Орфографические разминки на уроках русского языка в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Орфографические разминки

Орфографическая разминка - одна из форм работы на уроках русского языка. Разминка включает в себя ряд слов, на основе которых выполняются разные задания: произвести звуко-буквенный анализ слов, найти расхождение между звучанием и написанием, подобрать проверочные слова, проанализировать орфограммы, отнести их к той или иной категории (в соответствии с типами орфографических правил, по грамматическим темам) и т. д.

Важнейшим элементом разминок является решение орфографических задач, т. е. объяснение хода проверки орфограмм, слов, их сочетаний. В ряде случаев предполагается самопроверка и взаимопроверка, исправление ошибок (приемы какографии). Орфографические упражнения, которые предлагаются детям, комбинируются с грамматическими, фонетическими, словообразовательными и орфоэпическими.

Орфографическая разминка рассчитана на 5 - 12 минут в зависимости от уровня подготовленности учащихся, необходимости сосредоточить внимание на определенном правиле и т. д.

Данный вид работы рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю. Если на уроке запланирован другой вид орфографической работы, можно провести разминку устно, с помощью сигнальных карточек или вееров, что займет несколько минут.

Формы проведения орфографической разминки достаточно разнообразны: слуховой диктант; зрительный диктант; свободный диктант; творческий диктант; выборочный диктант; диктант "Проверяю себя"; объяснительный диктант; предупредительный диктант; письмо с комментированием; списывание слов с доски с заданиями вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы, оставить пропуски - "дырки" на месте орфограмм (с последующим коллективным "латанием дырок" или взаимопроверкой) и т. д.

Целесообразно, чтобы орфографическая разминка носила занимательный, игровой характер. Например, учитель бросает кому-нибудь из детей мяч, называя определенное слово, а ученик возвращает его, называя орфограмму. Или предлагается игровое упражнение "Помогите даме Орфографии": разложить по карманам дамы слова в соответствии с орфограммами. Можно организовать соревнование: кто больше составит предложений с данными словами и т. п.

Систематически проводимые разминки способствуют развитию орфографической зоркости учащихся, формируют у них умение обнаруживать ошибки, допущенные при записи. Они улучшают память, воспитывают внимание к слову, формируют умение сосредоточиваться, развивают речь учащихся, обогащают их словарный запас.

Предлагаемые разминки пронумерованы. Включенные в них задания соответствуют трем уровням сложности. Их объем варьируется в соответствии с темой урока, наличием времени, характером текущих ошибок.

1. Устная и письменная речь.

Воробей, корова, собака, ребята, чудо, щука, Алеся, Барсик, Минск.

І уровень.

Обведите кружком букву с правильным утверждением.

а) Речь бывает устная, печатная, письменная.

б) Речь бывает устная и письменная.

ІІ уровень.

В словах воробей, Барсик поставьте ударение, разделите слова на слоги.

ІІІ уровень.

Придумайте и запишите предложение, используя слова ребята, Минск.

2. Устная и письменная речь.

Ученик, учитель, язык, щенок, туча, мыши, Егор, Бурёнка, Брест.

І уровень.

Обведите кружком букву с правильным утверждением.

а) Устная речь - это то, что мы читаем и пишем.

б) Устная речь - это то, что мы говорим и слышим.

ІІ уровень.

В словах учитель, Бурёнка поставьте ударение, разделите слова на слоги.

ІІІ уровень.

Придумайте предложение, используя слова Егор, ученик. Запишите его.

3. Звуки и буквы.

Язык, щенок, ворона, ширма, живот, Мария, Умка, Гродно.

І уровень.

В словах язык, щенок, ворона укажите количество букв и звуков.

ІІ уровень.

Слова, в которых есть шипящие звуки, запишите так, как они слышатся.

ІІІ уровень.

Запишите слово язык так, как оно слышится, и составьте с ним предложение.

4. Алфавит.

Собака, ученик, корова, шина, чищу, Михаил, Трезор, Могилёв.

І уровень.

Слова собака, ученик, корова запишите в алфавитном порядке.

ІІ уровень.

Запишите все слова в алфавитном порядке.

ІІІ уровень.

Выпишите мужское имя, подберите еще три мужских имени и запишите их в алфавитном порядке.

5. Гласные и согласные звуки. Буквы.

Сорока, ворона, лыжи, чаща, Наташа, корова Белка, Витебск.

І уровень.

Укажите количество гласных и согласных звуков в словах сорока, Витебск.

II уровень.

Выпишите слова, в которых 3 гласных и 3 согласных звука.

III уровень.

К схеме подберите слово и составьте с ним предложение.

6. Буквы и и й.

Воробей, дежурный, чай, широкий, Андрей, попугай Гоша, Вилейка.

I уровень.

Подчеркните й в данных словах.

II уровень.

Подчеркните слова с й, которые состоят из трех слогов.

