Родительское собрание в 1 классе Во что играют наши дети

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание подготовлено учителем начальных классов Туровой Ириной Юрьевной

Родительское собрание в 1 классе

Во что играют наши дети Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. Слайд 2 (Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%; средств массовой информации - 30%; школы - 20%; улицы - 10%) . За последние 10-15 лет наша жизнь сильно изменилась. И не просто изменилась, а стала совершенно иной. Произошло обесценивание таких понятий, как "нравственная чистота", "целомудрие", "честность", "бескорыстие". Изменилась не только политическая ситуация в стране, социальные отношения в обществе, но преобразовались и семейные отношения. Сегодня в России около 100 тыс. детей объединены в самостоятельные преступные группировки. Десятки детей стали убийцами. Причем убийства, совершенные группами 10-12-летних детей, немотивированные, странные, отличаются особой жестокостью, настоящим изуверством. Среди малолетних преступников есть и дети из вполне обеспеченных семей, привыкшие ни в чем не нуждаться. Надо сказать, что настойчивое внедрение в сознание детей и молодёжи темы смерти, умирания, ничтожности жизни через СМИ, моду, современное искусство и привело к тому, что Россия, которая в начале XX века была на последнем месте в мире по количеству самоубийств и, прежде всего, детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики, при этом детские суициды всё чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница - 5 - 6 лет Эти факты свидетельствуют о глубочайшей духовной деградации и деформации нашего общества, его морально-нравственных ориентиров, ценностей и принципов. А если добавить к ним физическую неполноценность нынешнего школьника, психические нарушения и его глубокую развращенность, то перед нами предстанет ужасающая картина будущего России. (Слайд 3) Немного истории. В XIX - первой четверти XX века типично русская семья состояла из родителей и их детей, которые ещё не создали свои собственные семьи. Она насчитывала 5 - 6 человек и называлась малой семьёй. Едва ребёнок мог обходиться без помощи матери, его приобщали к занятиям взрослых. В основе семейного воспитания, да и всей жизни, лежал труд. Работа по дому, по хозяйству, по уходу за младшими братьями и сёстрами. А в крестьянских семьях было много детей, минимум 6 - 7 человек. Детский возраст кончался к 7 - 8 годам. Девочкам одевали поверх рубахи сарафан, заплетали косу, вручали прялку. Мальчикам надевали штаны и подстригали волосы как подросткам. При этом на лавку рядом с ним клали топор. Родители считали теперь обязательным включать своего сына и дочь в хозяйственно-экономическую жизнь семьи, обучить крестьянскому ремеслу, передать ему религиозно-нравственные представления. Обучение проходило под руководством матери или отца по определённой, хорошо продуманной многими поколениями людей системе и строилось по принципу: «делай как я» В 7 - 9 лет девочка обязана была нянчить младших братьев и сестёр, подметать ежедневно пол, поддерживать огонь в печи, приглядывать за курами В 7 - 8 лет мальчика отец приучал ездить на лошади, передавал азы ремесленного дела Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами проявляли интерес к работе. Родители старались поддержать в ребёнке это желание, давая ему дело, которое он мог бы сделать хорошо. (Слайд 4) Трудовое воспитание детей шло параллельно с воспитанием в них качеств, необходимых, по мнению крестьян, человеку для достойной жизни:

