- Преподавателю
- Начальные классы
- Карта урока по русскому языку на тему «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в нем?» (3 класс)
Карта урока по русскому языку на тему «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в нем?» (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сайфуллина Г.Т. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в нем?» Цель урока: ознакомить с особенностями текста - повествования, определить роль глаголов в нем. Планируемые результаты: Познавательные УУД
- осуществлять поиск необходимой информации;
- строить обобщения в устной и письменной форме;
- воспринимать научный текст, выделять существенную информацию;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
Ход урока:
Этап урока
Цель/задача этапа
Планируемое время
Деятельность и слова учителя
Планируемая деятельность и слова учащихся
Запланиро-ванный результат этапа 1. Организационный момент.
2. Стадия вызова. Настрой учащихся на работу.
Актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме урока. Пробуждение познавательной активности.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Формулирование темы
2 минуты
6 минут - Добрый день, ребята, сегодня нас ожидает интересная работа. А что мы будем делать, исследовать и изучать, вы определите после орфографической минутки.
Откройте тетради, запишите в них число, классная работа. Орфографическая минутка Тепло, ежи, кочка, сказка, топор.
По начальным буквам данных слов, определите, о чем мы будем сегодня говорить.
Прием «Корзина идей». - Предлагаю ваши идеи о том, что вы знаете о тексте собрать в корзинку. (Учитель фиксирует идеи на доске.)
-Ребята, вы предложили столько идей, давайте попробуем определить самое главное и сформулировать тему урока, прочитав информацию о тексте. Прием чтение с пометками. (Приложение 1). - Какие сведения о тексте вы уже знали? - Что оказалось для вас новым?
- Сформулируйте тему урока.
(Учащиеся оформляют записи в тетради, объясняют написание слов.)
Предлагают идеи: - мы будем беседовать о тексте; - будем изучать, что такое текст; - узнаем, какие бывают тексты; - будем составлять текст.
Делятся своими знаниями по теме.
Читают текст, используют знаки: + - если знают сведения; - если знание для них ново.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему урока. - Текст - повествование.
Заполнена корзина идеями по изучаемой теме.
Прочитан текст, обозначено знакомое и новое.
Сформулирована тема урока. II. Стадия осмысления
Изучение нового материала.
Активная работа с информацией, представленной в виде текста и таблицы.
10 минут
6 минут
5 минуты
8 минут
4 минуты
Прием «Таблица - синтез» (Приложение 2)
Заполним таблицу, по прочитанной информации. В первой колонке определим ключевые слова, а во второй - опорные фразы.
(Учитель оформляет таблицу на доске, подводит учащихся к выделению главного). (Во время высказываний детей, учитель добивается более четких формулировок ключевых слов и опорных фраз, в случае затруднения предлагает свои.)
- Составьте рассказ о тексте - повествовании по таблице. Расскажите. Работа в группе с деформированным текстом. (Учитель просит встать детей и повернуться друг к другу.) -Прочитайте задание. (Приложение 2) -Прочитайте предложения. -Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? -Установите последовательность предложений, чтобы получился текст. -Обсудите свои варианты в группах.
Учащиеся садятся за парты.
Прочитайте текст, который у вас получился. Определите тип текста. Докажите, что у вас получился текст-повествование.
Работа в парах. -Подчеркните в предложениях глаголы. (В случае необходимости спрашивает, что такое глагол.) Прочитайте текст без глаголов. - Как вы думаете, какую роль играют глаголы в тексте - повествовании?
- Предложите, какими ключевыми словами можно дополнить таблицу?
- Раскройте скобки в словах составленного текста. Объясните написание слов друг другу. Запишите текст по правилам русского языка. Вспомните, как оформляются предложения в тексте. Проверьте свою работу. Прием «Тонкий и толстый вопрос» - К записанному тексту придумайте 1 тонкий и 1 толстый вопрос. Слушают и выполняют задания учителя. Выделяют главное в тексте. Определяют ключевые слова и опорные фразы с опорой на текст: - цель текста; - вопросы-помощники; - структура; - количество картинок.
Составляют рассказ.
Работают в группе: устанавливают последовательность предложений.
Определяют тип текста, доказывают свои предположения.
Выполняют задание. Формулируют роль глаголов в тексте - повествование. - Глаголы в тексте - повествовании передают действие. - С помощью глаголов в тексте-повествовании происходит смена событий.
Предлагают ключевые слова: - слова-помощники; - часть речи;
Объясняют написание слов. Записывают составленный текст в тетради. Проверяют свою работу.
Придумывают и задают вопросы.
Определены ключевые слова и опорные фразы для таблицы.
Заполнена таблица.
Рассказ по таблице.
Определен тип составленного текста.
Сформулирована роль глаголов в тексте - повествовании.
Выделено ключевое слово, таблица заполнена.
Текст записан в тетрадь. III. Стадия рефлексии
Систематизация новых знаний.
3 минуты
Закончите предложение:
- Текст - это…
- В тексте -повествовании….
- Вернитесь к корзине идей.
- Уберите из нее лишнее, что не относится к теме урока.
- Добавьте в корзину то, чего в ней не хватает по теме урока. Заканчивают предложенные фразы.
Анализируют содержание корзины идей, извлекают лишнее, добавляют необходимое.
Корзина идей заполнена по теме урока.
Подведен итог урока.
Приложение 1.
Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу.
Предложения в тексте предполагают развитие мысли. Поэтому предложения выстраиваются в определенном порядке.
Все предложения в тексте объединяет общая тема. Тема - это то, о чём автор пишет.
Чтобы определить тему, нужно задать вопрос: о ком или о чём данный текст?
В тексте можно определить основную (главную) мысль. Главная мысль - это то, что автор хочет сказать своим читателям, то, ради чего он пишет.
Чтобы узнать главную мысль, нужно задать вопрос: для чего написан текст?
В тексте автор может рассказывать о событиях, описывать предмет живой или неживой природы, рассуждать о чем-либо.
В тексте можно выделить три части: вступление, основную часть и заключение.
Текст, в котором автор рассказывает о событиях, называется повествованием. Повествовать - рассказывать, излагать.
К тексту - повествованию можно задать вопросы: что случилось? где? когда? как случилось?
В повествовании можно нарисовать несколько картинок.
Прозаические тексты на письме оформляются одинаково: предложения записываются в строчку последовательно друг за другом по правилам русского языка. В тексте могут быть выделены красные строки (абзацы).
В стихотворных текстах каждая фраза записывается с новой строки.
Текст - это целое законченное сообщение, его всегда можно озаглавить.
Заголовок текста (название) должно быть кратким и ярким. Оно отражает тему текста. Заголовок текста пишется на середине строки с большой буквы. Точка после заголовка не ставится.
Приложение 2.
Текст-повествование
Ключевые слова
Опорные фразы
Цель текста Рассказать, сообщить о событиях.
Структура Три части: вступление, основная часть, заключение.
Вопросы-помощники Что? Где? Когда? С кем? (случилось)
Слова-помощники Глаголы передают и сменяют события.
Приложение 2.
Прочитай предложения. Установи последовательность предложений. Обозначь её цифрами слева.
У неё было сломано крыло.
Он л(е,и)чил птичку.
В парке (П,п)етя увидел синич(ь, -)ку.
В(и,е)сной синич(ь,-)ка ул(е,и)тела.
Мальчик принёс бедня(ш,ж)ку д(а,о)мой.