Программа дополнительного образования детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного образования детей



«Удивительный мир»


(программа для детей младшего школьного возраста)


Срок реализации - 2 года







Составитель: Горелова Полина Михайловна, учитель начальных классов







Нижневартовск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Учебно-тематический план первого года обучения

6

Содержание курса занятий первого года обучения

7

Учебно-тематический план второго года обучения

15

Содержание курса занятий второго года обучения

16

Требования к уровню подготовки учеников

20

Методическое обеспечение программы

21

Список литературы

23

Аннотация

25

Пояснительная записка Данная программа эколого-биологической направленности предназначена для проведения занятий в детском творческом объединении «Удивительный мир». С детьми в возрасте от 7 до 10 лет. Срок реализации программы 2 года. Для детей младшего школьного возраста наиболее близок и понятен мир живой природы, все живое притягивает ребенка. Дети ежедневно, ежесекундно воспринимают и познают окружающий мир всеми своими органами чувств, встречают вокруг себя самых разнообразных представителей животного и растительного мира, но очень мало знают обо всем этом. В младшем школьном возрасте в сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы и образцы поведения на всю последующую жизнь. Ребенок начинает понимать ценность жизни в целом и ценность жизни каждого отдельного организма. Для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно что бы рядом с ребенком оказался человек высокой экологической культуры (родитель или педагог). Программа является интегрированной, так как основывается на синтезе ключевых понятий из области окружающего мира, экологии, зоологии, ботаники, физиологии человека и животных, краеведения, а также этики, эстетики и искусства. В программе применен системный подход, что позволяет сформировать у младших школьников целостное представление об окружающем их мире природы, и своем здоровье. Программа предусматривает погружение ребенка в мир живой природы, очень тесное общение ребенка с животными и растениями, чего он лишен в школе и зачастую дома. Большая роль отводится практическим занятиям, проходящим непосредственно в живом уголке, в теплицах центра и в парке на Вознесенской горке. Это предоставляет широкие возможности для данной программы. Кроме того, учащиеся имеют возможность использовать на занятиях литературу, иллюстративные материалы, гербарные образцы, обучающие фото и видео материалы. Для повышения мотивации к обучению у учащихся на занятиях всегда приводятся интересные факты, предания, легенды, связанные с изучаемыми растениями и животными. Целью программы является создание психолого-педагогических условий для воспитания, обучения и развития личности ребенка, направленных на сохранение и развитие любви к природе, получение новых знаний о мире природы, а также на формирование ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Задачи программы:

  • Развитие познавательного интереса ребенка к миру животных, растений и самому себе, как части мира природы.
  • Воспитание уважительного отношения и заботы о ближайшем биосоциальном окружении и своем здоровье.
  • Развитие навыков всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).
  • Формирование у детей системы знаний об окружающем их мире животных и растений, о здоровье человека.

В течение первого года обучения, ребята знакомятся с особенностями своего организма и органов чувств человека и животных, с различными способами сохранения здоровья, с животными и растениями, которые живут в непосредственной с ними близости. Основная часть занятий посвящена творческим и практическим работам (72 часа из общего количества часов по программе первого года обучения в объеме 108 часов). На втором году обучения ребята более подробно познакомятся с миром растений, проводят ряд экспериментов над растительными объектами, получат навыки по созданию подводных садов, выгонке цветочных растений и веток древесных растений, посеву, пикировке и высадке рассады однолетних растений. У младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес. Учебная деятельность побуждает ребенка к произвольным действиям в воображении. По мере развития воображение становится более гибким и подвижным. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок и других творческих работах. Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Непроизвольно запоминается интересный материал, ребенок схватывает значимые для него события и сведения и сохраняет их. С учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста были подобраны использующиеся на занятиях методы (объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, беседа, проблемное обучение и др.) и формы (игра, экскурсия, практическая работа, творческая работа, работа в группах, индивидуальные консультации) организации учебной деятельности. На занятиях предусмотрены коллективные формы работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят, развитию навыков работы в команде. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 3 часа. На занятиях через каждые 30-40 минут проводятся перерывы в виде динамических пауз, расслабляющих прогулок в оранжереях центра, что бы избежать переутомления детей. Программой предусмотрены участие в экологических смотрах, конкурсах городского и областного уровня, экскурсии в лесопарки города, выезды в природные сообщества за пределами города, которые направлены на закрепление теоретического материала и сбор материалов для проведения собственных исследовательских работ, проведение досуговых мероприятий и работа с родителями (родительские собрания, проведение клубных дней, совместных экскурсий, выставок, анкетирования, индивидуальные консультации). В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов. Входной контроль осуществляется в течение первой недели обучения в виде собеседований, конкурсов и викторин. Промежуточный контроль осуществляется после зимних каникул в ходе игр и викторин. Итоговый контроль по результатам прохождения курса проводится в течение 38 учебной недели в виде выставок и конкурсов. Особая роль в оценке результатов отводиться практической работе, где проверяются теоретические знания, полученные на занятиях.

