Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: Признаки предметов

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебный предмет: Окружающий мир

УМК: «ГАРМОНИЯ»

Тема урока: Признаки предметов.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о признаках предметов путём целенаправленного наблюдения.

Ожидаемые результаты:

Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; готовность преодолевать затруднения.

Предметные: Умение использовать отобранную информацию для решения проблемы. В игровой форме выделять отличительные признаки предметов.

Познавательные: научить рассматривать предмет, анализировать, выделять главные существенные признаки предметов.

Регулятивные: Умение действовать по плану, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя

Коммуникативные: развивать умение слышать и слушать доносить свою позицию, понимать других. Умение сотрудничать, работать в паре.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс О.Т. Поглазовой.

Наглядные пособия:

- презентация Power Point «Признаки предметов»

- памятка «Работа в паре»

Раздаточный материал:

конверты с заданиями

сигнальные карточки

Технические средства обучения:

- компьютер

- мультимедийный проектор, интерактивная доска.


Ход урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формы работы

Формируемые УУД

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех». Как вы понимаете эти слова?

(Каждая удача , пускай даже самая маленькая, помогает человеку поверить в себя!)

- Я вам желаю удачи и успеха! Пусть данный урок поможет вам сделать новые открытия.

Фронтальная

-Организация своего рабочего места.

Регулятивные УУД

- Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (Личностные УУД)

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Послушайте загадку:

Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Что это такое?

- Яблоко.

(Показ яблока)

Вот какие молодцы! А как вы смогли догадаться, что это яблоко?

- Яблоко круглое, румяное, вкусное.

Ребята, а какие ещё особенности яблока мы не назвали? Рассмотрите его.

- Желтое, зеленоватое, у него красный бочок.

А если попробовать его на вкус? Какое оно?

- сладкое, кислое, сочное.

Фронтальная

-Умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

(Коммуникативные УУД)

-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

(Познавательные УУД)

3.

Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Посмотрите вокруг. Как много разных предметов окружает нас в нашей жизни! Большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие, светлые и тёмные.

- Вот две книги на моем столе. У них, казалось бы, так много общего. Назовите, чем они похожи?

- материал, форма.

- И все-таки они разные. Чем они отличаются друг от друга?

- размер.

Вы сказали о материале, форме, размере этих книг. Как назвать эти понятия одним словом?

(Мы не можем точно ответить на поставленный вопрос)

Какую цель поставим перед собой?

(Узнать…)

Давайте посмотрим на доску. Кто сможет прочитать слово?

Признаки.

- А что такое признак предмета?

(Признак предметов- это то, чем они отличаются)

Правильно, признак - это отличительная черта, та особенность, которая отличает этот предмет от остальных, ему подобных.

Фронтальная

Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД)

Развитие умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Регулятивные УУД)

4.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Эта тема для нас не нова. Этот материал вы изучали в детском саду, об этом мы говорили на уроках математики. Давайте вспомним, чем различаются предметы?

Мы говорим, что предметы имеют:

Форму;

Цвет;

Размер.

Но разве это все признаки различных предметов? Наверняка есть и другие, какие?

Овощи и фрукты можем описать по каким признакам, кроме цвета и формы?

Ответы детей:

Вкус;

Запах;

Окружающие нас предметы: парты, посуда, принадлежности различаются по:…..

(материалу;

твёрдости

назначению и др.)

(на доске выкладываем признаки).

Фронтальная

Развитие умения строить речевое высказывание в устной форме (Познавательные УУД)

5.

Реализация построенного проекта.

(Открытие нового знания)

Цель: Организовать мыслительную деятельность учащихся, достаточную для построения новых знаний, определить совместный план действий.

Давайте попробуем дать характеристику следующим предметам.

Мяч: красный, круглый, резиновый, прыгучий;

Стакан: прозрачный, гладкий, стеклянный, хрупкий;

Сахар: белый, квадратный, сладкий,

Груша: желтая, красная, сладкая, спелая.

Молодцы! С работой вы справились.

Фронтальная работа

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать новое знание в речи, организовать устранение преодоления затруднения.

Ну а теперь, я предлагаю вам попробовать свои знания применить на практике, работая в парах.

Но сначала вспомнить правила работы в парах:

- Работать должны оба;

- один говорит, другой слушает;

- своё несогласие выражай вежливо;

- если не понял, переспроси.

