Технологическая карта урока «Свойства воздуха»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лушникова Юлия Александровна

Учитель начальных классов

МАОУ Гимназия №2

г. Балаково Предмет: окружающий мир Класс: 2 класс Тема «Свойства воздуха» Тип урока: Открытие Новых Знаний УМК: «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»


Технологическая карта изучения темы «Свойства воздуха»

Тема

Свойства воздуха

Цели

Образовательные: выяснить свойства и значение воздуха в природе в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности; учить проводить опыты, фиксировать и анализировать результаты; воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах и группах

Формировать УУД:

-Личностные: осознание значимости новой роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при изучении свойств воздуха, практической работы.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и результат своих действий, слушать мнения других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Усвоение понятия «свойства воздуха» (цвет, форма, запах, вкус, сжимаемость, упругость, проводник звука и тепла). Умение описывать свойства воздуха, проводить опыты с воздухом; рассказывать о применении в быту использования свойств воздуха.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и результат своих действий, слушать мнения других. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице(Познавательные УУД)

Основные понятия

Свойства воздуха (цвет, вкус, запах, форма, сжимаемость, упругость, проводник звука и тепла, имеет массу, легче воды).

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 2-го класса. Часть 2. Стр. 26-29

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс.Стр.28 №70

-листок исследователя

-презентация «Свойства воздуха»

-тест «Воздух.Состав воздуха» (программа PROklass)

Система мониторинговых исследований PROLOG

Для учителя: ноутбук, набор для опытов, медиапроектор.

Для обучающихся: листок исследователя, учебник, тетрадь, набор для опытов.

Организация пространства Фронтальная форма Индивидуальная работа Работа в паре Работа в группе




Хронометраж урока

Этап

Время

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

1,30 мин

2

Этап актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии.

6 мин

3

Этап выявления места и причины затруднения.

1 мин

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, способ, средство).

1 мин

5

Этап реализации построенного проекта.

17 мин

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

3,30 мин

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

3 мин

8

Этап включения в систему знаний и повторения.

3 мин

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

4 мин


Этап урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Время

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.


















Называют какие качества нужно проявить, чтобы получился интересный урок, повторяют правила поведения на уроке.




Называют шаги учебной деятельности.

Психологический настрой. Минуты гармонии. Создание благоприятной обстановки в классе.

-Добрый день мои любители природы. Мир, что нас окружает, полон тайн и загадок. Вы думаете, что все открытия уже совершены и на вашу долю ничего не осталось?

-Ошибаетесь!

-Смею вас уверить - так считали и 100 лет назад, и 500 лет.

-Но загадки открываются только тем, кто умеет удивляться и задавать вопросы, кто в привычных вещах может разглядеть что-то особенное.

-Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

-Какие цели вам надо проявить, чтобы получился познавательный и интересный урок? (Быть внимательным, быть активным, быть наблюдательным , хорошо работать, слушать товарищей и т.д.)

- Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании и открытии окружающего мира.

  • А что необходимо сделать, чтобы подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира и открыть что- то новое (Повторить то, что знаем).
  • Все ли вы будете повторять? (Нет, только то, что нам пригодиться сегодня на уроке.)

-Отправляемся, друзья,

мы в далёкие края.

В царство Зевса великана,

узнать все тайны океана.

1,30 мин.

2. Этап актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии.

Цель:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»



Находят лишнее слово и объясняют почему.








Работа в парах. Вспоминают пройденный учебный материал. Отвечают на вопросы теста, используя систему контроля PROklass.





















Доказывают с помощью простейших опытов существование воздуха.
















Выслушиваются ответы к альтернативному домашнему заданию.

-И мы с вами живем на дне этого океана.

Внимание на экран. Появляется слайд презентации со словами: Атлантический, Воздушный , Индийский, Северо-Ледовитый ,Тихий, Южный.

-Назовите лишнее слово и объясните почему.

(Воздушный океан, т.к это воздушная оболочка Земли - Атмосфера).

- Действительно, мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и животные, и все предметы каждый день «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты. Океан этот называется ВОЗДУХ.

- На предыдущем уроке мы познакомились с вами с понятием атмосфера и составом воздуха, давайте проверим ваши знания. Работать будете в парах, советуясь друг с другом.

Тест «Воздух. Состав воздуха» (программа PROklass)

1.Воздушная оболочка Земли

гидросфера

литосфера

атмосфера

2.Что такое воздух?