Учебно-тематический план первого года обучения



РАЗДЕЛ

ВСЕГО ЧАСОВ

ИЗ НИХ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Введение

9

3

6

1. Я познаю себя

24

8

16

  1. Мир моими глазами

  2. В лабиринте запахов

  3. На кончике языка

  4. Симфония звуков

  5. Мир на ощупь

9

6

3

3

3

3

2

1

1

1

6

4

2

2

2

2. Рецепты здоровья для малышей

9

3

6

3. Путешествие в удивительный мир животных

30

10

21

3.1. Кто где и как живет

3.2. Кто человеку друг?

3.3. Крылатые певцы

3.4. Домоседы

3.5. Любители игр в прятки

3.6. По страницам Красной книги

3

9

6

3

6

3

1

3

2

1

2

1

2

6

4

2

4

2

4. Путешествие по загадочному миру растений

33

11

22

4.1. Тайная жизнь растений

4.2. Путешествие в тропический лес

4.3. Тайны фруктового сада

4.4. Ловчие сети

4.5. Сад под моим окошком

4.6.Загадки Уральского леса

9

9

6

3

3

6

3

3

3

2

1

1

2

1

6

6

4

2

2

4

2

Заключительное занятие

3

1

2

Итого:

108

36

72



Содержание курса занятий первого года обучения

Содержание курса занятий

Введение (9 ч.) Удивительное путешествие в мир неизведанных растений и животных. Основные правила техники безопасности и поведения при работе с животными и растениями. Решение организационных вопросов. Дыхание осени. Осенние краски. Осенние явления в жизни растений и животных. Практическая часть:
  1. Экскурсия по Городскому детскому экологическому центру для детей и их родителей (в оранжереи и живой уголок)
  2. Игры на знакомство «Кто мы?», «Тайна имени», «Связующая нить»
  3. Изготовление коллажей «Будем знакомы»
  4. Экскурсия в Харитоновский парк совместно с родителями «Дыхание осени»
  5. Творческая работа «Изготовление коллажей из разноцветных листьев древесных растений»
  6. Творческая работа «Птица-осень»
  7. Входной контроль: викторина «Знаток природы»
  8. Игра-знакомство «Кто мы?»
  9. Анкетирование родителей на тему «Ваши ожидания»

Раздел 1. Я познаю себя (24 часа)

  1. Мир моими глазами (9 часов)

Как устроены наши глаза. Цвет глаз. Глаза представителей животного мира (птиц, крокодилов, хамелеонов, пауков и тд.). Особенности зрения человека и животных. Разноглазость. Нарушения зрения. Собаки- поводыри на службе у человека. Гигиена зрения. Яркая окраска оперения птиц, цветов. Предупреждающая окраска ядовитых животных и растений. Значение основных цветов. Практическая часть:
  1. Просмотр фрагментов видеофильма об особенностях зрения животных
  2. Игра «Зрительный обман»
  3. Игра «Чьи глаза???»
  4. Изготовление коллажей из разноцветных листьев древесных растений
  5. Игра «Какого ты цвета» (Определения цвета по имени)
  6. Практическое занятие в Сенсорном саду «Краски осени»
  7. Беседа «Остаемся зоркими»
  8. Игра «Что пропало?»



  1. В лабиринте запахов (6 часов)

Как устроен нос? Восприятие запаха. Роль запаха в жизни человека и животных. Чувствуют ли запах рыбы?! Значения запахов в мире животных и растений. Ароматические масла. Их использование человеком. Практическая часть:
  1. Просмотр презентации «В лабиринте запахов»
  2. Изготовление душистого талисмана здоровья (на основе эфирных масел)- Творческая работа
  3. Творческая работа-Изготовление помандера
  4. Экскурсия в теплицы центра по теме «Копилка запахов»
  5. Игра «Угадай, чей это нос!»
  6. Игра «Ловец запахов»


  1. На кончике языка (3 часа)

Как устроен язык человека и животных. Как человек воспринимает вкус.

Основные вкусы: соленое, кислое, сладкое, горькое.

Вкусовые зоны языка. Особенности восприятия разных вкусов.

Приправы и специи, их использование в кулинарии. Практическая часть:

  1. Игра «На кончике языка»
  2. Игра «Вкусовое безобразие» (определение вкуса и запаха)
  3. Игра «Чей язык?»


