Рабочая программа по внеурочной деятельности Цветы вокруг нас

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Цветы вокруг нас»










Учитель: Попова Туяра Юриевна

Должность: учитель начальных классов

Возраст участников: 7-10лет

Название ОУ: МБОУ Крест-Хальджайская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова

Адрес: с.Крест-Хальджай, Республика Саха










Программа внеурочной деятельности «Цветы вокруг нас»


Пояснительная записка



К сельской школе задача подготовки учащихся к жизни означает, прежде всего, воспитание у них высокой сознательности, любви к земле, глубокого понимания значения сельскохозяйственного труда, развитие интереса к профессиям сельскохозяйственного производства, стремления овладеть ими. На решение этой задачи направлен весь учебно-воспитательный процесс в сельской школе, и, прежде всего, обучение к сельскохозяйственному труду. Помимо этого нашей школе в 2012 году присвоен статус агрошколы и обучает детей с младшего класса по агротехническому обучению. Для этого разработаны программы для внеурочной деятельности с агронаправлением «Цветы вокруг нас». Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа «Цветы вокруг нас» и разработана и предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго поколения. Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:

  • - гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
  • - воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
  • - создание условий для самореализации;
  • - интеграция личности в национальную культуру;
  • - учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.


Нормативно-правовая и документальная основа: Закон Российской Федерации « Об образовании». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования». Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования. Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 2002г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. Важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком, но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы. Вопросу озеленения школ до сих пор не уделено должного внимания. В нашей школе стараются ввести элементы озеленения, но эта работа ведётся хаотично, основываясь на личной инициативе и опыте отдельного учителя. Необходим поиск новых эффективных форм организации озеленительной работы. Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. Как правило, большинство опытов с комнатными растениями требуют длительного времени, на уроке обычно опыт закладывается и демонстрируются его результаты, а наблюдения за ходом опыта учащиеся проводят во внеурочное время. Внеурочная работа по данной программе предлагает задания для проведения, как в школе, так и дома. Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические знания учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе. Цель:
  • Формирование и подготовка учащихся сельской школы к предстоящей взрослой жизни, навыкам и умениям применения полученных теоретических знаний на практике, строить свою жизнедеятельность с позиции созидания творчества, патриотов своего села, республики, страны.
  • углубление и расширение знаний о декоративном цветоводстве, фитодизайне, аранжировке;



Задачи: 1. организовать работу по поиску и сбору материалов о происхождении комнатных растений, о легендах и мифах. 2. организовать экскурсии, временные выставки работ учащихся. 3. организовать практические работы по посадке семян, выборе цветов, подбора кашпо для цветов и его аранжировка. 4. ознакомление с массовыми профессиями сельскохозяйственного производства и формирование устойчивых профессиональных интересов к труду в сельском хозяйстве.
Для осуществления данной программы: используются как традиционные формы и методы работы (лекционные, практические занятия, опытническая работа, творческие выставки, итд) так и новейшие педагогические технологии: викторины, конкурсы, совместные занятия детей с родителями и др.
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть обучающиеся: Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации, находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости. Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки. Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические. Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности. Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе. Система оценки результатов:
  • фотовыставки;
  • выставки поделок;
  • конференция

Основные направления деятельности:

  • цветоводство открытого и закрытого грунта;

  • комнатное цветоводство;

  • эколого-эстетическое направление.

Требования к уровню подготовки обучающихся: В результате реализации программы обучающиеся должны знать/понимать: - строение цветкового растения; - несколько видов комнатных растений; - способы ухода за комнатными растениями; - распознавать виды некоторых цветковых растений; - роль цветковых растений в жизни человека.
Уметь: - выполнять правильный полив, очистку листьев; - проверять семена на всхожесть; - выполнять правильную посадку и пересадку комнатных растений Эмоциональный уровень: Создание благоприятной базы для развития творчества, воспитание любви к живому через интерес к растительному миру. Способы проверки планируемых результатов:

  • отчеты о проведении работы;
  • составление коллекции растений;
  • защита индивидуальных проектов.
Формы подведения итогов:
  • организация выставки растений;
  • проведение экскурсий ;
  • групповые занятия, практическое выполнение работ;
  • разработка групповых и индивидуальных проектов;














Календарно тематический план по внеурочной деятельности «Цветы вокруг нас» 1 класс

Цветы краски природы

2 четверть (14ч)

Тема

Содержание

Количество часов

По плану

Факт


Примечание

всего

теор

прак




1-2

Вводное занятие «Цветы в нашей жизни»


