• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по литературному чтению по теме: Образ детства в литературных произведениях И. А. Бунина «Детство» и Л. Д. Коротковой «Может в сердце боль закралась?»

Конспект урока по литературному чтению по теме: Образ детства в литературных произведениях И. А. Бунина «Детство» и Л. Д. Коротковой «Может в сердце боль закралась?»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Образ детства в литературных произведениях И. А. Бунина «Детство» и Л. Д. Коротковой «Может в сердце боль закралась?».
Цель: развитие чувства доброты по отношению к каждому члену семьи.
Задачи:
  • Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ученика, умению работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей;
  • Развивать умения работать со сказкой, выразительного чтения текстов, стихотворений;
  • Воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи;
Оборудование:
  • музыкальные произведения;
  • карточки с вопросами для групповой работы;
  • презентация
Ход урока:
  1. Орг. момент
(фото семьи) -Что вы увидели? Как одним бы словом вы назвали, то, что увидели? (семья, детство) - Понравилось? 2. Проверка домашнего задания. - Какое домашнее задание вы получили на дом? - Пожалуйста, кто желает прочитать? - С каким чувством вспоминает своё детство Иван Бунин? (ярко, с восхищением) Изменилось бы стихотворение, если бы автор не вспоминал в нём о своём детстве? - Чем затронуло вас это стихотворение? -Когда я прочитала это стихотворение, я тоже вспомнила своё детство, свои детские впечатления. 3. Подготовка к восприятию Одно из самых замечательных свойств на свете - это умение удивляться и радоваться. Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивиться - какое сияние встаёт над тихой землёй. Увидеть летящий самолёт и удивиться - как вытягивается в небе серебряная стрелка. Всё это свойственно детскому возрасту. Ф.М. Достоевский говорил: "Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома". Наверное, детские воспоминания не всегда бывают только веселыми, бывают и грустные моменты, благодаря которым мы тоже делаем много открытий, учимся отношениям между людьми, учимся ценить друг друга, узнаем другие стороны жизни.
-Недавно я познакомилась с новым для себя автором Людмилой Дмитриевной Коротковой, сказки которой заставили меня взглянуть на мир другими глазами? Сегодня мы познакомимся с одной из них. Может и вам эта сказка тоже поможет сделать для себя открытие.
Чтение сказки учителем. ( у детей глаза закрыты)
Может в сердце боль закралась от того и показалось? До своих восьми лет Ванятка не знал, какой он счастливый. Только понял он это поздновато. Раньше-то он один в семье маленький был, мать его, Елена, все милушкой да лапушкой называла. Баба Лиза в нем души не чаяла. А отец, Борис, только и кликал его «сын» да «мужик». Уж очень отец его уважал, даже, можно сказать, взрослым считал, И тут-эта беда! Конечно, бедой-то она стала только для самого Ванятки. А остальные в семье просто счастливы были.
Родилась у матери девчоночка маленькая, Ванюшкина, значит, сестренка. Тут все в доме как с ума сдвинулись. Мать с бабушкой от колыбельки денчонкиной не отходят, все приговаривают: «Тамарочка, красавица...» А какая она красавица? Ванятка в колыбель-то заглядывал: никакая она не красавица, носик пуговкой, личико сморщенное, как у старушонки, а бровей и вовсе не видно. И чего это родные так радовались? Не поймешь этих взрослых.
С того самого дня, как сестренка в избе появилась, у Ванятки вся жизнь кувырком пошла. Просыпалась Тамарка, когда хотела: что ночь-полночь не глядела, и сразу - в рев!.. А голос зычный да вредный такой. Как заорет, мать сразу к ее колыбели. И давай то кормить, то пеленать, то песни напевать. Не глядит, что Ванятку беспокоит это. А он ведь тоже человек. Ему, может, тоже покой да доброе слово требуются? Нет, жизнь его не в ту сторону потекла! Это ясно.
Ведь и ему радости надо. А какая тут радость, ежели ему то мать, то бабушка только и твердят: «С грязными руками к дитю не суйся! В рот малышке жеваные семечки не пихай!» Подумаешь, царица какая!,. Ну и пусть одна лежит, хоть оборётся - он к ней даже и не подойдет! Так ей и надо, оралке противной.