  1. Симфония звуков (3 часа)

Строение уха человека и животных. Кто умеет двигать ушами? Подвижность наружного уха. Исследование слуха. Восприятие звука. Восприятие расстояния до звука, направления звука.

Таинственный мир звуков и их роль в жизни человека и животных.

Пение птиц. Кваканье лягушек. Шипение тараканов и другие способы общения. Практическая часть:

  1. Просмотр обучающего видеофильма об особенностях слуха животных
  2. Экскурсия в Харитоновский парк «Звуки парка»
  3. Игра «Угадай кто»
  4. Беседа о гигиене слуха «Чуткий слух»

1.5. Мир на ощупь (3 часа)

Чем и как мы ощущаем? Кожные покровы человека и животных. Особенности восприятия ощущений у человека и животных.

Вибриссы. Значение вибриссов в жизни животных.

Забота животных о своем потомстве.

Массаж, как форма заботы о потомстве у животных. Особенности осязания у новорожденных. Практическая часть:

  1. Просмотр фрагментов обучающего видеофильма
  2. Игра «На ощупь» (дети узнают друг друга на ощупь)
  3. Экскурсия в живой уголок «Ощущения зверей»

Раздел 2. Рецепты здоровья для малышей (9 часов)

Основы правильного питания. Кто и что употребляет в пищу. Свежие и несвежие продукты. Ядовитые ягоды и грибы.

Фрукты и овощи - источник витаминов.

Соки, морсы и компоты, что полезней для детей?

Поддержание чистоты и гигиены в жизни животных и людей.

Практическая часть:

  1. Просмотр обучающих презентаций и видеофрагментов «Королевство чистоты и гигиены»

  2. Беседа о правильном питании

  3. Практическая работа «Мой завтрак»

  4. Просмотр обучающего мультфильма «Птичка Тари»

  5. Экскурсия в живой уголок

  6. Наблюдения за животными зооуголка «Как животные следят за своим здоровьем»

  7. Творческая работа «Милые, трогательные, беззащитные»

  8. Клубный день «Карнавал фруктов»

  9. Творческая работа «Витаминное дерево»

  10. Творческая работа «Витамины счастья»

Раздел 3. Путешествие в удивительный мир животных (30 часов)

3.1. Кто где и как живет? (3 часа)

Как отличить живое от неживого? (движение, питание, дыхание, выделение, рост, размножение).

Понятие о среде обитания живых существ. Три основные среды обитания («сферы жизни»): наземная, наземно-воздушная, водная. Отличительные особенности их обитателей. Сезонные явления в жизни животных. Особенности поведения животных в зимний период (изменение окраски, спячка).
Практическая часть:

  1. Игра «Вода. Земля. Воздух» или «Кто где живет!?»

  2. Творческая работа «Подводный мир»

  3. Практическая работы «Невидимый мир»



  1. . Кто человеку друг? (9 часов)

Домашние питомцы: птицы (попугаи, амадины, канарейки), звери (кошки, собаки, хомяки, морские свинки и другие). Как правильно выбрать себе питомца. Содержание и уход за ним.

Домашние и дикие животные в истории, мифологии и религии разных народов мира.

Практическая часть:

  1. Экскурсия в «живой уголок»

  2. Творческие работы «Крошка - мышонок», «Заячья шубка», «Хорек», «Хрюшки»

  3. Конкурс рисунков «Мой ласковый и нежный зверь»

  4. Клубный день «Мое домашнее животное»

  5. Исследовательская работа + творческая «Крысиный завтрак», «Полдник для ежа», «Обед для черепахи», «Ужин для хорька» «Хомяковы закрома»

  6. Совместная с родителями экскурсия в зоопарк



  1. Крылатые певцы. (6 часов)

Наши пернатые друзья, кто они? Птички-невелички (воробьи, синички). Вестники зимы (свиристели, снегири). Пернатые почтальоны (голуби). Птичьи симфонии. Птичьи столовые. Подкормка птиц в зимний период.
Практическая часть:
  1. Исследовательская работа «Что едят птицы»

  2. Практическая работа. Подкормка птиц. Наблюдение за птицами.

  3. Конкурс рисунков «Птичья красота»

  4. Изготовление кормушек для птиц - совместная с родителями практическая работа

  5. Экскурсия в парк «Птичьи столовые»

  6. Игра «Птичий голосок»

  7. Творческая работа «Пернатый друг»

  8. Творческая работа по составлению экологических сказок «Птичья жизнь»


  1. Домоседы. (3 часа)

Держащие мир на спине. Сказки, легенды и мифы о черепахах. Тайная жизнь черепах. Морские, пресноводные и сухопутные черепахи. Любители рыбы и Вегетарианцы. Меню для черепахи. Есть ли у черепах зубы? Черепаха, сколько тебе лет? Определение возраста черепах. Что за страшный зверь, Ампулярия? Один день из жизни большой желтой улитки. Улитки-домоседы. Африканские гости - улитки Ахатины.