- знакомство с уроком «Цветы вокруг нас» освоить первоначальные знания о

цветоводстве

2

1

1




3

Рисование цветка


- рисование цветка цветным карандашом

1

-

1




4-5

Домашние и дикорастущие цветы

- понятия о домашнем и дикорастущем цветке

-показ слайдов

2

1

1




6-7

История о комнатном цветоводстве

- ознакомление об истории цветоводства

- беседа

2

1

1




8-9

Аппликация «Мой любимый цветок»

- работа с грофированной бумагой

2

-

2




10

Игра «Что мы знаем о растениях»

-расширение кругозора учащихся путем игры-викторины

1

-

1




11

Цветы в картинах великих художников

-показ картин великих художников

-обсуждение

-первые наброски

1

1

-




12-13

Декорирование платка, сумочки


- пользоваться трафаретом, акварелью

-составление декорирование платка «Цветочная поляна»

2

-

2




14

Мини выставка


Организация выставки работ и их защита учащимися

1

-

1




3 четверть (20ч)

Тема

Содержание

Количество часов

По плану

Факт


Примечание

всего

теор

прак

1

Вводное занятие «Цветы»


-знакомство учащихся с основными видами цветочных декоративных растений.

-беседа


1

1

-




2

Дидактическая игра «Цветочный магазин»

Умение составлять красивые букеты

1

-

1




3-4

Цветы -лекари, цветы -хищники итд.

-показ слайдов, иллюстраций

-творческий рисунок «Цветок без имени»

2

1

1




5

«Собери цветок из геометрических фигур»

-нахождение нужного цветка среди других; научить детей группировать растения по цвету

1

-

1




6-7

Дикорастущие цветы




- расширить знания о растениях, о дикорастущих цветах нашего края

2

1

1




8-9

Цветы в сказках и мультфильмах


- беседа о сказках и мультфильмах

- игра «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»

2

1

1




10-11

Показ мультфильма «Цветик семицветик», «Аленький цветочек»

-показ мультфильма

-обсуждение

2

-

2




12-13

Лепка из пластилина «Аленький цветок»


-

2

-

2




14

Игра «Что мы знаем о цветах»


- расширение кругозора, познавательных интересов

1

-

1




15-16

Различие между комнатными и садовыми цветами

знакомство учащихся с основными видами цветочных декоративных растений.


2

1

1




17-18

Рисование акварелью «Мамины цветы»

-иллюстрирование открытки к 8 марта

2

-

2




19

Мини выставка




-организация выставки

-защита своих работ

1

-

1




20

Итог четверти


- закрепление пройденных тем

1

1

-






















4 четверть (16ч)

Тема

Содержание

Количество часов

По плану

Факт


Примечание

всего

теор

прак

1

Что такое семена




- беседа

- показ слайдов

1

1

-




2-3

Виды семян садовых цветов


- знакомство учащихся с основными видами цветочных декоративных растений.

- выбор семян

- проверка на всхожесть


2

1

1




4-5

Виды садовых цветов




2

1

1




6-7

Что такое почва


- значение почвы для растения

2

1

1




8-9

«Садовый цветок»

Бумажный квиллинг.

Квиллинг из пластилина

2

-

2




10-11

Изготовление рассадников для цветов школы




- воспитание ответственного отношения к общественно-полезному труду

- практические работы


2

-

2




12-13

Посадка семян

2

1

1




14-15

Экскурсия на природе




- знакомство с растениями моего края

2

-

2




16

Мини выставка.


- организация выставки

1

-

1




Календарно тематический план по внеурочной деятельности «Цветы вокруг нас» 2 класс (2 часа в неделю)

Моя первая клумба

1 четверть (18ч)

Тема

Цель

Количество часов

По плану

Факт


Примечание

всего

теор

прак

1

Вводное занятие

«Самые древние растения» - беседа -показ слайдов

1

1

-




2-3

Экскурсия на природе


- сбор гербариев

- сушка, хранение

2

-

2




4

Комнатные цветы


- знакомство учащихся с комнатными цветами

1

1

-




5

История о комнатных цветах -развитие у учащихся познавательных интересов

1

1

-




6

Психологическая игра «Сложи цветок»

- умение сложить из разных фигур свой воображаемый цветок

1

-

1




7-8

Коллективная работа «Цветы»


- объемная аппликация -групповая работа

2

-

2




9-10

Виды комнатных цветов




-освоение видов комнатных цветов.

- подбор материала о видовом разнообразии комнатных растений.