А тут как-то Ванятка совсем рассвирепел! Ну, как же?.. Решил он поглядеть: как же так, человек - и вдруг без единого зуба? Что же у Тамарки во рту на этом месте, ежели не зубы? Ну, Ванятка ей, сестренке-то своей, пальцем в рот и сунулся. Зубов и вправду - ни одного! А на этом месте - пустые десны!.. Ну, верно, не помыл он руки перед тем. Только ведь он всего минуточку во рту-то пошуровал. А бабушка как увидала и давай на Ванятку мокрым полотенцем махать! Раза два, знаешь, как больно по щеке да по шее попала! А что он, муха, чтоб полотенцем-то?
Выскочил Ванятка из дому - и прочь! А как - на крыльцо выскочил - навстречу отец. Ни слова не говоря, да мимо отца. За огороды мигом убежал, хотел в баньке отсидеться, но судьбу испытывать не стал, через поле прямо к речке убежал. Как раз к Хилой Косе. Место такое на речке было, все заросшее мелким кустарником. Там, в кустиках, на бугорок и присел отдышаться малость.
Пока сидел, все про свою жизнь несчастную думал. Ну что, скажи, нашли в этой Тамарке родители? Что он хуже что ли? Он даже умнее сестры. Та еще за всю свою жизнь ни одного слова не сказала! Сидит он на бугорке, задумался... И вдруг кто-то ему и говорит:
- Ты чего у воды воду льешь?
Поднял Ванятка глаза, а перед ним маленький, лохматенький, не то мужичок, не то старичок. И не страшный совсем.
- Какую еще воду? - недовольно отозвался Ванятка.
- Слезы - вот какую! - почему-то сказал этот лохматенький, хотя никаких слез Ванятка и не думал проливать.
- Еще чего слезы? Не дождутся они от меня слез-то! - грубовато сказал Ванятка, а лохматенький сразу и спрашивает:
- Это кого же ты так... немилостиво?
- Мать с отцом да бабку! - выдохнул из себя обиду мальчонка, а потом сразу и на этого обозлился:
- А тебе-то что?
- А - мне - ничего! Так просто спросил. Может, думаю, тебе помочь, чем сумею, - спокойно ответил лохматенький.
- Чем ты мне помочь-то сумеешь? - спросил Ванятка, еще не веря лохматенькому.
- А ты мне печаль свою поведай, может, и помогу, - предложил тот.
Все рассказал Ванятка, что на сердце лежало...
- Из твоей беды два выхода видятся: или девчонку у вас забирать, или тебе из родной семьи прочь подаваться, - сказал и ответа от мальчонки ждет, а сам на Ванятку хитро глядит.
- Это как девчонку забирать? Куда? - не понял мальчонка.
- Куда-куда? Туда! девчонку-то можно и отравой напоить, - рассуждает лохматенький.
- Ты что, с ума спятил? - вспыхнул Ванятка. - да как это живую девчонку загубить? Да мать с бабкой сразу с горя помрут. С кем я потом в доме жить-то стану? - возмутился Ванятка.
А лохматенький вроде и не удивляется. И на Ванятку не злится и к нему не пристает. А так спокойно предлагает:
Ну, тогда можно тебя получше, где пристроить.
- А куда ты меня-то пристроить хочешь? - заинтересовался Ванятка.
- Это место очень даже интересное, волшебное даже, - задумчиво и как-то нараспев произнес лохматенький, закатив мечтательно глаза.
Получалось так, что этот самый мужичок может сделать Ванятку вовсе невидимым. Будет тот, словно дух бесллотный, везде летать, за всем наблюдать, все примечать. А вот его никто видеть не сможет.
У Ванятки сразу голова сработала: эдак ведь он сможет и домой слетать, и разговоры родительские послушать, и вообще духу-то, наверно, все можно?
- А надолго я таким невидимым-то стану? - поинтересовался мальчонка.
- А сколько хошь! Можешь ночь, а можешь и навсегда, - ответил мужичок.
- Подожди! - зло сказал Ванятка. - А тебе-то, какой смысл тебе со мною возиться?
Мальчонка сразу похвалил себя за сообразительность.
- А ты подумай! да меня послушай. Неужто ты думаешь, что я всегда таким вот был, каким ты меня теперь видишь?.. Нет, милок. Я когда-то обычным человеком был. Как все люди жил. Семья у меня была: красавица-жена, четверо детишек да мать-старуха. И дом был, и хозяйство. Все, как у человека. Но не понимал я, что это и есть счастье. Не думал и в уме не держал, что беречь эту жизнь надо. Родных любить да стариков почитать. Все казалось мне, что этой жизни моей век конца не будет. А оно вон, как вышло. Поехал я раз в лес за дровами. Спилил одно дерево, другое... А потом и вышла промашка, дерево-то я спилил, да никак не смог завалить. Вокруг него суетился, вниз наклонился, а дерево возьми да и рухни! И прямо на меня. Ну, меня и прибило. Разве в том страх, что помер я? Страх-то дальше был... Очнулся я, а тело мое рядом лежит, деревом придавленное. Я вгорячах и давай то дерево спихивать! А как понял, что теперь я - сам по себе, а тело мое - само по себе, ну и перепугался, домой бросился! Начал родным про себя сказывать - не слышат они. Я их вижу-слышу, а они меня - нет! Пожалел я тогда, что старуху-мать не почитал, что с детишками своими не играл. Чем они меня теперь вспоминать-то станут? Вот попробуй-ка и ты теперь без тела побывать, свою родную семью повидать да разговоры их послушать. Может, и ты тогда человеком станешь?
Выслушал Ванятка рассказец тот внимательно, а потом и про главное спросил:
- А в тело-то свое я утром вернуться сумею?

