Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир


Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
  • УМК «Перспектива» М.: «Просвещение» 2010 г.
  • Учебник «Окружающий мир» М.: «Просвещение» 2012 г, рабочие тетради. Авторы: А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира - важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Использование календаря как уникального явления мировой культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в материале учебника 2 класса дает возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественно-научных и гуманитарных. Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественно-научной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Количество часов в неделю по учебному плану 2

Количество часов в год 70

Четверть

Тест

Практическая работа

1

+


2

+

+

3


+

4

+

+

Итого

3

3



Экскурсии:


Практические работы:


Что нас окружает? Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Весенние изменения в природе.
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.


Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
  • строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.




Планируемые результаты по окружающему миру. В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы получат возможность расширить , систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе. Они приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении. Выпускники получат возможность осознать целость научной картины мира, свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Выпускники познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью уочебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой. Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.







Список литературы

Литература для учащихся:


  • Основная:
  1. Плешаков А.А. «Окружающий мир 2 класс» учебник в 2 ч., М.: Просвещение, 2012
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 2 класс. - М.: Просвещение, 2012
  3. Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 - 4 класс. М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2010
  • Дополнительная:
  1. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2008
  2. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2009




























№ урока

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Формы контроля, измерители

Дата

План

Факт

1 раздел «Вселенная, время, календарь» - 15 часов

1

Мы - союз народов России.

1 Урок изучения нового. Назвать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса; понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации. Предметные результаты: познакомить детей с тем, какой материал будет изучаться во 2 классе; дать представление о многообразии субъектов Российской Федерации - республиках, краях, областях, городах федерального значения; продолжить углубление знаний о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; знакомство с политико-административной картой России; формировать доброжелательное Личностные результаты: отношение друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей. Метапредметные результаты: использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Устный опрос, оценивание

03.09.

2

Мы - жители Вселенной.

1 Урок изучения нового. Научиться видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе.


Предметные результаты: знание о представлении строения Вселенной, Солнечной системы, планетах и спутниках планет; помочь детям понять зависимость жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. Личностные результаты: бережное отношение к планете, к окружающему нас миру. Метапредметные результаты: использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Оценивание, устный опрос

6.09

3

Наш «космичес-кий корабль» - Земля.

1 Урок изучения нового. Практическая работа с компасом Усвоить понятия о горизонте и сторонах света; научиться обращаться с компасом, определять стороны горизонта.


Предметные результаты: знание понятия горизонт, стороны горизонта, компас; научить обращению с компасом. Метапредметные результаты: использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Личностные результаты: умение находить объекты с помощью компаса. Оценивание, практическая работа

10.09

4

Экскурсия «Что нас окружает?»

1

Урок совершен-ствования новых знаний

Уметьнаблюдать за окружающей природой, строениями в районе школы, воспитывать бережное отношение к окружающему. Предметные результаты: наблюдать за окружающими школу деревьями, строениями, природой; Личностные результаты: заполнять дневник наблюдений. Метапредметные результаты: использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.
Экскурсия

13.09

5

Время.

1 Урок изучения нового. Сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; ввести понятие «единицы измерения времени»; познакомить детей с разными типами старинных и современных часов как явлением истории и культуры разных стран и народов мира.


Метапредметные результаты: умение приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; Предметные результаты: перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; рассказать о старинных и современных часах; объяснить, как действуют солнечные, водяные, песочные часы. Личностные результаты: бережное отношение к своему времени. Оценивание, устный опрос

17.09

6.

Сутки и неделя.

.

1 Урок изучения нового. Сформировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи; познакомить детей с древними легендами, объясняющими смену дня и ночи как фантастического действия волшебных существ; расширять способы творческой активности детей - вербальной, изобразительной и др.
Предметные результаты: уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени - сутки и неделю; Метапредметные результаты: выбрать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи). Личностные результаты: пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
Оценивание, устный опрос

20.09

7.

