Сборник вопросников по русскому языку для групповых работ в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Озерная средняя школа



Сборник заданий (вопросников)

для работы в группах

на уроках русского языка

в 3 классе


Составитель: Карева Н. Я.



Сборник вопросников по русскому языку для групповых работ в 3 классе.





2014 год.





Работа по вопросникам.



Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала.

Вопросники раздаются ученикам. На уроке ученики читают вопросы и находят ответ в учебнике. Каждый ответ на вопрос подтверждается своими примерами. После повторения теории ученики выполняют одно или два упражнения с последующей общеклассной проверкой. Всё это делается на одном уроке.

Таким образом, с помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся, развивает самостоятельные навыки выполнения заданий и способствует установлению благоприятного психологического климата.



Вопросник «Предложение. Текст»

1. Какие предложения бывают по цели высказывания?

2. Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

3. Как называются главные члены предложения? Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает?

4. Что обозначает сказуемое? На какой вопрос оно отвечает? Как называются члены предложения?

5. Что такое текст?

6. Что такое тема текста?

Что такое основная мысль текста?

Задание № 1

Спишите текст. Поставь знаки в конце предложений и замени, где нужно, маленькие буквы заглавными.

ландыши

в тени деревьев спрятался цветок между двумя листьями высокая ножка на ней несколько белых колокольчиков это ландыш мы любим ландыш за красоту и за нежный запах плоды ландыша созревают осенью это большие красные ягоды они ядовиты из ландышей делают лекарство для сердечных больных вот какой удивительный цветок

Задание № 2

Составьте из частей текст. Озаглавьте его.

1. Приближалась ночь. Угас последний луч солнца. Стая опустилась на землю для ночевки.

2. Настали осенние дни. Пришла грустная пора прощаться. Перелетные птицы потянулись в теплые края.

3. Вожак затрубил сбор. Гуси услышали его клич и затихли. Вожак медленно расправил крылья и поднялся в воздух. Косяк взлетел за вожаком.

4. Сильнейший гусь летел впереди. Он резал воздух крыльями. Следом двигались старые гуси. Молодежь находилась в конце стаи. ( По В. Бианки)

Вопросник "Состав слова. Словообразование"

1. Из каких частей состоит слово?

2. Какая часть слова называется окончанием?

3. Какая часть слова называется основой?

4. Какие слова называются родственными? Что называется корнем? Какие слова называются однокоренными?

5. Что такое приставка? Для чего она служит? Чем отличается приставка от предлога?

6. Что такое суффикс? Для чего он служит? 9. Как проверить непроизносимые согласные в корне?

Задание № 1

Найди в каждой группе слов лишнее. Подумайте, от какого слова образованы слова каждой группы.

1. Белка, белила, белить, беленький.

2. Дальний, даль, дала, вдали, далеко, дальний.

3. Горка, горевать, гористый, горный.

4. Лес, лестница, лесочек, лесничий.

5. Смешок, смешать, смешить, смешной.

Задание № 2

Выпишите выделенные слова. Разберите по составу

Листик за листиком падает с крыши на крышу. Какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Ветер с крыши поднимает все листочки. Летят они к речке вместе с перелетными птицами.

Вопросник "Правописание слов"

1. Что такое звук и что такое буква? Чем они различаются?

2. Какие звуки произносятся свободно, а какие с шумом?

3. Какие гласные называются безударными? Почему нужно проверять безударные гласные?

4. Как проверить безударный гласный в корне слова?

5. Всегда ли можно проверить безударный гласный?

6. Какие бывают согласные звуки?

7. Как проверить глухие и звонкие согласные?

Задание № 1

Вставьте пропущенные буквы

В....сенний день. В ...кно трамвая

Вл....тела бабочка ж....вая.

Вл....тела бабочка в ....кно,

Цв....тная, как в цв....тном кино. ( А. Барто)

( Дополнительное задание. Найдите слова, не проверяемые ударением)

Задание № 2

Найдите и исправьте ошибки

На цвитах гудят жуки, Пахнет клевер слатко.

Рибятишки у рики

Встали на зарятку. ( З. Александрова)

Задание № 3

Найдите и исправьте ошибки

Среди ретких берес прячутся в траве кребкие боровики. Розовеют мокрые сыроешки. В ельнике растут скольские грузди. На ниских пнях жмутся друк к друшке опята.

