Внеурочная деятельность Тамбовские писатели - детям

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
Предлагаемый курс необходим для того, чтобы учащиеся осознавали значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Познавательный материал курса учит учащихся интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего их мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения, также очень много дает для морального, нравственного становления личности. В 3 классе обучения чтению литературы младшие школьники в основном самостоятельно осваивают тему «Писатели родного края». Им по силам и интересам оказываются как художественные тексты, так и очерки творчества, помещённые в хрестоматию. На урок литературного краеведения учащиеся 3 класса приходят с уже прочитанными заранее произведениями, чтобы в совместной работе с учителем на уроке углубить возникшие в самостоятельной работе читательские впечатления. Для чтения в 3 классе отобраны и те авторы, которые специально для детей произведений не создавали, в отличие от 2 класса, где читались тексты детской литературы. Произведения общей литературы требуют комментируемого чтения, усиленной словарной работы (со сносками, по словарям), эвристической беседы. Решающее значение на этом этапе имеет умение учащихся рассуждать, цитировать, строить полные связные ответы - отзывы по прочитанным произведениям. Уроки по творчеству тамбовских писателей носят обучающий характер, имеют цель мотивировать детей на поиски в библиотеках книг названных авторов и других писателей-земляков.
Цель курса:

  • Помочь детям узнать поэтов и писателей родного края, продолжить знакомство с их произведениями, вызывать интерес к литературному творчеству;
Задачи курса:
  • Расширять знания об истории родного края, памятных мест и достопримечательностей;
  • Знакомить с историей родного края в годы Великой Отечественной войны и вкладом наших земляков в победу над врагом;
  • Формировать гражданское самосознание, чувство гордости за творческие достижения своих земляков.
  • Формировать читательский кругозор и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • Развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • Воспитывать эстетическое отношение к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • Формировать гуманное отношение к окружающей среде и любовь к родному краю.
Образовательный результат:
  • Устойчивый интерес к произведениям писателей родного края;
  • Знания по истории и культуре родного края;
  • Умение устанавливать связи между прошлым и современностью,
  • Способность творчески мыслить и рассуждать,
  • Способность рефлексировать свою учебно - познавательную деятельность.

Содержание программы


Тема 1. Семён Семёнович Милосердов (9 ч) Жизнь и творчество. Избранные произведения. Сообщаются сведения биографического и библиографического характера. Излюбленный мотив, образ, который особенно дорог и близок поэту, - это русское хлебное поле.Произведения С.С. Милосердовапредставляют интерес для читателей разных возрастных групп. Тема 2. Пётр Фёдорович Шаповалов (9 ч) Жизнь и творчество. Сообщаются сведения биографического и библиографического характера. Произведения П.Ф. Шаповалова учат бережно относиться к природе,умело пользоваться её бесконечными дарами, умножать её богатства. Красной нитью в новеллах проходит восторженная шаповаловская мысль: «Большая радость - жить на Земле, уметь видеть, думать, понимать». В основе произведений не рассказы о необыкновенном. Автор повествует о самом будничном в природе, о каждодневной красоте.
Тема 3.Иван Васильевич Шамов (9 ч)
Жизнь и творчество. Сообщаются сведения биографического и библиографического характера. Произведения И.В. Шамова дают представление о разносторонности творческих интересов поэта. Стихи имеют героико-патриотическую направленность: о знаменитых людях, об армии, о лётчиках-космонавтах, о героях и героинях труда, пейзажная лирика. Все стихи основаны на реальных событиях, а многие написаны по воспоминаниям его боевых друзей. Тема 4. Мария Андреевна Белахова (6 ч) Жизнь и творчество. Сообщаются сведения биографического и библиографического характера. В своих произведениях М. А. Белахова затрагивает гуманистические проблемы,когда взаимоотношения людей определяются не просто родственными связями, а подчиняются основам морали, велению долга, сердца и совести.

Тема 5. Итоговый урок (2 ч)
Обзор творчества писателей Тамбовской области

Учебно-тематический план

по курсу « Тамбовские писатели - детям»



Тема

Количество часов по теме

1

Семён Семёнович Милосердов

9 ч

2

Пётр Фёдорович Шаповалов

9 ч

3

Иван Васильевич Шамов

9 ч

4

Мария Андреевна Белахова

6 ч

5

Итоговый

2 ч


Итого

35 ч




Требования к уровню подготовки по предмету

«Тамбовские писатели - детям»

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  • Овладение навыком осознанного, беглого и выразительного чтения ; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • Развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • Воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

  • Умение устанавливать связи между прошлым и современностью,

  • Способность творчески мыслить и рассуждать,

В результате изучения литературного чтения ученик должен

Знать/понимать:


  • Названия, основное содержание литературных произведений, их авторов;

Уметь:

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст (объём не более 1,5 с);
  • уметь читать наизусть отрывки из стихов поэтов своего края;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события , героев произведения;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.