Месяц и год.

1


Урок изучения нового. Сформировать представления детей о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; пробуждать в детях интерес к наблюдению за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развивать творческое воображение детей в процессе наблюдения за природой в течение года. Предметные результаты: уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; Метапредметные результаты: проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества. Личностные результаты: пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
Оценивание, устный опрос

24.09

8.

Времена года.

1 Урок изучения нового. Сформировать представления детей о причине смены времен года, о последовательности этой смены и о связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.
Предметные результаты: с помощью схемы уметь объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года. Метапредметные результаты: проявлять творческую активность в создании сказочного образа «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества. Личностные результаты: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. устный опрос

27.09

9

Экскурсия «Живая и неживая природа»

1

Урок совершен-ствования новых знаний

Учить наблюдать за живой и неживой природой, познакомить с географической площадкой, записывать наблюдения в дневник.

Предметные результаты: уметь формулировать информацию о наблюдаемых объектах;

Личностные результаты: заполнять дневник наблюдений.

Экскурсия,

анализ увиден-ного.

1.10

10

Погода.

1 Урок изучения нового. Усвоить понятие о погоде; научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них.
Предметные результаты: знать понятие «погода»; познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов термометров; Метапредметные результаты: проявлять творческую активность в создании сказочного образа «погода» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества. Личностные результаты: научить измерять температуру, записывать показания термометра. Практическая работа с термомотром, рисование.

8.10

11

Календарь - хранитель времени, страж памяти.

1 Урок изучения нового. Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры; уметь ориентироваться в све- дениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких.


Предметные результаты: знать представление о календаре как очень древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; Метапредметные результаты: познакомить детей с разнообразными видами и устройством старинных и современных календарей. Личностные результаты: использовать календарь как хранитель времени, страж памяти.
Устный опрос Творческие проекты

11.10

12

Красные дни календаря.

1

Урок изучения нового.
Познакомить детей с важнейшими праздниками современного российского гражданского календаря как способом дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.


Предметные результаты: уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе). Метапредметные результаты: использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Личностные результаты: ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы. Устный опрос

15.10

13

Народный календарь.

1

Урок изучения нового.
Сформировать представление о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; учить детей соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые да ют нам разные органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой.


Предметные результаты: знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; Метапредметные результаты: уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду (связывая с научными фактами и явлениями). Личностные результаты: умение наблюдать и оценивать природу.
Устный опрос

18.10

14

Экологический календарь.

1 Урок обобщения и систематизации знаний. Продолжать формирование экологического сознания детей; дать понятие об экологии, о необходимости охраны природы; познакомить с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.


Предметные результаты: знать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; Межпредметные результаты: воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; Личностные результаты: по мере сил участвовать в охране природы, использовать в своей деятельности посильные способы охраны природы. Устный опрос Практическая работа (уборка территории)

22.10

15

Тест по теме «Вселенная, время, календарь»

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Показать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов.

Предметные результаты: проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний.

Личностные результаты: пользоваться простыми навыками самоконтроля и самоанализа.

тестирование

25.10

2 раздел «Осень»- 19 часов

16

Осенние месяцы.

1 Урок изучения нового. Учить детей соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края; показать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художниками И. И. Левитаном и А. А. Пластовым и с главными темами их художественного творчества. Предметные результаты: уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; Межпредметные результаты: описывать красоту осенней природы и произведений искусства, ( знакомство с художниками И. И. Левитаном и А. А. Пластовым) посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; Личностные результаты: проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.
Устный опрос Тематическое рисование

29.10

17

Осень в неживой природе

1 Урок изучения нового. Показать зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к ее орбите; обобщить повседневные наблюдения учащихся за состоянием погоды осенью; дать понятие о дне осеннего равноденствия.
Предметные результаты: знать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); Межпредметные результаты: приучиться к наблюдениям за изменениями погоды. Устный опрос Наблюдение

12.11

18 Экскурсия «Осенние изменения в природе».