Практическая часть:
  1. Творческая работа «Домоседы»

  2. Творческая работа «Улиткин дом»

  3. Исследовательская работа «Дело вкуса»


  1. Любители игры в прятки. (6 часов)

Живая ветка или палочники-мастера маскировки. Как, почему и от кого они скрываются. Палочник как домашний питомец. Кто усами шевелит и тихонечко шипит? Загадочные и удивительные тараканы. Гости с острова Мадагаскар. Тараканы «мертвая голова». Мифы и легенды о тараканах. Игра в прятки «Животные против растений» или кто на кого похож.
Практическая часть:
  1. Экскурсия в живой уголок

  2. Экскурсия в оранжереи «Игра в прятки или Кто на кого похож»»

  3. Творческая работа «Мастера маскировки»

  4. Выставка поделок «Удивительные Тараканы»

3.6. По страницам Красной книги. (3 часа)
По страницам Красной книги. Редкие и исчезающие виды Урала. Почему исчезают животные и растения? Как я могу им помочь?
Практическая часть:
  1. Игра «Меню для ежа»

  2. Творческая работа по составлению загадок и экологических сказок о редких и исчезающих видах Урала

  3. Совместная с родителями экскурсия в Музей природы

Раздел 4. Путешествие по загадочному миру растений (33 часа)

4.1. Тайная жизнь растений (9 часов)

Растения как мы: движение, питание, дыхание и рост растений. Внешнее строение растительного организма. Что такое корень, воздушные корни, лист, стебель, цветок, плод. Судьба цветка. Плоды и семена, их распространение. С чего начинается жизнь растения? Основы размножения растений. Размножение растений семенами и вегетативное размножение.
Практическая часть:

  1. Экскурсия в оранжереи экологического центра

  2. Игра «Сонный бутон»

  3. Практическая работа «Вслед за Солнцем и Землей, или Шиворот-навыворот»

  4. Творческая работа «Листовая мозаика»

  5. Творческая работа «Семечко к семечку»

  6. Имитационная игра «Вертолетики»

  7. Практическая работа «Чудо жизни»

  8. Практическая работа «Волшебный листок»

4.2. Путешествие в тропический лес (9 часов)

Тропическая жизнь. Переменчивая погода: жаркие, влажные дни и холодные ночи. Обитатели тропического леса: тетрастигма - тропическая лиана, гибискус - цветок одного дня, цветы - бабочки орхидеи, фикусы: деревья-великаны и ползучие крошки, нежные, кружевные аспарагусы. Мифы, сказки, легенды.



Практическая часть:

  1. Экскурсия по теплицам центра «Путешествие в удивительный мир»

  2. Практическая работа в теплицах центра по способам вегетативного размножения комнатных растений

  3. Творческая работа «Цветок в горшке»

  4. Практическая работа с микроскопами «Ботанический сад в капле воды»

  5. Игра на запоминание «Путешествие в удивительный мир растений»

  6. Творческая работа «Цветы-бабочки»

  7. Практическая работа «Волшебный горшочек»

  8. Практическая работа «Кружевное чудо»

  9. Сочинение экологических сказок «В стране удивительных растений и тропических крокодилов»

4.3. Тайны фруктового сада (3 часа)

История возникновения фруктовых садов и оранжерей.

Обитатели фруктового сада: лимоны, апельсины, мандарины, киви, бананы, виноград, фейхоа, гранат и др.

Как вырастить плодовое дерево из косточки? Зачем растениям нужны прививки?



Практическая часть:

  1. Экскурсия по теплицам центра «Фруктовый сад»

  2. Викторина «Овощи - Фрукты»

  3. Практическая работа «Плодовый сад из косточки»

  4. Творческая работа «Фруктовая корзинка»

  5. Игра «Съедобное - несъедобное»

  6. Творческая работа по сочинению экологических сказок «В гостях у Дядюшки Лимона»

4.4. Ловчие сети (3 часа)

Голодная жизнь на болотах. Растения-охотники. Росянка. Непентес. Венерина мухоловка. Приспособления для охоты (ловушки и кувшинчики).


Практическая часть:

  1. Имитационная игра «Голодная росянка»

  2. Творческая работа «Волшебный кувшинчик»



  1. Сад под моим окном (6 часов)



Однолетние и многолетние растения. Красивоцветущие и декоративнолистные растения. Основы заботы о растениях (пересадка, полив, рыхление почвы, внесение удобрений).