Воздух - это смесь газов. Состоит он из азота, кислорода, углекислого газа и других.

Воздух - это смесь кислорода и азота.

Воздух - это вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.

3.Какой газ выделяется зелёными растениями и необходим для дыхания животным и человеку?

углекислый газ

кислород

азот

4. Какому газу соответствует выделенная часть на диаграмме?

азоту

кислороду

углекислому газу

5. Болезнь, возникающая из-за уменьшения количества воздуха?

лесная

горная

степная

-Какой совет дать ребятам, допустившим ошибки в тесте.

-А как с помощью предметов, лежащих на столе, доказать существование воздуха (мешочек, сахар, стаканчик с водой, трубочка) При помощи трубочки дуют в сосуд с водой. -Что наблюдаем? (Пузырьки воздуха)

Бросают в стакан с водой сахар.

-Что наблюдаем?(Пузырьки воздуха)

«Ловят» воздух пакетом, направьте струю воздуха на себя.

Что наблюдаем? (Плотность )

Слайд 1


-Подойдут в качестве вывода слова знаменитого греческого ученого Аристотеля, жившего более 2000 лет назад, который говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

Слайд 2

-Кроме этого вам было предложено альтернативное домашнее задание для любознательных. Рубрика «Что мы узнали?» Не забывайте указывать источник информации.

-Молодцы, любознайки. Вот какой знакомый незнакомец - воздух.

6 мин.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

Обсуждение проблемной ситуации.

-А я узнала, что если бы мы путешествовали по Луне, то не смогли бы общаться. Как вы думаете почему? О каком свойстве воздуха это говорит?

1мин.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, способ, средство).

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Формулируют цель урока.







Определяют тему урока.
Называют шаги учебной деятельности.

- На какие вопросы вы будете сегодня искать ответ?

Слайд 3

Что такое воздух?

Из чего он состоит?

Каковы свойства воздуха?

Как человек их использует?

Нужно ли воздух охранять?

(Каковы свойства воздуха? Как человек их использует? Нужно ли воздух охранять?)

- Определите тему урока (Свойства воздуха)

- Какова же цель нашей работы? (Изучить свойства воздуха) -Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание?

Слайд 4


(Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.) -С помощью чего достигнем цели? (Учебник, опыты, свои знания, учитель)

-А ещё нашим сегодняшним помощником будет листок исследователя.

-Итак, исследователи, в путь за знаниями!

1мин.

5.Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.


Заполняют самостоятельно таблицу на листке исследователя, графу «предполагаемые ответы»






Исследование свойств воздуха, наблюдение.









































Игра в мяч.


















Работа с учебником. Поиск информации.
Игра накаченным мячом.


Работа с учебником. Работа в паре. Открытие нового свойства.

Обучающиеся предполагают ответ.

Просмотр интервью учениц с учителем физики.

Анализирование интервью.

Физминутка



Открытие нового свойства. Работа в группах.




Формулируют новое свойство.

- Наметим план действий к открытию новых знаний.

1.Какими свойствами обладает воздух?

2.Как человек использует свойства воздуха?

3.Нужно ли воздух охранять?

Слайд 5


-На какой вопрос нам следует искать ответ в первую очередь? (Каковы свойства воздуха?)

Слайд 6

-Воздух окружает вас повсюду и, я надеюсь, что вы очень наблюдательны. Заполните графу «предполагаемые ответы» в таблице на листке исследователя самостоятельно.

-А как проверить, правильно ли вы ответили на вопросы? (Проверить на опытах, с помощью органов чувств)

-Подумайте, какие из органов чувств вам пригодятся для определения первых четырёх свойств воздуха. (Глаза, язык, нос)

1.Имеет ли воздух цвет?

-Как можно доказать?

- Поднимите учебник, видите ли вы через него другие предметы? (Нет)

- Через стену мы видим соседний класс? (Нет)

- А предметы, которые находятся в классе, вы видите? (Да)

- О каком свойстве воздуха это говорит? (Воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы)

- Посмотрите на доску. Какого она цвета? (Зеленая) -А полоска бумаги на парте?(Синяя)

- А какого цвета воздух? (Он бесцветен)

- Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

2. Имеет ли воздух запах?

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
- Чем пахнет в столовой, парикмахерской, аптеке? (Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Воздух переносит запахи.)

