Эссе «Как я реализую компетентностный подход на уроках»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе

«Как я реализую компетентностный подход на уроках»

Автор: Юранова Людмила Геннадьевна,

учитель начальных классов

МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа», с. Тегульдет.


Описание материала: Предлагаю вам эссе, написанное во время прохождения курсов, по теме «Как я реализую компетентностный подход на уроках». Оно

предназначено для учителей начальных классов, работающих над формированием компонентов учебной деятельности.

Эссе «Как я реализую компетентностный подход на уроках»

Ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики является компетентностный подход, согласно которому под компетентностью понимают качество личности, проявляющейся в деятельности, основанной на знании и опыте. Однако не всякая активность человека может быть названа деятельностью. Деятельностью может быть названа только такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека. То есть, человеческая активность только в том случае является деятельностью, если она приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового в этом преобразовании.

Компетентность учащегося - способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни средствами знаний, умений и навыков, полученных в обучении. Эту способность можно только сформировать, передать ее, как знание, невозможно. Вот почему говорить о компетентности можно только применительно к деятельности, т.к. вне опыта реального дела быть компетентным в этом деле невозможно.

Проблема, над которой я работаю, - формирование компонентов учебной деятельности.

Основной метод, которым я пользуюсь при организации деятельности детей на своих уроках - это учебная задача. Я стараюсь, чтобы практически на каждом уроке, а не только на постановочных, ребята ставили перед собой определенную задачу, намечали пути ее решения в зависимости от условий, в которых оказались. А затем контролировали и оценивали открытый или применяемый способ действия. Оказываясь на каждом уроке в условиях учебной деятельности, ребята постепенно овладевают основными учебными действиями: моделированием, анализом, синтезом, обобщением, контролем и самооценкой.

Ставя в своей работе акцент на формирование у учащихся учебной деятельности, я прекрасно понимаю, что это невозможно без наличия внутренней мотивации к учению. Поэтому с первых дней пребывания детей в школе, я работаю над формированием у них учебно-познавательного интереса. Анализируя психологическую литературу, я выяснила, что для того, чтобы возникла внутренняя мотивация, необходимо использовать средства внешней мотивации. Когда ребенку станет интересно само содержание учебного предмета, тогда возникнет глубокая потребность разобраться в том, что такое число, как оно устроено, как оно возникло, что с ним можно делать. А для того, чтобы возникла такая потребность мне, как учителю нужно «втянуть» его в это математическое содержание, сделать его понятным и интересным для ребенка. Для этого я использую различные приемы и средства: яркие, интересные сюжеты уроков (в 1-2 классах), предметно-практическую деятельность (вплоть до 5 класса), задания-ловушки, задания с несколькими вариантами решения, дидактические игры. Кроме того, я понимаю, что детям комфортнее работать в условиях благоприятного эмоционального климата на уроках. На моих уроках дети имеют право на ошибку. Они не боятся высказывать свои суждения, даже если эти суждения являются ошибочными.

Я уверена, что реализация поставленных мною задач невозможна и без осознания учащимися факта, что учитель и ученик на уроке являются равноправными партнерами и участниками учебной деятельности. Поэтому практически все мои уроки проходят в режиме учебного диалога. А это подразумевает очень глубокое знание учителем программы, постоянная работа на уроке по увеличению и совершенствованию словарного запаса детей, овладение ими учебной терминологией. Для того чтобы дети пользовались правильным математическим языком, я сама всегда слежу за своей речью и использую изученные математические термины при формулировке заданий или обсуждении учебной задачи.

Для меня очень важно сформировать у моих учеников достаточно адекватную, рефлексивную самооценку. Основой рефлексивной самооценки - знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях - являются две способности: (1) способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной, (2) способность анализировать собственные действия. Обе эти способности активно формируются во всех звеньях учебной деятельности, однако, центром, узловой точкой их формирования и функционирования является учебное действие оценки. Действие оценки - это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний не хватает. Действие оценки - это «умение определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач» (Давыдов В. В.).

Для того, чтобы научить ребенка знать о своем незнании, не действовать в новой ситуации наугад, а остановиться, понять, чего не хватает для успешного действия, я создаю на уроках особые учебные ситуации неопределенности или задания с недостающими данными. Кроме того, я учу детей задавать умные вопросы (которые предполагают умение ребенка видеть варианты возможных решений, применяю задания-ловушки (которые помогают (1) провести диагностику понимания детьми того способа действия, который сейчас отрабатывается, (2) существенно углубить понимание этого способа теми детьми, которые действуют не рефлексивно, подражательно).

Очень важной я считаю проблему формирования действия контроля. Ведь только тогда, когда контролирующая функция отдана ребенку, он осознаёт не только структуру собственных действий, но и их основание. Может ответить на вопрос: «Почему ты так действуешь? Можно ли действовать иначе?» На своих уроках с начала 1 класса, я учу детей проверять вначале действия ребят у доски, затем организовываю взаимопроверку в парах, а после этого проверять и оценивать их собственные действия. Но для того, чтобы дети умели контролировать других и себя, они должны понимать основания собственных действий. Здесь огромную роль играет содержание учебного предмета, выстроенного как система понятий, конструируя которые вместе с учителем, ребята не только отвечают на вопрос

« Как нужно складывать, умножать, вычитать и делить?», но и понимают, почему это нужно делать поразрядно. Ведь всё это выходит из структуры многозначного числа.

Необходимость перехода к компетентностному обучению у меня не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход.

Таким образом, я считаю, что компетентностный подход не только прививает у моих учеников интерес к учёбе, но и способствует формированию умения учиться.


© 2010-2022