Мои первые шаги в садоводстве, или как создать цветочный сад:

Шаг первый: «Сеять прекрасное, доброе, вечное»

Шаг второй: «Каждый росточек в отдельный горшочек»

Шаг третий: «Я клумбу прекрасную разобью под окном»



Практическая часть:

  1. Практическая работа «Сеять прекрасное, доброе, вечное»

  2. Практическая работа «Каждый росточек в отдельный горшочек»

  3. Выставка рисунков «Сад моей мечты»

  4. Практическая работа «Я клумбу прекрасную разобью под окном»

  5. Совместная с родителями экскурсия в Дендрологический парк-выставку

4.6. Загадки Уральского леса (3 часа)

Травы. Кустарники. Деревья. Путешествие по миру загадок уральского леса.



Практическая часть:

  1. Экскурсия в Харитоновский парк с целью ознакомления с основными видами травянистых растений, кустарников и деревьев «Первое знакомство»

  2. Экологический субботник «Пробуждение природы»



Заключительное занятие: итоговая игра в форме викторины, выставка, подведение итогов года, анкетирование родителей, праздничное чаепитие.

Учебно-тематический план второго года обучения



РАЗДЕЛ

ВСЕГО ЧАСОВ

ИЗ НИХ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Введение

6

2

4

1. Из чего состоит растение?

9

3

6

  1. По следам Роберта Гука

1.2.Тайны слоеного пирога

3


6

1


2

2


4

2. Загадки крошки-семечки

15

5

10

3. Движение растений

12

4

8

4.Весна среди зимней стужи

15

5

10

4.1. Весенние гонцы

4.2. Букет на веточке древесной

9

6

3

2

6

4

5. Чудеса «в стеклянной бутылке»

12

4

8

6. Может ли растение жить без земли?

12

4

8

7. Тайны подводного сада

9

3

6

8. Уроки создания чудесного сада

15

5

10

Заключительное занятие

3

1

2

Итого:

108

36

72





Содержание курса занятий второго года обучения

Введение (6 ч.) Общая характеристика содержания курса с использованием электронной презентации «Юный исследователь живой природы». Правила техники безопасности. Обсуждение программы, плана работы на год, решение организационных вопросов. Практическая часть:
  1. Экскурсия по Городскому детскому экологическому центру
  2. Экологическая квест «Знаток центра»
  3. Игра «Летние впечатления»

Раздел 1. Из чего состоит растение? (9 часов) 1.1. По следам Роберта Гука (3 часа) История открытия растительной клетки. Клетка как организм и как элементарная структура многоклеточного организма. Как отличить растительную клетку? Микроскоп, его устройство, правила работы с ним. Практическая часть:

  1. Лабораторное занятие «Растительная клетка»
  2. Лабораторное занятие «Как устроена моя кожа?»
  3. Игра «Угадай, что за клетка»


1.2. Тайны слоеного пирога (6 часов) Из каких тканей и органов состоит растение. Покровная, механическая и другие ткани растения, на примере комнатных растений. Функции тканей растительного организма. Практическая часть:
  1. Лабораторное занятие «Покровы (эпидермис) листа традесканции»
  2. Лабораторное занятие «Строение листа элодеи»
  3. Лабораторное занятие «Строение кожицы лука»
  4. Лабораторное занятие «Воздухоносная ткань - аэренхима»

Раздел 2. Загадки крошки-семечки? (15 часов)

Строение семени однодольных и двудольных растений. Типы семян, их распространение. Условия прорастания семян. Вегетативное размножение растений. Размножение отпрысками, отводками, стеблевыми черенками, листьями и листовыми черенками. Особенности и специфика разных методик. Понятие «Внешний фактор». Влияние внешних факторов на семена. Понятие эксперимента, принципы планирования и закладки опыта. Практическая часть:
  1. Игра на запоминание «Семя-чудо природы»
  2. Экскурсия в парк на Вознесенской горке для сбора семян древесных растений
  3. Создание коллекции семян различных видов растений
  4. Лабораторная работа «Прорастание семян после воздействия тепла, холода и различных веществ»
  5. Практическая работа «Размножение растений семенами»
  6. Практическая работа «Размножение растений стеблевыми черенками»
  7. Практическая работа «Размножение растений листьями и листовыми черенками»

Раздел 3. Движение растений (12 часов) Виды движений растений: таксисы, тропизмы (изгибы), нутации (движения усиков), настии (открывание и закрывание цветка) и чисто механические движения (разбрасывание семян). Их особенности и отличия. Примеры движений. Значение движений для растений и в жизни человека (определение времени, погоды, влажности). Практическая часть:
  1. Игра «Цветочные часы»
  2. Самостоятельная работа «Наблюдения за движением растений»:
  • Практическая работа «Наблюдение движений сна у семядолей проростков»
  • Практическая работа «Изменение ориентации растений в пространстве»
  • Практическая работа «Движение чешуй сухой сосновой шишки»


