- Преподавателю
- Начальные классы
- УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова
УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Исаева О.Б. |
Дата | 06.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Автор: Исаева Ольга Борисовна
Место работы: МБОУ СОШ№20, г.Серов, Свердловской области
Должность: учитель начальных классов
Урок русского языка в 1 «А» классе по УМК «Школа 2100»
Тема: «Способы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова»
Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова;
создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово. Планируемые результаты: учащиеся научатся способам проверки написания гласной буквы в безударном слоге, подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в корне слова. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации.
Использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия.
Осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников.
Задачи:
1.Образовательная - отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением ; находить слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;
2.Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь; содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим; умение работать в парах, группе. самостоятельность, трудолюбие; создать благожелательную творческую атмосферу.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку», учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, калька для минутки чистописания, карточки - заготовки для рефлексии.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- -делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- -производить логические операции;
- -формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- -слушать и понимать речь других;
- -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- -видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения.
- -освоить способ проверки парных согласных на конце слов;
- -уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;
- -определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;
- -учиться работать по предложенному учителем плану;
- -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
предметных результатов:
-анализировать устную речь;
- подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы.
Конструкт урока
Тема: «Способы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова»
Этап урока
Деятельность учителя
Действия учащихся
Формирование УУД, за счет чего
I.Мобилизующий этап
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Мотивирующий приём:
положительный настрой на урок русского языка
-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
- Видеть Вас мы очень рады!
Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!
- А сейчас сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем с согласного мягкого звука.
АМО «Две ладони»
Поставьте руку на локоток, попробуйте сделать хлопок одной рукой… Выходит? Чего не хватает? Чья рука может выручить? (своя, товарища, учителя). Успех на уроке - это результат двух ладоней - либо своих, либо товарищей. Вы готовы к сотрудничеству? Насколько вы сегодня плодотворно будете работать на уроке, мы увидим в ваших оценочных листах.
Слушают, настраиваются на урок
У каждого ученика оценочный лист в виде цветка.
- личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;
положительное отношение к школе и учебной деятельности
II. Словарная работа. Минутка чистописания
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
создание проблемной ситуации
На доске рисунок чистого поля.
-Куда мы с вами попали?
- Нравится вам? Почему?
(не хватает объектов живой и неживой природы)
-Что можно изменить?
-Сейчас вам нравится? Почему?
-Подвиньте нетбуки, откройте Word-документ. Из представленной иллюстрации выберите слова, в которых буква безударного гласного звука находится в слабой позиции и не проверяется. Напечатаем эти слова и выделим букву безударного гласного, которую надо запомнить.
Подчеркните слово, в котором букв меньше, чем звуков. Объясните.
«Ловушка»- найдите слово, в котором нет мягкого согласного звука. Докажите.
Закройте документ.
Физминутка для пальчиков с помощью тренажёра Су-джок.
Обведите по кальке каллиграфически написанные словарные слова.
Ребята выходят к доске и приклеивают рисунки животных и растений, которые заранее приготовлены в конвертах.
На рисунке появляются заяц, тучка, лягушка, сосна, ель, сова, белка, воробей, бабочка, грибы, муравей, мышка, лягушка.
Дети печатают на нетбуках слова: заяц, воробей, лягушка, бабочка, муравей. Выделяют фоном или подчёркиванием букву, которую надо запомнить.
III. Целеполагание
(учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации
Мотивирующий приём:
подводящий к теме диалог.
-Какая орфограмма объединяет все эти слова? (непроверяемая безударная гласная в корне слова).
- Оцените свою работу со словарными словами на оценочных листах.
-Во всех ли словах буквы безударных гласных нельзя проверить? Проверим.
На экране 2 группы слов с закрытыми гласными:
-
Пт.ца, м.шка …
-
С.сна, гр.бы …
- По какому принципу разбиты слова?
- 1группа - что Слышу, то пишу.
2 группа - Пишу не то, что слышу.
-В какую группу вы поместите слова тучка? сова? Почему?
-Существует несколько способов проверки букв безударного гласного звука. Кто напомнит, какие это способы? (по словарю, изменить форму слова)
Составление кластера
Безуд.глас.звук
Прочитай слово
Поставь ударение
Определить безударный гласный
1.Проверить по словарю 3.?
2. Изменить форму слова
-Как вы видите, что наших знаний недостаточно. Кто скажет, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Беседа, проблемный диалог
Повторения алгоритма действии при выборе безударной гласной в корне слова.
Вспоминают, а потом составляют кластер, по которому видно, что у ребят недостаточно имеющихся знаний.
личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;
- познавательные УУД:
понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку;
- анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать;
- коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение
Личностные УУД: Задание(вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний
Предметные: определять безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
IV. Формулирование темы урока
Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.
