УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Автор: Исаева Ольга Борисовна

Место работы: МБОУ СОШ№20, г.Серов, Свердловской области

Должность: учитель начальных классов

Урок русского языка в 1 «А» классе по УМК «Школа 2100»

Тема: «Способы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова»

Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова;

создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово. Планируемые результаты: учащиеся научатся способам проверки написания гласной буквы в безударном слоге, подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в корне слова. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации.

Использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия.

Осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников.

Задачи:

1.Образовательная - отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением ; находить слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;

2.Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь; содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим; умение работать в парах, группе. самостоятельность, трудолюбие; создать благожелательную творческую атмосферу.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку», учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, калька для минутки чистописания, карточки - заготовки для рефлексии.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из

ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

- -делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- -производить логические операции;

- -формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- -слушать и понимать речь других;

- -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- -видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения.

- -освоить способ проверки парных согласных на конце слов;

- -уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

- -определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;

- -учиться работать по предложенному учителем плану;

- -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

предметных результатов:

-анализировать устную речь;

- подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы.

Конструкт урока

Тема: «Способы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова»

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД, за счет чего

I.Мобилизующий этап

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём:

положительный настрой на урок русского языка

-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.

Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
- Видеть Вас мы очень рады!

Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!

- А сейчас сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем с согласного мягкого звука.

АМО «Две ладони»

Поставьте руку на локоток, попробуйте сделать хлопок одной рукой… Выходит? Чего не хватает? Чья рука может выручить? (своя, товарища, учителя). Успех на уроке - это результат двух ладоней - либо своих, либо товарищей. Вы готовы к сотрудничеству? Насколько вы сегодня плодотворно будете работать на уроке, мы увидим в ваших оценочных листах.

Слушают, настраиваются на урок


У каждого ученика оценочный лист в виде цветка.

УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова

- личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

II. Словарная работа. Минутка чистописания

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

создание проблемной ситуации

УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне словаНа доске рисунок чистого поля.

УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова-Куда мы с вами попали?

- Нравится вам? Почему?

(не хватает объектов живой и неживой природы)

-Что можно изменить?

-Сейчас вам нравится? Почему?

-Подвиньте нетбуки, откройте Word-документ. Из представленной иллюстрации выберите слова, в которых буква безударного гласного звука находится в слабой позиции и не проверяется. Напечатаем эти слова и выделим букву безударного гласного, которую надо запомнить.

Подчеркните слово, в котором букв меньше, чем звуков. Объясните.

«Ловушка»- найдите слово, в котором нет мягкого согласного звука. Докажите.

Закройте документ.

Физминутка для пальчиков с помощью тренажёра Су-джок.

Обведите по кальке каллиграфически написанные словарные слова.

Ребята выходят к доске и приклеивают рисунки животных и растений, которые заранее приготовлены в конвертах.

На рисунке появляются заяц, тучка, лягушка, сосна, ель, сова, белка, воробей, бабочка, грибы, муравей, мышка, лягушка.

Дети печатают на нетбуках слова: заяц, воробей, лягушка, бабочка, муравей. Выделяют фоном или подчёркиванием букву, которую надо запомнить.

III. Целеполагание

(учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации

Мотивирующий приём:

подводящий к теме диалог.

-Какая орфограмма объединяет все эти слова? (непроверяемая безударная гласная в корне слова).

- Оцените свою работу со словарными словами на оценочных листах.

-Во всех ли словах буквы безударных гласных нельзя проверить? Проверим.

На экране 2 группы слов с закрытыми гласными:

  1. Пт.ца, м.шка …

  2. С.сна, гр.бы …

- По какому принципу разбиты слова?

- 1группа - что Слышу, то пишу.

2 группа - Пишу не то, что слышу.

-В какую группу вы поместите слова тучка? сова? Почему?

-Существует несколько способов проверки букв безударного гласного звука. Кто напомнит, какие это способы? (по словарю, изменить форму слова)

Составление кластера


УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова Безуд.глас.звук

УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова Прочитай слово

УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова Поставь ударение

УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне словаУСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне словаУСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне словаОпределить безударный гласный

1.Проверить по словарю 3.?

2. Изменить форму слова

-Как вы видите, что наших знаний недостаточно. Кто скажет, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Беседа, проблемный диалог




Повторения алгоритма действии при выборе безударной гласной в корне слова.

Вспоминают, а потом составляют кластер, по которому видно, что у ребят недостаточно имеющихся знаний.


личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

- познавательные УУД:

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку;

- анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать;

- коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение

Личностные УУД: Задание(вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний

Предметные: определять безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

IV. Формулирование темы урока

Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.


Продуктивное задание: определить тему урока

V. Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно)


Продуктивное задание: сформулировать правило правописания безударных гласных путем выбора нужной информации из текста


VI. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление

Цель: Применяя правило, выполнить упражнение.


