- Преподавателю
- Начальные классы
- Применение рациональных приёмов вычислений - путь к развитию логического мышления
Применение рациональных приёмов вычислений - путь к развитию логического мышления
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волкова Л.В. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Мозг хорошо устроенный ценится больше,
чем мозг хорошо наполненный!»
Развитие логического мышления младших школьников - одна из главных целей уроков математики. Эту цель учитель ставит не только при обучении решению задач, но и при формировании вычислительных навыков. Владение навыками устных вычислений в пределах 100 является культурой математики и в некоторой степени показателем сформированности логического мышления. Правильно организованная деятельность учащихся, приведёт к формированию у них логического мышления. Что же понимается под «логическим мышлением»? Оно понимается как способность и умение ребёнка младшего школьного возраста самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). Практика показывает, что простые логические действия в определённой мере формируются у каждого человека стихийно, хотя следует отметить, что специально организованная работа в этом направлении резко повышает уровень их сформированности. Составные логические операции, имеющие более сложный и комплексный характер, у большинства людей сами по себе не формируются, их развитие требует специальной методической работы. Период дошкольного и младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для того, чтобы стимулировать и развивать простые логические действия. В дальнейшем эта база поможет организовать специальную работу по формированию составных логических операций: обучению рассуждениям и способам доказательства в среднем звене обучения. При этом, умениям, на практике часто возникает интересный психологический резонанс: специальная работа с ребёнком приводит к активному проявлению у него интеллектуальных способностей, он легко начинает схватывать общую суть вопроса или приёма действия. Очевидна необходимость целенаправленной работы по формированию логического мышления школьников в начальном звене обучения именно на уроках математики, являющейся одним из основных предметов обучения, в котором формируется логическое мышление ребёнка. Как же определены приоритеты по данному вопросу в разных образовательных системах? Сравним две программы образовательного компонента «Математика» в начальной школе: 1. «Школа России». Программа «Математика» (М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Под редакцией Ю.М.Колягина): «В курсе математики заложен механизм формирования у детей сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий. Усилена линия развивающих и занимательных упражнений». Одна из важнейших задач обучения младших школьников математике в «Школе России»- формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Современный комплект математики для начальной школы («Школа России») содержит упражнения для развития логических приёмов умственных действий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация и др.). Однако эти упражнения часто воспринимаются учителями как упражнения тренировочного характера с целью прочного усвоения учениками вычислительных навыков. Выполнение большого количества однотипных упражнений способствует усвоению вычислительного приёма, но и вместе с тем снижает познавательную активность детей, интерес к процессу, рассеивает внимание, что приводит к увеличению ошибок и никоим образом не формирует логическое мышление. Значит, есть необходимость использования системы упражнений с определённой целью, а именно: развитие логических приёмов умственных действий. 2. «Школа 2100». Программа «Математика» (Г.В.Дорофеев, Г.К.Муравин, Л.Г.Петерсон): «Учебный комплект по математике сориентирован на развитие мышления и творческих способностей ребёнка, его интереса к математике, обеспечивает возможность разноуровневого обучения, реализует концепцию современной массовой школы….» В условиях развивающего обучения («Школа 2100») система упражнений направлена на усвоение вычислительных умений и навыков. Она ставит цель: формировать обобщённые способы действий, побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых способов действий, рассмотрению нескольких способов решения задания и оцениванию их с точки зрения рациональности. Использование рациональных приёмов помогает значительно облегчить процесс вычислений, способствует формированию положительных мотивов к этому виду деятельности. Поэтому работа по поиску рациональных приёмов вычислений должна проводиться постоянно, систематически и в тесной связи с программным материалом. Методика преподавания математики в