2

1

1




11

Инвентарь для комнатного цветка


-знакомство с инвентарем для комнатного цветоводства

1

-

1




12

Экскурсия на агроплощадке нашей школы

- воспитание ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

1

-

1




13

Помощь в этикетировании

1

-

1




14-15

Ручная работа из разных материалов «Цветы вокруг нас»

- развитие творческих способностей

2

-

2




16-17

Строение цветущего

Растения


-беседа -показ слайдов, иллюстраций

2

1

1




18

Мини выставка

1

-

1


























2 четверть (14ч)

Тема

Содержание

Количество часов

По плану

Факт


Примечание

всего

теор

практ




1-2

Живи цветок. Что необходимо для жизни растений


- создание дневника набдюдателя -рассматривание различных цветов. Зарисовка строения цветка.

2

1

1




3-4

Вода. Почва. Свет. - практические работы

2

1

1




5-6

Выпуск классной газеты «Мой зеленый мир»


- создание товарищеской атмосферы

- работа с литературой

2

-

2




7-8

Практические определения


- создания макета( рисования, лепка по выбору)

2

1

1




9-10

Части растения (корень, стебель, листья)


- беседа

- схематичный рисунок

3

1

2




11

Показ презентаций «Комнатные цветы»


- закрепление эстетического восприятия комнатных растений.

1

-

1




12-13

Сообщение учащихся о цветочных культур - индивидуальная работа

2

2

-




14

Мини выставка







1

-

1








3 четверть (20ч)



Тема

Содержание

Количество часов

По плану

Факт


Примечание

всего

теор

практи




1

Встреча с любителем цветоводом

-советы и рекомендации

1

1

-




2

Вегетативное размножение


- знакомство с посадкой вегетативным способом растений

1

1

1




3-4

Выбор отростков и их хранение


- практические работы - правильная срезка отростков - состав почвы для посадки комнатных цветов

2

-

2




5-6

Подготовка почвы к посадке


2

1

1




7-8

Подбор материалов и оборудования для посадки


обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями;

2

1

1




9-11

Декорирования кашпо


-декорирование кашпо из разных материалов (семечки, стразы, шнурки, веревочки, пластилин итд.)

3

-

3




12

Влияние света на рост и развитие комнатного цветка - наблюдение

1

1

-




13-14

Коллективная работа «Цените красоту». Объемная аппликация - групповая творческая работа

2

-

2




15

Комплексный уход за растениями - обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями - индивидуальная работа - практические работы


1

1

-








16-17

Посадка цветов


2

-

2








18-19

Правильный полив


2

-

2








20

Мини выставка


1

-

1
































4 четверть (16ч)

Тема

Содержание

Количество часов

По плану

Факт


Примечание

всего

теор

практ




1

Встреча с любителем-цветоводом - советы и рекомендации цветовода - определение растений в кабинете

1

1

-




2

Рыхление

- правильное рыхление почвы

- значение рыхления

1

0,5

0,5




3

Оригами

«Тюльпаны»

1

-

1




4-5

Подкормки. Удобрения




- значение подкормки для растения

- виды удобрений

- практические работы

2

1

1




6

Дидактическая игра «Собери цветок»


уточнение знаний о строении цветка - стебель, листья цветок


1

-

1




7-9

«Моя первая клумба»


защита индивидуальных темна

основе опытно - экспериментальной работы

3

-

3




10-13

Помощь в агроработах школы


- воспитание ответственного отношения к общественно-полезному труду

- меры предосторожности на садовых работах

- пикировка рассад

4

1


3





14-15

Экскурсия на природе



2

2

-




16

Мини выставка







1

-

1




Календарно - тематический план по внеурочной деятельности «Цветы вокруг нас» 3 класс (1ч в неделю)

Цветы в доме и в саду

1 четверть (9ч)

Тема

Цель

Количество часов

По плану

Факт


Примечание

всего

теор

практ




1

Вводное занятие


Урок повторение. Различие между комнатными и садовыми цветами


1

1

-




2

Экскурсия на природе


- сбор гербариев


1

-

1




3-4

Сбор семян из пришкольного участка


- обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями;


2

-

2




5

Цветы Якутии


- знакомство с цветами моего края

1

-

1




6

«Чудесные сухоцветы»


- аппликация из гербариев

1

-

1




7

Цветы вожедщие в Красную книгу


беседа

1

1

-










8

Дидактическая игра «Найди растение по описанию»


- уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений

1

-

1




9

«Охраняемые цветы»


-сообщение учащихся «Охраняемые цветы»

1

1

-




2 четверть (7ч)

Тема

Цель

Количество часов

По плану

Факт


Примечание

всего

теор

практ




1

Беседа «Берегите природу» - объяснение детям, для чего нужно охранять природу; -обогащение и расширение представления об окружающем мире

