Разработка урока по теме: Иван Бунин. Выразительное чтение стихотворений

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «У каждого из слов душа своя…»

И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений

3 класс

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством И. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, мышление.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении; объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Бунина, его портрет.

Ход урока

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Пожелаем всем удач

За работу, в добрый час.

  1. Проверка домашнего задания

Захотелось ли вам выполнить рисунок к стихотворению К. Д. Бальмонта «Золотое слово». Те дети, которые сделали рисунки, вывешивают их на доску. Разве возможно такое, чтобы встретились вместе осень, весна, зима? А благодаря вашим работам это произошло, и теперь мы видим рядом и красавицу Весну, и своенравную Зиму, и кормилицу Осень. Выучил ли кто-нибудь стихотворение наизусть? Дети, которые выучили стихотворение наизусть, рассказывают его. Затем (если в этом есть необходимость) несколько человек выразительно читают стихотворение.

Сегодня мы продолжим работу над разделом учебника «Поэтическая тетрадь»

III. Работа по теме урока

(Учитель читает стихотворение.)

Седое небо надо мной

И лес раскрытый, обнаженный.

Внизу, вдоль просеки лесной.

Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,

Внизу молчанье увяданья...

Вся молодость моя - скитанья

Да радость одиноких дум!

Кто знает кто написал это стихотворение?

- Это красивое стихотворение написал замечательный писатель, поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся.

Какие стихи данного автора мы будем читать, вы узнаете, посмотрев содержание в конце учебника.

- Назовите произведения.

(Учитель открывает портрет на доске, дети читают: Иван Алексеевич Бунин (1870-1953).

Сегодня у нас необычный урок. Необычность его в том, что мы встретимся сегодня с нашим земляком, писателем и поэтом милостью божьей, лауреатом Нобелевской премии - И.А. Буниным. Это имя вам, конечно, знакомо. Его стихи уже звучали у нас на уроке. Но сегодня мы попытаемся чуть ближе прикоснуться к творчеству нашего земляка и попытаемся понять, связано ли творчество И.А. Бунина с Липецким краем.

Послушаем проект вашего одноклассника.

Проект: «И.А. Бунин и Липецкий край»

Работая над проектом, была выдвинута гипотеза: «Связана ли жизнь И. Бунина с Липецким краем?»

Известный поэт Гете сказал: «Тот, кто хочет познать поэта, должен идти в страну поэта». Вот и мы начнем наше знакомство с этой страны. А страна эта - наша Липецкая область.

И. А. Бунин, известный поэт, писатель 20 века, переводчик, первый русскоязычный лауреат Нобелевской премии по литературе и наш земляк.

Известно, что источником творчества для настоящего художника служит его душа, в развитии которой огромную роль играет малая родина с ее природой, людьми, историческим прошлым и культурным наследием

И.А.Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже.

Центральные области России -земли Орловские, Рязанские, Тульские, Тамбовские, Воронежские - уже в 16 веке являлись местом деятельности многочисленных представителей древнего рода Буниных.

Известно, что И.А. Бунин гордился своим происхождением, древним родом: «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей»

Детские и юношеские годы провел на хуторе Бутырки и селе Озерки Елецкого уезда Орловской губернии Сегодня это Становлянский район Липецкой области Озерки оставили в памяти Бунина яркие впечатления.

. В деревне от матери и дворовых маленький Ваня "наслушался" песен и сказок. Воспоминания о детстве - лет с семи, как писал Бунин, связаны у него "с полем, с мужицкими избами" и обитателями их. Он целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил.

Уездным городом в то время был Елец.

С Ельцом Бунина связывало многое, это был город его любви, юности, учебы в гимназии, город, куда стремилась его душа из далекой Франции.

Бунинский Елец начинается с детских впечатлений будущего писателя, когда он с родителями совершает своё первое в жизни путешествие, самое необыкновенное из всех последующих. Каким же предстал Елец перед глазами мальчика? Давайте на мгновение представим себе, что нет высоких современных зданий, обилия автомобилей. Наше воображение рисует пыльную дорогу, движется дорожный экипаж, 5-летний Ваня Бунин едет в Елец.