Перед вами лист с заданием, на нём предметы и их признаки перемешались, вам ребята, необходимо соединить стрелочками предметы и подходящие к ним признаки.

Ребята, умеющие читать, помогают соседу по парте, читают признаки, далее работу выполняют вместе.

Давайте проверим ваши работы. Внимание на экран!

- Фрукт, желтый, овальный, кислый

Лимон;

- Ягода, большая, круглая, зелёная снаружи, красная внутри, сладкая.

Арбуз.

Зверь лесной, маленький, колючий.

Ёжик.

Рыба, хищная, морская, зубастая.

Акула.

Очень хорошо!

Работа в парах




Фронтальная работа

Учить осуществлять анализ объектов с выделением признаков (Познавательные УУД)

Учить планированию учебного сотрудничества с одноклассниками (Коммуникативные УУД)

Физминутка для глаз (клип на экране)

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Работа с учебником стр.57.

- посмотрите на иллюстрации, нарисованы 2-е ребят, девочка и мальчик. Они загадали 2 предмета. Девочка - ГРАБЛИ, мальчик - МАШИНУ. Как вы думаете, ребята, какие признаки они могу назвать?

Ответы ребят:

ГРАБЛИ - серые, железные, с деревянной ручкой, длинные;

МАШИНА - грузовая, игрушечная, железная, пластмассовая, цветная

Индивидуальная

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

(Познавательные УУД)

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

.

Ну и последнее задание, которое я приготовила для вас ребята. У меня в руках Волшебный мешочек, в нём спрятан предмет. Каждый из вас сейчас сможет опустить в него руку, но, ВАЖНО! сразу не называть этот предмет!

Каждый из ребят трогает предмет на ощупь.

Назовите хором - что это?

Ластик.

Какие признаки вы можете назвать?

- Мягкий, шершавый, резиновый.

Фронтальная работа

Саморегуляция, как способность к волевому усилию.

(Регуляционные УУД)

9.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

О чём мы говорили сегодня на уроке?

( О ПРИЗНАКАХ ПРЕДМЕТОВ)

Какое открытие новых знаний вы сделала?

Каждый предмет имеет свои признаки. Цвет, форма, размер, вкус, запах, материал, назначение и т.д.

Ребята, оцените свою работу на уроке с помощью светофора

Урок окончен! Всем спасибо!

Индивидуальная

рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(Познавательные УУД)

Умение оценивать свою работу (Регулятивные УУД)


Самоанализ урока

Учебный предмет: окружающий мир

Тема урока: « Признаки предметов»

1 класс

Данный урок проходит в рамках учебного курса окружающий мир в 1 классе общеобразовательных школ (УМК «Гармония», учебник окружающий мир для первого класса начальной школы в 2 ч. Ч. 1. О.Т. Поглазовой,. - Смоленск «Ассоциация XXI век»)

Место и роль данного урока в курсе окружающего мира были определены правильно, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.

Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации (загадка) организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Изложение новых знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим найти признаки предметов.

В начале занятия был дан мотивационный настрой на то, что даже маленькая удача помогает человеку стать успешнее, ведёт к большим открытиям.

Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке. Работа способствовала развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы.

На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой.

На уроке я использовала мультимедийную презентацию по теме урока «Признаки предметов», изготовила дидактический материал для работы в паре.

Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.

Постепенно увеличивалась степень сложности заданий. Самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию логического мышления.

Дети самостоятельно решали задачи, самостоятельно оценивали правильность своего решения. Для сравнения полученных ответов я использовала проектор, таким образом, был повышен интерес детей к выполнению заданий.

Применение проблемного обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. В работе в паре учитывалось умение ребят читать

Задания составлены с учетом возможностей учащихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У школьников возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. У слабых ребят появилась уверенность в своих силах, создалась положительная мотивация к учению.

При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик - ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик - учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде);

Порядок и дисциплину учащихся на уроке я поддерживала с помощью умелой организации, интересного материала. Постоянно приветствовала проявление активности детей, поощряла самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

Завершающим этапом было подведение итогов и самооценка учащихся результатов урока.

Высокая работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, групповой, работой в парах), а также применением здоровьесберегающих технологий (физминутка). Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.

Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели. По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.

1


© 2010-2022