Урок Где зимуют птицы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок «Где зимуют птицы»

Учитель: Черничко И. А. Класс: 1 «Б».

Цели:

Расширить знания детей о птицах;

закрепить знания учащихся о птицах, зимующих в наших краях и перелетных;

понять причины оседлости птиц; учить логически мыслить, развивать речь и память;

воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: карточки с изображениями птиц, картинки.

Ход урока.

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя:

«Долгожданный дан звонок.

Начинается урок!

Настроенье каково?

Во!

И я, и я , и я того же мнения!»

П. Сообщение новой темы.

Подведение к теме:

- Ребята, я сейчас вам прочитаю статью, которая поможет вам определить тему
сегодняшнего урока.

Чтение учителем статьи о птицах.

Я предлагаю вам составить из букв тему нашего урока. Ребята работают над составлением темы.

  • Какова тема сегодняшнего урока? (Птицы).

  • А вам интересно узнать о том, где зимуют птицы?
    Выслушиваются ответы ребят.

Итак, сегодня мы поговорим о птицах - наших пернатых друзьях и постараемся

узнать, где они зимуют?

- Исходя из темы, определите цели урока.

Цель: узнать, где и как зимуют птицы, причину, по которой одни птицы улетают, а другие остаются с нами, выясним, как по-другому называют зимующих птиц, узнаем, как зимуют дикие и домашние птицы, а в результате мы составим схему.

III. Объяснение новой темы.

А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку. О ком идет речь?

В деревне есть часы такие, Не мертвые, а живые!

Ходят без завода, Они птичьего рода! (Петух).

- Кто это? По какому признаку или слову вы догадались, что это петух?
Помещаем на доску изображение петуха.

Раньше, в старину, когда не было будильников, люди вставали с петухами, петухи их будили, то есть выполняли роль будильников.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я - бывалый .... (Воробей).

- По какому признаку или слову вы догадались, что речь идет о воробье? ( По
звуковому признаку, по способу питания).

Красные лапки,

Длинная шея.

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь).

  • По какому признаку или слову вы догадались, что речь идет о воробье? ( По
    внешнему признаку).

  • А не кажется ли вам, что среди этих птиц есть лишние?

  • Исключите лишнюю птицу. Назовите ее.

  • По какому признаку вы ее исключили?

(Гусь и петух - домашние птицы, а воробей - дикая).

На доске учитель составляет схему:

ДИКИЕ

ДОМАШНИЕ

ОСЕДЛЫЕ:

Воробей

Гусь

Дятел

Петух

Сорока

Галки


Вороны Синицы Голуби

  • Где зимуют домашние птицы?
    Кто о них заботится зимой?

  • Домашние птицы зимуют в теплом помещении. Их домом является сарай или
    птицеферма. Люди заготавливают для них много корма и заботятся о них.

Поселим их рядом с человеком.

Учитель меняет положение табличек на доске, помещая домашних птиц рядом с

рисунком птицефермы.

Но это не все загадки!

Остальные загадки для вас загадают ребята.

- Попробуйте догадаться, в какую группу мы отнесем отгаданных вами птиц.

Загадки детей:

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист.

«Здорово, дрозд - приятель!» И ставит подпись .... (Дятел).

Что вы знаете про дятла?

  • Здоровое дерево дятел не долбит. Его называют санитаром леса, строителем. Он занесен
    в Красную книгу.

  • В какую группу птиц мы определим дятла и почему? (Дятел - дикое животное, человек
    за ним не ухаживает).

Трещала с самого утра: «Пора! Пора!». А что - пора?

Такая с ней морока, Когда трещит .... (Сорока).

- Ребята, что вы знаете про сороку?

В какую группу птиц мы определим сороку и почему?

Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей).

  • Прочитайте хором названия птиц из второй группы.
    Задание: исключите «лишнюю» птицу в данной группе птиц.

  • Какую птицу исключили? Почему?

  • Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края, а весной возвращаются к
    нам? (Перелетные).

  • Где они зимуют?

  • Что вы можете сказать про сороку, воробья, дятла? Какие это птицы? (Это - зимующие
    птицы).

  • Какой можно сделать вывод, исходя из сказанного?
    Вывод: дикие птицы делятся на зимующих и перелетных.
    Физкультминутка.