В первый приезд в Елец его больше всего поразил храм Михаила Архангела (слайд 18).. «Как въехали мы в город, не помню (…). Зато как помню городское утро! Я висел над пропастью, в узком ущелье из огромных, никогда мною не виданных домов, меня ослеплял блеск солнца, стекол, вывесок, а надо мной на весь мир разливался какой-то дивный музыкальный кавардак: звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся надо всем в таком величии, в такой роскоши, какие и не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса».
Этот храм поразил Бунина настолько, что впоследствии он опишет его во многих своих произведениях.

Когда Ивану Бунину исполнилось 10 лет, он приехал в Елец на занятия в гимназию. Учился он в казенной мужской гимназии, построенной миллионером Поляковым в 1871 году. Поступить в нее было сложно, т.к. обучение стоило довольно дорого - 35 рублей в месяц, и было одно отличительное правило - отличники следующий год учились бесплатно.

Дома у Ивана был гувернер, поэтому он со всем справился блестяще и поступил сразу в 1 класс. Сначала ему все нравилось.

Но со второго класса начались проблемы. Дело в том, что Иван не любил математику, это тот предмет, который никак ему не давался, из-за которого ему пришлось «просидеть» два года во 2-ом классе.

Необходимо отметить, что успешной учебе не способствовала и его домашняя обстановка: Иван жил на квартирах, снимал комнаты у елецких мещан по четырем адресам. Родителей не устроили первые три квартиры, поэтому стали искать ему четвертую квартиру, которая впоследствии оказалась последней. Бунин не закончил гимназию. После первого полугодия в 4 классе, отправился домой на Рождественские каникулы и не вернулся в гимназию из - за финансовых затруднений семьи. Продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 - летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.

Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине была нелегкой.

Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище.

Таким образом, жизнь Ивана Бунина и Липецкого края доказано.

В своём проекте, использовал странички биографии Бунина, материалы из музея писателя в городе Ельце и интернет - ресурсы.

Учитель: Ребята, писатель воспринимал землю липецкого края как зримое воплощение Родины. Может быть, и вы, пройдя бунинскими тропами, сумеете лучше понять Родину и самих себя. У каждого из нас останутся свои впечатления, свои мысли и чувства о великом писателе, но ничье сердце не останется равнодушным при чтении его произведений.

- На этом уроке будем учиться читать стихи - не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя…

Работа над стихотворением Бунина «Детство»

Но для начала представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.

Работа в группах: художники, поэты

(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).

На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.

Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.

Ребята, работаем, помогая друг другу.

Карточка с заданием для художников:

Уважаемые художники, представьте слово " детство" в цвете.

Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?

У вас на столах цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.

Рисуйте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.

Задание: (решите, кто будет отвечать)

Почему вы выбрали именно эти цвета?

Какие цвета не использовали, почему?

Карточка с заданием для поэтов:

Уважаемые поэты, подберите к слову "детство" эпитеты.

Вспомните, что такое эпитет?

Уважаемые поэты, подберите существительные, которыми бы вы рассказали о детстве. Напишите цветными фломастерами эти слова на лучиках.

А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.

Художники, несите свои солнышки, прочитайте своё задание всем.

А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.

- Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!

Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?

- Прочитайте стихотворение «Детство» самостоятельно.

(Ученики читают. Работа после чтения.)

О ком это стихотворение?

- Прочитайте стихотворение еще раз так, как вы его поняли. (Чтение учащихся вслух.)

- Ребята, почему стихотворение называется «Детство»? В нем что, рассказывается о маленьком Бунине? (Нет, в стихотворении говорится о сосновом боре. Автор вспоминает, как и что он чувствовал и ощущал, когда бродил в этом бору в детстве.)

Какие непонятные слова вам встретились при чтении стихотворения?

Словарная работа.

- А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение самостоятельно. Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте непонятные слова.

- Какие непонятные слова вы встретили? (В бору, ароматом, палатам, зной)
- Назовите близкое по значению слово к слову «аромат» - (запах).
- К слову «зной» - (жара)
- Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне).
- Значит, бор - это лес, в котором растут… (сосны)
- Слово «палаты». Что вы о нём знаете? В каких случаях употребляют в речи? (Палата бывает в больнице)
- А вот А. С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употребил тоже это слово…

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей».

- Значит, что же такое «палаты»? Это помещение.

Сладостный - приятный, доставляющий удовольствие.

Прильнуть - прислониться.

Работа с текстом.

а) Чтение стихотворения по частям

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

-Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?

-Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.

-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передаёт чувства поэта.

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

-Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?

-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.

-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чём не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.

Ученики отмечают, что и слова весело, сладостней, тоже отражают авторское восприятие мира.