  • любовь к «отчизне» (родному дому)
  • почитание отца отца и матери, а также старших по возрасту;
  • милосердие, жалость к людям, потерпевшим бедствия, сострадания;
  • сохранение чести с молоду .
Как часто приходится слышать от родителей, говорящих о своих детях: "Как он (или она) жесток к нам! Как черств и равнодушен к нашей боли, к нашей жизни!" Чтобы понять, почему это происходит, необходимо обратить внимание на проблему - в какие игры играют наши дети, какие игрушки окружают наших малышей с младенчества? (Слайд 5) «Кто чем в малых летах играет, тот тем занимается, сделавшись взрослым» - гласит русская пословица. Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невесёлой, агрессивной, индивидуальной. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, которая не прерывалась даже во время войн, и это привело к кризису игровой культуры. (слайд 6) Проведенные психологами исследования в детских садах показали, что на вопрос: "Во что ты любишь играть?" 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби). Большинство детей назвали какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Что такое игрушка в жизни ребёнка? Игрушки люди изобрели давно. Уже в могильниках первобытной эпохи были обнаружены детские игрушки. Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Традиционная игрушка - мудрое средство народной педагогики, которое обучает детей трудовым навыкам и передает накопленный веками опыт от старшего поколения к младшему. Она во все времена имела большое влияние на формирование души русского ребёнка. ( слайд 7) Игра в бирюльки (с. 59) Матрёшка. Японская кукла навеяла отечественных мастеров на мысль сделать игрушку сходной конструкции, символизирующую милую сердцу русского человека многодетность. Найти сегодня для ребенка хорошую игрушку очень непросто. Игрушек - море. Что продается в наших магазинах и коммерческих ларьках. (Слайд 8) Отдел настольных игр. Добрые старые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор для малышей (и все это по довольно доступной цене) развивают интеллект, сообразительность, приучают к терпению, тренируют мелкую моторику руки уже у многих поколений детей. А вот и веяние времени - Московский центр перспективных разработок предлагает настольно-печатные игры для младших школьников и подростков: "Пираты", "Повелитель Вселенной", "Завоеватель" (ориентирующие на проявление индивидуализма, гордыни и тщеславия на фоне ложной романтики); из мира "фэнтези" (инопланетяне, ископаемые чудовища, монстры - выходцы из преисподней); из мира бизнеса (деньги, рынок, недвижимость, банки и пр.), в которых поощряется страсть к наживе, культивируется обман и мошенничество. Есть такая игра "Конкурс красоты" - пособие для 8-14 лет: как подготовиться к участию в таком конкурсе, то есть как получше выставить свое тело напоказ, используя наряды и косметику. Мамы, по мнению продавцов, покупают такие игры весьма охотно. И таких игр - большинство. (Слайд 9) Преимущество настольных игр в совместной деятельности нескольких участников, а значит возможность позитивно общаться со сверстниками. Перейдем к отделу, торгующему куклами. Оказывается, куклы бывают не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков - Человек - паук, киборг, крупный Бэтмэн (человек-летучая мышь из американского мультфильма) в разных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видимо, для организации и воплощения ребенком поединков-драк.

( слайд 10) Трансформеры


К несомненным плюсам таких игрушек "2 в 1", можно отнести то, что это игрушка для мальчиков имеет большое количество подвижных частей, это всегда интересно, для того чтобы произвести трансформацию необходимо поразмыслить, они развивают логику и пространственное мышление.

Детям младшего возраста и склонным к агрессии лучше обойтись без таких игрушек, потому что образы большинства роботов-трансформеров не добрые и неестественные. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребёнка, часто реализуемых в жизни с более слабыми - животными или маленькими детьми. (Пример с. 95 - 96) Как результат, в лексиконе детей очень часто встречаются слова «я тебя убью». Конечно, они ассоциируются у них с конкретными действиями, но само убийство начинает восприниматься как естественный жизненный процесс (Слайд 11) Для девочек в магазинах предложена, конечно, кукла Барби с подчеркнуто женскими формами, в шикарной одежде, и ее разновидности - "Барби - Пурпурная страсть", По мнению психологов, эта кукла воспитывает потребителя, формирует стереотип благополучной жизни, в которой главное - иметь дом, машину и партнера, одетого в костюм определенной марки. А с точки зрения здоровья, у девочек вырабатывается ложное представление об идеальной фигуре. Традиционно кукла - это прообраз ребёнка. А девочка, играя, воспроизводит действия взрослых: пеленает, кормит, укачивает - и таким образом с младенчества готовится к главному предназначению женщины - материнству. С куклой «Барби» в дочки-матери играть не станешь.

Практика показывает, что очень большой процент девочек, которые играют с этой куклой, страдают от чувства того, что им никогда не выглядеть так, как Барби.

