Статья Совершенствование навыков чтения начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело».

К. Д. Ушинский.

Обучение детей чтению -это очень сложный процесс. С помощью чтения дети не только видят и познают мир, но и самого себя. Чтение помогает воспитывать и развивать младших школьников .
Школа вооружает ребенка навыками чтения, постепенно формирует читателя. Но каждый учитель старается воспитать активного читателя, который может не только прочесть книгу, но и осмыслить её содержание. Эти навыки формируются в начальной школе на уроках чтения и внеклассного чтения. Весь процесс чтения делится на три основных этапа. Самое главное - чтение начинается именно тогда, когда ребенок, глядя на буквы, может произнести их или же вспомнить то слово, которому соответствует этот набор букв. Здесь важную роль играет не столько зрительные особенности ребенка, сколько его воображение и память. Ребенку нужно научиться, увидев начало слова догадаться, что это за слово, чтобы быстро его произнести. Поэтому очень важным моментом является работа, направленная на развитие памяти ребенка младшего школьного возраста. Беглость - это скорость чтения( количество слов за одну минуту),которая взаимосвязана с пониманием того, что ребенок прочитал. Читая выразительно, ученик пытается донести до слушателей основную мысль произведения и показывает свое отношение к данному тексту.
Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Успешное овладение навыком чтения - это показатель общего уровня развития познавательной деятельности ребенка. Выделяют четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков, и эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Все учителя, обучая учеников чтению и пониманию художественного текста, используют традиционные методы и приемы обучения чтению: выразительное чтение вслух, словарная работа, чтение «про себя» беседа, пересказ прочитанного,

Чтобы научить ребенка беглому и осознанному чтению, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Читать нужно ежедневно по нескольку раз.

  2. Тексты необходимо подбирать, учитывая психологические

особенности младших школьников.

  1. Необходимо систематизировать работу по исправлению

неправильного чтения.

  1. Учитель должен использовать приёмы, направленные на

регулярное исправление ошибок, которые ребенок допускает при

чтении.

  1. Необходимо научить читать детей «про себя», причём читать

осмысленно.

Наверное, каждый творческий учитель имеет свою копилку современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению учащихся и развития у них критического мышления. Именно те уроки чтения, на которых ученики интересуются, решают, творят, интерпретируют и спорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес ребенка к чтению и книге. Исследования показывают, что именно на активных занятиях по технологии развития критического мышления учащиеся усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя.

Урок, построенный по технологии развития критического мышления, имеет три этапа:

1. актуализации, этап построения знаний, этап консолидации.

Цели этапа актуализации :

- актуализировать («оживить») в памяти учащихся уже имеющиеся знания;

- установить цели обучения;

- сосредоточить внимание учащихся на теме;

- представить контекст для того, чтобы они поняли новые идеи.

2.Этап построения знаний происходит в основной части урока и ставит цель:

- сравнить ожидания учащихся с тем, что изучается;

- пересмотреть ожидания и выразить новые;

- сделать выводы и обобщения материала;

- совместить содержание урока с личным опытом ученика;

- задать вопрос изученного на уроке материала.

3.Этап консолидации имеет такие цели:

- обобщить основные идеи;

- обменяться мнениями;

- выявить личное отношение.

Также существуют активные методы обучения, которые применяются на уроках чтения и внеклассного чтения.

Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся при чтении «про себя» с помощью вопросов. Ребёнок обязательно должен понимать прочитанное. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.

Предположение на основе предложенных слов. Этот метод применяется при актуализации. Учащихся должны настроить на восприятие художественного текста, с которым они будут знакомиться на уроке. Ребята в парах или малых группах составляют историю, используя несколько слов, взятых из произведения.

Доска вопросов. Место, где ученики записывают свои вопросы по прочитанному произведению.

Направленное выслушивание и обдумывание. Ученики слушают произведение, которое им читает учитель, и делают предположения, о чем же будет идти речь в тексте далее. Учитель просит детей время от времени сверять свои предположения с текстом произведения и высказывать новые предположения.

Оставьте последнее слово за мной. Метод обсуждения, при котором учащиеся по очереди комментируют ту цитату, которую они выбрали в тексте.

Обдумайте - объединитесь в пары - обменяйтесь мнениями. Учитель задаёт вопрос всему классу. Сначала учащиеся самостоятельно обдумывают свои ответы, затем сравнивают в парах, потом учитель просит несколько пар и поделиться своими ответами со всем классом.

Дебаты. Этот метод дает возможность учащимся попрактиковаться в том, как делать утверждения и защищать их аргументами в условиях, когда другие выдвигают свои утверждения.

Карта персонажей. Этот метод помогает учащимся понять особенности, черты каждого героя и изобразить их графически.

Использование этих и других методов активного обучения позволит учителю отойти от традиционного проведения уроков чтения и внеклассного чтения в младших классах и способствовать воспитанию активного, сознательного, критически мыслящего читателя.

«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания" - писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что "нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда".

© 2010-2022