Продуктивное задание: определить тему урока
V. Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно)
Продуктивное задание: сформулировать правило правописания безударных гласных путем выбора нужной информации из текста
VI. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление
Цель: Применяя правило, выполнить упражнение.
VII.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
• организация исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма действий;
Продуктивное задание:
исправить ошибки
Мотивирующий приём:
Просьба оказать помощь ученику, допустившему ошибки в предложениях.
- Сформулируйте тему урока.
Какую цель вы поставили бы к уроку? (Какую цель можно поставить перед собой?)
На ранее представленной иллюстрации с животными и растениями появляется занавес.
Что напоминает вам сейчас картина? (сцену театра).
-Что такое театр? (место для зрелищ).
-Как вы узнаёте о предстоящем спектакле? (из афиши). Посмотрите внимательно на сцену, героев какого произведения вы видите? Кто лишний?
-Кто из вас был в театре? Какие правила поведения в театре вы знаете?
-Что такое ложа? (группа мест, отделённая от соседней ложи боковой перегородкой - показать иллюстрацию).
-Кто догадался, как мы сейчас будем работать? (в группе)
-Какие правила работы в группе вы помните?
-Если вашей группе потребуется помощь, поднимите карточку помощи.
Каждая группа получает задание в 3-х конвертах - творческий уровень, программный уровень, базовый уровень. Группы сами определяют, над заданием какого уровня они будут работать.
Программный уровень: Вставить безударную гласную, определив способ проверки.( тр.ва, л.гушка , д.ждливый , гр.бок, зв.рюшки,). Рассказать, какие гласные требуют проверки? Какие гласные не проверяют? Почему?
Творческий уровень: Вставить безударную гласную, определив способ проверки. .( тр.ва, л.гушка , д.ждливый , гр.бок, зв.рюшки,) Определить местоположение гласного звука в слабой позиции. Всегда ли безударный гласный находится в корне слова? (рассмотрите слово «травяной»)
Базовый уровень: Вставить безударную гласную, определив способ проверки. .( тр.ва, л.гушка , д.ждливый , гр.бок, зв.рюшки,)
Дети приходят к выводу, что способ изменить форму слова - не всегда подходит и подбирают однокоренное слово, в котором гласная будет под ударением.
-Если вашей группе потребуется помощь, поднимите карточку помощи.
Проверка.
Отработка правила через ЭОР [NS-RUS_2-15]_[IG_043].swf
Ф И З М И Н У Т К А
Работа в паре.
-
-Посмотрите на карточку. Попробуйте сформулировать задание сами. (Найти и исправить ошибки) Для сильных учащихся - расставить предложения по-порядку.
-Как вы думаете, почему здесь допущены ошибки? (кто-то не усвоил правила проверки безударных гласных)
-Давайте поможем ученику и еще раз объясним ему правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением!
В тисноте, да не в обиде!
Мокрая бабачка к грибу палзёт.
Увидел муравей на палянке маленький гребок.
Тут заяц на палянку выскочил.
Потиснились - пустили варобья под грибок.
Проблемная задача: Муравей, заяц, воробей и бабочка спрятались под грибом. Муравей спрятался первым. Воробей не был последним. Бабочка спряталась после муравья и перед воробьём.
Определи, кто спрятался под грибом последним, составив текст рассуждение, используя слова если, значит, следовательно.
Расставьте предложения по-порядку в той последовательности, в которой они шли в сказке. Текст-рассуждение вам поможет.
-Какое из этих предложений является выводом сказки? (В тесноте, да не в обиде.)
-Оцените работу в паре.
Ф И З М И Н У Т К А
Дети формулируют тему и цели урока: «Способы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова».
Познакомиться с новым способом проверки буквы безударного гласного звука. Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова.
Подготовленные дети рассказывают значение слов «театр», «ложа»
Дети определяют героев сказки В. Сутеева «Под грибом»
Обучающиеся работают в группах
Проверяют, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова.
Формулируют правило проверки безударной гласной.
Проверка на интерактивной доске.
Дети находят ошибки.
.
Дети составляют текст-рассуждение устно.
Формулирование темы урока:
- регулятивные УУД:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- познавательные:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- регулятивные УУД:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;
- предметные УУД:
выведение способа проверки безударных гласных в корне слова
Рефлексия после выполнения задания:
- регулятивные:
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Формулирование правила, его запоминание:
- регулятивные УУД:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;
- предметные УУД:
выведение способа проверки безударных гласных в корне слова
Работа в группах:
- регулятивные :
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе группами;
-договариваться, приходить к общему решению;
Рефлексия после выполнения задания:
- регулятивные:
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Закрепление изученного:
-регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
- личностные:
- сохранять интерес к учебному материалу;
- предметные:
подбор проверочных слов для определения написания буквы в корне слова.
VIII. Самостоятельная работа по вариантам с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.
Способы: индивидуальная работа, работа в парах
- Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, ведь вы уже многому научились.
