- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: Лев Толстой «Филиппок»
Тема: Лев Толстой «Филиппок»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рудакова Е.М. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Л.Н.Толстой «Филиппок»
Тип урока: получение новых знаний
Образовательная программа «Гармония».
Учебник: О. В. Кубасова «Любимые страницы», 2 класс.
Цель: . познакомить с рассказом «Филиппок», учить составлять характеристику героев, учить составлять полные ответы на поставленные вопросы, воспитывать положительное отношение к людям, стремящимися учиться.
^ Задачи урока:
Общеучебные умения:
- формировать умения отвечать на вопросы учителя к тексту
произведения, находить в тексте предложения, которые
подтверждали бы высказанную мысль,
Развивающая
- развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с устаревшей лексикой;
развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, , составлять устный рассказ о герое произведения;
Воспитательная:
- воспитание познавательной активности;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине через изучение истории;
Оборудование:
Выставка книг , аудиозапись «Филипок, видеозапись: карточки с заданиями, компьютерная презентация
План урока.
1.Орг. момент
Мотивация
2. Актуализация знаний. Работа с выставкой.
3. Знакомство с созданием азбуки Толстого, его биографией и особенностями школ того времени.
4. Знакомство с произведением «Филиппок», разбор непонятных слов.
5.Перечитывание, работа с текстом и составление устного рассказа о Филиппке.
6. Физкультминутка 7.Работа в парах - восстановление деформированного плана рассказа
8.Дифференцированное домашнее задание
9.Домашнее задание.
Ход урока.
1. Орг. Момент.
Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели, Слушаем внимательно Работаем старательно . Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки. 2. Мотивация. - Вспомните, когда вам впервые захотелось пойти в школу? - Как вы начали готовиться к ней? - Кто вас провожал в школу? Волновались ли вы?
- Как вы думаете, ребята, всегда ли дети могли так как и вы приходить в школу и получать знания?
Почему они не могли учиться? В давние времена не каждый ребенок мог попасть в школу . Да и школа была не такая. В одной комнате училось сразу несколько классов, а учитель был один на всех. Он имел право строго наказывать учеников за невыученный урок или шалость. В старину учились дети- Их учил церковный дьяк, Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б- как АЗ да Буки, В как Веди , Г-Глаголь, И учитель для науки По субботам их порол. 3. Беседа учителя. Сообщение темы и целей урока. - Как думаете, о чем мы будем читать на уроке? (о том как учились дети раньше). Рассмотрите выставку книг. С творчеством какого писателя будете знакомиться? Какую задачку вы поставите себе на урок? Слайд1
Посмотрите внимательно ,все ли книги соответствуют теме выставки? ( азбука лишняя) Почему она сегодня снова с нами на уроке?
Азбуку для детей с простыми названиями букв, детскими произведениями и картинками написал Лев Николаевич Толстой.
- В те времена печатали разные азбуки: одни для детей из богатых семей - цветные, с картинками, другие - для бедных - маленькие, плохо отпечатанные, без иллюстраций. Лев Толстой тоже создал азбуку. (слайд2)
В нее он включил маленькие рассказы о жизни крестьян, загадки. Вот некоторые из них.
Скручен, связан, по избе пляшет (веник)
На дворе горой,
А в избе водой. (Снег)
Азбука эта была специально издана для работы в школе для бедных, которую открыл и в которой учил детей Лев Николаевич Толстой .
Школ в старину было мало даже в городах, а в деревнях почти все были безграмотными. Лев Николаевич Толстой 150 лет назад создал школу для бедных прямо в своей усадьбе «Ясная поляна». Слайд3
Школа была бесплатная и в ней никогда не наказывали учеников розгами, в отличие от других школ. Слайд4
Дети любили своего учителя, им было интересно заниматься. Все деревенские мальчишки и девчонки хотели в ней учиться! Слайд5
Многие произведения из азбуки Толстого до сих пор печатают в современных учебниках по чтению и с интересом читаются детьми.
С каким произведением будете знакомиться сегодня, вы узнаете, из учебника на странице 81. Рассмотрите внимательно книгу Как она называется? Догадайтесь по обложке, о ком в ней написано.? Когда жил этот мальчик?
слайд6
4. Знакомство c произведением.
. Можете ли вы по названию и иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся).