Раздел 4. Весна среди зимней стужи (15 часов) 4.1. Весенние гонцы (9 часов) Что такое выгонка цветковых растений. Какие цветковые растения выбрать для выгонки (гиацинты, нарциссы, тюльпаны, крокусы, пролеска, мышиный гиацинт). Технологии выгонки цветковых растений. Их особенности. Выбор способа выгонки. Выбор растительного объекта. Практическая часть:
  1. Практическая работа по выгонке цветковых растений (крокусов, гиацинтов, нарциссов, тюльпанов)
  2. Самостоятельная работа «Дневник наблюдения за развитием луковичных растений»
  3. Мини конференция «Как просыпается растение»
  4. Творческая работа «Чудо цветок» (конкурс рисунков)
  5. Беседа о влиянии растений на художественно-эстетическое здоровье человека.


4.2. Букет на веточке древесной (6 часов) Что происходит с деревьями весной? Какие древесные растения можно использовать для выгонки. Технологии выгонки веток древесных растений. Их особенности. Выбор способа выгонки. Выбор растительного объекта. Практическая часть:
  1. Экскурсия в Харитоновский парк
  2. Практическая работа по выгонке веток древесных растений (яблони и черемухи)
  3. Самостоятельная работа «Дневник наблюдений»
  4. Игра «Чей цветок?»


Раздел 5. Чудеса «в стеклянной бутылке» (12 часов) Что такое флорариум? В каких емкостях можно создавать флорариумы. Правила создания сада в стеклянной бутылке» или аквариуме-оранжерее. Какие растения можно использовать (бегонии, кактусы, плющи, традесканции, папоротники). Особенности подбора растений. Правила ухода за флорариумом. Практическая часть:
  1. Экскурсия в оранжереи экологического центра
  2. Практическая работа создание «сада в стеклянной бутылке» или аквариуме-оранжерее
  3. Творческая работа «Флорариум моей мечты»

Раздел 6. Может ли растение жить без земли? (12 часов) Почва. Ее роль в жизни растения. Что такое гидропоника. Какие растения можно выращивать методом гидропоники? Выбор растительного объекта. Особенности выбора емкости для выращивания. Правила создания питательных растворов для растений. Практическая часть:
  1. Практическая работа «Определение свойств почвы (кислотность, щелочность, механический состав)»
  2. Практическая работа по выращиванию циперуса и традесканции методом гидропоники с использованием различных растворов
  3. Самостоятельная работа «Дневник наблюдений»
  4. Мини конференция по итогам практической работы


Раздел 7. Тайны подводного сада (9 часов) Водные растения (ряска, элодея, кабомба, криптокарина и др.). Чем водные растения отличаются от растений суши. Что такое подводный сад? Какие водные растения можно использовать? Как правильно выбрать аквариум? Правила создания подводного сада. Выбор грунта. Особенности подбора растений. Правила посадки растений. Правила ухода за аквариумами. Практическая часть:
  1. Практическая работа создание подводного сада в аквариуме
  2. Творческая работа «Мой подводный сад» (конкурс рисунков)
  3. Самостоятельная работа «Влияние света на водные растения»
  4. Экскурсия в Аквагалерею


Раздел 8. Уроки создания чудесного сада (15 часов) Примеры однолетних культур, используемых для посадки в клумбах. Внешний вид и их особенности. Понятие «пикировка». Техника пикировки. Сочетание разных растений (по размеру, форме и цвету) на одной клумбе. Правила посадки рассады однолетних растений. Практическая часть:
  1. Практическая работа по посадке семян однолетних культур.
  2. Практическая работа по пикировке рассады однолетних культур.
  3. Творческая работа «Моя любимая клумба».
  4. Практическая работа по высадке рассады однолетних культур.
  5. Беседа об эстетическом значении озеленения города для человека.



Заключительное занятие: итоговая викторина, игра «Знаток удивительного мира», подведение итогов.