1

Урок-экскурсия

Кроме образовательных целей ознакомления младших школьников с сезонными изменениями в живой природе, осенняя экскурсия предполагает оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетические переживания и элементы укрепления физического здоровья. Предметные результаты: уметь выявлять сезонные изменения в природе; Межпредметные результаты: умение сравнивать и находить сходство с картинами известных художников. Личностные результаты: записывать в дневник наблюдений

Экскурсия,

анализ увиден-ного и сравнение с картинами известных художников.

15.11

12.11

19 Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

1 Урок изучения нового. Познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России; научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; воспитывать в детях чувство благодарности к природе за ее дары людям.


Предметные результаты: уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл - благодарность природе; Межпредметные результаты: знать и иметь представление об истории обрядов и обычаев осеннего равноденствия. Личностные результаты: творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.
Устный опрос Работа с информацией

19.11

15.11

20 Звёздное небо осенью.

1 Урок изучения нового. Продолжить знакомство второклассников со звездами и созвездиями; познакомить с созвездиями Большая Медведица и Лебедь.
Предметные результаты: Знать, что звезды, как и Солнце, - сгустки раскаленных газов; познакомиться с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них. Межпредметные результаты: узнать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; Личностные результаты: умение наблюдать за созвездиями на небе. Устный опрос Работа с атласом

22.11

21 Трава у нашего дома.

1 Урок изучения нового. Продолжить начатое в 1 классе знакомство с наиболее часто встречающимися травянистыми растениями; научить, пользуясь атласом-определителем «От земли до неба», распознавать травянистые растения.


Предметные результаты: знать причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью атласа-определителя. Межпредметные результаты: дать представление о травянистых растениях, используемых в медицине. Личностные результаты: бережное отношение к природе. Устный опрос
Работа с атласом

26.11

22 Старинная женская работа.

1 Урок изучения нового. Познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.


Предметные результаты: уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; Межпредметные результаты: познакомить детей с историей женской работы. Личностные результаты: научиться выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. Устный опрос Работа с информацией.

29.11

23 Деревья и кустарники осенью.

1 Урок обобщения и систематизации знаний Продолжить знакомство детей с наиболее часто встречающимися деревьями и кустарниками и вечнозелеными хвойными растениями средней полосы.


Предметные результаты: знать причины листопада; познакомиться с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; Личностные результаты: продолжить развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой Устный опрос Работа с атласом и с информацией

3.12

24

Чудесные цветники осенью

1

. Урок

закрепления изученного

Продолжить начатое в 1 классе знакомство детей с садовыми цветами; учить создавать и ценить красоту; обобщить знания учащихся об осенних цветах, полученные из непосредственного опыта, и сообщить новые сведения. Предметные результаты: знать, какие цветы дети видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью; Личностные результаты: понять, что выращивание цветов - большой труд на радость людям. Устный опрос наблюдение

6.12

25 Проверочная работа «Признаки осени»

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Показать уровень усвоения материала, анализ ошибок с целью их исправления

Предметные результаты: проверить уровень усвоения материала по данному разделу;

Личностные результаты: учить анализировать ошибки. Проверочная работа

10.12

26 Грибы.

1 Урок изучения нового. Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. Предметные результаты: знать понятие о грибах как особом царстве живой природы; изучить строение гриба; Личностные результаты: научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.
Практическая работа Наблюдение

13.12

27 Шестиногие и восьминогие.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Продолжить начатое в 1 классе знакомство с насекомыми; дать понятие о паукообразных; познакомить с этапами развития бабочки и стрекозы; воспитывать бережное отношение к природе, и в частности к насекомым и паукообразным. Предметные результаты: знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы. Межпредметные результаты: чтение произведений И. Крылова «Муравей и стрекоза» и другие. Личностные результаты: бережное отношение к природе, и в частности к насекомым и паукообразным. Практическая работа Наблюдение Рисование и инсценировка по произведению

17.12

28 Птичьи секреты

1 Урок закрепления пройденного Продолжить начатое в 1 классе знакомство с птицами; дать понятие о перелетных и зимующих птицах; продолжить прививать любовь к родной природе.


