Программа курса развития речи 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ и ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ












Программа факультативного курса

«Развитие речи»







Разработала. Тунгусова Светлана Викторовна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение « Курганская областная средняя общеобразовательная школа дистанционного обучения».











Курган 2015 год

Пояснительная записка.


Программы факультативного курса «Развития речи» 2 класс


Актуальность.
Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Цель программы - формирование умений младших школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей. Задачи 1) формирование умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней; 2) развитие интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности; 3) формирование умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других. Условия реализации программы.

При организации1 занятий по развитию речи необходимо применять:

  • Упражнения, обучающие ребенка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
  • Задания, направленные на активизацию словарного запаса ребенка;
  • Упражнения, где ребенок находит и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки;
  • Вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
  • Написание сочинений по готовому плану.

Курс «Развитие речи» ориентирован на развитие устной и письменной речи учащихся как основного показателя интеллектуального уровня. В основе построения курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников умения писать грамотные и содержательные сочинения и изложения, поскольку овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода. При работе над изложением решается очень важная задача - умение переводить устную речь в письменную. Кроме того, работа над изложением помогает научиться хорошо писать сочинения.
Прогнозируемый результат.
Используемый в данной программе комплекс упражнений помогает избавиться от логических ошибок различного типа. От выполнения не необходимых подготовительных заданий дети переходят к написанию изложений, которые могут быть простыми и сложными. Дети учатся составлять план излагаемого текста, писать грамотные сочинения и изложения.

Распределение учебного материала

№ п/п

Тема

Количество часов

Изложение

Сочинение

1 Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания

2 Переход от одной части текста к другой должен быть плавным

3 Однокоренные слова, обозначающие одно и тоже понятие не должны употребляться рядом

4 В тексте не должно быть тавтологии и пустых рассуждений

Содержание учебного материала



  1. Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания.
Определение границ предложения. Порядок слов в предложении. Правильное и точное употребление слова. Обоснованное употребление в одном предложении двух синонимов. Исправление речевых ошибок.
  1. Переход от одной части текста к другой должен быть плавным.
Точная передача фактов и событий. Логическая последовательность. Связь между фактами и событиями. Возвращение к одному и тому же факту. Редактирование.
  1. Однокоренные слова, обозначающие одно и то же понятие, не должны употребляться рядом.
Виды речевых ошибок. Необходимость повторения одного и того же слова. Употребление синонимов, антонимов. Редактирование.
  1. В тексте не должно быть тавтологии и пустых предложений.
Тавтология - повторение одной и той же мысли другими словами, не уточняющими смысла. Согласование и управление слов. Виды речевых ошибок. Редактирование.

Методические рекомендации по работе над сочинением.


На начальном этапе работы над сочинениями не рекомендуется исправлять грамматические ошибки и выделять орфограммы. Иначе ученик будет выбирать слова, в написании которых он уверен или в которых меньше орфограмм. Нельзя ставить оценку «2» за ненаписанное в классе сочинение, поскольку следует помнить, что переход от устной к письменной речи происходит очень тяжело. Детей необходимо хвалить, читать в классе лучшие сочинения.
Данный материал может быть использован на уроках риторики, русского языка и литературы.

1 Для проведения занятий необходимо использовать пособие С.А. Есениной «Как научить Вашего ребенка писать сочинения» и «Как научить вашего ребенка писать изложения»


© 2010-2022