Сценарий урока Мужества Детство, опаленное войной

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учрежден

средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов











Урок Мужества

«Детство, опаленное войной» 28апреля 2015г.





Составители: Баранова Галина Николаевна

учитель начальных классов

Ганина Анастасия Петровна

библиотекарь школы №12







г.о.Жуковский



План проведения урока.

I. Вступление (библиотекарь + дети)

IІ. Основная часть.

1. Дети - участники войны.

а) Дети- герои (слово библиотекаря, стихи читают учащихся).

в) О блокаде Ленинграда

б) Презентации учащихся « Пионеры - герои»

в) Видео-клип «Журавли»

2. Наша память о Великой Отечественной войне (библиотекарь + дети):

а) Презентации учащихся о памятниках.

б) Песочная анимация «Помним»

ІIІ. Заключение.

а) Слово библиотекаря.

б) Дети читают стихотворение А.Усачева «Что такое День Победы?»

в) Исполнение детьми песни «Мой дед уходил на войну».

Оборудование урока:

  1. Праздничные плакаты.

  2. Портреты детей-героев.

  3. Иллюстрации памятников Великой Отечественной войны.

  4. Интерактивная доска

  5. Проектор

  6. Компьютер



Урок Мужества

«Детство, опаленное войной»

К 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне

І. Вступление.

Библиотекарь: скоро в нашей стране будет отмечаться большой праздник -

70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Великой Отечественной войной мы называем борьбу нашей страны - противфашисткой Германии после ее нападения на Советский Союз 22 июня 1941 года. В этой войне участвовало 61 одно государство (80% населения земного шара). В победе над фашизмом главную, ни с чем несравнимую роль сыграл Советский Союз. Гитлеровские войска почти беспрепятственно завоевали Европу.

22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Война длилась почти четыре года. Все люди встали на защиту своей Родины: на фронте, в тылу, в партизанских отрядах и в подполье боролись с захватчиками. Каждый, кто, чем мог, старался приблизить Победу.

ІІ. Основная часть.

А) Библиотекарь сегодня мы с вами поговорим о тех, чье детство и юность пришлись на эти суровые годы. Война лишила их привычной жизни. Не окончив школу, оставив в стороне любимые детские забавы и игры, они рано повзрослели. Дети и подростки брали в руки оружие, становились отважными разведчиками и снайперами, летчиками, радистами, пулеметчиками и санитарками, вставали к станкам, заменяя отцов.

Стихотворение И. Карпова «Мальчики» читают ученики:

1. Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики - храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где - не знали сами…

2. Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести…

3. Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики - стиснув автоматы.

4. Повидали мальчики - храбрые солдаты -

Волгу - в сорок первом,

Шпрее - в сорок пятом,

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа!

Б) Библиотекарь: те, кому исполнилось семнадцать лет, прибавляли себе год и шли в военкоматы. Чтобы попасть на фронт, нужно было получить повестку в военкомате. О девочках, вообще не шла речь, они могли попасть на фронт только добровольцами.

Те, кому до семнадцати было далеко, тайком собирали рюкзаки и убегали на фронт. Кто-то добирался до передовой, кого-то успевали перехватить по дороге, а другие вели свою войну на оккупированной (занятой фашистами) территории.

Так мальчишкам и девчонкам, не достигшим 17 лет, все же удавалось в силу разных обстоятельств, иногда трагических, попасть на фронт.

Так из разоренной фашистами деревни пробирается к своим десятилетний мальчик из стихотворения Сергея Михалкова «Десятилетний человек»

  1. Крест-накрест белые полоски

На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе.

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе.


  1. Накинув, драный зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу, прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.


  1. В нетопленной, разбитой бане,

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Но по щекам его ни разу

Не проложила путь слеза,

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.


  1. Все видевший, на все готовый,

По грудь, проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.


  1. Он знал, что где-то недалече,

Быть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели,

Родные, слыша голоса,

Расскажет все, на что глядели

Его не детские глаза.

В) Библиотекарь: Так появлялись «сыновья полков». Часто они помогали разведчикам. Где не могли пройти взрослые, проходили мальчишки, не вызывая подозрений у оккупантов.

Рассказ библиотекаря о книгах: «Сын полка» В. Катаева,

«Повесть о фронтовом детстве» Ф. Семяновского,

«Юнбат Иванов» А. Жарикова

(Выставка книг)

Г) Библиотекарь: Еще одна страница военной истории, о которой нельзя забывать Блокада Ленинграда. В сентябре 1941 года фашисты окружили Ленинград (сейчас город Санкт-Петербург). Связь города с Большой землей прервалась. Это называлось - блокада. Блокада длилась 872 дня - с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944года. Часть жителей удалось вывезти из города (эвакуировать), но были те, кто оставались в городе. Немцы сжимали кольцо вокруг города, стало невозможно подвозить продовольствие, лекарства, все, что необходимо людям для жизни. Голод, холод, бомбежки…

Одной из таких семей была семья Савичевых. Таня Савичева, ленинградская школьница, пока хватало сил, вела дневник.