Требования к уровню подготовки выпускников

Будут знать:

  • Особенности функционирования и значение органов чувств человека и животных (обоняние, осязание, зрение, вкус, слух);
  • Основы сохранения своего здоровья;
  • Основные признаки живых организмов (растений и животных);
  • Морфологию и основы анатомии растений;
  • Использование растений человеком;
  • Характеристики сред обитания (наземной, наземно-воздушной, водной)
  • Особенности содержания и правила ухода за домашними животными (кроликами, морскими свинками, хомяками, крысами, мышами, хорьками, черепахами и попугаями, палочниками, улитками, тараканами);
  • Основные виды птиц, встречающиеся в нашем городе и специфику подкормки их в зимний период;
  • Основных представителей флоры тропических лисов, фруктовых садов и Уральского леса;
  • Основы создания цветочных клумб, оформления «садов в бутылке», флорариумов и аквариумов;
  • Способы выгонки древесных и луковичных

Будут уметь:
  • Проводить собственные наблюдения;

  • Сохранять и поддерживать своё здоровье;

  • Создавать своими руками различные поделки из природных материалов;

  • Отличать объекты живой природы от неживой;

  • Выращивать декоративные комнатные растения в почвенной культуре и методом гидропоники, пикировать и пересаживать растения;

  • Проектировать цветники с однолетними и многолетними растениями;

  • Правильно и осознанно подбирать себе домашних питомцев;

  • Ухаживать за своими домашними питомцами;

  • Подкармливать птиц в зимний период;

  • Изготавливать кормушки для птиц;

  • Работать с микроскопом;

  • Готовить временные препараты для микроскопирования;

  • Сочинять экологические сказки;

  • Осуществлять выгонку луковичных и древесных растений;

  • Оформлять «сады в бутылке»;

  • Оформлять флорариумы;

  • Оформлять аквариумы;

  • Вести себя при посещении лесов и парков;

  • Работать в команде.

Методическое обеспечение программы:

  1. Технические средства обучения:
  • ноутбук,
  • проектор,
  • интерактивная доска,
  • доска,
  • маркеры,
  • мел.
  1. Разработки игр и викторин
  2. Разработки мультимедийных презентаций к занятиям
  3. Коллекция растений в оранжереях ГДЭЦ.
  4. Семена комнатных растений:
  • авокадо,
  • аспарагус,
  • бегония,
  • гелиотроп,
  • колеус,
  • кофе,
  • пеларгония,
  • фиттония.
  1. Черенки и листья комнатных растений:
  • Белопероне,
  • традесканция,
  • сенполия,
  • кактус шлюмбергера,
  • калатея,
  • маранта,
  • циперус.
  1. Луковицы цветковых растений:
  • крокусы,
  • гиацинты,
  • мышиный гиацинт,
  • нарциссы,
  • пролеска,
  • тюльпаны.
  1. Семена однолетних и многолетних цветочных культур:
  • бархатцы,
  • васильки,
  • газания,
  • иберис,
  • лапчатка,
  • наперстянка,
  • настурция,
  • флоксы
  • энотера,
  • эшольция.
  1. Ветки древесных растений:
  • яблоня,
  • черемуха.
  1. Коллекция животных в живом уголке ГДЭЦ
  2. Канцтовары:
  • ножницы,
  • нитки,
  • картон,
  • цветная бумага,
  • карандаши,
  • фломастеры,
  • кнопки,
  • скрепки,
  • булавки,
  • иголки,
  • блокноты.
  1. Ручные лупы
  2. Микроскопы «Микромед-12» и «Натуралист»
  3. Оборудование для микроскопирования:
  • препаровальные иглы,
  • предметные и покровные стекла,
  • пинцеты,
  • лезвия,
  • пипетки,
  • фильтровальная бумага,
  • марля,
  • стеклянные стаканы,
  • чашки Петри.
  1. Аквариумы и другие стеклянные емкости.
  2. Сельскохозяйственный инвентарь:
  • совки
  • лейки
  • перчатки
  • цветочные ящики









Список литературы

  1. Алексеев С.В., Каменская Т.В., Шиленок Т.А. Семья и детский сад: на пути к культуре здоровья: методическое пособие.- СПб.: Крисмас+, 2008.- 144с.
  2. Алферов В.А., Зайцева Е.Н. Гиацинты. - М. издательство сельскохозяйственной литературы, 1963.
  3. Анциферов А.В.Комнатные растения в школе: наблюдения и эксперименты: учебно-методическое пособие.- М.: Дрофа, 2010.
  4. Архипов Г.Е., Колесникова З.М., Полежаева А.И. Ваш домашний сад.- М.: ФинВест,1993.
  5. Бергхоф П. К. Мелкие домашние животные. Болезни и лечение.- М.: «Аквариум-Принт», 2006.- 224 с.
  6. Булычева О.Н. и др. Работа с природными материалами. Методические рекомендации для руководителей кружков «Природа и фантазия». - М.:1990.
  7. Вакуленко В.В. и др. Декоративное садоводство: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.
  8. Гринкевич Н.И., А.А.Сорокина «Легенды и быль о лекарственных растениях», Москва, «Наука», 1988.
  9. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя.- М.: Мнемозина,2010.-190, с.: ил.
  10. Жизнь растений, в 6-ти томах. Под ред. А.А.Федорова, А.Л. Тахтаджяна. М: Просвещение, 1978
  11. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. - М.: Просвещение,1973.
  12. Закон РФ "Об образовании"

