Формирование коммуникативных навыков младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Пермского края

КГАОУДПО (повышение квалификации)

«Коми-Пермяцкий институт усовершенствования учителей

Формирование коммуникативных

навыков у младших школьников





Лесникова Лариса Валерьевна

учитель начальных классов

МАОУ «Ошибская средняя

общеобразовательная школа»

2014

Содержание

  1. Введение.
  2. Условия, способствующие развитию коммуникативных навыков.
  3. Опыт работы по формированию коммуникативных навыков у учащихся.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.


















Введение. Ребѐнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. Известно, что хотя уровень развития этой способности осуществлять общение посредством языка различен, в целом он далѐк от желаемого. Поэтому разработчики нового проекта стандартов считают формирование коммуникативных действий приоритетной задачей школьного образования. Многие ученые утверждают, что общение - решающий фактор общего личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте. Влияние общения может так же способствовать исправлению трудностей, возникающих у детей при неправильном воспитании. Подавляющее большинство авторов полагают, что адекватное возрасту взаимодействие между детьми необходимо для развития ребенка в целом и формировании его личности в частности. Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направленно не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека. Общение - один из основных жизненных процессов - направленное на создание общности, на соединение разнообразных людей в нечто общее. При этом можно сказать, что без сформированных и развитых коммуникативных качеств личности невозможно продуктивное общение и взаимодействие между людьми. Общение в младшем школьном возрасте, формирование у ребенка коммуникативных качеств несет важный воспитательный и образовательный потенциал. Через общение ребенок познает окружающий мир, учится проявлять добро и сопротивляться злу. В общении ребенок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника как личности. Поэтому так необходимо развивать качества, которые помогают облегчить процесс общения и понимания ребенком своего собеседника, такими качествами называют коммуникативные качества младшего школьника. Чтобы более точно понять назначение этих качеств личности рассмотрим несколько определений: Коммуникативные качества - это сложные и осознанные коммуникативные действия (на основе коммуникативной деятельности), способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. Коммуникативные качества - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла, передаваемой и воспринимаемой информации. В более широком философском смысле коммуникативные качества рассматривается как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем». Под коммуникативными качествами личности младшего школьника мы понимаем, те качества личности, которые способствуют общению как самостоятельному процессу межличностного взаимодействия субъектов, каждый из которых является носителем активной деятельности и предполагает ее в своих партнерах. Процесс формирования коммуникативных качеств младшего школьника сложен и противоречив. Но все исследователи сходятся в одном утверждении, коммуникативные качества личности формируются и развиваются при взаимодействии с другими людьми. Поэтому так важно влияние близкого окружения ребенка на формирование его будущей личности. Процесс модернизации образования предполагает формирование коммуникативной компетентности школьников. От уровня развития коммуникативных умений учащихся начальной школы зависит не только эффективность их обучения и воспитания на всех этапах школьной жизни, но и вся их дальнейшая жизнь, как в профессиональном, так и в личностном плане. В практике обучения и воспитания младших школьников существует явное противоречие между потребностью видеть детей добрыми, социально развитыми, нравственно воспитанными, общительными и направленностью учебно-воспитательного процесса преимущественно на развитие познавательной сферы ребенка. При этом недооценивается важность развития коммуникативных умений учащихся.



















Главные условия, способствующие развитию коммуникативных навыков.

  1. Компетентность учителя. В традиционном уроке 60-70% учебного времени занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся.
Современный урок начинается с постановки проблемы. На уроках присутствует единая внешняя интрига. Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребенку применить свою точку зрения, свое мнение, свой жизненный опыт к одной из них. Дети учатся доказывать правильность собственного мнения, и уже никого не удивляет наличие нескольких верных решений. Детям младшего школьного возраста свойственна определенная собственническая позиция, они не любят даже, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать или раскрасить картинку в своей тетради они не позволят никому. Дети закрывают ладошками выполненные работы. Современные уроки нацеливают детей на работу в группе, в паре, предлагают посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями. Такая работа способствует формированию нравственных основ личности: учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, осваивать умения устного общения - доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать общее решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется так называемая корпоративная и коммуникативная компетенции. Одно из главных условий организации диалога - это создание атмосферы доверия и доброжелательности. Выстраивая отношения можно выделить некоторые правила ведения диалога:
  • любое мнение ценно;
  • ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
  • повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
  • хочешь говорить - подними руку;
  • дай возможность другому высказать своё мнение, а себе - понять его;
  • обращение начинается с имени;
  • критика должна быть тактичной;
  • отсутствие результата - тоже результат;
  • голос - твой божественный дар, умей им владеть.
    2. Для того, чтобы учащиеся могли эффективно общаться в рамках школьного урока, нужно учить их это делать именно на школьном уроке. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении - «учиться общению общаясь».
Основные формы учебной коммуникации Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации Выступать с заранее подготовленной речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Пересказывать Учебная беседа в группах Спрашивать и задавать вопросы Дискуссия Доказывать и опровергать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Защита проекта Критиковать



  1. Учебник - средство развития коммуникативных умений и навыков. Следя по учебнику, ребята пытаются принимать собственные решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы - прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т.д. Речь детей приобретает личностную окраску, абсолютное большинство начинает высказывать свое мнение словами: «Я считаю..., я думаю..., а у меня другое мнение..., а у меня своя версия...» Развивая коммуникативные умения и навыки нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения: - готовность учащихся участвовать в урочном общении; - отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; -задавать вопросы, следя за темой; - делать сообщения.

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения: - простота и чёткость речевого высказывания; - отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому; -умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; - вступать в контакт с другими.
На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества: - умение вести беседу в паре, группе; - умение вести конструктивный диалог, дебаты; - умение участвовать в дискуссии; - участвовать в конференциях, играх. Развитие коммуникативных умений и навыков - непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. За четыре года ученик встречается с сотнями учебных задач, решения которых, не помогают ему справиться с элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи - это те ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные умения это уже новообразования личности, которые присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный ребенок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.









Опыт работы по формированию коммуникативных навыков у учащихся. «Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова», -писал Л. Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо. Для формирования коммуникативных навыков в своей работе я использую: игровые приёмы, работу в парах, группе. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога - это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога: любое мнение ценно; ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; повернись так, чтобы видеть лицо говорящего, хочешь говорить - подними руку; дай возможность другому высказать своё мнение, а себе - понять его; обращение начинается с имени; критика должна быть тактичной; отсутствие результата - тоже результат; голос - твой божественный дар, умей им владеть. Также коммуникативные навыки формируются в ходе экскурсий, совместных мероприятий с педагогом, детьми и родителями, в конкурсах, веселых стартах, проектной деятельности.

Мероприятия, которые мы проводим по формированию коммуникативных качеств, убеждают в том, что правильно подобранные средства, методы значительно влияют на развитие коммуникативных качеств у младших школьников.

Заключение.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь - это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь - залог успешного обучения и развития.

Таким образом, формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.


























Список литературы:

  1. Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении» - Томск: Пеленг, 1993г.
  2. Р.Бернс «Развитие Я-концепции и воспитание» - М.: «Прогресс», 1986г.
  3. Венецкая А. Б. «Развитие коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе».
  4. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
  5. Белкина В. Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и начальной школы. // Начальная школа. 2003. №7.
  6. Богданова О.С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985.
  7. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург: « АРД ЛТД», 1998г.
  8. Интернет источники.




© 2010-2022