б) Работа с репродукцией картины И. И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»

- А теперь мы посмотрим на репродукцию картины И. И.Шишкина.

-Посмотрите на сосны, какие они?

-Большие.

-Огромные.

-Красивые.

-Стройные.

-Высокие.

Что мы ещё видим на картине?

- Траву, землю.

-Почему картина называется «Сосны, освещённые солнцем»?

-Потому что с одной стороны они жёлтые. Значит, на них падает солнечный свет.

-От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день.

Вывод.

-Перед вами солнечные палаты.

-Царские палаты создает человек.

-Кто создает палаты солнечные?

-Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать.

Их создает природа.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шёлк…

-Что необычного в этих строчках?

-Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.

-Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»

- Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь - везде, повсюду разлит солнечный свет.

- «Песок - как шёлк…».

- Какой литературный приём использует автор?

- Красивое сравнение. Необычное.

-В чём его необычность? Думаем все вместе.

-Шелк - мягкий, нежный.

-Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может ли песок блестеть на солнце?

-Обратите внимание на многоточие:

-Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шёлк…».

-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.

…Прильну к сосне корявой…

- Подберите к этому слову синонимы-близкие по значению слова.

-Прильнуть - прислониться.

-В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть - с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне.

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжёлый, величавый.

-Послушайте, что нам прочитает о сосне… (карточка)

Сосна - высокое стройное дерево. Она достигает высоты в 40 метров. Доживает до четырёхсот лет.

-Сколько лет живёт сосна?

-Может ли так долго прожить человек?

-Вспомните, сколько лет в этом стихотворении автору?(10)

-Представьте, что мы сейчас в лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

-Да. Сосны живут долго.

-О чём говорят эти великаны?

-Они говорят, что мы очень маленькие.

- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

-На примере этого четверостишия, ещё раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

- Подумайте над вопросом:

-Какое настроение соответствует этому стихотворению? (Радостное, весёлое, бодрое, приподнятое.)

- Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем Ивана Ивановича Шишкина? Почему? (Пейзаж красив и стихотворение красивое)

Вывод: И картина и стихотворение вызывают радостное настроение.

- Какими представляете вы себе людей, которые могут так воспринимать природу? (Добрыми, ласковыми, красивыми, наблюдательными.)

- Что бы вы могли сказать об Иване Алексеевиче Бунине? (Его стихи легко читаются, хорошо чувствует природу)

Работа над выразительным чтением.

-Наступил самый ответственный момент. Начинаем готовиться к выразительному чтению стихотворения. Работать будете в парах. Определите главные, важные слова, которые помогут ярче представить настроение автора, красоту соснового бора.

- Прочитайте стихотворение вслух

IV. Физкультминутка

Птички кушать захотели,

Поискали зернышек.

То присели, то взлетели.

Все клевали и клевали,

Пока сильно не устали,

Улеглись на солнышке.

(Постучать пальцами о колени, по бедрам, по животу, по бокам и встать, выпрямиться. Затем постучать по крышке парты, сиденьям.)

V. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение стихотворения «Полевые цветы»

- А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.

- Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Ромашка, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой и др.)

(Чтение стихотворения учителем.)

2. Работа после чтения

- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

(Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за стих морей...)

- Что значит «их привезли из-за синих морей»? (Значит, привезли издалека.)

- А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они...)

Благовонный - ароматный, душистый.

- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)

- Почему автора привлекают скромные полевые цветы? (Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные» и «говорят про давно позабытые светлые дни».)

(Выразительное чтение стихотворения.)

3. Беседа о стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги...»

- Самостоятельно прочитайте третье стихотворение И. Бунина - «Густой зеленый ельник у дороги...».

(Дети читают сначала про себя, затем вслух.)

- Что произошло в зеленом ельнике? Как вы поняли? (В ельнике шел олень. А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал.)

- Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать все то, что хотел донести до нас автор.

(Выразительное чтение стихотворения.)

VI. Рефлексия - Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем? - Какие открытия сделали?

Сегодня на уроке я …

  • научился …

  • повторил …

  • запомнил …

-Оцените свою работу на уроке

VII. Подведение итогов урока

- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?

- Какое стихотворение вам больше всего понравилось?

Вывод.

- Природа для Бунина - живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

-Видеть и чувствовать природу - величайшая радость для человека.

-Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу».

- Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Детство». Нарисовать иллюстрации к стихам.



© 2010-2022