  13. Ильина Е.Я., Стерлигова Е.И., Комнатные растения и их использование в интерьере. Уральский государственный университет, Екатеринбург,2005.
  14. Ильина Е.Я., Федосеева Г.П., Редкие и исчезающие растения уральской флоры…. Уральский государственный университет, Екатеринбург,2005.
  15. Коломенская Л., Куликова Л., Чеченева Л. С природой рядом. - М.: Русский язык,1980.
  16. Левданская П.И. Мерло А.С. Комнатные цветочные растения.: Минск «Ураджай», 1978.
  17. Махлин М.Д., Солоницына Л.П. Аквариум в школе: книга для учителя. - М.: Просвещение 1984.
  18. Молис А.С. Книга для чтения по зоологии.- М.: Просвещение, 1986.-224 с., ил.
  19. Олдертон Д. / пер. с англ. Ясного Е. В. Экзотические домашние животные. - М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2002.- 256 с.
  20. Полканов Ф.М. Подводный мир в комнате. - М.: Детгиз, 1957.
  21. Посохлярова Н.С. «Путешествие в удивительный мир растений. Пряные растения в быту и медицине», Центр экологического образования, Москва, 2006.
  22. Посохлярова Н.С. «Путешествие в удивительный мир растений. Ядовитые растения средней полосы России», Центр экологического образования, Москва, 2003.
  23. Рейва П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2-х т.: Пер.с англ. - М.: Мир, 1990.
  24. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис, 2005.
  25. Сборник диагностических методик, Екатеринбург, 2005, «Дворец молодежи»
  26. Стратегический проект Администрации города «Экологическое просвещение и образование населения г. Екатеринбурга до 2015г»
  27. Карпенко Н.Г. Сборник загадок. - М.: Просвещение, 1988.
  28. Кузнецова Г.С., Лаптев В. Р. Методические разработки по ведению научно-исследовательской работы на опытных участках юных натуралистов. - Екатеринбург, 2007.
  29. Кузнецова М.А., А.С. Резникова «Сказания о лекарственных растениях», Москва, «Высшая школа», 1992.
  30. Купцов А.И. Растения и среда. - М.: Госкультиздат, 1948.
  31. Лашкина Т.Н.Простой способ приготовления микропрепаратов//Биология - 2002-№8.
  32. Лахтина М.И., «Биологические загадки», Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, 1997.
  33. Литвинова Л.С., Дендебер С.В., Жиренко О.Е. Пойми живой язык природы. Экологическое воспитание. - Воронеж, 2006
  34. Лотова Л.И. Морфология и анатомия растений, Москва, «Эдиториал», 2001.
  35. Природа вокруг нас. Разработки занятий.- Волгоград: ИТД «Корифей».-128с.
  36. Президентская инициатива «Наша Новая школа»

  37. Расторгуева Г.А. Сады приусадебных участков.- М.:МГСЮН, 2002, 44с.
  38. Рябкова К.А. Растения - индикаторы состояния природы: учебно-методическое пособие/Уральский пединститут. Екатеринбург, 1993.
  39. Удалова Р.А., Вьюгина Н.Г. В мире кактусов. - М.: Наука,1983.
  40. Ушакова О. Загадки о природе и погоде. - С - Пб.: Литера, 2008.
  41. Цветаева З. Комнатные растения.- М.: Московский рабочий, 1957.
  42. Школьник Ю. Человек полная энциклопедия._ М.: Эсмо, 2007.-256 с.: ил.
  43. Эрнест Д. Миниатюрные обитатели водной среды. - М.: 1998.

Аннотация

Программа «Удивительный мир» предназначена для проведения занятий в детском творческом объединении «Удивительный мир». С детьми в возрасте от 7 до 10 лет. Срок реализации программы 2 года. Целью программы является создание психолого-педагогических условий для воспитания, обучения и развития личности ребенка, направленных на сохранение и развитие любви к природе, получение новых знаний о мире природы, а также на формирование ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Задачи программы:

  • Развитие познавательного интереса ребенка к миру животных, растений и самому себе, как части мира природы.
  • Воспитание уважительного отношения и заботы о ближайшем биосоциальном окружении и своем здоровье.
  • Развитие навыков всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).
  • Формирование у детей системы знаний об окружающем их мире животных и растений, о здоровье человека.



© 2010-2022