Тема: Лев Толстой «Филиппок»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Л.Н.Толстой «Филиппок»


Тип урока: получение новых знаний

Образовательная программа «Гармония».

Учебник: О. В. Кубасова «Любимые страницы», 2 класс.

Цель: . познакомить с рассказом «Филиппок», учить составлять характеристику героев, учить составлять полные ответы на поставленные вопросы, воспитывать положительное отношение к людям, стремящимися учиться.

^ Задачи урока:

Общеучебные умения:

- формировать умения отвечать на вопросы учителя к тексту
произведения, находить в тексте предложения, которые
подтверждали бы высказанную мысль,

Развивающая

- развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с устаревшей лексикой;

развивать умение находить в тексте слова, предложения для ха­рактеристики героя, выражать свое отношение к героям, , составлять устный рассказ о герое произве­дения;

Воспитательная:

- воспитание познавательной активности;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине через изучение истории;

Оборудование:

Выставка книг , аудиозапись «Филипок, видеозапись: карточки с заданиями, компьютерная презентация


План урока.

1.Орг. момент

Мотивация

2. Актуализация знаний. Работа с выставкой.

3. Знакомство с созданием азбуки Толстого, его биографией и особенностями школ того времени.

4. Знакомство с произведением «Филиппок», разбор непонятных слов.

5.Перечитывание, работа с текстом и составление устного рассказа о Филиппке.

6. Физкультминутка 7.Работа в парах - восстановление деформированного плана рассказа

8.Дифференцированное домашнее задание

9.Домашнее задание.



Ход урока.

1. Орг. Момент.


Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели, Слушаем внимательно Работаем старательно . Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки. 2. Мотивация. - Вспомните, когда вам впервые захотелось пойти в школу? - Как вы начали готовиться к ней? - Кто вас провожал в школу? Волновались ли вы?

- Как вы думаете, ребята, всегда ли дети могли так как и вы приходить в школу и получать знания?

Почему они не могли учиться? В давние времена не каждый ребенок мог попасть в школу . Да и школа была не такая. В одной комнате училось сразу несколько классов, а учитель был один на всех. Он имел право строго наказывать учеников за невыученный урок или шалость. В старину учились дети- Их учил церковный дьяк, Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б- как АЗ да Буки, В как Веди , Г-Глаголь, И учитель для науки По субботам их порол. 3. Беседа учителя. Сообщение темы и целей урока. - Как думаете, о чем мы будем читать на уроке? (о том как учились дети раньше). Рассмотрите выставку книг. С творчеством какого писателя будете знакомиться? Какую задачку вы поставите себе на урок? Слайд1

Посмотрите внимательно ,все ли книги соответствуют теме выставки? ( азбука лишняя) Почему она сегодня снова с нами на уроке?
Азбуку для детей с простыми названиями букв, детскими произведениями и картинками написал Лев Николаевич Толстой.

- В те времена печатали разные азбуки: одни для детей из богатых семей - цветные, с картинками, другие - для бедных - маленькие, плохо отпечатанные, без иллюстраций. Лев Толстой тоже создал азбуку. (слайд2)



В нее он включил маленькие рассказы о жизни крестьян, загадки. Вот некоторые из них.

Скручен, связан, по избе пляшет (веник)



На дворе горой,

А в избе водой. (Снег)

Азбука эта была специально издана для работы в школе для бедных, которую открыл и в которой учил детей Лев Николаевич Толстой .
Школ в старину было мало даже в городах, а в деревнях почти все были безграмотными. Лев Николаевич Толстой 150 лет назад создал школу для бедных прямо в своей усадьбе «Ясная поляна». Слайд3

Школа была бесплатная и в ней никогда не наказывали учеников розгами, в отличие от других школ. Слайд4

Дети любили своего учителя, им было интересно заниматься. Все деревенские мальчишки и девчонки хотели в ней учиться! Слайд5
Многие произведения из азбуки Толстого до сих пор печатают в современных учебниках по чтению и с интересом читаются детьми.


С каким произведением будете знакомиться сегодня, вы узнаете, из учебника на странице 81. Рассмотрите внимательно книгу Как она называется? Догадайтесь по обложке, о ком в ней написано.? Когда жил этот мальчик?
слайд6
4. Знакомство c произведением.