-А чистый воздух пахнет? (Чистый воздух не пахнет)

-Какое действие должны произвести, чтобы определить запах воздуха? (Понюхать.)

-С помощью какого органа чувств можно определить запах воздуха? (Носа.)

- Сделайте вывод.(Вывод: воздух не имеет запаха.)

3. Имеет ли воздух вкус?

- С помощью какого органа чувств будете определять вкус? (Языка)

-Какое свойство вы открыли? Сделайте вывод. (Вывод: воздух не имеет вкуса.)

4. Имеет ли воздух форму?

-Подскажите, как можно определить форму воздуха. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? (Вывод: воздух не имеет формы.)

-Давайте вспомним, какие свойства воздуха мы открыли?

-Предлагаю поиграть в мяч (мяч плохо накаченный).

-Я задаю вопрос, а вы - отвечаете. (Учитель бросает мяч о пол, ученик должен поймать и ответить на вопрос)

-Имеет ли воздух цвет? (Воздух бесцветен)

-Имеет ли воздух запах? (Воздух не имеет запаха)

-Имеет ли воздух вкус? (Воздух не имеет вкуса)

-Имеет ли воздух форму? (Воздух не имеет формы)

- А почему же мяч так плохо подпрыгивает? (Не накачан)

-Сдавите мяч руками. (Он мягкий)

-С помощью какого прибора это можно исправить?(Насоса)

Мальчики накачивают мяч.

-Чем наполнился мяч? А до этого воздух в нём был?

- Куда же поместился воздух, который мы добавили?

- Как вы думаете, с каким свойством воздуха мы сейчас познакомились?

-Найдите ответ в учебнике на стр.27 (Сжимаемость и упругость)

Игра накаченным мячом.

-Назови новые свойства воздуха (Сжимаемость и упругость)

-Зафиксируйте полученные свойства воздуха на листке исследователя.

-Проверьте с экрана.

Слайд 7


- Чьи предполагаемые ответы совпали с результатами наблюдений на уроке?

-У вас богатый опыт, вы, наверное, много читаете и наблюдаете?

-У кого ответы не совпали, не огорчайтесь, главное, что в ходе урока вы пришли к правильному выводу.

Слайд 8


-Вспомните, о каком интересном факте я рассказала вам в начале урока?

(О том, что на Луне невозможно общаться).

- Ответ на этот вопрос вы найдёте сами, работая в парах. Изучите последний абзац со страниц 27-28 и обсудите с соседом по парте.

-О каком новом свойстве узнали из учебника? (Воздух проводит звук)

-А как же переговариваются космонавты в открытом космосе? (В безвоздушном пространстве космоса люди переговариваются по радио)

Слайд 9


Физминутка. Психологическая разгрузка. Аутотренинг.

Напряженье улетело…
И расслаблено все тело,
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…

Слайд 10

-Ребята, а как вы думаете имеет ли воздух массу?

-Специально для урока две ученицы из нашего класса побывали в кабинете физики и попытались найти ответ на этот вопрос. Посмотрите, что из этого вышло.

Слайд 11


Слайд 12

-Так можно ли утверждать, что воздух имеет массу?

-Кто это сделал первым?

-Как это происходило?

-Что запишите на лист исследования? (Воздух имеет массу)

-А как выдумаете воздух тяжелее воды или легче?

-Положите в стакан с водой теннисный шарик. Почему он не тонет? (Воздух легче воды)

-У воздуха есть ещё одно интересное свойство. Я думаю, что вы сами сможете сформулировать это свойство, выполнив задание в группах.

-Вспомните правила работы в группах. (Говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.)

Вам помогут ваши наблюдения и текст учебника на стр.28

1 группа Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег? (Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода).
2 группа Почему очень важно, чтоб на полях лежал снег? (Снег защищает посевы от вымерзания. Он холодный, но между снежинками находится воздух. Этот воздух предохраняет растения от холода).
3 группа Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки? (В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло).

4 группа В чем будет теплее: в 10-ти шелковых блузках или в 1-й шерстяной? (Между ворсинками шерстяной ткани больше воздуха)

5 группа Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.29. Почему в холодный зимний день снегирь сидит нахохлившись? (Между перьями снегиря- воздух, он сохраняет тепло тела снегиря).