Предметные результаты: знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; Научиться различать перелетных и зимующих птиц. Личностные результаты: бережное отношение и помощь зимующим птицам. Устный опрос Наблюдение Проектная деятельность

20.12

29 Как разные животные готовятся к зиме.

1 Урок изучения нового. Познакомить детей с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме; продолжать прививать любовь к родной природе. Предметные результаты: знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. Межпредметные результаты: чтение произведений о животных. Личностные результаты: бережное отношение и помощь зимующим животным. Устный опрос

24.12

30 Невидимые нити в осеннем лесу.

1 Урок изучения нового. Формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в осеннем лесу на конкретных примерах.


Предметные результаты: знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; Межпредметные результаты: уметь работать с информацией. Личностные результаты: научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. Устный опрос Работа с информацией.

27.12

31 Осенний труд.

1 Урок изучения нового. Сформировать представления детей о многообразной работе осенью в городах и селах, соотнеся ее с особенностями осенней живой и неживой природы; воспитывать в детях уважение к труду на земле и желание заботиться о всех живых существах накануне предстоящей зимы.


Предметные результаты: Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; Личностные результаты: уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. Устный опрос Практическая работа

14.01

32 Будь здоров!

1 Урок изучения нового. Познакомить детей с правилами здорового образа жизни в осенний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России; развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом, корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей. Предметные результаты: знать правила здорового образа жизни в осенний период; Межпредметные результаты: знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); Личностные результаты: уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.
Практическая работа Наблюдение

17.01

33 Охрана природы осенью.

1 Урок изучения нового. Познакомить детей с правилами охраны природы при сборе ее даров осенью; продолжить изучение страниц Красной книги, обращая внимание детей на исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью. Предметные результаты: знать правила сбора грибов, ягод, орехов; Межпредметные результаты: уметь работать с информацией и использовать её в своей работе. Личностные результаты: выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.
Устный опрос Наблюдение Проектная деятельность

21.01

34 Тест по теме «Осень»

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Показать уровень усвоения изученного материала, проанализировать допущенные ошибки с целью ликвидации пробелов

Предметные результаты: проверить уровень усвоения материала по теме «Осень» в тестовой форме,

Личностные результаты: учить анализировать ошибки.

тестирование

24.01

3 раздел « Зима» - 15 часов

35 Зимние месяцы

1 Урок изучения нового. Учить детей соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художниками А. К. Саврасовым и И. И. Шишкиным и с главными темами их художественного творчества. Предметные результаты: уметь находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; Межпредметные результаты: описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников А.К. Саврасова и И.И. Шишкина, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Личностные результаты: развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства. Устный опрос Наблюдение Тематическое рисование Показ картин и прослушивание аудиозаписей

28.01

36 Зима-время науки и сказок.

1 Урок обобщения и систематизации знаний Углубить представление детей о том, как

учились дети в старину; расширять знание народных погодоведческих примет; учить пониманию нравственного значения сказок народов России; развивать умение за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, учить своими словами описывать состояние персонажей, их взаимные отношения, опре-делять, какими средствами передает внутреннее состояние героев художник. Предметные результаты: знать несколько зимних народных примет на погоду; Межпредметные результаты: уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений. Личностные результаты: ; учить пониманию нравственного значения сказок народов России. Практическая работа Наблюдение

31.01

37 Зима в неживой природе.

1 Урок изучения нового. Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). Предметные результаты: иметь понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем; Личностные результаты: научить видеть красоту зимней природы.
Практическая работа Наблюдение

4.02

38 Экскурсия «Зимние изменения в природе».