Вот как рассказывает об этом писатель Сергей Алексеев в рассказе «Таня Савичева" (читают ученики):

1.Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут её Таня. Таня Савичева ведёт дневник.

Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой «Ж». Пишет:

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 час.утра. 1941 г.».

Женя - это сестра Тани.

2.Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку с буквой «Б». Пишет:

«Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.». Новая страница из Таниного дневника. Страница на букву «Л». Читаем:

«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.». Лека - это брат Тани.

3. Ещё одна страница из дневника Тани. Страница на букву «В». Читаем:

«Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи. 1942 год». Ещё одна страница. Тоже на букву «Л». Но написано на оборотной стороне листка: «Дядя Лёша. 10 мая в 4 ч. дня 1942».

4.Вот страница с буквой «М». Читаем: «Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942».


  1. Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу с буквой «С». Пишет: «Савичевы умерли».

Открывает страницу на букву «У». Уточняет: «Умерли все».

Посидела. Посмотрела на дневник. Открыла страницу на букву «О». Написала: «Осталась одна Таня».


  1. Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда.

Но недолго прожила Таня. От голода, стужи, потери близких подорвалось её здоровье. Не стало и Тани Савичевой. Скончалась Таня. Дневник остался. «Смерть фашистам!» - кричит дневник.

Д) . Библиотекарь: .

а) На земле, которая была захвачена фашисткой армией, люди не хотели сдаваться, они создавали подпольные группы и партизанские отряды, уходили в леса, прятались в труднодоступных местах, уходили в подземные пещеры - катакомбы. Эти люди не давали фашистам спокойно жить на нашей земле. Нападали на них, взрывали мосты, железные дороги, склады с боеприпасами и продуктами, разведывали военные секреты и передавали Советской армии. Среди подпольщиков тоже было немало детей. Вам знакомы имена: Леня голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Лара Михеенко? (Ответы детей). Мы называем их дети-герои, но они не думали становиться героями, не думали о славе, это была их жизнь. Они помогали взрослым защищать свою Родину, бороться с фашистами. Ваши одноклассники приготовили презентации о детях-героях, давайте послушаем ребят.

б) Презентации учеников.

1. «О Наде Богдановой»

2. «О Зине Портновой»

3. «О Вале Котик»

Разговор о войне трудный разговор, у каждого, кто пережил это страшное время свои воспоминания, но боль общая, победа общая, иногда о самом страшном лучше всех говорит поэт, если слова его живые - честные, то они ложатся на музыку, и рождается песня, живущая века. (Видео-клип «Журавли»).

в).Видео-клип «Журавли»

Е) Библиотекарь: Почти четыре года длилась Великая Отечественная война. 9 мая 1945 года - первый мирный день - День Победы. После войны дети, которые выжили, возвращались домой, садились за парты, чтобы продолжить учебу. Люди возвращались домой из эвакуации и с фронта. Надо было отстраивать заново свои дома, города, заводы, залечивать раны, нанесенные войной.

Военные годы уходили в прошлое. Война становилась историей. Но вновь и вновь фронтовики возвращались к ней памятью. Пытались осмыслить, размышляли трудно, преодолевая боль воспоминаний. И порой всем им, и тем, кто воевал, и тем, кто работал в тылу, самим не верилось, что все это было с ними на самом деле.

Наши прадеды и деды, хотели сохранить память о павших товарищах, донести до нас великий подвиг народа. Поэты, писатели, композиторы, художники и скульпторы хотели сохранить память о войне с помощью: слова, музыки, картин и скульптур.

По всей нашей необъятной Родине стоят памятники защитникам Родины. В интернете историки и учителя запустили проект «Карта памяти», каждый житель России может прислать фотографию и несколько слов о памятнике, обе6лиске или могиле солдата, которая находиться в его городе или селе.

Но есть в нашей стране памятники, поклониться которым люди едут со всего мира. Давайте вспомним о них.

Ж) Презентации учащихся.

1. Мемориал защитникам Ленинграда в г. Санкт-Петербурге.

2.. Монумент в Магнитогорске «Тыл - фронту»

3. Монумент в Волгограде «Родина мать»

4. Памятник «Войну - освободителю в Берлине.

5. Могила Неизвестного солдата в Москве.

Библиотекарь: Картины можно писать на холсте, бумаге, ткани, но в последнее время многие талантливые молодые художники создают свои картины, с помощью песочной анимации.

Анимация.70-летию Победы посвящен фильм «Помним», созданный нашими Российскими авторами: художником, мультипликатором и оператором.

IІI. Заключение.

Библиотекарь: 9 мая 1945 года прозвучал долгожданный победный салют. Люди не могли сдержать слез от радости. И теперь каждый год наша страна празднует 9 мая - День Победы. Поэт Андрей Усачев наш современник написал стихотворение «Что такое День Победы».

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют.

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы -

Это значит - нет войны.

Дети исполняют песню «Мой дед уходил на войну»





© 2010-2022