- Преподавателю
- Начальные классы
- Трудности обучения чтению и письму /рекомендации/
Трудности обучения чтению и письму /рекомендации/
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Немичева Т.П. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби
«Трудности обучения чтению и письму в начальной школе» Марьяна Михайловна Безруких советский и российский учёный-физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО (с 2004 года), лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования (с 1996 года).
Детей, поведение которых характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью становится всё больше в обычной массовой школе. Есть такие дети и в нашем классе. Этот комплекс поведенческих реакций выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья - синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это значит, что ребёнок не хочет, а не может изменить своё поведение по желанию взрослых, и поэтому необходимы специальная тактика работы, подход к такому ребёнку, а иногда и лечение, помогает справиться с проблемами. Что такое СДВГ? Синдром дефицита внимания в последней медицинской классификации определён как нарушение психического здоровья. Необходима специальная тактика работы с таким ребёнком, а иногда и лечение. СДВГ пожалуй, самая распространённая форма нарушения поведения. Таких детей 15 - 20 %, причём этот диагноз в 3 - 5 раз чаще встречается у мальчиков. Исследователи рассматривают различные причины его возникновения:
- сочетание разных неблагоприятных факторов (патология беременности и родов);
- тяжёлых заболеваний и нарушений в первый год жизни;
- влияние экологии и т. д.;
СИМПТОМЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ:
- недостаточно внимателен к деталям;
- с трудом удерживает внимание;
- как бы не слушает говорящего;
- не может довести дело до конца;
- с трудом организует свою деятельность;
- избегает выполнение задания;
- теряет предметы;
- отвлекается на внешние раздражители;
- всё забывает;
СИМПТОМЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ:
- дрыгает руками или ногами, крутится;
- не может усидеть на месте, когда это требуется;
- чрезмерно разговорчив;
- носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;
- с трудом может тихо играть;
- всегда «заведён», «как будто внутри мотор»;
СИМПТОМЫ ИМПУЛЬСИВНОСТИ:
- выпаливает ответы;
- чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди;
- прерывает других, вмешивается в чужой разговор.
Эти симптомы должны привлечь внимание родителей. Диагноз СДВГ ставится, если не менее 8 из перечисленных признаков проявляются в поведении ребёнка постоянно, по крайней мере, в течении полугода. Нарушения могут быть у детей после болезни, но они временны. У детей с СДВГ эти проявления постоянны. Только врач может поставить такой диагноз. Он же может выделить, форму этого расстройства - сочетание гиперактивности и нарушения внимания, преобладание гиперактивности и импульсивности или преобладание нарушения внимания.
Нарушение концентрации внимания - причина трудностей в выполнении всех учебных заданий. Высокая отвлекаемость, трудность концентрации внимания нарушают этот процесс. Ребёнок «схватывает» и запоминает только часть инструкции и при этом стремится всё выполнить быстро. Ему трудно сосредоточиться, а быстрое истощение может настолько «разрушить» внимание, что чтение в 1 классе становится просто невозможным. Чем больше ребёнок нервничает, боится ошибок, плохих оценок, тем хуже результат. Страх неудачи ещё больше снижает возможности ребёнка контролировать свои действия. Удовольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психологической деятельности ребёнка, оказывают на неё стимулирующее влияние. Этим детям свойственна отвлекаемость на любые раздражители: звук телевизора, кошка, прыгнувшая на колени, пришедший с работы папа - любые задания тут же забываются. На уроке отвлекает всё: замечания учителя; действия соседа; скрип мела; ветер за окном и т. д. Именно поэтому гиперактивные дети плохо выполняют контрольные задания, диктанты. Импульсивность наблюдается и при выполнении учебных заданий:
- перебивают других;
- невпопад отвечают на вопросы, не выслушав их до конца;
- тянут руку, желая чтобы их спросили, не дослушав их до конца;
- склонны к травматизации, т. к. нередко совершают опасные действия;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами;
- более разговорчивы;
- поведение непредсказуемо;
- общение со сверстниками затруднено из-за конфликтности и неуравновешенности.
Как вырваться из этого порочного круга? Как помочь гиперактивному ребёнку освоить письмо и чтение? Как не создать ситуацию «неудач, рождающих новые неудачи»? ВО - ПЕРВЫХ, стоит обратиться к специалисту - педиатру, неврологу, психологу; ВО - ВТОРЫХ, учиться общаться со своим ребёнком:
- не допускайте грубость, унижение достоинства, злость; ребёнок просто перестаёт их слышать.
