- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта по русскому языку Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова (2 класс, 21 век)
Технологическая карта по русскому языку Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова (2 класс, 21 век)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Толстых Г.И. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова («Начальная школа 21 века», 2 класс)
Тип урока: Урок закрепления новых знаний.
Цели деятельности педагога:
-
Создать условия для закрепления умения подбирать однокоренные слова, писать буквы гласных и согласных в корне слова;
-
Способствовать развитию навыка грамотного письма, логического мышления, монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Знают вопросы-помощники для подбора однокоренных слов, умеют проверять безударную гласную и парную согласную в корне слова.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Познавательные: общеучебные - объяснение выбора буквы для обозначения безударных гласных, парных согласных звуков; структурирование знаний
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Методы обучения: деятельностный, побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий без проблемы диалог, словесный методы.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Оборудование: 1. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 1.
2.М.И.Кузнецова. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений.М. - Вентана-Граф, 2013.
3. Карточки: для индивидуальной работы, для групповой работы,
4. Опорные схемы «Правописание слов с безударной гласной», «Правописание слов с парной согласной», «Подбор однокоренных слов».
Активные формы обучения: групповая работа, работа в парах.
Технологическая карта
Ход урока:
Этап, цели урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-
Мотивация
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне - Ребята, какой урок мы начинаем? - Как вы думаете, почему учащиеся 2 класса изучают русский язык каждый учебный день? - Зачем необходимо знать правила русского языка?
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося Учитель проводит беседу: - Над какими орфограммами мы работаем?
Запишите слова: ледок, лёгкий, хлеб Проверьте по эталону. - Кто написал слова без ошибок? - Кто допустил ошибку в слове ледок? Какая буква вызвала затруднение? Определите вид орфограммы в слове? - В словах лёгкий, хлеб? Какая буква вызвала затруднение? Определите вид орфограммы в слове?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Мы работаем над орфограммами правописание безударной гласной и парной согласной в корне слова».
Учащиеся записывают слова, проверяют написание по эталону.
- Постановка учебной задачи.
Цель: проговаривание цели урока в виде вопроса - В написании каких орфограмм вы допустили ошибки? Учитель вывешивает на доску опорные слова
Безударный гласный
Парный согласный - Почему возникли затруднения? - Что вызывает сложность? - Чему будете учиться на уроке?
Учащиеся высказывают своё мнение. Убеждают одноклассников в необходимости продолжения работы над темой.
Дети отмечают, что им сложно подобрать однокоренные слова, для проверки слов с безударной гласной и парной согласной.
- Построение проекта выхода из затруднения
Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения. - Где находятся эти орфограммы? (в корне слова) Учитель вывешивает на доску опорный знак над опорными словами
Безударный гласный
Парный согласный - Какие правила надо знать, чтобы не допускать ошибок в написании слов с безударной гласной и парной согласной в корне слова? - Что ещё надо уметь делать? - Какие слова называются проверочными? - Что такое корень слова? - Какие слова называются однокоренными? - Каким источником информации можно воспользоваться?
Учитель обращает внимание детей на рисунок дерева - Украсим наше дерево однокоренными словами. Придумайте однокоренные слова с корнем -сад-. - На какие вопросы отвечают слова?
Учитель выносит опорные слова на доску.
-
кто?
садовник
что?
сад
какой?
садовый
что делает?
садит
- Выделите в словах корень, подчеркните однокоренные слова с корнем -вод-. Вода, водичка, водитель, водяной
Учащиеся говорят о том, что им надо знать правила: о корне слова, правописании безударной гласной и парной согласной в корне слова, уметь подбирать проверочные слова.
Учащиеся формулируют правило о корне слова, однокоренных словах. Дети, испытывающие затруднения, обращаются к справочнику.
Учащиеся самостоятельно подбирают однокоренные слова с корнем -сад-, выполняют задание на карточке по подбору однокоренных с корнем -вод- с последующим обсуждением в классе.