Литература

  • Тамбовские писатели - детям. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах;
  • Тамбовские писатели в детском чтении. Сборник биографических и художественных материалов.

















Календарно - тематическое планирование

3 класс


урока

урока

в теме

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Виды и

формы

контроля

Тип

урока

Требования к уровню подготовки (на тему)

план

факт

Знать

Уметь


Семён Семёнович Милосердов (9 ч)

1

1

Жизнь и творчество

С.С.Милосердов

1

Урок знакомства с новым материалом

Знать названия, основное содержа-ние изученных литератур-ныхпроизведе-ний, биографию автора

Уметь: - читать стихотворные произведения наизусть

2

2

С.С.Милосердов

Колосья

1

Текущий.

Урок открытия новых знаний

3

3

С.С.Милосердов

Родники

1

Текущий.

Урок открытия новых знаний

4

4

С.С.Милосердов

Июль

1

Текущий.

Урок открытия новых знаний

5

5

С.С..Милосердов

Солома

1

Текущий.

Урок знакомства с новым материалом

6

6

С.С.Милосердов

Колыбель

1

Текущий.

Урок открытия новых знаний

7

7

С.С.Милосердов

Деревья

1

Текущий.

Урок открытия новых знаний

8

8

С.С.Милосердов

Деревья. Окончание

1

Текущий.

Урок закрепления

9

9

С.С.Милосердов. Обобщающий урок

1

Текущий

Урок обобщения


Пётр Фёдорович Шаповалов (9 ч)

10

1

Жизнь и творчество П.Ф.Шаповалова.

1

Текущий

Урок знакомства с новым материалом

Знать названия, основное содержа-ние изученных литературных произведе-ний, биографию автора

Уметь: читать осознанно текст художествен-ного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения

11

2

П.Ф.Шаповалов. От автора.

1

Текущий

Урок знакомства с новым материалом

12

3

П.Ф.Шаповалов.

Необыкновенные свидания

1

Текущий.

Урок открытия новых знаний

13

4

П.Ф.Шаповалов.

Уточка

1

Текущий.

Урок знакомства с новым материалом

14

5

П.Ф.Шаповалов.

Обманчивые ягоды

1

Текущий.

Урок знакомства с новым материалом

15

6

П.Ф.Шаповалов.

Свет весны

1

Текущий.

Урок открытия новых знаний

16

7

П.Ф.Шаповалов.

Свет весны. Окончание

1

Текущий.

Урок закрепления

17

8

П.Ф.Шаповалов.

Раненая мать

1

Текущий.

Урок открытия новых знаний

18

9

Обобщающий урок по творчеству П.Ф.Шаповалова.

1

Текущий.

Урок обобщения


Иван Васильевич Шамов (9 ч)

19

1

Жизнь и творчество

И.В.Шамова

1

Текущий.

Урок знакомства с новым материалом

Знать названия, основное содержа-ние изученных литературных произведений, биогра-фию автора

Уметь: - читать стихотворные произведения наизусть

20

2

И.В.Шамов.

О себе

1

Текущий.

Урок знакомства с новым материалом

21

3

И.В.Шамов.

Тополёк

1

Текущий.

Урок знакомства с новым материалом

22

4

И.В.Шамов.

Первый луч

1

Текущий.

Урок знакомства с новым материалом

23

5

И.В.Шамов.

Заря космической весны

1

Текущий.

Урок знакомства с новым материалом

24

6

И.В.Шамов.

Русский лес

1

Текущий.

Урок знакомства с новым материалом

25

7

И.В.Шамов.

Русский лес. Окончание

1

Текущий.

Урок закрепления

26

8

И.В.Шамов.

Моя Россия

1

Текущий.

Урок знакомства с новым материалом

27

9

Обобщающий урок по творчеству И.В.Шамова.

1

Текущий

Урок обобщения


Мария Андреевна Белахова (6 ч)

28

1

Жизнь и творчество М.А.Белаховой

1

Текущий.

Урок открытия новых знаний

Знать названия, основное содержа-ние изученных литератур-ныхпроизведе-ний

Уметь: читать осознанно текст художествен-ного произведения;

-определять тему и главную мысль произведения

29

2

М.А.Белахова.

Драгоценный груз

1

Текущий.

Урок открытия новых знаний

30

3

М.А.Белахова

Пожар в самолёте

1

Текущий.

Урок открытия новых знаний

31

4

М.А.Белахова

Ничего особенного

1

Текущий.

Урок открытия новых знаний

32

5

М.А.Белахова

Дела попутные

1

Текущий.

Урок открытия новых знаний

33

6

Обобщающий урок по творчеству М.А.Белаховой

1

Текущий.

Урок систематизации и обобщения знаний


Итоговый (2 ч)

34-35

1-2

Обзор творчества писателей Тамбовской области

2

Тематический

Урок систематизации и обобщения знаний





© 2010-2022