IV. Молодцы! Наш урок продолжается.

- Ребята, я сейчас прочитаю вам статью, вы ее внимательно послушайте и постарайтесь
запомнить, о каких зимующих птицах в ней говорится. Таким образом, наша таблица
пополнится, и я проверю ваше внимание!

Чтение статьи учителем.

- О каких зимующих птицах говорится в статье? (Воробьи, галки, вороны, синицы,
дятлы, сороки, голуби).

Сколько мы птиц добавим? (4).

Наша работа со статьей продолжается.

У вас на партах лежат отрывки из этой статьи, а вверху находятся вопросы. Вы должны будете прочитать статью и найти ответ на свой вопрос (можно ответ на вопрос подчеркнуть).

Чтение статей учащимися.

Вопросы:

1 вариант:

  1. Где живут зимующие птицы? (Зимующие птицы круглый год живут у нас).

  2. Как по-другому называют зимующих птиц? (Зимующих птиц называют оседлыми).

2 вариант:

1. Назовите причину, по которой птицы остаются на зимовку? (Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы).

Расскажите своими словами, как живется птицам зимой?

  • Зима - суровое время года. Птицы - маленькие беззащитные существа, которые
    нуждаются в нашей помощи. Они приспособились добывать корм в тяжелых условиях. И
    все-таки им тяжело. Из 10 выживает 1-2 птицы.

  • Что для птиц страшнее: холод или голод?

  • А как мы можем о них позаботиться? (Мы можем изготовить кормушку и подкармливать
    птиц крошками хлеба и зернами).

  • Ребята, давайте вернемся к нашей таблице. А что перелетная птица одна?

  • А каких перелетных птиц вы знаете?

Почему их называют перелетными (совершают перелеты из одного района Земли в другой).

- А сейчас я посмотрю, сможете ли вы угадать птицу по ее описанию.

Игра «Угадай птицу».

Приводятся описания кукушки, ласточки, лебедя.

  • Молодцы! Хорошо умеете отгадывать птиц по описанию. А ребусы разгадывать умеете?

  • Догадайтесь, название какой птицы здесь зашифровано. В какую группу птиц мы ее
    определим? (Это перелетная птица - ласточка).

  • Ребята, а вы знаете о том, что еще древние люди стали замечать, что одни птицы зимой
    исчезают, а весной появляются вновь. Куда же деваются птицы?

Разгадать эту тайну смогли ученые. А помогло разгадать эту тайну колечко, которое надевали на лапку птичке. На колечке указывался адрес, из какой страны прилетала птичка. Ученые из разных стран сообщают друг другу о гнездовье тех или иных видов птиц. Ученые, которые занимаются изучением жизни птиц, называются орнитологи.

V. Представьте себе, что вы такие ученые. Вам предстоит окольцевать птиц и
подготовить их к отлету. Вы должны будете найти картинку с изображением
птицы, прочитать ее название, и если эта птица перелетная, надеть на лапку
кольцо.

Работа выполняется в паре. Учащиеся рисуют на лапке перелетных птиц колечко .На общем рисунке птицы -журавль, голубь, дятел, ласточка, лебедь.

Проверка.

- Давайте проверим ваши работы. Назовите птиц, которым вы надели на лапку колечко. Я назову птицу, а вы хлопками подтвердите правильность ответа.

  • Где зимуют перелетные птицы? (В теплых краях - Африка, Азия).

  • Почему они туда улетают? (Не хватает корма, холодно).

VI. Итог.

Наш урок подходит к концу. Давайте внимательно посмотрим на нашу таблицу и подведем итог.

  • Где зимуют домашние птицы?

  • Кто о них заботится?

  • Какие птицы называются перелетными?

  • Где они зимуют?

  • Как по-другому называют зимующих птиц?

Как мы можем им помочь? (Сделать кормушки, регулярно подкармливать птиц).

- Ребята, давайте мы сегодня с вами после уроков повесим эту кормушку и наши
пернатые друзья будут нам благодарны. А еще каждый из вас может сделать
кормушку и повесить ее в своем дворе.

Стихотворение читают ребята.

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для них тепло.

Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!

Конец урока.

© 2010-2022