1

Урок-экскурсия

Цель этой экскурсии - разгадка «загадок» зимнего леса: наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами. Главное при этом - создание атмосферы любования загадочной красотой спящего леса. Предметные результаты: уметь формулировать наблюдаемые изменения в природе, Межпредметные результаты: рассматривание картин с целью нахождения красоты зимнего спящего леса. Личностные результаты: записывать их в дневник наблюдений

Дневник наблюдений

Наблюдение

7.02

39 Звездное небо зимой

1 Урок комплексного применения знаний, обобщение знаний. Продолжить знакомство с картой звездного неба; познакомить детей с созвездиями Малая Медведица и Орион, с Полярной звездой и звездой Сириус.


Предметные результаты: уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; Межпредметные результаты: научиться ориентироваться по Полярной звезде.
Практическая работа Наблюдение

11.02

40 Зима в мире растений.

1


Урок закрепления изученного Закрепить знания детей о зимних погодных явлениях и состоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии; повторить способы определения деревьев по их стволам и плодам; прививать любовь к зимней природе.
Предметные результаты: знать способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. Личностные результаты: прививать любовь к зимней природе.
Устный опрос Наблюдение

14.02

41 Зимние праздники

1 Урок-игра Познакомить детей с общими и различными чертами рождественского праздника в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем); познакомить с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника; закрепить понятие о существовании двух типов календаря - гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней; о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю (сначала рождественский праздник, затем - Новый год); об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года. Предметные результаты: знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; Межпредметные результаты: понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками. Личностные результаты: прививать любовь к зимним праздникам.
Практическая работа Наблюдение Работа с информацией

18.02

42 Растения в домашней аптечке

1 Урок изучения нового. Дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.
Предметные результаты: уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях. Межпредметные результаты: знать и иметь представления об лекарственных растениях в области медицины. Личностные результаты: бережное отношение к лекарственным растениям. Практическая работа Наблюдение Работа с информацией

21.02

43 Зимняя жизнь птиц и зверей

1 Урок обобщения и систе-матизации знаний Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.


Предметные результаты: знать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой; Личностные результаты: прививать стремление помогать животным пережить зиму.
Устный опрос Работа в парах и группе

25.02

45 Невидимые нити в зимнем лесу.

1 Урок обобщения и систе-матизации знаний Продолжить формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.


Предметные результаты: знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. Межпредметные результаты: чтение произведений из художественной литературы и нахождение там описания животных. Личностные результаты: бережное отношение к природе. Устный опрос Наблюдение

28.02

46 В феврале зима с весной встречается впервой

1 Урок изучения нового. Познакомить детей с особым положением февраля в годовом круге; с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта; дать представление о нравственном значении этих обычаев во взаимоотношениях разных поколений в семье. Предметные результаты: знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; Межпредметные результаты: знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; Личностные результаты: уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.
Устный опрос Практическая работа Работа в группе

4.03

47 Зимний труд

1 Урок изучения нового. Познакомить детей со старинной традицией зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения; дать представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме, как поддерживают порядок на улицах городов и сел.
Личностные результаты: понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; Предметные результаты: знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1-2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время. Устный опрос Практическая работа Опыт Работа с информацией

7.03

48 Будь здоров!

1 Урок-игра Познакомить детей с правилами здорового и безопасного образа жизни в зимний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России, развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом, корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей.
Предметные результаты: выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; Межпредметные результаты: знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); Личностные результаты: уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. Практическая работа Ролевая игра Наблюдение

11.03

49 Охрана природы зимой

1

Урок изучения нового.

Развивать в детях эстетическое чувство при восприятии красоты зимней природы; укреплять бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц; продолжить изучение страниц Красной книги. Личностные результаты: соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу - не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; Предметные результаты: знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных. Наблюдение Устный опрос Работа в группе

14.03

50 Проверочная работа по теме «Зима»

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Показать уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки

Предметные результаты: проверить уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки учеников с целью восполнения пробелов.