(Слайд12) Но на прилавках наших магазинов появилось другое существо. Огромная голова, непропорционально длинные ноги с неестественно большими стопами. От чудовищных диспропорций тела ваше внимание тщательно отвлекает макияж, выполненный в лучших традициях ночной Тверской. Огромные, в пол-лица глаза с похотливо-зазывающим выражением, ярко накрашенные, чувственно-выпяченные губы и почти полное отсутствие носа. Добавьте соответствующую одежду. Это самая модная кукла «Брац». Название её - производное от английского «bratz» (презрительное или игривое обозначение нахального, бесстыдного, неуправляемого ребёнка) - отражает характер всезх пяти кукол: «Мы без ума от моды» Кукла «Братц» сама диктует ребёнку, что с ней нужно делать. Заданный образ так силён, что ребёнок попадает под его влияние. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша. Ещё один на первый взгляд курьёзный, а в целом опасный момент. У куклы «Братц» для переобувания предусмотрены запасные ноги .! С самого рождения ребёнок естественным образом понимает, что нельзя никому причинять боли. Также мы учим его относится бережно к своему телу, заботиться о своем здоровье. Игры со сменой частей тела могут перевернуть понятие о том, что «если оторвать ногу, , это больно и страшно». Вместо этого усваивается другая модель поведения: ногу можно запросто заменить другой. Таким образом, дети утрачивают способность к сопереживанию чужой боли, и вместо сочувствия прорастают в их душах семена бесчувствия и жестокости. Сначала не жалко куклу, потом кошку, а потом папу с мамой На рынке игрушек нет сейчас никакого контроля за качеством и безопасностью продукции. Не секрет, что на наших детях «делают деньги» китайские производители, а также многие другие производители всевозможных отвратительных , но «супермодных» игрушек. (Слайд 14) Отдел мягких игрушек. Самое большое достоинство мягкой игрушки - дарить нежность малышу. Эта ее особенность используется психотерапевтами и просто хорошими педиатрами; и, как показывает практика, симпатичный мишка, пушистый слоник или лохматая собака способны "вылечить" ребенка от страхов и даже от ночного ануреза. А что мы видим на прилавке? Существо неизвестного вида и породы, невообразимо кричащей окраски. (Слайд 15) Конечно, есть в магазине и электронные игрушки с пультом управления (мечта всех мальчишек), и конструкторы "Лего". Но обратим внимание на разнообразие сюжетов-картин. Это: "Вестерн", "Поиски сокровищ фараона", "Всемирные катастрофы", "Космические пришельцы" и разнообразные войны. А выражение лиц некоторых агрессивного вида фигурок из конструктора "Лего"? Нахмуренные, с выпученными глазами, рот открыт, видимо, изображают воинственную ярость. Разумеется, нужно воспитывать в сыновьях смелость и отвагу. Но способствует ли выработке этих качеств вестерн? Может быть, игрушечные воины, которые ваш ребенок смастерит вместе с вами, окажутся куда полезнее в воспитательных целях? (Слайд 16) Несколько слов об игрушечном оружие. Наблюдается также тенденция ко все более детальному воспроизведению реального оружия. Действия с такими игрушками часто уже не назовешь игрой: таким оружием и пораниться можно! Игра превращается в упражнение в стрельбе. В таких занятиях воображение ребенка не работает, социально-эмоциональная сфера не развивается. Похожее до мелочей на реальное, такое оружие сосредотачивает ребенка на процессе стрельбы и не дает возможности развивать какой-либо сюжет. В этом смысле лучше внешне не такие эффектные, простые пластмассовые или деревянные сабли и пистолеты. В данном случае условность оружия - необходимое условие существования игры, когда ребенок может сосредоточиться на главном - человеческих отношениях, а не бессмысленно бегать и стрелять Подведём итог. Если нас беспокоит физическое и духовное здоровье наших детей, то нужно постараться внимательнее относиться к выбору игр и игрушек для него. Обращайте внимание на компьютерные игры, которыми увлекается ваш ребенок, контролируйте их содержание, постарайтесь исключить сюжеты с насилием, жестокостью, с элементами культовых ритуальных обрядов! Не позволяйте детям смотреть "все подряд" на телеэкране. Информация, получаемая ребенком на экране, воспринимается им как истина, обладает чрезвычайной силой внушения и подражания. В этой связи во многих странах на государственном уровне был установлен законодательный контроль за содержанием телепрограмм в контексте детства. Дорогие мамы и папы! Помните - никакие даже самые замечательные игрушки не заменят вашему ребенку насыщенного и содержательного общения с вами. Игрушек не должно быть много, но вашей любви не может быть много. Больше играйте с детьми в игры вашего детства, простые и добрые. (Слайд 17) Священник о. Глеб Каледа, ученый и педагог, говорил: "Детей надо готовить ко встрече с миром. К неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не к уходу от мира, в них надо воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранять веру среди неверия, чистоту среди грязи и греха". Давайте объединимся и употребим все силы и всю любовь, на какую только способны, чтобы сделать наших детей здоровыми и нравственно, и физически, веселыми и счастливыми! Лучшее наследство, которое родители могут дать своим детям - это доброе воспитание.

7


© 2010-2022