VII.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

• организация исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма действий;

Продуктивное задание:

исправить ошибки

Мотивирующий приём:

Просьба оказать помощь ученику, допустившему ошибки в предложениях.




- Сформулируйте тему урока.

Какую цель вы поставили бы к уроку? (Какую цель можно поставить перед собой?)



На ранее представленной иллюстрации с животными и растениями появляется занавес.

УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова

Что напоминает вам сейчас картина? (сцену театра).

-Что такое театр? (место для зрелищ).

-Как вы узнаёте о предстоящем спектакле? (из афиши). Посмотрите внимательно на сцену, героев какого произведения вы видите? Кто лишний?

-Кто из вас был в театре? Какие правила поведения в театре вы знаете?

-Что такое ложа? (группа мест, отделённая от соседней ложи боковой перегородкой - показать иллюстрацию).

-Кто догадался, как мы сейчас будем работать? (в группе)

-Какие правила работы в группе вы помните?

-Если вашей группе потребуется помощь, поднимите карточку помощи.

Каждая группа получает задание в 3-х конвертах - творческий уровень, программный уровень, базовый уровень. Группы сами определяют, над заданием какого уровня они будут работать.

Программный уровень: Вставить безударную гласную, определив способ проверки.( тр.ва, л.гушка , д.ждливый , гр.бок, зв.рюшки,). Рассказать, какие гласные требуют проверки? Какие гласные не проверяют? Почему?

Творческий уровень: Вставить безударную гласную, определив способ проверки. .( тр.ва, л.гушка , д.ждливый , гр.бок, зв.рюшки,) Определить местоположение гласного звука в слабой позиции. Всегда ли безударный гласный находится в корне слова? (рассмотрите слово «травяной»)

Базовый уровень: Вставить безударную гласную, определив способ проверки. .( тр.ва, л.гушка , д.ждливый , гр.бок, зв.рюшки,)

Дети приходят к выводу, что способ изменить форму слова - не всегда подходит и подбирают однокоренное слово, в котором гласная будет под ударением.

-Если вашей группе потребуется помощь, поднимите карточку помощи.

Проверка.

Отработка правила через ЭОР [NS-RUS_2-15]_[IG_043].swf

Ф И З М И Н У Т К А

Работа в паре.

  1. -Посмотрите на карточку. Попробуйте сформулировать задание сами. (Найти и исправить ошибки) Для сильных учащихся - расставить предложения по-порядку.

-Как вы думаете, почему здесь допущены ошибки? (кто-то не усвоил правила проверки безударных гласных)

-Давайте поможем ученику и еще раз объясним ему правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением!

В тисноте, да не в обиде!

Мокрая бабачка к грибу палзёт.

Увидел муравей на палянке маленький гребок.

Тут заяц на палянку выскочил.

Потиснились - пустили варобья под грибок.

Проблемная задача: Муравей, заяц, воробей и бабочка спрятались под грибом. Муравей спрятался первым. Воробей не был последним. Бабочка спряталась после муравья и перед воробьём.

Определи, кто спрятался под грибом последним, составив текст рассуждение, используя слова если, значит, следовательно.

Расставьте предложения по-порядку в той последовательности, в которой они шли в сказке. Текст-рассуждение вам поможет.

-Какое из этих предложений является выводом сказки? (В тесноте, да не в обиде.)

-Оцените работу в паре.

Ф И З М И Н У Т К А

Дети формулируют тему и цели урока: «Способы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова».

Познакомиться с новым способом проверки буквы безударного гласного звука. Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова.

Подготовленные дети рассказывают значение слов «театр», «ложа»

Дети определяют героев сказки В. Сутеева «Под грибом»



Обучающиеся работают в группах

Проверяют, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова.

Формулируют правило проверки безударной гласной.

Проверка на интерактивной доске.

Дети находят ошибки.



.



Дети составляют текст-рассуждение устно.

Формулирование темы урока:

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;

- предметные УУД:

выведение способа проверки безударных гласных в корне слова

Рефлексия после выполнения задания:

- регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

Формулирование правила, его запоминание:

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;

- предметные УУД:

выведение способа проверки безударных гласных в корне слова

Работа в группах:

- регулятивные :

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

-договариваться, приходить к общему решению;

Рефлексия после выполнения задания:

- регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

Закрепление изученного:

-регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

- личностные:

- сохранять интерес к учебному материалу;

- предметные:

подбор проверочных слов для определения написания буквы в корне слова.

VIII. Самостоятельная работа по вариантам с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.

Способы: индивидуальная работа, работа в парах

- Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, ведь вы уже многому научились.

Вспомните правила правильной посадки при письме. Перед письменной работой возьмите тренажёр для пальчиков и помассируйте их.