начальных классах раскрывает теоретические основы рациональных приёмов вычислений, связанных с выполнением разных математических действий с натуральными числами. Рациональные приёмы сложения основываются на коммуникативном и ассоциативном законах сложения, а также на свойствах изменения суммы. Рассмотрим подробнее введение этих приёмов, при изучении действий сложения и вычитания: 1. Рациональные приёмы сложения основываются на законах и свойствах действия сложения. Коммуникативный закон сложения. Сумма не изменяется от перемены мест слагаемых. а + в = в + а 4 + 18 = 18 + 4 Ассоциативный закон сложения. Сумма не изменится, если заменить какую-либо группу рядом стоящих слагаемых их суммой. (а + в) + с = а + (в + с) 26 + 3 + 17 = 26 + (3 + 17) = 46 Свойство 1.1. Если одно из слагаемых увеличить или уменьшить на некоторое число, то сумма, соответственно, увеличится или уменьшится на это число. Если а + в + с = S , то (а + к) + в + с = S + к Если 38 + 24 + 15 = 87, то 40 + 24 + 15 = ? Если а + в + с = S , то (а - к) + в + с = S - к Если 38 + 24 + 15 = 87, то 36 + 24 + 15 = ? Свойство 1.2. Если одно из слагаемых увеличить, а другое уменьшить на одно и то же число, то сумма не изменится и, наоборот, если одно из слагаемых уменьшить, а другое увеличить на одно и то же число, то сумма не изменится. Если а + в = S, то (а + к) + (в - к) = S Если 56 + 27 = 83, то 59 + 24 = ? Если а + в = S, то (а - к) + (в + к) = S Если 56 + 27 = 83, то 54 + 29 = ? Приём 1.1. Округление одного или нескольких слагаемых. Одно (или несколько слагаемых) заменяют ближайшим к нему «круглым» числом и находят сумму «круглых» чисел. Затем соответствующее дополнение (дополнения) до «круглого» числа прибавляют к полученной сумме или вычитают из неё. Например: 14 + 28 = (14 + (28 + 2)) - 2 = (14 + 30) - 2 = 44 - 2 = 42 57 + 32 = (57 + (32 - 2)) + 2 = (57 + 30) + 2 = 87 + 2 = 89 48 + 39 = ((48 + 2) - 2) +((39 + 1) - 1) = (50 + 40) - 3 = 87 63 + 28 =((63 - 3) + 3) + ((28 + 2) - 2) = (60 + 30) + 3 - 2 = 90 + 3 - 2 = 91 Приём 1.2. Поразрядное сложение. При сложении нескольких многозначных чисел сначала находят суммы соответствующих разрядных единиц всех чисел, а затем складывают полученные суммы. Например: 26 + 17 +35 + 23 = (20 + 10 + 30 + 20) + (6 + 7 + 5 + 3) = 80 + 21 = 101 Приём 1.3. Группировка вокруг одного и того же «корневого» числа. Например: Пусть требуется найти сумму чисел: 26 + 24 + 23 + 25 + 24
Легко заметить, что все эти числа близки к повторяющемуся дважды числу 24, поэтому его можно считать «корневым» числом, а искомую сумму вычисляют следующим образом:
- Находят сумму «корневых» чисел: 24 + 24 + 24 + 24 + 24 = 24 5 = 120
- Находят сумму отклонений (выясняют, как каждое число отличается от «корневого»): 2 + 0 - 1 + 1 + 0 = 2
- Получившуюся сумму прибавляют к первому результату: 120 + 2 = 122
- 23 + 23 + 23 + 23 + 23 = 23 5 = 115
- 3 + 1 + 0 + 2 + 1 = 7
- 115 + 7 = 122
- 26 + 26 + 26 + 26 + 26 = 26 5 = 130
- 0 - 2 - 3 - 1 - 2 = - 8
- Прибавим алгебраически результаты: 130 + (- 8) = 122
с 4 6 9 13 … 32-с
(свойство 1.1.) (свойство 2.2.) -Что надо найти в первой таблице? Чем является число 27? Что обозначает «а»? -Что вы скажете о слагаемых? -Прочти значения 2-го слагаемого. Что вы заметили? Они увеличиваются последовательно (на 1, на 2, на 3….) - Что произойдёт с суммой? Как она изменится? Почему именно так? - Дополни таблицу. (Аналогично проводится работа по второй таблице.) Такая целенаправленная работа по развитию логического мышления при формировании вычислительных навыков младших школьников проводится и при изучении действий умножение и деление. Знакомство учащихся с приёмами рациональных и интересных вычислений происходит как на уроках, так и во внеурочной работе. На занятиях «Клуба юных математиков» дети уже после изучения устных и письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 100 были ознакомлены с некоторыми интересными приёмами устного счёта. Приём 1. - Вычисли удобным способом результат: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 = Дети находят удобный способ вычисления: (1 + 9) + (2 + 8) + (3 + 7) + …………..= 45 Аналогичный приём вычисления применяется в дальнейшем при решении примеров следующего вида: 35 + 47 + 64 + 32 + 65 + 23 + 16 + 48 Приём 2. Сложение по частям (без перехода и с переходом через разряд) 4 5 7 6 (76 + 16 =92, 45 + 34 =79) 8 4 7 5 (75 +67 =142, 84 + 38 =122) 3 4 1 6 3 8 6 7 7 9 9 2 1 4 2 1 2 2___ 1 2 3 4 2 Приём 3. Сложение по разрядам. Числа последовательно (по разрядам) сложили и проверили так: 4 5 5 6 7 3 4 9 Проверка: 1 9 5 4 7 8 1 9 3 7 6 4 2 2 2 7 2 7 2 2 2 1 1 4 7 1 9 1 9______ 2 1 1 4 7 После рассмотрения и объяснения приёма поразрядного сложения детям предлагается таким же образом вычислить результаты в следующих примерах: 7899 + 3973 + 4567 4078 + 5870 + 9564 + 2405 Дальнейшая работа организовывается в парах (взаимопроверка), в виде соревнования («Кто быстрее и точнее»), как игра («Составь пример для товарища»). Приём 4. -Найди устно сумму нескольких двузначных чисел, складывая таким образом: 1) Сначала прибавляй к числу единицы следующего слагаемого. 