Выделяют корень -вод- в словах
Отмечают, что у слова водитель корень -вод- имеет другое значение
-
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: запись в виде опорных схем, проговаривание нового знания На доске находятся части опорных схем для проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова, расположенные в хаотичном порядке. Вспомните, какие опорные схемы для проверки слов с парной согласной и безударной гласной мы с вами вчера составляли. Восстановите опорные схемы. - Как проверить написание безударной гласной? - Как проверить написание парной согласной? - Какие вопросы будут служить помощниками при подборе проверочных слов? Можем ли мы воспользоваться вопросами ,которые находятся на доске? Я хочу подарить вам ещё один вопрос-помощник как?
-
Рабочая тетрадь с. 57, упражнение 4. (На доске)
Запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.
1 ученик работает у доски:
_______________________ - см__шной м__лы__
_______________________ - лё__кая зага__ка
______________________ - к__лючая нахо__ка
Вспомните условия работы в парах
Работа в парах (последующим с обсуждением):
_______________________ - хру__кая __грушка
_______________________ - сла__кая в__дичка
_______________________ - мя__кая поду__ка
Физпауза
Ученик выходит к доске и восстанавливает опорные схемы, одноклассники оценивают правильность выполнения работы.
Учащиеся объясняют выбор схемы согласно формулировке правила написания безударной гласной и парной согласной в корне слова.
Учащиеся записывают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы.
Учащиеся вспоминаю правила работы в парах, после выполнения работы докладывают одноклассникам, какие проверочные слова они подобрали, вставляют пропущенные буквы. Ребята оценивают правильность выполнения.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону:
_______________________ - де__ская варе__ка
_______________________ - х__лодная ватру__ка
Учащиеся самостоятельно записывают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы. Проверяют правильность выполнения работы, сравнивая её с эталоном, записанным на доске.
-
Включение в систему знаний
Работа в группах. Определите орфограмму, выберите проверочные слова:
1 группа: л__со__ - лесничий, лес, перелески
(перелески , т.к. проверяет безударную гласную е и парную согласную к)
2 группа: м__рской - море, моряк (море - безударная гласная)
3 группа: ша__ка - шапки, шапочка (шапочка, парная согласная) 4 группа: берё__ка - берёза, берёзовый (оба слова могут проверить парную согласную) Письмо под диктовку.1 ученик пишет на доске):
Дети шли по узкой тропинке. Докладывают одноклассникам, какие проверочные слова они подобрали, вставляют пропущенные буквы. Ребята оценивают правильность выполнения.
Комментированное письмо
- Домашнее задание
Повторить правила о правописании безударной гласной и парной согласной.
Рабочая тетрадь, с. 58, упр. 6. Подобрать проверочные слова к 2 словам с безударной гласной и 2 словам с парной согласной.
-
Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов работы. - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Где можно применить знания? - Что на уроке у вас хорошо получалось? - Над чем надо ещё поработать? У каждого на парте лежат листочки. Нарисуйте слева весёлый смайлик, если после этого урока вы стали лучше понимать, как проверить написание слов с парной согласной или грустный, если эта орфограмма всё ещё трудна для вас. Справа - выскажете своё мнение об освоении орфограммы безударная гласная в корне слова.
Учащиеся рисуют весёлые или грустные смайлики на левой и правой частях листочка.
Парная согласная
Безударная гласная
Приложение
Карточка 1 Выделите в словах корень, подчеркните однокоренные слова с корнем -вод-.
Вода, водичка, водитель, водяной
Карточки для работы в группах.
Для каждой группы карточки содержат задание и 3 отдельных слова.
1 группа
Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову л__сок..
л__сок -
лесничий
перелесок
2 группа
Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову м__рской.
м__рской -
моряк
море
3 группа
Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову ша__ка.
ша__ка -
шапки
шапочка
4 группа
Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову берё__ка.
берё__ка -
берёза
берёзовый
Опорные схемы для правил «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание парных согласных в корне слова»
Безударная гласная
Парная согласная
гласная
Опорные слова «Подбор однокоренных слов»
кто?
садовник
что?
сад
какой?
садовый
что делает?
садит