Проверочная работа

18.03

4 раздел «Весна и лето» - 19 часов

51 Весенние месяцы

1 Урок изучения нового. Учить детей соотносить признаки на- ступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки, как старинного весеннего нового года; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; продолжить знакомство детей с художниками А. К. Саврасовым и

Б. М. Кустодиевым и с главными темами их художественного творчества. Предметные результаты: уметь находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; Межпредметные результаты: описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; Личностные результаты: называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.
Устный опрос Работа с информацией Работа в паре Наблюдение

21.03

52 Весна в неживой природе

1 Урок обобщения и систе- матизации знаний Продолжить изучение сезонных изменений в неживой природе; дать понятие о дне весеннего равноденствия и таких природных весенних явлениях, как таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы; особо остановиться на проблемах безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах). Предметные результаты: знать причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой. Личностные результаты: проблемы безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах). Устный опрос Работа в группе Опрос

1.04

53 Экскурсия «Весенние изменения в природе»

1 Урок-экскурсия Цели данной экскурсии разнообразны. Это не только знакомство с раннецветущими растениями, но и создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы. Предметные результаты: уметь наблюдать сезонные изменения в природе, заполнить дневник наблюдений по теме «Весенние изменения в природе». Личностные результаты: создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы.

Анализ увиденного на экскурсии

Зарисовка впечатлений

4.04

54 Весна - утро года

1 Урок закрепления изученного Продолжить формирование образа весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически представленной в образе птицы; познакомить детей со старинными русскими обычаями трехкратной встречи весны и с праздником нового года у нанайцев в период весеннего равноденствия, с другими весенними праздниками по старинным календарям народов своего края.
Предметные результаты: уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; Межпредметные результаты: находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; Личностные результаты: уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). Практическая работа «Изготовление птицы» Работа с информацией Работа в паре

8.04

55 Звездное небо весной

1 Урок комплексного применения знаний Продолжить знакомство детей со строением Вселенной; рассмотреть положение на небе изученных созвездий весной; дать понятие о созвездиях Кассиопея и Лев, научить находить их на звездном небе.


Предметные результаты: знать положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. Личностные результаты: уметь находить созвездия весной.
Устный опрос Наблюдение

11.04

56 Весеннее пробуждение растений

1 Урок обобщения и систе-матизации знаний Обобщить и расширить сведения, полученные на экскурсии, о раннецветущих травянистых растениях и цветении деревьев; развивать у детей эстетическое восприятие природы и стремление беречь ее.


Предметные результаты: знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; Личностные результаты: научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их. Межпредметные результаты: Познакомить детей с культурными растениями весеннего цветника, с мифами и легендами, связанными с этими цветами; Устный опрос Работа с информацией Работа в группе и в паре

15.04

57 Чудесные цветники весной.

1 Урок изучения нового. Познакомить детей с культурными растениями весеннего цветника, с мифами и легендами, связанными с этими цветами; развивать эстетическое восприятие и творческие способности учащихся.


Предметные результаты: знать названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; Межпредметные результаты: Познакомить детей с культурными растениями весеннего цветника, с мифами и легендами, связанными с этими цветами; Личностные результаты: научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников. Устный опрос Работа с информацией Работа в группе и в паре Рисование

18.04

58 Весна в мире насекомых

1 Урок изучения нового. Показать весеннее пробуждение насекомых, их красоту; учить не уничтожать бабочек и особенно гусениц; продолжать развивать экологическое мышление учащихся; способствовать развитию эстетического восприятия.