2) К полученному числу прибавляй десятки этого слагаемого и т.д. 45 + 38 + 64 + 93 + 17 + 56 45 + 8 = 53 53 + 30 = 83 83 + 4 = 87 87 + 60 =147 147 + 3 = 150 и т.д. Проверка проводится письменно: 45 + 38 =83 83 + 64 = 147 147 + 93 =243 и т.д. Далее детям предлагается сложить так же несколько двузначных чисел самостоятельно. Приём 5. Сложение нескольких последовательных чисел натурального ряда. 1) Вычисли удобным способом: 6 + 7 + 8 + 9 + 10 = Пример вычисляется уже известным способом: сложение первого и последнего чисел, второго и предпоследнего чисел и т.д. Затем складываются все полученные суммы. 6 + 10 = 16 7 + 9 = 16 16 + 16 + 8 = 40 Затем предлагается оригинальный приём вычисления: ! Если в сумме нечётное число слагаемых, надо слагаемое, стоящее посередине, умножить на число всех слагаемых: 8 х 5 = 40 2) Вычисли: 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 После нахождения суммы удобным способом предлагается применить оригинальный приём. Выясняется, что в данном примере чётное число слагаемых, поэтому средних чисел будет два и предлагается следующий оригинальный приём: ! Если в сумме чётное число слагаемых, надо сумму двух средних слагаемых умножить на половину числа всех слагаемых: (10 + 11) х (10 : 2) = 21 х 5 =105 Далее детям предлагается применить эти приёмы при сложении нескольких последовательных двузначных чисел: 12 + 13 + 14 + 15 + 16 11 +1 2 + 13 + 14 + 15 + 16
Приём 6. «Швейцарский банк». Подготовительной работой к ознакомлению с данным приёмом является отработка вычитания числа 11 из двузначных чисел (от 11 до 20): 9 + 7 - 11 8 + 7 - 11 6+ 7 - 11 8 + 5 - 11 и т.д. -Найди сумму нескольких слагаемых (записать в столбик): 3 4 5 . 9 1 1 6 5 3 . 8 .9 .2 3 1 4 0 7 9 4 0 2 1 1 3 1 1 5 Последовательность вычислений в «Швейцарском банке» такова: 1.Начинаем вычислять со старших разрядов. Если получится число больше, чем 11, надо вычесть 11 и внизу у цифры поставить точку (поправку). К остатку 1 прибавляем следующие числа, пока сумма не будет больше 11. 2.Например: 3 + 9 = 12. Вычитаем 11, получаем остаток 1, у цифры 9 ставим внизу точку-поправку. К остатку 1 прибавляем следующее число 6, получим 7, затем к 7 прибавляем 8, получится 15. Это число больше 11, значит, вычтем из него 11, получим остаток 4 и внизу у цифры 8 ставим точку-поправку. К остатку 4 прибавляем 3, получим 7. Под чертой пишем 7 и под этой цифрой 7 пишем число поправок 2 (две точки), а слева пишем по нулю (на рост числа). 3.Подобным образом проводится работа с каждым разрядом. 4.Затем проводим вторую черту и вычисляем результат с младших разрядов. Складываем числа 4 и 1, (направо цифры нет), значит, полученное число 5 пишем под чертой. -Складываем число десятков: 9 + 1 = 10. Справа перед десятками есть цифра, значит, к полученной сумме десятков прибавляем 1: 10 + 1 = 11. Под десятками пишем 1, а 1 запоминаем. - Складываем число сотен: 7 + 2 = 9, справа есть цифра, значит, прибавляем 1 к полученной сумме сотен: 9 + 1 = 10. Запоминали 1, прибавим её к 10, получаем 11. Пишем под сотнями 1, а 1 запоминаем. -Складываем цифру числа нулей 2 и 1, которую запоминали, получим 3. Пишем под нулями 3. 5. Читаем ответ: 3115. Проверка: Построчно складываются все числа каждого разряда; как только сумма каких-либо цифр будет равна двузначному числу, оно сводится к однозначному, т.е. складываются единицы и десятки. -Проверим правильность полученного ответа: 3 + 4 + 5 = 12, это - 3, так как к 1 + 2 =3 9 + 1 + 9 = 9 + 1 = 10, это - 1: (1 + 0) + 1 = 2 6 + 5 + 3 = 6 + 5 = 11, это - 2: (1 + 1) + 3 = 5 8 + 9 + 2 = 8 + 9 =17, это - 8: (1 + 7) + 2 = 10, это - 1: (1 + 0) = 1 3 + 1 + 4 = 4 + 4 = 8 Полученные числа складываются так же: 3 + 2 + 5 + 1 + 8 = 3 + 2 = 5, 5 + 5 = 10, это - 1: (1 + 0) + 1 = 2 + 8 = 10, это - 1. Таким же образом складываются цифры результата сложения: 3 + 1 + 1 + 5 = 4 + 1 = 5 , 5 + 5 = 10, это - 1: (1 + 0) = 1. -Сравним полученные числа в проверке: 1 = 1, значит, сложение выполнено правильно. Предложенные приёмы рациональных вычислений можно использовать, начиная с 1 класса. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и даёт существенные сдвиги в умственном развитии. То есть, математика становится «гимнастикой ума» не на словах, а на деле и помогает «двигать вперёд» развитие логического мышления учащихся.