- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему: Приёмы, формирующие активную позицию ребёнка с ЗПР на уроке
Доклад на тему: Приёмы, формирующие активную позицию ребёнка с ЗПР на уроке
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Каменская Н.В. |
Дата | 17.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное казенное образовательное учреждение
Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья специальная(коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №7 г. Азова
Доклад на тему:
«Приемы, формирующие активную позицию ребёнка с ЗПР на уроке»
Разработала
учитель высшей категории
Каменская Н. В.
«Скажи мне - я забуду,
Покажи мне - я запомню,
Вовлеки меня - я пойму».
Все технологии состоят из приёмов. (Слайд 2)
Прием - это элемент метода, его составная часть, отдельный акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач.
В своей работе с детьми с ЗПР мы берём весь спектр приёмов, формирующих активную позицию ребёнка с ЗПР на уроке для I и II групп, исходя из потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Мы отбираем для работы 3 группы приёмов: (Слайд 3)
- мотивирующие;
- активизирующие;
- стимулирующие.
Которые позволяют создать психологический настрой, определёнными техниками, чтобы мотивировать обучающихся на работу. Целью этапа мотивации является - включение учащихся с ЗПР в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Для реализации этой цели требуется:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)
- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)
Идёт постоянная опора на актуальный опыт и дальнейшее использование приобретённых по данной теме знаний для реализации себя, как успешной личности.
Активизацию можно определить, как постоянно текущий процесс побуждения учащихся с ЗПР к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, приёмов, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Система средств активизации учения детей с ЗПР обеспечивает организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса и отвечает следующим требованиям:
• возбуждать и развивать внутренние мотивы учения школьников на всех его этапах;
• стимулировать механизм ориентировки учащихся с ЗПР, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
• обеспечивать формирование учебных и коррекцию умений детей с ЗПР по переработке учебной информации;
• стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей;
• обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
При отборе приёмов, используемых на уроке с детьми данной категории, мы стараемся задействовать все системы и анализаторы обучающихся, с целью комплексного коррекционно-развивающегося воздействия и более полного погружения в образовательную среду.
Исходя из этого мы отобрали приёмы из всех систем, в том числе и традиционной системы, когда ребёнок является пассивным слушателем.
Приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу обучения: (Слайд 4)
На первый взгляд эта система отошла в прошлое, но на первых этапах обучения детей с ЗПР, когда формируется позиция «Я - ученик» эти приёмы являются эффективными.
А именно:
- повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
- сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
- демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
- предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
- предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
- инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);
- намек-подсказка, содержащая готовую информацию. (Слайд 5)
Приемы, соответствующие репродуктивному методу обучения:
Из репродуктивного метода мы отобрали следующие приёмы (Слайд 6) И опробировали их на практике. Красным цветом выделены приёмы при использовании которых дети II группы испытывают затруднения.
- задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
- задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
- задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
- организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
- задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
- задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
- наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия. (Слайд 7)
Приемы, соответствующие методу проблемного изложения: (Слайд 8)
Из метода проблемного изложения приоритетными стали следующие приёмы. На слайде видно, что проблемный метод сложен для активизации познавательной деятельности обучающихся с ЗПР II группы.
- предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
- раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
- обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
- фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
- интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
- предъявление учащимся конфликтного примера;
- составление кластера. (Слайд 9)
Приемы, соответствующие частично-поисковому методу обучения: (Слайд 10) На данном слайде голубым цветом выделен приём при реализации которого обучающиеся с ЗПР II группы испытывают затруднения и нуждаются в организационно-направляющей помощи учителя. Красным цветом выделены приёмы, которые используем в ходе уроков, но данные приёмы вызывают значительные трудности даже для детей с ЗПР I группы.
- включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
- наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
- задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
- организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
- задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
- задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
- выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы. (Слайд 11)
Приемы, адекватные исследовательскому методу обучения:
(Слайд 12)
На слайде мы видим, что приоритетным является приём на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений.
- задание с избыточными данными;
- задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
- задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
-
задание учащимся "на мгновенную догадку", "на соображение".
(Слайд 13)
ВЫВОД: Все приёмы, представленные вам и используемые нами в работе с детьми с ЗПР требуют от учителя высокого профессионализма и чёткой систематичности использования с 1 по 4 классы.
(Слайд 14)