Карта урока по русскому языку на тему «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в нем?» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в нем?» Цель урока: ознакомить с особенностями текста - повествования, определить роль глаголов в нем. Планируемые результаты: Познавательные УУД

  • осуществлять поиск необходимой информации;
  • строить обобщения в устной и письменной форме;
  • воспринимать научный текст, выделять существенную информацию;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
Регулятивные УУД
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
Коммуникативные УУД
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы;
Личностные УУД
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Ход урока:

Этап урока

Цель/задача этапа

Планируемое время

Деятельность и слова учителя

Планируемая деятельность и слова учащихся

Запланиро-ванный результат этапа 1. Организационный момент.













2. Стадия вызова. Настрой учащихся на работу.





















Актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме урока. Пробуждение познавательной активности.





Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.



























Формулирование темы

2 минуты























6 минут - Добрый день, ребята, сегодня нас ожидает интересная работа. А что мы будем делать, исследовать и изучать, вы определите после орфографической минутки.

Откройте тетради, запишите в них число, классная работа. Орфографическая минутка Тепло, ежи, кочка, сказка, топор.





По начальным буквам данных слов, определите, о чем мы будем сегодня говорить.













Прием «Корзина идей». - Предлагаю ваши идеи о том, что вы знаете о тексте собрать в корзинку. (Учитель фиксирует идеи на доске.)





-Ребята, вы предложили столько идей, давайте попробуем определить самое главное и сформулировать тему урока, прочитав информацию о тексте. Прием чтение с пометками. (Приложение 1). - Какие сведения о тексте вы уже знали? - Что оказалось для вас новым?

- Сформулируйте тему урока.













(Учащиеся оформляют записи в тетради, объясняют написание слов.)



Предлагают идеи: - мы будем беседовать о тексте; - будем изучать, что такое текст; - узнаем, какие бывают тексты; - будем составлять текст.



Делятся своими знаниями по теме.







Читают текст, используют знаки: + - если знают сведения; - если знание для них ново.



Отвечают на вопросы учителя.



Формулируют тему урока. - Текст - повествование.














































Заполнена корзина идеями по изучаемой теме.

Прочитан текст, обозначено знакомое и новое.











Сформулирована тема урока. II. Стадия осмысления
Изучение нового материала.



Активная работа с информацией, представленной в виде текста и таблицы.


















































10 минут





























6 минут







































5 минуты

































8 минут























4 минуты

Прием «Таблица - синтез» (Приложение 2)

Заполним таблицу, по прочитанной информации. В первой колонке определим ключевые слова, а во второй - опорные фразы.

(Учитель оформляет таблицу на доске, подводит учащихся к выделению главного). (Во время высказываний детей, учитель добивается более четких формулировок ключевых слов и опорных фраз, в случае затруднения предлагает свои.)





- Составьте рассказ о тексте - повествовании по таблице. Расскажите. Работа в группе с деформированным текстом. (Учитель просит встать детей и повернуться друг к другу.) -Прочитайте задание. (Приложение 2) -Прочитайте предложения. -Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? -Установите последовательность предложений, чтобы получился текст. -Обсудите свои варианты в группах.

Учащиеся садятся за парты.

Прочитайте текст, который у вас получился. Определите тип текста. Докажите, что у вас получился текст-повествование.

Работа в парах. -Подчеркните в предложениях глаголы. (В случае необходимости спрашивает, что такое глагол.) Прочитайте текст без глаголов. - Как вы думаете, какую роль играют глаголы в тексте - повествовании?













- Предложите, какими ключевыми словами можно дополнить таблицу?





- Раскройте скобки в словах составленного текста. Объясните написание слов друг другу. Запишите текст по правилам русского языка. Вспомните, как оформляются предложения в тексте. Проверьте свою работу. Прием «Тонкий и толстый вопрос» - К записанному тексту придумайте 1 тонкий и 1 толстый вопрос. Слушают и выполняют задания учителя. Выделяют главное в тексте. Определяют ключевые слова и опорные фразы с опорой на текст: - цель текста; - вопросы-помощники; - структура; - количество картинок.









Составляют рассказ.



Работают в группе: устанавливают последовательность предложений.



















Определяют тип текста, доказывают свои предположения.





Выполняют задание. Формулируют роль глаголов в тексте - повествование. - Глаголы в тексте - повествовании передают действие. - С помощью глаголов в тексте-повествовании происходит смена событий.



Предлагают ключевые слова: - слова-помощники; - часть речи;

Объясняют написание слов. Записывают составленный текст в тетради. Проверяют свою работу.





Придумывают и задают вопросы.


Определены ключевые слова и опорные фразы для таблицы.





Заполнена таблица.







Рассказ по таблице.





























Определен тип составленного текста.



Сформулирована роль глаголов в тексте - повествовании.











Выделено ключевое слово, таблица заполнена.

Текст записан в тетрадь. III. Стадия рефлексии
Систематизация новых знаний.

3 минуты

Закончите предложение:

- Текст - это…

- В тексте -повествовании….

- Вернитесь к корзине идей.

- Уберите из нее лишнее, что не относится к теме урока.

- Добавьте в корзину то, чего в ней не хватает по теме урока. Заканчивают предложенные фразы.

Анализируют содержание корзины идей, извлекают лишнее, добавляют необходимое.






Корзина идей заполнена по теме урока.





Подведен итог урока.





Приложение 1.

Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу.

Предложения в тексте предполагают развитие мысли. Поэтому предложения выстраиваются в определенном порядке.

Все предложения в тексте объединяет общая тема. Тема - это то, о чём автор пишет.

Чтобы определить тему, нужно задать вопрос: о ком или о чём данный текст?

В тексте можно определить основную (главную) мысль. Главная мысль - это то, что автор хочет сказать своим читателям, то, ради чего он пишет.

Чтобы узнать главную мысль, нужно задать вопрос: для чего написан текст?

В тексте автор может рассказывать о событиях, описывать предмет живой или неживой природы, рассуждать о чем-либо.

В тексте можно выделить три части: вступление, основную часть и заключение.

Текст, в котором автор рассказывает о событиях, называется повествованием. Повествовать - рассказывать, излагать.

К тексту - повествованию можно задать вопросы: что случилось? где? когда? как случилось?

В повествовании можно нарисовать несколько картинок.
Прозаические тексты на письме оформляются одинаково: предложения записываются в строчку последовательно друг за другом по правилам русского языка. В тексте могут быть выделены красные строки (абзацы).

В стихотворных текстах каждая фраза записывается с новой строки.

Текст - это целое законченное сообщение, его всегда можно озаглавить.

Заголовок текста (название) должно быть кратким и ярким. Оно отражает тему текста. Заголовок текста пишется на середине строки с большой буквы. Точка после заголовка не ставится.

Приложение 2.

Текст-повествование

Ключевые слова

Опорные фразы

Цель текста Рассказать, сообщить о событиях.

Структура Три части: вступление, основная часть, заключение.

Вопросы-помощники Что? Где? Когда? С кем? (случилось)

Слова-помощники Глаголы передают и сменяют события.

Приложение 2.

Прочитай предложения. Установи последовательность предложений. Обозначь её цифрами слева.

У неё было сломано крыло.

Он л(е,и)чил птичку.

В парке (П,п)етя увидел синич(ь, -)ку.

В(и,е)сной синич(ь,-)ка ул(е,и)тела.

Мальчик принёс бедня(ш,ж)ку д(а,о)мой.











© 2010-2022