А) первичное восприяти
Послушайте текст, проверьте вравы вы или нет.
Слайды по ходу чтения учителя 7,8,9,10,11,12,13
- Понравилось вам произведение?
Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?
Б) словарная работа и работа над жанром произведения.
Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора?
Этот случай, произошел в школе и Лев Николаевич про него знал. К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль) Что означает слово «быль»? (Быль - это то, что было в действительности, в жизни). Слайд14 В тексте есть незнакомые слова Прочитайте эти слова и выясните их смысл. (на карточках на столах)
ПОДЁННАЯ РАБОТА - оплачивается по дням
БЕЖАТЬ ВО ВЕСЬ ДУХ - очень быстро
ПОСТРЕЛЁНОК - озорник, сорванец
БЕДОВЫЙ - шустрый, смелый
В) чтение произведения .
1) чтение первой части (с.82-83) "цепочкой": Какие действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята). Что узнали о матери? Что узнали об отце? Что узнали о бабушке? Что узнали о ребятах? Что узнали о Филипке?
( Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.)
- А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)
- Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)
2) чтение второй части (с.83) "жужжащее чтение":
Физкультминутка для глаз.
Ах как долго мы читали ,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно.
Ах как солнце высоко,
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
В Верх по радуге пойдем,
Влево, вправо повернем
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
- Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)
- Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.)
Филипок не шел, а бежал в школу - вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе.
- Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?
- А почему он не вернулся, хотя и было страшно?
- Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.
3) чтение третьей части (с83-84.) про себя.
Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.)
Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.) Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром). Что вы можете сказать о мужике, какой он? Что можно сказать о бабе? Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся). Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал? Какие слова употребил автор? Найдите в тексте и прочитайте как Филиппок испугался. Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.
4) чтение четвертой части(с.85):
Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? ("Я бедовый...")
Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться.) 6.Физкультминутка.
В своей школе Лев Николаевич много разучивал игр с детьми и вместе с ними играл, например в игру «Метелица». Г) характеристика героя. - Назовите главного героя произведения. Составим его образ..
Работаете по карточкам.
Паспорт героя
1. Где живёт? ( в селе)
-
Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?
-
Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)
-
Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) - Кто дополнит?
-
Что думает о нём автор? (одобряет поступок Филиппка) - Какие ещё дополнения? (называет его ласково)
-
Что вам понравилось или не понравилось в герое?
(смелый, любознательный, но непослушный)
О ком эта история?
Кто главный герой?
Какого возраста?
- Каким вы себе представляете Филиппка?
4) Давайте составим словесный портрет Филипка, вспомнив то, что уже говорили и добавив что-то новое. В этом вам поможет текст- подсказка.
Слайд15
Работать будем коллективно.
Филиппок это … … мальчик. ( маленький, деревенский)
Жил в … семье. (крестьянской)
У него были мама, …, …, старший … . (папа, бабушка, брат)
Костюшка ходил в школу.
Филиппок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)
Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя.(смелым и настойчивым)
Он упорно добивался своей цели.
Учитель … Филиппку … в школе. (разрешил, учиться)
Так каков же Филипок? (Филипок - самостоятельный, настойчивый, смелый, целеустремленный, он уже имеет характер - он может добиться своей цели.)
Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик? Кто хотел бы быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание).
- Как относится автор к своему герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка)
Чему научил вас этот текст (добиваться своей цели, не бояться)
7. Восстановление деформированного плана.
Учитель. А сейчас я предлагаю вам план нашего рассказа. Вы согласны с ним?
План.
Встреча с учителем.
Филипок отправляется в школу.
Дорога в школу.
«Ты погоди хвалиться».
Учитель. Расположите пункты плана в нужной последовательности.
Этот план вам пригодится?Где, Для чего?
8.Итог урока. Лев Николаевич Толстой очень любил детей он писал для них книги, но еще читал и записывал на записывающее устройство свои произведения. Однажды дети пришли в гости к писателю ,Лев Николаевич решил их удивить и записал «Обращение к учащимся школ.»
Давайте прослушаем это обращение. Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого.
- О чем просит вас Толстой?
9.Домашнее задание.
Какое бы домашнее задание хотели выполнить вы? (Чтение по ролям, картинный план.)
- Спасибо за урок. Вы-молодцы!