. Можете ли вы по названию и иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся).

А) первичное восприяти

Послушайте текст, проверьте вравы вы или нет.

Слайды по ходу чтения учителя 7,8,9,10,11,12,13

- Понравилось вам произведение?

Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?

Б) словарная работа и работа над жанром произведения.

Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора?

Этот случай, произошел в школе и Лев Николаевич про него знал. К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль) Что означает слово «быль»? (Быль - это то, что было в действительности, в жизни). Слайд14 В тексте есть незнакомые слова Прочитайте эти слова и выясните их смысл. (на карточках на столах)

ПОДЁННАЯ РАБОТА - оплачивается по дням

БЕЖАТЬ ВО ВЕСЬ ДУХ - очень быстро

ПОСТРЕЛЁНОК - озорник, сорванец

БЕДОВЫЙ - шустрый, смелый




В) чтение произведения .

1) чтение первой части (с.82-83) "цепочкой": Какие действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята). Что узнали о матери? Что узнали об отце? Что узнали о бабушке? Что узнали о ребятах? Что узнали о Филипке?

( Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.)

- А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)

- Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)

2) чтение второй части (с.83) "жужжащее чтение":

Физкультминутка для глаз.

Ах как долго мы читали ,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно.

Ах как солнце высоко,

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим,

В Верх по радуге пойдем,

Влево, вправо повернем

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

- Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

- Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.)

Филипок не шел, а бежал в школу - вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе.

- Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

- А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

- Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.

3) чтение третьей части (с83-84.) про себя.

Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.)

Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.) Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром). Что вы можете сказать о мужике, какой он? Что можно сказать о бабе? Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся). Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал? Какие слова употребил автор? Найдите в тексте и прочитайте как Филиппок испугался. Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.

4) чтение четвертой части(с.85):

Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? ("Я бедовый...")



Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться.) 6.Физкультминутка.

В своей школе Лев Николаевич много разучивал игр с детьми и вместе с ними играл, например в игру «Метелица». Г) характеристика героя. - Назовите главного героя произведения. Составим его образ..

Работаете по карточкам.

Паспорт героя

1. Где живёт? ( в селе)

  1. Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

  2. Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

  3. Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) - Кто дополнит?

  4. Что думает о нём автор? (одобряет поступок Филиппка) - Какие ещё дополнения? (называет его ласково)

  5. Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

О ком эта история?

Кто главный герой?

Какого возраста?

- Каким вы себе представляете Филиппка?


4) Давайте составим словесный портрет Филипка, вспомнив то, что уже говорили и добавив что-то новое. В этом вам поможет текст- подсказка.

Слайд15

Работать будем коллективно.

Филиппок это … … мальчик. ( маленький, деревенский)

Жил в … семье. (крестьянской)

У него были мама, …, …, старший … . (папа, бабушка, брат)

Костюшка ходил в школу.

Филиппок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)

Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя.(смелым и настойчивым)

Он упорно добивался своей цели.

Учитель … Филиппку … в школе. (разрешил, учиться)

Так каков же Филипок? (Филипок - самостоятельный, настойчивый, смелый, целеустремленный, он уже имеет характер - он может добиться своей цели.)



Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик? Кто хотел бы быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание).

- Как относится автор к своему герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка)

Чему научил вас этот текст (добиваться своей цели, не бояться)


7. Восстановление деформированного плана.
Учитель. А сейчас я предлагаю вам план нашего рассказа. Вы согласны с ним?

План.
Встреча с учителем.
Филипок отправляется в школу.
Дорога в школу.
«Ты погоди хвалиться».

Учитель. Расположите пункты плана в нужной последовательности.



Этот план вам пригодится?Где, Для чего?

8.Итог урока. Лев Николаевич Толстой очень любил детей он писал для них книги, но еще читал и записывал на записывающее устройство свои произведения. Однажды дети пришли в гости к писателю ,Лев Николаевич решил их удивить и записал «Обращение к учащимся школ.»

Давайте прослушаем это обращение. Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого.

- О чем просит вас Толстой?



9.Домашнее задание.

Какое бы домашнее задание хотели выполнить вы? (Чтение по ролям, картинный план.)

- Спасибо за урок. Вы-молодцы!













© 2010-2022