( По И. Соколову- Микитову)


Вопросник " Имя существительное"

1. Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает?

2. Какова роль имени существительного в предложении?

3. Какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными?

4. Как отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном?

5. Как определить род имени существительного?

6. Назовите правило правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Задание №1

Найдите все имена существительные. Определите число и род.

Скучная картина

Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина. Только тяжелая мокрая ворона садится на голую ветку и кричит. Галки летают стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под мокрым небом. Потянулись на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. Летят они цепью или клином.

Задание № 2

Вставьте имена существительные с шипящими на конце слова. Объясните написание мягкого знака на конце слов.

1. Погас последний ............... солнца. 2. Надвигалась долгая полярная .......... 3. Мама сварила вкусный .................. 4. Перед отлетом мы сдали .................... 5. На поле стали убирать ...............

Слова-помощники: рож..., луч..., ноч...., борщ...., багаж.

Вопросник "Склонение имен существительных"

1. Сколько падежей в русском языке?

2. Как называется изменение имен существительных по падежам и числам?

3. Как отличить Именительный падеж от Винительного падежа?

4. Как отличить Винительный падеж от Родительного падежа?

5. На какие типы делятся имена существительные по склонению?

6. Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?

7. Как проверить безударное окончание имени существительного?

Задание № 1

Определите падеж имен существительных.

В лес примчался первый снег!
Попросился на ночлег…
Перепуганный не в шутку
Примерять стал зайчик шубку!
Без иголки, без портного
Шубка новая готова! (Г. Новицкая)

Задание № 2

Определите род и склонение имен существительных.

В тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с медом

По-хозяйски загудел. ( А. Барто)

Вопросник "Лексика. Слово и его значение"

1. Что изучает раздел русского языка "Лексика"?

2. Что может называть слово? Сколько значений имеет слово?

3. Как называются слова, которые имеют одно значение? Как называются слова, которые имеют несколько значений?

4. Какие слова имеют прямое значение, а какие- переносное значение?

5. Как называются слова, противоположные по значению?

6. Как называются слова, близкие по значению?

7. Какие слова называются омонимами?

Задание №1

Подчеркните синонимы. Подберите синонимы к словам стужа, солдат, встают, гнутся

Деревья зимою,

Деревья зимою

Пронизаны ветром

И стужей самою.

И старые сосны,

И острые ели

Встают, как солдаты,

Навстречу метели.

В пурге по колени,

Буранами гнутся,

Вершинами машут.

Сдают?

Не сдаются! (М. Дудина)

Задание № 2

Прочитайте пословицы, подчеркните антонимы.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Полный колос к земле клонится, а пустой к небу тянется.

За маленьким погнался, а большое потерял,

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Знай больше, говори меньше.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

Вопросник "Имя прилагательное" 1. Что обозначают имена прилагательные? 2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? 3. На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? 4. Как изменяются имена прилагательные? 5. От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного? 6. Как узнать род имени прилагательного? 7. Как определить падеж имени прилагательного? 8. Для чего прилагательное используется в речи?
Задание №1 (Найди мена прилагательные, определи число.) Когда это бывает? Золотые, тихие Голубые, синие Рощи и сады, небо и ручьи. Нивы урожайные, В синих лужах плещутся Спелые плоды. Стайкой воробьи. Лес и поле белые, Лес и поле в зелени, Белые луга. Синяя река. У осин заснеженных Белые, пушистые Ветки как рога. В небе облака. ( Е. Трутнева)
Задание №2 (Допиши падежные окончания прилагательных. Укажи падеж)
1.Из-под снега в поле чист.... ручеек струится быстр..... . 2.Под высок..... косогором у реки живут стрижи. 3. Ярко светит зорька в небе голуб.... . 4. Тихо всходит солнце над больш..... селом.