Вспомните правила правильной посадки при письме. Перед письменной работой возьмите тренажёр для пальчиков и помассируйте их.
Слайд с заданием по вариантам для самостоятельной работы.
( в карточку - заготовку запишите только буквы корня слова)
- Ещё раз посмотрите, всё ли у вас получилось, нет ли ошибок?
- Обменяйтесь тетрадями, поработайте учителем, сверьте с текстом ответа на слайде.
Слайд. Проверка
- Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то поставьте ему , если сделал 1-2 ошибки, то поставьте оценку , но, а если сделал 3 -4 ошибки, то не ставьте в этот раз ничего, у него потом всё получится.
Выполняют самостоятельно на карточках заготовках.
Взаимопроверка.
Дети самостоятельно вставляют буквы, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают работу товарища.
Самостоятельное выполнение задания у:
- регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков.
Предметные:
- применять правила правописания безударных гласных в корне слова;
Взаимопроверка:
- Регулятивные:
оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).
- коммуникативные:
осуществлять действие взаимоконтроля.
- личностные:
- нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).
IX. Рефлексия. (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Итог урока. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
Какая цель была поставлена на уроке?
Как вы считаете, она достигнута?
Подумайте, как приобретенные знания, помогут вам в жизни. (Грамотное письмо).
Тогда в благодарность за вашу работу я приглашаю вас в кукольный театр на просмотр сказки, к которой тоже подходит поговорка «В тесноте, да не в обиде».Кто догадался, какая эта сказка?
Сегодня на уроке я: Слайд
И - я научился…..
Т - мне было интересно…
О - было трудно ….
Г - мои ощущения….
Оценочные листы в виде цветов соберём на нашей поляне. Приклейте их ,пожалуйста
Дети инсценируют сказку «Теремок»
- Я научился проверять безударные гласные в корне слова, ….подбирать проверочные слова, …знаю несколько способов подбора проверочных слов.
- Мне это пригодиться ….я буду грамотным.
- Было трудным….
- Было интересно …
- Понравилось больше всего ….
Рефлексия:
- личностные УУД:
представление о причинах успеха в учебе;
- регулятивные УУД:
оценивать совместно
с учителем или одноклассниками результат
своих действий;
- познавательные УУД:
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом;
- коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
строить устные высказывания;
X.Творческое домашнее задание с опорой на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний
Задается проблемное домашнее задание в виде исследовательской работы: В нашей сказке гриб вырос большим, потому что лил дождь. Вода-необходимое условие жизни растений и животных.
Проблемная ситуация: Несколько дней стоит жаркая погода. В городе все деревья опустили листья, как будто просят пить. Но ведь все деревья не польёшь…Какой выход из ситуации?
Дети при выполнении д.з. заполняют тетрадь «Я - Исследователь» по плану:
Данный урок является третьим в теме « Правописание букв безударных гласных в корне слова»
В основе урока проблемно - деятельностное обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала учитель в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем учитель организует поиск решения или «открытие» нового знания.
Этапы урока:
1. Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность)
2. Словарная работа. Минутка чистописания
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
создание проблемной ситуации
3. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 4. Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
5. Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
• организация исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма действий; 6.Взаимопроверка, взаимоконтроль. 7.Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Творческое домашнее задание с опорой на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний
Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействие учащихся. С этой целью использованы различные формы организации учебной деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Средства достижения результата на уроке - применение ИКТ, проблемный диалог, АМО, наглядно - практические методы обучения. В основе урока побуждающий диалог - постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии, подводящий к открытию знания (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока). Проблемные и поисковые ситуации активизирует деятельность учащихся.
Приложение.
Карточки для групповой работы.
Программный уровень:
Вставить безударную гласную, определив способ проверки.
тр.ва- л.гушка-
д. ждливый - гр.бок -
зв.рюшки -
Рассказать, какие гласные требуют проверки? Какие гласные не проверяют? Почему?
Базовый уровень:
Вставить безударную гласную, определив способ проверки.
тр.ва- л.гушка-
д. ждливый - гр.бок -
зв.рюшки -
Творческий уровень:
Вставить безударную гласную, определив способ проверки.
тр.ва- л.гушка-
д. ждливый - гр.бок -
зв.рюшки -
Определить местоположение гласного звука в слабой позиции. Всегда ли безударный гласный находится в корне слова? (рассмотрите слово «травяной»).
Работа в паре.
Сформулируйте сами задание.
Тут заяц на палянку выскочил.
Сидит лигушка на шляпке греба и хохочет.
В тисноте, да не в обиде!
Мокрая бабачка к грибу палзёт.
Махнула леса хвастом и ушла.
Проблемная ситуация:
Несколько дней стоит жаркая погода. В городе все деревья опустили листья, как будто просят пить. Но ведь все деревья не польёшь… Какой выход из ситуации?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10