- не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо.
- научите ребёнка обращаться за помощью;
- говорите спокойно, убедитесь, что в задании понятно каждое слово; но не говорите, когда вас не слушают;
- работа «глаза в глаза» при объяснении нового материала; зрительный контакт позволяет ребёнку сосредоточиться, не отвлекаться в момент получения задания;
- не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче, убедите - трудности преодолимы, успех возможен;
- при необходимости обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить;
- большое задание лучше дробить на части;
- обязательна поддержка по ходу каждого занятия и находите повод похвалить за малейшее продвижение вперёд;
Ребёнку с дефицитом внимания помогает речевая инструкция, которая сопровождает его деятельность /проговаривание алгоритма своих действий и желательно вслух/. Эти советы не сложны. На уроках мы их реализуем, а вот дома. Важная особенность таких детей - низкая учебная мотивация. Недовольство взрослых и собственные неудачи усиливают тревожность, разрушают желание учиться, снижают учебную мотивацию. Педагог направляет и организует деятельность такого ребёнка во время занятий:
- метод привлечения внимания;
- повтор инструкции за педагогом;
- чёткое обозначение правил деятельности, проговаривание их ребенком вслух;
- внешнее опосредование деятельности (внешние опоры - схемы, рисунки, этапы выполнения в виде памятки или алгоритма).
Эти рекомендации должны знать родители. Совместная работа, правильная тактика помогают ребёнку справиться со школьными проблемами. Во время индивидуальных занятий со своим ребёнком родитель должен следовать правилам:
- Цель каждого занятия понятна ребёнку;
- Последовательность занятий без спешки;
- Продолжительность занятий в начальной школе 15 - 20 минут;
- Спокойная работа без упрёков и порицаний; при неудаче задания повторяются или даются аналогичные;
- Сложность заданий увеличивается постепенно; правильный шаг - похвала. Успех придёт, если ребёнок будет вам доверять.
- Своевременно вносить коррективы;
- Не отвлекаться во время занятий (если не можете найти 20 - 30 минут, то помощь невозможна);
- Систематическая работа; задачи посильны и даже вначале легкодостижимы;
Родители должны сотрудничать с педагогом. Чаще всего при трудностях в обучении они сами ищут варианты помощи своим детям. При систематической и целенаправленной коррекции занятия с детьми могут быть эффективными. Главное условие - наличие времени, терпение и вера в успех. Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребёнком:
Занятия направлены
-
на устранение причин, вызывающих трудности обучения;
-
оптимизация учебного процесса (режим дня; ликвидация конфликта в семье или в школе;
-
нарушений в развитии познавательных функций,
-
ликвидация пробелов в знаниях).
Должна быть систематическая работа и взаимодействие педагога, психолога, родителей.
РУССКИЙ ЯЗЫК (УМК «Гармония)»
Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников Орфографическая зоркость - это способность замечать практически все орфограммы. Она и нужна для того, чтобы на её основе разграничивать «трудные» и «нетрудные» случаи - такие, где написание сразу понятно. И такие, где надо подумать. Для становления орфографической зоркости нужны не субъективные, а объективные признаки орфограмм. У младших школьников формируются 4 собственно орфографических умения:
- обнаруживать орфограммы;
- устанавливать тип, соотносить с определённым правилом;
- применять правило;
- проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль;
- подчеркнуть букву; место в слове с ошибкой;
- подчеркнуть слово; выделить морфему;
- на полях записать слово верно;
- на полях указать верную букву;
- на полях ставится знак ошибки, а рядом - указание на морфему или часть речи;
- отметить строку, где искать ошибку;
- на полях указать номер страницы учебника с данным правилом
Памятка для работы над ошибками /русский язык/
- Найди ошибку.
- Определи часть слова, выдели её.
- Выпиши это слово с «окошком на месте ошибки».
- Реши, какое правило применять.
- Выполни нужные действия и вставь букву.
- Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь её.
Памятка для учеников
«Как готовить домашнее задание по чтению».
- Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
- Посмотри, кто автор произведения.
- Внимательно прочитай весь текст.
- Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
- Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
- Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
- Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
- Составь план пересказа текста.
- Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
- Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
- Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.