Слайд с заданием по вариантам для самостоятельной работы.

( в карточку - заготовку запишите только буквы корня слова)

- Ещё раз посмотрите, всё ли у вас получилось, нет ли ошибок?

- Обменяйтесь тетрадями, поработайте учителем, сверьте с текстом ответа на слайде.

Слайд. Проверка

УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова- Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то поставьте ему , если сделал 1-2 ошибки, то поставьте оценку , но, а если сделал 3 -4 ошибки, то не ставьте в этот раз ничего, у него потом всё получится.

УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова

Выполняют самостоятельно на карточках заготовках.

Взаимопроверка.

Дети самостоятельно вставляют буквы, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают работу товарища.

Самостоятельное выполнение задания у:

- регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков.

Предметные:

- применять правила правописания безударных гласных в корне слова;

Взаимопроверка:

- Регулятивные:

оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

- коммуникативные:

осуществлять действие взаимоконтроля.

- личностные:

- нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).

IX. Рефлексия. (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Итог урока. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Какая цель была поставлена на уроке?

Как вы считаете, она достигнута?

Подумайте, как приобретенные знания, помогут вам в жизни. (Грамотное письмо).

Тогда в благодарность за вашу работу я приглашаю вас в кукольный театр на просмотр сказки, к которой тоже подходит поговорка «В тесноте, да не в обиде».Кто догадался, какая эта сказка?

Сегодня на уроке я: Слайд

И - я научился…..
Т - мне было интересно…
О - было трудно ….
Г - мои ощущения….

Оценочные листы в виде цветов соберём на нашей поляне. Приклейте их ,пожалуйста

Дети инсценируют сказку «Теремок»

- Я научился проверять безударные гласные в корне слова, ….подбирать проверочные слова, …знаю несколько способов подбора проверочных слов.

- Мне это пригодиться ….я буду грамотным.

- Было трудным….

- Было интересно …

- Понравилось больше всего ….

Рефлексия:

- личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

- регулятивные УУД:

оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;

- познавательные УУД:

обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом;

- коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания;

X.Творческое домашнее задание с опорой на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний

Задается проблемное домашнее задание в виде исследовательской работы: В нашей сказке гриб вырос большим, потому что лил дождь. Вода-необходимое условие жизни растений и животных.

Проблемная ситуация: Несколько дней стоит жаркая погода. В городе все деревья опустили листья, как будто просят пить. Но ведь все деревья не польёшь…Какой выход из ситуации?

Дети при выполнении д.з. заполняют тетрадь «Я - Исследователь» по плану:

УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне слова

Данный урок является третьим в теме « Правописание букв безударных гласных в корне слова»

В основе урока проблемно - деятельностное обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала учитель в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем учитель организует поиск решения или «открытие» нового знания.

Этапы урока:

1. Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность)

2. Словарная работа. Минутка чистописания

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

создание проблемной ситуации

3. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 4. Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
5. Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

• организация исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма действий; 6.Взаимопроверка, взаимоконтроль. 7.Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Творческое домашнее задание с опорой на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний

Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействие учащихся. С этой целью использованы различные формы организации учебной деятельности:

- коллективная;

- групповая;

- работа в парах;

- индивидуальная.

Средства достижения результата на уроке - применение ИКТ, проблемный диалог, АМО, наглядно - практические методы обучения. В основе урока побуждающий диалог - постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии, подводящий к открытию знания (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока). Проблемные и поисковые ситуации активизирует деятельность учащихся.

Приложение.

Карточки для групповой работы.

Программный уровень:

Вставить безударную гласную, определив способ проверки.

тр.ва- л.гушка-

д. ждливый - гр.бок -

зв.рюшки -

Рассказать, какие гласные требуют проверки? Какие гласные не проверяют? Почему?

Базовый уровень:

Вставить безударную гласную, определив способ проверки.

тр.ва- л.гушка-

д. ждливый - гр.бок -

зв.рюшки -

Творческий уровень:

Вставить безударную гласную, определив способ проверки.

тр.ва- л.гушка-

д. ждливый - гр.бок -

зв.рюшки -

Определить местоположение гласного звука в слабой позиции. Всегда ли безударный гласный находится в корне слова? (рассмотрите слово «травяной»).

Работа в паре.

Сформулируйте сами задание.

Тут заяц на палянку выскочил.

Сидит лигушка на шляпке греба и хохочет.

В тисноте, да не в обиде!

Мокрая бабачка к грибу палзёт.

Махнула леса хвастом и ушла.

УСпособы проверки букв безударных гласных звуков в корне словаПроблемная ситуация:

Несколько дней стоит жаркая погода. В городе все деревья опустили листья, как будто просят пить. Но ведь все деревья не польёшь… Какой выход из ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10

© 2010-2022