- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа курса развития речи 2 класс
Программа курса развития речи 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тунгусова С.В. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ и ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Программа факультативного курса
«Развитие речи»
Разработала. Тунгусова Светлана Викторовна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение « Курганская областная средняя общеобразовательная школа дистанционного обучения».
Курган 2015 год
Пояснительная записка.
Программы факультативного курса «Развития речи» 2 класс
Актуальность.
Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Цель программы - формирование умений младших школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей. Задачи 1) формирование умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней; 2) развитие интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности; 3) формирование умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других. Условия реализации программы.
При организации1 занятий по развитию речи необходимо применять:
- Упражнения, обучающие ребенка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
- Задания, направленные на активизацию словарного запаса ребенка;
- Упражнения, где ребенок находит и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки;
- Вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
- Написание сочинений по готовому плану.
Курс «Развитие речи» ориентирован на развитие устной и письменной речи учащихся как основного показателя интеллектуального уровня. В основе построения курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников умения писать грамотные и содержательные сочинения и изложения, поскольку овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода. При работе над изложением решается очень важная задача - умение переводить устную речь в письменную. Кроме того, работа над изложением помогает научиться хорошо писать сочинения.
Прогнозируемый результат.
Используемый в данной программе комплекс упражнений помогает избавиться от логических ошибок различного типа. От выполнения не необходимых подготовительных заданий дети переходят к написанию изложений, которые могут быть простыми и сложными. Дети учатся составлять план излагаемого текста, писать грамотные сочинения и изложения.
Распределение учебного материала
№ п/п
Тема
Количество часов
Изложение
Сочинение
1 Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания
2ч
3ч
2 Переход от одной части текста к другой должен быть плавным
4ч
4ч
3 Однокоренные слова, обозначающие одно и тоже понятие не должны употребляться рядом
4ч
2ч
4 В тексте не должно быть тавтологии и пустых рассуждений
3ч
7ч
Содержание учебного материала
- Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания.
- Переход от одной части текста к другой должен быть плавным.
- Однокоренные слова, обозначающие одно и то же понятие, не должны употребляться рядом.
- В тексте не должно быть тавтологии и пустых предложений.
Методические рекомендации по работе над сочинением.
На начальном этапе работы над сочинениями не рекомендуется исправлять грамматические ошибки и выделять орфограммы. Иначе ученик будет выбирать слова, в написании которых он уверен или в которых меньше орфограмм. Нельзя ставить оценку «2» за ненаписанное в классе сочинение, поскольку следует помнить, что переход от устной к письменной речи происходит очень тяжело. Детей необходимо хвалить, читать в классе лучшие сочинения.
Данный материал может быть использован на уроках риторики, русского языка и литературы.
1 Для проведения занятий необходимо использовать пособие С.А. Есениной «Как научить Вашего ребенка писать сочинения» и «Как научить вашего ребенка писать изложения»