Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Слово- могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал, чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Чтобы научить детей обучающихся в школе понимать разговорную речь, излагать мысли, владеть навыками чтения и письма надо больше времени отводить словарной работе. Словарная работа должна начинаться с первого дня обучения в школе и проводиться постоянно. Систематическое наполнение словарного запаса, выработка у детей умений и навыков правильно произносить и писать слова, а так же использовать их в устной и письменной речи- вот что составляет содержание словарной работы.

Большое значение для эффективного преподавания имеет количество новых слов, с которыми нужно знакомить детей на одном уроке. Слишком большое количество слов на одном уроке приводит к их забыванию.

Если словарную работу вести планомерно строго учитывая изученные слова, то дети прочно усваивают указанное количество слов. Эти слова содержатся в учебниках русского языка и в книге для чтения.

Словарная работа должна планироваться для каждого класса отдельно.

Обогащению словарного запаса, а следовательно, и речевому развитию может способствовать такая организация учебной деятельности, которая будет направлена на:

- восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений слов,

- развития умения объяснить значения слов и особенности их употребления в речи,

-формирования умения пользоваться словом в речи при построении собственного речевого высказывания.

Каждое лексическое значение слова, как единица лексическо- семантической системы языка, представляет собой совокупность смысловых признаков, которые отличают это значение от других, создают индивидуальность лексического значения и поэтому могут быть названы дифференцированными признаками лексического значения.

Учим ли мы вникать в смысл слова? Какой объем информации о лексическом значении слов воспринимается ребенком? Воспитываем ли мы у младших школьников умение объяснять значение слова?

Сейчас когда методическая мысль и педагогическая практика по вопросу лексической работы значительно продвинулась вперед, эти вопросы не могут не возникать.

Подчеркивая значение развития «дара слова» для формирования мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего обучения, хочу привести слова К.Д.Ушинского: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

Мне бы хотелось остановиться на некоторых особенностях толкования младших школьников лексического значения слова. Это слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

Во многих школах проводятся экспериментальные опросы по выявлению у учащихся лексического значения слов.

Пример: ответить на вопрос: «как бы ты объяснил значение этого слова?

1 группа- толкований слов самая малочисленная. Ученики в основном пытаются дать правильное объяснение смысла слова, указывая его логическую связь с обозначенным предметом. В одних толкованиях объяснение слов приближается к его толкованию в словаре /молоток- инструмент для труда, у него деревянная ручка и железная головка на конце, ученик- мальчик, который ходит в школу учиться и т.д./

2 группа- толкований слов, учащихся которые ограничиваются лишь определением главного слова толкования, дифференциальные же признаки, создающие индивидуальность лексического значения данного слова, в объяснениях учащихся отсутствуют, либо заменялись несущественными.

Пример: сорока- летающая птица, заяц- дикое животное, который живет в лесу, воробей- птица с серой окраской.

Понимают ли дети значение предъявленного слова? Понимают, ибо каждое слово они соотносят с образом знакомого их с детства реального предмета окружающей действительности. Однако ученики недостаточно дифференцируют признаки этих предметов/ воробей- маленькая птичка с коричневым оттенком/ и следовательно, не могут на словах передать различие в лексическом значении слов- названий этих предметов.

3 группа- входят ученики, которые не могут установить точную логическую связь с обозначенным предметом действительности и ограничиваются лишь одним из признаков.

Каждый ребенок по своему понимает смысл, который закреплен за словом, обозначающий какой- то реальный или мыслимый «кусочек», но дать словесное объяснение значения слова для детей затруднительно. Это подтверждает мысль о том, что словарные упражнения не должны быть направлены только к запоминанию определенного списка слов вне всякой связи с общей системой занятий по языку. У младших школьников необходимо воспитывать умение словесно раскрывать содержание понятий, обозначающих в языке данными словами.

В своем докладе я еще опишу несколько видов словарной работы, один из которых я сама провожу на уроках русского языка.

Традиционно слова с непроверяемыми написаниями, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основана на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произведения нельзя и поэтому их написание рекомендуется запомнить.

С этой целью новое слово записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетрадь , затем многократно повторяется на следующих уроках.

Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки допускаемые младшими школьниками, как в заучиваемых словах родственных изученным: «зимляника, пагода, каньки, платок, но плоточек, береза, но биреза». Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями, учителя связывают с изменением характера их запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значение изучаемого слова, сущности и характера содержащихся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, сообщения и использования специальных приемов запоминания, активного включения «трудных» слов в речевую практику ребенка. Младшие школьники, стараясь облегчить себе запоминание непроверяемых написаний, нередко пытаются интуитивно непроизвольно отыскать опору запоминания или в языке, или во внеязыковой действительности: «Восток пишется с о, что там солнышко восходит».

Однако часто эти опоры бывают должными: «Мидведь, его еще Мишей называют, каньки- потому что, мы на них на катке катаемся, проверочное слово катится».

Одним из средств. Обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте- этимологическая справка. Она содержит информацию о прохождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Например: малина- в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слов- маленький.

Учитывая сказанное целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного графического облика.

Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке:

- постановка цели, предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко- буквенный анализ с целью выделения орфограммы;

- орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове;

- сообщение этимологической справки, краткая схематичная запись на доске, в тетрадях;

- подбор однокоренных слов;

- составление словосочетаний или предложений с изученным словом комментируя запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.

На уроках при проведении словарных диктантов, записи изученного слова с непроверяемым написанием в составе текстов упражнений этимологическую справку необходимо использовать для «проверки», объяснения слов.

В течении 3 лет младший школьник должен изучить достаточное количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. Что надо сделать, чтобы лучше усваивали написание таких слов, меньше допускали ошибки?

Можно привести несколько приемов. Надо составить таблицу, куда включаются слова, которые рекомендуются программой, т.е. слова из словаря.

Изучаемые орфограммы закрыты. Работа по такой таблице активизирует деятельность учащихся, особенно при закреплении написания определенных слов, экономит время. Нужно проводить на каждом уроке по 5 минут. По таблице работают используя следующие задания:

- запись слов по порядку, проверяют открывая закрытые орфограммы,

- работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные а, о, е, и, я. Учитель называет слова, учащиеся поднимают карточку с нужной орфограммой;

- выписывание слов отвечающих на вопросы кто?что?

- выписывание слов, в которых 2 слога, 3 слога;

- выписывание слов по заданной теме «Животные», «Растения».

Учащиеся с большим интересом работают над словами из таблицы.

В конце учебного года учащиеся пишут слова по памяти. Такая работа активизирует память детей, выявляет проблемы в их знаниях, формирует у них навыки написания слов с непроверяемыми безударными гласными.

Хочу описать вод словарной работы над словом, который я выбрала для 2 класса. Для моих учащихся, как мне кажется, он более доступен. Этот вид похож на описанную работу мною по таблице, но мы в основном работаем в тетрадях.

Читаю текст или загадку.

- О ком, о чем я прочитала? Слово вывешиваю на доске с закрытой орфограммой.

- Прочитайте. Какой слог ударный? Безударный? Подберите родственные или однокоренные слова. Здесь идет работа над выявлением безударной гласной. Привожу этимологическую справку /если в этом есть необходимость/. После этого идет обсуждение, дети доказывают правильно ли нашли гласную. Записываем в тетради, выполняем любой разбор. Запись предложений или словосочетаний с этим словом.

Словарную работу провожу систематически, в конце каждой недели пишем словарный диктант. По этим работам можно определить кто усвоил правильное написание безударной гласной , а кто нет.

Очень помогают при проведении словарной работы сюжетные картинки. Дети называют слова, называющие предметы, помещенные на картинке, составляют предложения с данными словами по содержанию картинок, связные рассказы, включая в них слова с непроверяемым написанием. Дети не должны отклоняться от содержания данной картинки и стремятся к тому, чтобы лучше запомнить и содержание и слова называющие предметы по картинке. В дальнейшем эта работа очень помогает писать изложения и сочинения, развивая речь учащегося. Огромную роль играет работа по перфокартам, это тоже неотъемлемая часть словарной работы.

Такие работы активизируют память детей, проявляют и выявляют пробелы в их знаниях, формируют у детей навыки написания слов с непроверяемыми написаниями.

© 2010-2022