Вопросник "Местоимение" 1. Что такое местоимение? 2. Каким членом предложения является местоимение? 3. Какие местоимения относятся к личным? Назовите личные местоимения. 4. Какими бывают личные местоимения?
Задание №1 (Найдите местоимения, определите число)

Петя помог. Над окном дома было гнездо ласточек. Из него выглядывали четыре птенчика. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Ласточки кружились над ним, и пищали. Но они не могла помочь птенчику. Эту беду увидел Петя. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо. Птички весело защебетали. Они стали кормить птенчика мошками и червячками. ( По П. Афанасьеву)

Задание №2
( Найдите личные местоимения, определите лицо)

Выдры Ранним утром я проходил берегом знакомой тихой реки. Вдруг что-то шлёпнуло раз и другой посреди тихой заводи, и я увидел голову вынырнувшей выдры, плывущей к берегу меж недвижных кувшинок. С живой пойманной рыбой во рту она плыла к густому кустарнику, которым был покрыт берег. Я сидел не шевелясь, видел, как выдра выбралась из воды и исчезла под кустами. Мне ещё не приходилось наблюдать на свободе живую скрытную выдру. Выдры живут обычно у глухих и тихих лесных речек, где водится много рыбы. Они питаются исключительно рыбой, очень хорошо умеют нырять, подолгу остаются под водою. Выдра очень красивое животное. Ее тёплый и лёгкий мех дорого ценится.

Пойманную молодую выдру легко приручить. Ещё в раннем детстве я знал человека - лесного объездчика, служившего у хозяина моего отца. У этого

человека жила ручная выдра. Он брал её с собою на охоту, и она бежала за ним, как обыкновенная собака. Иногда он посылал ручную выдру в воду. На глазах наших она ныряла и выносила на берег к ногам хозяина живую пойманную рыбу.

Выдры уцелели только в самых глухих и нетронутых местах. Живут выдры очень скрытно, их трудно увидеть и поймать.

(По И. Соколову-Микитову)







Вопросник "Глагол" 1. Что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает? 2. Как узнать неопределенную форму глагола? 3. Как изменяются глаголы? 4. Как узнать неопределенную форму глагола? 5. От какой части речи зависит число глаголов в предложении? 6. Как определить настоящее время глагола? 7. Как определить прошедшее время глагола? 8. Как определить будущее время глагола?

Задание №1

Найдите глаголы, определите время глаголов.

Я ЛЕЖУ БОЛЕЮ

Я лежу болею,
Сам себя жалею.
Повздыхаю на спине,
Снова на бок лягу…
Не идут друзья ко мне
Навестить беднягу.

Я лежу болею,
Сам себя жалею.
Где товарищи мои?
Как проводят лето?
Без меня ведут бои
На футболе где-то…

Я лежу болею,
Сам себя жалею.
Жду, когда, в конце концов,
Распахнутся двери
И ворвутся шесть мальцов,
Пять, по крайней мере!

Но в квартире тишина…
Тру глаза спросонок,
Вдруг я вижу (вот те на!),
Входят пять девчонок.


Пять девчонок сели в ряд
У моей кровати.
- Ну, довольно, - говорят,-
Поболел, и хватит!

Песни знаешь или нет?
Будешь запевалой!-
Я киваю им в ответ:
- Что ж, споём, пожалуй!

Танька (тонкий голосок,
Хвостик на затылке)
Говорит: - А это сок
Для тебя в бутылке.

Чудеса! Мальчишек жду,
А пришли девчата.
Я же с ними не в ладу,
Воевал когда-то.

Я лежу болею,
Сам себя жалею,
Как с девчонками спою,
Сразу веселею. ( А. Барто)

Задание № 2

Вставьте пропущенные буквы. Поставьте вопросы к глаголам. Выпишите в один столбик глаголы в настоящем времени, во второй- в прошедшем и в третий- в будущем.

1. З...мой нерпа все время из в...ды выглядывает. Высунется из лунки, п...смотрит по ст....р...нам и опять в море нырнет. 2. Прил....тели гр....чи. Зажурч....ли руч....и. Зацв....ли по....снежники. Пришла в...сна. 3. Ч...йный лист собирают с в...сны до ос...ни. Срывают только готовые л...сточки и сразу перерабатывают. Иначе л...сточки загрубеют и пот...ряют свою ценность

Вопросник "Словосочетание и предложение"

1. Что такое словосочетание?

2. Что такое предложение?

3. Какие члены предложения называются главными?

4. Что такое определение?

5. Что такое дополнение?

6. Что такое обстоятельство?

Задание №1
Найдите главные члены предложения, подчеркните. Найдите в предложениях словосочетания.

Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
( Ф. Тютчев)

Задание №2
Разберите предложения по членам. Клесты.

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов. клесты без забот прыгают по деревьям. Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов. Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов - это еловые шишки. Они созревают только к концу года.



© 2010-2022