Интегрированный урок по русскому яз. 3 класс Обобщение частей речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 3 класс.

Тема: « Обобщение частей речи на основе изучаемой на уроках литературного чтения сказки Г.Х.Андерсена « Гадкий утенок». Цели: Обобщить знания о частях речи; развивать устную речь, умение классифицировать определенные признаки разных частей речи; воспитывать интерес к русскому языку; литературному чтению. Задачи: 1)добиться осознанного усвоения обучающихся морфологических понятий; 2) определять частеречную принадлежность слова. Тип урока:повторение и обобщение знаний. Оборудование: учебник литературного чтения, учебник русского языка, таблицы, презентация, проектор. Ход урока: Действия учителя Действия обучающихся 1. Мобилизующий этап. - На нашем уроке присутствуют гости! А гостям ... - мы очень рады!

  • А дорогим гостям... - мы рады вдвойне!
  • Ребята, возьмитесь за руки,
посмотрите друг на друга, давайте пожелаем друг другу удачи веру в успех.


3. Актуализация знаний. ____________________________________________________________________

4. Минутка чистописания

  • Ребята,посмотрите на данную записью
большой - сухой - война - глубокий - старый - гладить - твердый -
  • Если вы правильно сформулируете - К словам левого столбика надо
и выполните задание к записи, то подобрать слова. противоположные узнаете, какую букву мы будем по смыслу. писать на минутке чистописания ( Презентация. Слайд №1)
  • Как называются такие слова? - Антонимы. Все слова начинаются
на букву « М».
  • Определите порядок следования - Последняя буква в каждой ячейке
букв в данном ряду. становится первой. мло,омл,лом.( Слайд № 2).
  • Напишите данный ряд букв
до конца строки, в строго указанной последовательности. __________________________________________________________________

5.Словарно - орфографическая работа.

  • ( Слайд № 3).
  • Определите способ кодирования - Каждое число обозначает порядковый
слова каша, с его номер букв в алфавите. помощью найдите слово из словарика. 12 -буква к, 1 - а, 26 - ш Получилось слово овес.
  • Подберите родовое понятие
к слову овес. - Овес - это растение.
  • Овес - это злаковое растение.
  • Как используется овес?
  • Из муки, полученный из зерен

злаковых растений, выпекают

хлеб, изготавливают крупы. Овес идет на корм лошадям.

  • Скажите полностью, что такое - Овес - это злаковое растение, зерна
овес? которого используют на корм лошадям и для изготовления крупы.
  • Овес был когда -то сорной травой,
сорняком. Дикий овес засорял посевы пшеницы и в северных районах часто ее вытеснял.
  • Однако во многих странах:
Англии, Германии и др. - из этого злака готовили овсяную кашу. Там она стала утренней здоровой пищей. В России издавна готовили из овса кисель . В отличие от сладких фруктовых киселей овсяный кисель кислый. От него пошло название всех прочих киселей.
  • Прочитайте пословицы.( Слайд № 4)
  • О каких новых качествах овса - Чтобы овес дал хороший урожай,
вы их них узнали ? надо его сажать вовремя, когда в земле много влаги. - Овес - неприхотливое растение, его ростки могут пробиться даже сквозь твердую землю.
  • Напишите одну из данных пословиц
по памяти. __________________________________________________________________

6. Обобщение повторение материала.

  • Вчера на уроке лит. чтения мы
познакомились с новым произведением.
  • Как называется это
произведение и кто автор? - Произведение называется гадкий утенок. - Автор Г.Х.Андерсен.
  • Найдите кульминационный
  • момент конца высиживания яиц
  • и прочитайте - Наконец яичные скорлупки затрещали.
( Слайд № 5)
Запишите это предложение.
  • Рассмотрите предложение,
что вы можете сказать об этом предложении? Это предложение повествовательное. - В конце предложения стоит точка. - Предложение распространенное, состоит 4 - х слов.
  • Назовите каждое слово и - Яичные - прилагательное;
определите какой частью - скорлупки - существительное; речи является это слово? - затрещали - глагол.
  • Попробуйте сформулировать - Тема нашего урока части речи.
тему нашего урока.

7.Целеполагание.