III уровень.

Найдите слова, соответствующие схемам , , и составьте с этими словами предложение.

7. Перенос слов.

Дежурный, портфель, жир, рыжий, щупальца, Алексей, пёс Алый.

I уровень.

Слова с шипящими звуками разделите для переноса.

II уровень.

Подчеркните слова, которые нельзя переносить. Запишите еще три слова, которые не переносятся.

III уровень.

Разделите для переноса слова, в которых букв меньше, чем звуков.

8. Твердые и мягкие согласные звуки.

Яблоко, ягода, уши, чародей, свежий, собака, Лайма, Хойники.

I уровень.

Подчеркните слова, в которых все согласные твердые.

II уровень.

В словах с шипящими звуками подчеркните буквы, обозначающие твердые согласные одной чертой, мягкие - двумя чертами.

III уровень.

Слова, состоящие из двух слогов, запишите так, как они слышатся.

9. Твердые и мягкие согласные звуки.

Зарядка, ребята, что, чижи, ландыши, Дима, конь Орлик.

I уровень.

Подчеркните в словах твердые согласные.

II уровень.

Подчеркните слова, в которых только один согласный мягкий.

III уровень.

Запишите слова зарядка, ребята, что так, как они слышатся.

10. Твердые и мягкие согласные звуки.

Берёза, Родина, чтобы, ежи, часто, Галя, кошка Дымка.

І уровень.

В словарных словах берёза, Родина подчеркните одной чертой твердые согласные, двумя - мягкие.

ІІ уровень.

В словах, которые пишутся с большой буквы, подчеркните твердые согласные одной чертой, мягкие - двумя чертами.

ІІІ уровень.

Слова, состоящие из трех слогов, запишите так, как они слышатся.

11. Твердые и мягкие согласные звуки.

Класс, молоко, что, ужин, шишки, дача, Орша, Барбос, май.

I уровень.

Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.

II уровень.

В словах, состоящих из двух слогов, подчеркните твердые согласные одной чертой, мягкие - двумя чертами.

III уровень.

Слова, которые нельзя переносить, запишите так, как они слышатся.

12. Обозначение на письме мягких согласных с помощью ь.

Сентябрь, ноябрь, дорога, шить, вращать, кот Васька, зайка, мель.

І уровень.

Подчеркните в словах ь.

ІІ уровень.

Подчеркните слова, состоящие из двух слогов, в которых имеется ь.

ІІІ уровень.

Односложные слова с ь запишите так, как они слышатся.

13. Обозначение на письме мягких согласных с помощью ь.

Корабль, октябрь, начать, качать, жить, гость Колька, майка, роль.

І уровень.

Подчеркните слова, состоящие из двух слогов, в которых имеется ь.

ІІ уровень.

Подчеркните слова, которые нельзя переносить, и запишите их так, как они слышатся.

ІІІ уровень.

Слова корабль, октябрь запишите так, как они слышатся. С одним из них составьте предложение и запишите его.

14. Шипящие звуки.

Щенок, дежурный, машина, жилка, собака Мушка, чистый, учитель.

І уровень.

В данных словах подчеркните шипящие.

ІІ уровень.

Подчеркните слова с твердыми шипящими согласными.

ІІІ уровень.

Подчеркните слова с мягкими шипящими согласными. С одним из таких слов составьте предложение и запишите его.

15. Правописание сочетаний жи-ши, же-ше.

Корова, дорога, ближе, тише, ширь, Дзержинск, жирный, дальше.

І уровень.

Подчеркните в словах сочетания жи-ши, же-ше.

ІІ уровень.

Подчеркните слова с сочетаниями шипящих во втором слоге.

ІІІ уровень.

Слова с сочетаниями шипящих в первом слоге запишите так, как они слышатся.

16. Правописание сочетаний чу-щу, ча-ща.

Сегодня, скучаю, драчун, чаща, грущу, корова Чайка, чужой, чуять.

І уровень.

В данных словах подчеркните сочетания шипящих чу-щу, ча-ща.

ІІ уровень.

Найдите слово, соответствующее схеме , и запищите его так, как оно слышится. Составьте с этим словом предложение и запишите его.

ІІІ уровень.

Составьте и запишите предложение со словами, соответствующими записи:

[с'иводн'а], [скуч'ай'у].

17. Правописание сочетаний с шипящими.

Сентябрь, учитель, свеча, чучело, жираф Джим, тучный, сушить.

І уровень.

Подчеркните слова, состоящие из двух слогов, в которых есть сочетания с шипящими.

ІІ уровень.

Найдите слово с сочетанием чу в первом слоге, запишите его так, как оно слышится. Составьте с этим словом предложение и запишите его.

ІІІ уровень.

Выпишите односложное слово и допишите еще три слова с таким же сочетанием шипящего.


© 2010-2022