507 1 (проверка) 2.Работа с картинками (слайд 12) 3. Упр №508 (если есть время) Самостоятельная работа.

8.

Этап включения в систему знаний и повторений.

1-2 мин. повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- И так узнали ли мы какую еще работу выполняет ь (Слайд 13)

Предположение детей

9.

Этап рефлексии учебной деятяельности.

1-2 мин самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Вы хорошо сегодня поработали, оцените свою работу. (Слайд 14)

Д/з № 510

Самооценка своей деятельности



© 2010-2022