Личностные результаты: уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их; Предметные результаты: понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц. Межпредметные результаты: дать представление об использовании пользы насекомых в медицине. Практическая работа Работа с информацией

22.04

59 Весна в мире птиц и зверей

1 Урок изучения нового. Сообщить детям о весеннем поведении птиц и зверей: возвращении перелетных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождении у зверей потомства; дать понятие о гнездовых и выводковых птенцах.
Предметные результаты: знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. Личностные результаты: дать понятие об охране гнездовья. Устный опрос

25.04

60 Тест по теме «Весенние изменения в природе»

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

В тестовых заданиях показать уровень усвоения материала, анализ ошибок с целью ликвидации пробелов

Предметные результаты: проверить уровень усвоения знаний по теме «Весна» в форме тестирования, анализ ошибок.

тестирование

29.04

61 Невидимые нити в весеннем лесу.

1 Урок обобщения и систе-матизации знаний Продолжить формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах.
Предметные результаты: знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. Личностные результаты: научить детей выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах. Устный опрос, практическая работа

02.05

62 Весенний труд.

1 Урок изучения нового. Познакомить детей с видами старинной женской и мужской работы весной, сопоставить их с современными видами весенних работ в селе и городе, в садах, огородах, поле, углубляя в детях понимание важности земледельческого труда для жизни людей во все времена.
Межпредметные результаты: уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; Предметные результаты: уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней. Личностные результаты: понимание важности земледельческого труда для жизни людей. Устный опрос Работа с информацией Работа в группе

6.05

63 Старинные весенние праздники

1 Урок-игра Познакомить детей с народными обычая ми весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоставить между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России; определить нравственный смысл легенд и песен о березе в культуре народов Севера.


Предметные результаты: Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; Личностные результаты: научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга. практическая работа работа в паре

13.05

64 Будь здоров!

1 Урок изучения нового. Познакомить детей с правилами здорового и безопасного образа жизни в весенний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России; развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей. Предметные результаты: знать правила здорового образа жизни в весенний период; Межпредметные результаты: знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); Личностные результаты: уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. Устный опрос Ролевая игра Наблюдение

16.05

65 Охрана природы весной.

1 Урок обобщения и систе-матизации знаний Развивать в детях эстетическое чувство при восприятии красоты весенней природы; укреплять на этой основе бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны ее весной, со способами защиты и

помощи зверям и птицам; продолжить изучение страниц Красной книги, отмечая недопустимость вредного влияния людей на природу весной (сбор первоцветов, поджог прошлогодней травы и т. д.). Личностные результаты: самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.). Предметные результаты: продолжить изучение страниц Красной книги, отмечая недопустимость вредного влияния людей на природу весной (сбор первоцветов, поджог прошлогодней травы и т. д.). Устный опрос Работа с информацией Практическая работа

20.05

66 Лето красное.

1 Урок изучения нового. Учить детей соотносить признаки лета в живой и неживой природе, а также события в жизни людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме. Предметные результаты: уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; Межпредметные результаты: описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Личностные результаты: показать социально-нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе Устный опрос Работа с информацией Работа с картинами художников

23.05

67 Как не заблудиться в лесу. Мы - следопыты.

1

68 Летние праздники и труд.

1 Урок изучения нового. Познакомить детей с народными обычаями летних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов; сопоставить между собой традиции празднования летнего нового года по старинному якутскому календарю с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой и весной в культуре народов России (то есть сравнить друг с другом все типы празднования нового года в разные сезоны, о которых было рассказано в учебнике ранее); определить нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, подведя итог полученным в течение года знаниям. Межпредметные результаты: уметь выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; Предметные результаты: разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края. Личностные результаты: культура празднования летних праздников. Устный опрос







Опрос

Проверочная работа

27.05

69 За страницами учебника


Проверочная работа по теме «Весна и лето»

1


Урок проверки, и коррекции знаний.

30.05

69

Показать уровень усвоения материала, изученного в течение учебного года, корректировка знаний.

Предметные результаты: проверить уровень усвоения изученного материала по всем разделам, анализ ошибок, корректировка знаний.

Личностные результаты: пользоваться простыми навыками самоконтроля и УУД.



33


© 2010-2022