- Так ежели не припозднишься, да на это вот место до рассвета вернуться сумеешь, то опять Ваняткой станешь. А не поспеешь - пеняй на себя! Ну как, превращать тебя, что ли? - спрашивает мужичок тот лохматенький.
- Боюсь я, - все сомневался Ванятка, - хотя домой слетать и хочется. Но я до утра-то там не пробуду! Я только туда да обратно. Я мигом.
Только вдруг увидал себя мальчонка сразу над кустами да над речкою. Ну, долго-то он не раздумывал, сразу домой полетел! Да так быстро это у него получилось! А в избу родную влетел, там беспокой да слезы. Бабушка прямо навзрыд плачет да еще причитает жалостно:
- Дитеночек ты мой, Ваняточка! Ягодка моя аленькая! Красавец ты наш ненаглядный!
Отец по избе прямо в сапогах ходит, видать, только что домой с улицы вернулся, Ванятку разыскивая. Бледный отец, сжал он кулаки свои, губы у него дрогнули, и говорит:
- Хватит, мамаша, душу рвать! Говорил я вам: мальчонку вовсе без присмотра оставляете. Ему Тамарка не в радость, а в печаль да одиночество вылилась!
Тут и мать не сдержалась:
- Отец! Лишь бы сынок домой жив - здоров вернулся! Стану ему разрешать с сестренкой играть, позволю ее во двор выносить гулять. Что же нам теперь де-е-елать? - и заплакала мать, даже слезы с лица платком не утирает.
Глянул Ванятка и в колыбельку. Сестренка там мокрая лежит, в плаче заходится - так голосит. А на нее, бедненькую, никто внимания не обращает. Хотел он родным про сестренку напомнить, да не вышло ничего. Невидим он был им и неслышим.
А тут, как назло, без присмотра-то Трезор в колыбельку и сунулся. Пес он здоровенный, лапищи огромные. Так колыбельку и. перевернуть недолго! Ведь убьется девчонка - то! Ванятка метнулся к колыбельке, не подумал даже, что без тела он. Да тут на Трезора и насел, за хвост его от Тамарки оттаскивает. А сил, видать, мало у духа-то! Тут уж он со всей силы как за шубу лохматую Трезорку дернет.
И вдруг услыхал Ванятка голос. А голос-то, выходит, отцовский:
- Ванятка, сынок, что ж ты бьешься, вырываешься? Чуть рукав мне от телогрейки не оторвал - так дернул! Ты спокойно лежи. Умаялся ты, вот в кустиках и заснул. Я тебя домой отнесу. Хорошо еще Трезорка тебя сыскал, по следам твоим бежал. А то бы и вовсе мать с бабушкой с ума сошли. Уж ночь на дворе, а тебя все нет. Ты спи, спи, я тебя и так донесу...
Ванятка лежал на руках отца. Тот шел в темноте, слегка покачиваясь, ступая по земле осторожно, потому и лежал мальчонка, как в колыбельке. А на душе было тихо и покойно. Мужичок-то видать, и впрямь не обманул. А может, и не было никакого мужичка-то лохматенького?
Может, в сердце боль закралась - оттого и показалось