1

1

-




2-3

Цветы у тебя дома

- уход за растениями в доме

- сообщение учащихся «Наш семейный цветок»


2

1

1




4 Как климатические условия оказывают влияние на растения


- наблюдение

1

0,5

0,5




5

Урок - игра «Угадай, что за цветок»

- закрепление

1

-

1




6

Ландшафт


- знакомство с ландшафтным дизайном. - просмотр слайдов - изготовлении макетов дизайнерского оформления участка

2

1

1




7



Мини выставка







1

-

1






3 четверть (10ч)

Тема

Содержание

Количество часов

По плану

Факт


Примечание

всего

теор

практ




1



Зелёные друзья наших комнат

- беседа

- посев семян георгин, астр

1

1

-




2

«Откуда этот цветок»

Определение родины комнатных растений по внешним признакам.

1

1

-




3-4

Вредители, болезни и лечение - меры предосторожности при работе с химическими препаратами по обработке растений. -творческие и практические задания

2

1

1




5-7

Вредители и способы борьбы с ними - определение насекомых-вредителей по рисункам и фотографиям. - диагностика комнатных растений образовательного учреждения на наличие вредителей и болезней.

3

1

2




8

Удивительные растения - расширение познавательных интересов - показ слайдов -работа в энциклопедиях

1

1

-






9

Работа над сообщением с иллюстрацией

1

-

1






10

Мини - выставка Оформление выставки с сообщением «Эти удивительные растения».

1

-

1












4 четверть (8ч)

Тема

Цель

Количество часов

По плану

Факт


Примечание

всего

теор

практ




1



Посев семян: петуньи, флоксы - строение и состав семени - значение семени.


1

1

-




2-3

Планирования цветочного участка. - учить располагать клумбы, создавать цветовые схемы клумб - Лепка. Пластилин. Дизайнерское оформление участка.

2

0,5

1,5




4-5

Пикировка рассады -обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями - помощь в пришкольном участке школы - санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке

2

-

2




6

Помощники для роста. Удобрения


- правила подбора удобрений - санитарно -технические правила

1

1

-




7

Декоративные растения местной флоры

- экскурсия

- выпуск листовок «Берегите природу родного края».

1

1

-




8



Цветы вокруг нас




- обобщение пройденных тем -что мы узнали о цветоводстве - контроль ЗУН

1

-

1




Список литературы


Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т. 2. Травянистые растения. - М.: Издательство АСТ, 2000 Батурицкая Н.В., Фенчук. Т.Д. Удивительные опыты с растениями.- Минск: Новая асвета, 1991 Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. Биологический эксперимент в школе.- М.: Просвещение,1990 Бибикова Е.П., Бибиков Ю.А. Цветоводство. - Минск: Вышейшая школа, 1992 Дорохина Л.Д., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. - М.: Просвещение, 1990 Жизнь растений/ под ред. Федорова А.А.-М.: Просвещение, 1998 Кузнецова В.И. Уроки биологии. 6-7 класс.- М.: Просвещение, 1991 Клинковская Н. И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.- М.: Просвещение, 1986 Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологиии. Растения.- М.: Просвещение, 1991 Рогожин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. - М.: Педагогика,1981 Рэй Гибсон. Что я выращу?/ Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна - М.: «Росмэн». - 1998 Травкина В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие.-СПб.: «Паритет», 2002 Чувикова А.А. Учебная книга цветовода.- М.: Колос, 1984 Чувикова А.А. Практикум по цветоводству.- М.: Колос, 1984 Энциклопедия для детей: Т .2. Биология. - 4-е изд. испр. - М.: Аванта+, 1997 Список литературы для учащихся Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т. 2. Травянистые растения. - М.: Издательство АСТ, 2000 Батурицкая Н.В., Фенчук. Т.Д. Удивительные опыты с растениями. - Минск: Новая асвета, 1991 Бибикова Е.П., Бибиков Ю.А. Цветоводство. - Минск: Вышейшая школа, 1992 Жизнь растений/ под ред. Федорова А.А.-М.: Просвещение, 1998 Клинковская Н. И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.- М.: Просвещение, 1986 Рогожин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. - М.: Педагогика,1981 Рэй Гибсон. Что я выращу?/ Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна - М.: «Росмэн». - 1998 Чувикова А.А. Учебная книга цветовода.- М.: Колос, 1984 Энциклопедия для детей: Т .2. Биология. - 4-е изд. испр. - М.: Аванта+, 1997



© 2010-2022