6 группа Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему? (Воздух в овчине располагается между волокнами. Чаще всего волокна овчины имеют незначительные переплетения друг с другом и очень подвижны. Это даёт излишне большую свободу воздуху)

- О каком свойстве вы узнали?

-Сформулируйте вывод. (Воздух обладает ещё одним полезным свойством - сохранять тепло, воздух плохо проводит тепло).

-Что запишите на лист исследования? (Воздух сохраняет тепло)

17 мин.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Повторение изученных свойств воздуха с определением источников информации.


















Измерение температуры воздуха с помощью модульной системы экспериментов PROLOG

-Какие свойства воздуха вы определили самостоятельно, какие узнали из других источников информации? ( Воздух не имеет цвета, запаха, вкуса, формы - самостоятельно; воздух упруг, сжимаем, сохраняет тепло, проводит звук - из учебника; имеет массу - из репортажа)

-Но это далеко не все свойства воздуха. Дома вам предстоит открыть новое свойство воздуха, выполнив задание в рабочей тетради:

Измерить температуру воздуха в помещении. Теплее у пола или под потолком? Зафиксировать на листке исследователя.

-Объяснить, почему форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами.

-С помощью какого прибора вы это будете делать? (Термометра)

- А вот рубрика «Весёлая переменка» говорит о том, что температура воздуха зависит от термометра?

-Это диалог или монолог? (Диалог)

-Сколько человек потребуется для чтения этого диалога? (Два)

-Так от чего зависит температура воздуха? (Солнце является источником света и тепла на Земле? С показателями температуры мы все знакомы из раннего детства. Именно от них зависит, что вы оденете, позволят ли вам родители купаться в реке, можно ли слепить снежную бабу.)

-Измерим температуру воздуха в классе?

-Зафиксируйте результаты измерений на листке исследователя.

-Подышите на термометр. Изменились ли показания? Почему у всех разные?

3,30мин.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях. Используя фотографии на слайде, определяют какие свойства использует человек

-Вспомните второй пункт плана. (Как человек использует свойства воздуха?)

Слайд 13-14

-Взгляните на слайд и определите какие свойства воздуха использует человек?

(-В домах делают двойные рамы. Воздух между стеклами рам удерживает тепло и не выпускает его на улицу.

-В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому она хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду.

-В мячах, камерах колёс, пневматическая винтовка- сжимаемость и упругость. Машины ездят как бы на воздушной подушке, без тряски.

- В краскопульте под высоким давлением разбрызгивает краску.

- Аквалангисты используют баллоны с сжатым воздухом)

3 мин.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Слайд 15

-Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух.

-Почему же на земле его не становится меньше?( Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.)

-Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

( В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.)

-Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?

( На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.)

Слайд 16


-Забываем мы порой:

Воздух дан в аренду нам,

Он один на всех землян.

Чтобы жизнь торжествовала,

Охранять нам воздух надо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нет!

Кроме того, что атмосфера представляет собой огромный интерес для научной деятельности, она всегда являлась для людей предметом творческого вдохновения. Художники изображают небо на картинах, поэт посвящает ему стихи, и каждый из нас, увидев над головой небесную лазурь, покрытую белоснежными облаками, замирает от восторга перед этим великолепием, созданным природой. Так давайте беречь эту красоту!

-Я предлагаю группам составить по 1 вопросу для других групп по его началу.

1группа - Верно ли…?

2 группа - Назовите…

3 группа - Может ли…..?

4 группа -Как доказать…?

5 группа - Объясните, почему……..?

6 группа - Имеет ли…?

Предположим, что будет, если…?

Как звать…?

(Группы по очереди зачитывают свои вопросы)

3 мин.

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Слайд 17

Составление синквейна устно.

-Назовите тему урока одним словом (воздух);

- Назовите 2-3 признака воздуха (прозрачный, бесцветный, без запаха);

-Назовите 2-3 действия, которые производит атмосфера (защищает, следит и предохраняет);

- Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Воздух должен быть чистым!);

-Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)

Примерный синквейн

Воздух

Лёгкий, бесцветный, невесомый,

Защищает и предохраняет,

Воздух должен быть чистым!

Жизнь!

Резерв рефлексия Слайд 18


-Вспомните какую цель ставили перед собой в начале урока? (Узнать свойства воздуха)

-Закрасьте воздушный шарик в голубой цвет если вы достигли цели; в красный - если нужна помощь в усвоении знаний данной темы.

4мин.


© 2010-2022