  • Давайте попробуем поставить - Обобщить знания о частях речи;
задачи на сегодняшнем уроке. - Уметь ставить вопрос к слову и по
  • Мы закрепим навыки
определять частеречную вопросу определять часть речи. принадлежность слова; - Находить части речи в предложениях.
  • умение классифицировать
определенные признаки разных частей речи.
  • Из чего состоит наша речь? Наша речь состоит из слов.
  • Вы определили, что слово К этому слов у мы поставили вопрос Что?
скорлупки является именем Существительное - это часть речи, существительным. А по каким отвечающие на вопросы кто? что? признакам вы определили и обозначают предметы. эту часть речи?
  • Как вы определили прилагательное? - По вопросу какие.
  • Сформулируйте правило - Имя прилагательное - часть речи,
имени прилагательного. которое отвечает на вопросы какой, какая, какое и т.д. и обозначает признак предмета.
  • По каким признакам вы - По вопросу что сделали?
определили глагол?
  • Сформулируйте правило - Глагол - это часть речи, отвечающий на
к части речи глагол. вопросы что сделал? что делал? и т.д. и обозначает действие предмета.
  • Ребята, обобщите все сказанное. - Наша речь состоит из слов. Все слова
являются какой - нибудь частью речи Части речи - это имена прилагательные, имена существительные, глаголы и др.

Чтобы определить какой частью речи является слово, надо поставить

к нему вопрос и узнать,

что оно обозначает.

  • Какую вы бы схему составили к
нашей теме урока?
  • У вас на столе таблица,
которую нужно заполнить.
  • Как мы озаглавим нашу таблицу? _ Части речи
  • Напишите название частей речи
в каждой ячейке. ( Слайд № 6) __________________________________________________________________

8. Физкультминутка.

  • Я буду называть слова различных частей речи. Если я произнесу имя существительное, вы поднимаете правую руку, если я назову имя прилагательное, вы поднимаете левую руку. Если услышите глагол, то прыгайте.
  • Слова я взяла из нашей сказки про гадкого утенка.
  • Лето, стояло, рожь, золотилась, зеленый, луг, расхаживал, длинноногий, аист, утка, сидела.
__________________________________________________________________

9.Закрепление.

  • Давайте мы заполним
нашу таблицу.
  • Работайте с текстом,
который у вас на парте.
  • Выпишите в таблицу части речи
из первого абзаца. Наконец утенок не выдержал. Он перебежал через двор и, распустив свои неуклюжие крылышки, кое - как перевалился через забор прямо в колючие кусты. Маленькие птички, сидевшие на ветках, разом вспорхнули и разлетелись в разные стороны.
  • Давайте проверим. - Ответы детей.
  • Из второго абзаца мы выпишем
слова индивидуально.
  • Олег - существительные;
  • Маша - глаголы;
  • Света - прилагательные.
  • Давайте проверим ( Слайд № 7)
  • Давайте выполним следующее
  • задание. Запишите предложение,
  • вставив окончания прилагательных
  • и ,поставив глаголы в прошедшем
  • времени. Согласуйте глаголы с
  • именем существительным.
  • Укажите род имен существительных,
  • число, окончания глаголов выделите.
( Слайд№8) За полями и лугами ( темнеть) больш.. лес, а в лесу ( прятаться) глубок.. син..озера. Солнце ( освещать) стар.. усадьбу.
  • Маша, разбери слово усадьбу
  • как часть речи, а Света - слово старую.
  • А Олег - слово освещало.
  • Найдите описание красивых
  • чудесных птиц. Прочитайте
  • этот отрывок и скажите с помощью
  • какой части речи мы смогли
  • представить этих птиц? Давайте
  • попробуем прочитать этот отрывок
  • без имени прилагательных.
Итогом нашего урока будет составление синквейна.
  • 1 слово - существительное;
  • 2 два прилагательных;
  • 3 три глагола.
  • 1.Утенок 1. Лебедь
  • 2.Гадкий, несчастный 2.Белый, прекрасный.
  • 3.Вылупился, плавал, терпел. 3.Смутился, опустился, поплыл.

10. Рефлексия.

  • Давайте обобщим нашу
работу на уроке.

  • Приведите примеры из
сказки. - Ответы детей.
  • Ребята, давайте оценим нашу работу.
  • Если вам понравились задания и
  • вы справились легко, возьмите зеленый
смайлик, если задания были немного трудные, то возьмите желтый смайлик, а если вам было трудно, то возьмите красный смайлик. __________________________________________________________________ 11.Домашнее задание.
  • Напишите сочинение о частях речи. Это может быть сочинение - рассуждение, это может сочинение в виде сказки о частях речи или какой -нибудь волшебной истории.
  • Оценки за урок.
  • Урок окончен, всем спасибо.


© 2010-2022