Чтение сказки учителем. ( у детей глаза закрыты) 4.Беседа по содержанию Пауза. - О чём хочется сказать? - Какое открытие вы сделали для себя? -Но сказка без названия. Попробуйте подобрать более точное название. Каждый имеет право озаглавить сказку как он её понял. ( высказывают варианты). На самом деле сказка называется «Может, в сердце боль закралась» (похвалить, если название совпало). - А какой боли хотела поведать нам Людмила Дмитриевна? - Разрешаю вам открыть листочки и пробежать глазами текст 2-3 мин. - Осталось ли желание говорить о том, о чём начали?
5. Выборочное чтение. -Назовите основных героев этой сказки (Сестрёнка Тамара, Ванятка, Лохматенький, Трезорка, Бабушка Лиза, Отец Ванятки) - Какие слова для характеристики больше всего подойдут к каждому из героев? -Называйте слова и доказывайте текстом из сказки

( пишу на доске) -Предлагаю вам пережить судьбу героев, примерить их душевное состояние, представить их мир чувств и переживаний и попытаться понять их поступки. -Задания для группы вы выбираете сами (вытягивают листочки с вопросами).
Вопросы для работы в группах.
Сестрёнка Тамара -Что ты принесла в дом, когда ты появилась в нем? -Что для тебя значит старший брат?
Ванятка -Почему ты не согласился отдать сестрёнку лохматенькому? -Что ты понял, пройдя превращение в духа?
Лохматенький - Почему ты решил помочь Ванятке? - Что бы ты изменил в своей судьбе, если бы мог?
Трезорка - Доволен ли ты своей жизнью в Ваняткиной семье? - Почему ты пошел искать Ванятку вместе с отцом?

Бабушка Лиза - Правда ли, что ты забыла про Ванятку, когда в семье появилась Тамара? -Можно ли Ванятку «подружить» с Тамарой и как это сделать?

Отец Ванятки - Что бы ты сделал, чтобы не случилось таких тревог и волнений в семье? - Что было у тебя на душе, когда ты нёс своего Ванятку на руках в родной дом?

(Как вы прочувствовали? Мне и не пришлось до этого додуматься, мне хочется помочь, я права?) - Чему вас научила такая работа вас в группах? Меня каждая группа помогла глубже понять сказку. Сказка стала звучать по другому. Вопросы для всех - Почему Ванятка почувствовал себя одиноким и всеми покинутым? - Отчего у Ванятки на душе было тихо и спокойно, когда отец нёс его на руках? - Что было бы, если бы Ванятку не нашли? - Как вы относитесь к своим младшим братьями сестрам?
Учитель: Л.Толстой: "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений".

(Читаем эпиграф) 6. Рефлексия Какие уроки жизни из нашего урока вы взяли для себя? - Нужно всегда любить своих родителей; - ценить и уважать их; - заботиться о них; - помогать им; - утешать их в трудную минуту; - не обижать и не огорчать их; - всегда помнить, что родители самые близкие и дорогие нам люди.

-У вас на столах лежат сердечки, что бы вы хотели написать на них в конце нашего урока. На большое сердце

-Разрешите мне зачитать ваши высказывания.

7.Домашнее задание

А сейчас я предлагаю вам написать одну главу о своем детстве. Мы на уроке составим книгу "Детство нашего класса". Эпиграфом к вашему сочинению могут послужить строчки какого-либо автора. Подойдите к столу и выберите тот эпиграф, который вам больше всего понравится, вы можете почитать эпиграфы, которые взяли другие ребята, и обменяться эпиграфами. Листочки подписываем в именительном падеже, повествование должно быть от первого лица, описываем случай, впечатление, переживание, рассказ о случившемся

В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки -
СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,
Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,
И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.
А где-то по дальним дорогам
Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…
Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём -
Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,
Зовёт нас глядеть - заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!





.

7

© 2010-2022