- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаран В.И. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка,
ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: [email protected]
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор МБОУ
___/Прядунова Л.В./ МБОУ Бутурлиновская СОШ Бутурлиновская СОШ
Протокол № 1 _____/ Кочура А.В. _________ Штельцер И.Е.
от «31» августа 2015г. «___»___________ 2015 г. Приказ № _175
от«03» сентября 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Учусь создавать проект»
Класс : 1 «Б»
Учитель: Гаран Вера Ивановна
Количество часов: всего 32 часа; в неделю 1 час;
2015-2016 г.
Пояснительная записка В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием новых учебников и учебных пособий. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы, формулирование темы;
- выдвижение гипотез;
- овладение методами исследования;
- сбор собственного материала для эксперимента ;
- обобщение, выводы;
- защита работы.
- игры; опыты;
- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- дискуссии, беседы.
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
Актуальность. Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология. Общая характеристика учебного курса. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований. Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса. Задачи курса: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Описание места внеурочной деятельности в учебном плане : Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет. Курс в 1 классе включает 32 занятия по 1 занятию в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность общения - признание возможности общения, как величайшей ценности. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, языку, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; -интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; -устойчивого интереса к новым способам познания; -адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности; -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку своей работы; -различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: -проявлять познавательную инициативу; -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; -владеть основами смыслового чтения текста; -анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте; -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); -подводить под понятие; -устанавливать аналогии; -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в высказываниях; -задавать вопросы по существу; -использовать речь для регуляции своего действия; -контролировать действия партнера; -владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся: Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - умение выделить проблему - умение поставить цель исследования - умение сформулировать гипотезу - умение выделить объект исследования - умение определить предмет исследования - умение описать параметры и критерии предмета исследования - умение подобрать соответствующие методы исследования - умение подобрать инструментарий - умение осуществить анализ результатов - умение оценивать промежуточные и конечные результаты - степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта - поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность -результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения - косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Содержание учебного плана:
№ занятия Тема
Календарно- тематическое планирование занятий внеурочной деятельности в 1 «Б» классе.
№п/п
Раздел
Тема
занятия
дата
Планируемые результаты
Основные виды учебной деятельности
Материально-техническая база, ЭОРы
Формы организации образовательного процесса
план
факт
Личностные
Метапредметные (УУД, работа с текстом)
Предметные
1
Кто я? Моя
семья
08.
09
- проявлять положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- формировать интерес к новому содержанию и новым способам познания;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы.
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Формировать умение составлять монолог.
Знаком
ство с рабочей тетрадью,
Умение составлять монолог о своей семье, учиться слушать товарищей
Оценивать результаты своей работы.
proshkolu.ru/
infourok.ru/
nsportal.ru/nachalnaya-shkola, viki.rdf.ru
Занятие-игра
2
Чем я люблю заниматься. Хобби.
15. 09
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; -обучаться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков;
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры в незнакомом материале;
Занятие-дискуссия
3
Выбор темы проекта
22.09
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности,
прогнозирование последствий деятельности.
-проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Занятие-обсуждение
4
Как собир
ать матери
ал. Твои помощники. Этап.
29.09
- проявлять положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- формировать интерес к новому содержанию и новым способам познания;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы.
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Занятие-дискуссия
5
«Переменка». Давайте вспом
ним, что узнали.
06.10
-высказываться в устной форме; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
Заня
тие усовершенствова
ния и закрепления зна
ний
6
Проб
лема.
13.09
- проявлять положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- формировать интерес к новому содержанию и новым способам познания;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы.
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности,
прогнозирование последствий деятельности.
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы
proshkolu.ru/
infourok.ru/
nsportal.ru/nachalnaya-shkola,
viki.rdf.ru
Открытие новых знаний
7.
Проб
лема. Решение
проб
лемы.
20.10
Выдвижение предположения, установление причинно - следственных связей,
поиск нескольких вариантов решения проблемы.
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы
Занятие-игра
8-9
Гипо
теза.
Предпо
ложение.
27.10
10.11
формирование мотивации к обучению, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в
решении общих задач, поиск компромиссного решения.
-проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Занятие-дискуссия.
10
Цель проекта.
17.11
- проявлять положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- формировать интерес к новому содержанию и новым способам познания;
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности,
прогнозирование последствий деятельности.
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы Оценивать результаты своей работы.
Заня
тие-открытие новых знаний
11.
Задача проекта.
24.11
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности,
прогнозирование последствий деятельности.
Занятие - открытие новых мыслей
12.
Выбор нужной
информации.
01.12
- проявлять положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- формировать интерес к новому содержанию и новым способам познания;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы.
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по
библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых структурирование информации, выделение главного.
proshkolu.ru/
infourok.ru/
nsportal.ru/nachalnaya-shkola,
viki.rdf.ru
Занятие- дискуссия
13.
Интересные люди-
Твои помощники.
08.12
- проявлять положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- формировать интерес к новому содержанию и новым способам познания;
-учиться общению со старшими.
Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в
решении общих задач, поиск компромиссного решения.
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы,
знакомство с людьми различных профессий.
Открытие новых знаний
14.
Продукт
проекта.
15.
12
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы
-проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Занятие творчества
15.
Виды продукта. Макет.
22.12
Формулировать собственное мнение и позицию;
соблюдать корректность в высказываниях;
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности,
прогнозирование последствий деятельности.
-проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Занятие-игра
16.
Повторение пройденных проектных понятий
29.12
Занятие-рефлексия
17-18
Визитка. Как правильно соста
вить визитку к проекту.
12,19.
01
- проявлять положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
Формулировать собственное мнение и позицию;
соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы.
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в
решении общих задач, поиск компромиссного решения.
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
proshkolu.ru/
infourok.ru/
nsportal.ru/nachalnaya-shkola,
viki.rdf.ru
Практическое занятие.
19-20.
Мини-сообщение.
26.01
02.02
-владеть монологической и диалогической формами речи, обосновывать свою позицию;
Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в
решении общих задач, поиск компромиссного решения.
- выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Практическое занятие
21.
Выступление перед знако
мой аудиторией.
09.02
-владеть монологической и диалогической формами речи, обосновывать свою позицию;
- выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Занятие творчества
22-23
Играем в ученых.
Окрашивание цветка в разные цвета.
16.02,
01.03
Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в
решении общих задач, поиск компромиссного решения.
Умение проводить опыт, делиться результатами своей работы в устной и письменной форме.
Занятие-эксперимент
24.
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала»
по теме проекта.
15.03
Занятие-дискуссия
25.
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.
22.03
- проявлять положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
Формулировать собственное мнение и позицию;
соблюдать корректность в высказываниях;
- выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Занятие открытых мыслей
26.
Играем в ученых.
«Мобильные теле
фоны».
05.04
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
эксперимент
27.
Играем в ученых.
Получение электричества с помощью волос.
12.04
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Занятие-опыт
28.
Играем в ученых.
Поилка для цветов.
19.04
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
эксперимент
29
Тест. «Чему мы научи
лись?»
26.04
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. -Оценивать результаты своей работы.
Занятие усовершенствования и закрепления знаний
30-31
Памятка для проектанта.
03.05,
17.05
- проявлять положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- формировать интерес к новому содержанию и новым способам познания;
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-анализировать объекты, выделять главное;
Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в
решении общих задач, поиск компромиссного решения.
-владеть монологической и диалогической формами речи, обосновывать свою позицию;
proshkolu.ru/
infourok.ru/
nsportal.ru/nachalnaya-shkola,
viki.rdf.ru
Занятие-творчество
32.
Мои впечатления.
22.05
-владеть монологической и диалогической формами речи, обосновывать свою позицию;
Занятие открытых мыслей
32.
Пожелания будущим
Проектантам.
22.05
- проявлять положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
Формулировать собственное мнение и позицию;
соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы
Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в
решении общих задач, поиск компромиссного решения.
-владеть монологической и диалогической формами речи, обосновывать свою позицию;
Занятие открытых мыслей
Приложение 1
Материально-техническое, учебно-методическое и
информационное обеспечение : Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012. - 64 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Для учителя:
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012. - 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.