Программа внеурочной деятельности чудеса аппликации

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Программа разработана для занятий с обучающимися 1 - 4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории культуры и семейных традиций своего и другого народов, уважительного отношения к труду.

Занятия художественно-практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и развивают интеллектуально - творческий потенциал ребёнка.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью (освоение правил безопасности работы с инструментами, применение экологически чистых материалов)

Кроме того, программа выделяет другие направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитие универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответ-ствии с поставленной задачей;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифи-кации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Такой подход в начальном обучении предполагает активизацию познавательной деятельности каждого ученика с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивиду-ализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятом решении, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135. Из расчёта 1 ч в неделю, 1 класс - 33 часа, 2 - 4 классы - 34 часа.

Содержание курса представлено различными видами деятельности. Основы художественной обработки различных материалов, техника оригами, работа с тканью, техническое конструирование моделирование. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Поэтому курс целесообразно начинать с работы с бумагой и картоном.

Изготовление изделий строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей школьника.

Значительное место на занятиях курса занимает техническое моделирование и конструирование, где обучающиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.

Начальное моделирование позволяет младшему школьнику познать мир техники, разви-вают конструкторские способности, техническое мышление, содействуют познанию окружающей действительности.

Раздел «Основы художественной обработки различных материалов» включает освоение обучающимися простейших способов и приемов работы с различными материалами (пластилин), имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.

Курс «Чудеса аппликации» имеет направленность на формирование у детей умение планировать свою деятельность и навыков самоконтроля.

При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последова-тельно выполнения действий, порядок работы с инструментами.

К концу обучения учащиеся должны

Знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены;

  • название применяемых ручных инструментов, материалов, приспособлений и их назначение;

  • правила разметки материалов;

  • способы обработки различных материалов;

  • название рабочих профессий, транспортных средств.

Уметь:

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место;

  • экономно расходовать материалы;

  • правильно пользоваться инструментами;

  • контролировать правильность своих действий.


Планируемые результаты освоения обучающимися

программы курса «Чудеса аппликации»

Личностные и универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности-неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные действия

Обучающиеся смогут:

  • допускать различны точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • контролировать действия партнеров.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез;

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы художественной обработки различных материалов.

12

2

10

2.

Оригами.

7

1

6

3.

Конструирование и моделирование из бумаги и коробок.

8

1

7

4.

Работа с тканью.

6

1

5

Итого:

33

5

28

Содержание программы

1. Основы художественной обработки различных материалов (12 часов)

Правила безопасности при работе с бумагой, пластилином, природными материалами, ножницами.

Технологические сведения.

  • Виды бумаги, её применение и обработка.

  • Технология обработки бумаги.

  • Правила чтения графических изображений.

  • Технология обработки изделий.

  • Виды природных материалов, инструменты и приспособления.

  • Приёмы работы с пластилином.

  • Способы обработки природных материалов.

Темы для бесед: «Бумага и её применение», «Аппликация», «Народные умельцы»,

«Умельцы родного края», «Лепка. История лепки».

Перечень изделий:

  • Обрывные аппликации: «Чудо-дерево», «Море», «Анютины глазки», « Берёзка».

  • Аппликации из скрученной бумаги: «Цветы в вазе», «Кот».

  • Мозаика из обрывных кусочков бумаги: «Птичка».

  • Работа с пластилином: « Аквариум», «Парусник», «Фантастические существа», «Тропический цветок».

2. Оригами (7 часов)

Правила безопасности при работе с бумагой.

Технологические сведения.

  • Схемы оригами.

  • Базовые формы.

  • Обозначение на схемах и диаграммах.

  • Материалы для изготовления.

Темы для бесед: «Роль бумаги в жизни японцев», «История возникновения оригами».

Перечень изделий:

  • Игрушки-зверушки: «Рыбка», «Лягушка», «Птичка», «Кошка».

  • Игрушки-растения: «Тюльпан», «Ирис».

  • Художественное складывание «Бабочки» из геометрических фигур.

3. Конструирование и моделирование ид бумаги и крупных коробок (8 часов)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами.

Технологические сведения.

  • Виды соединений.

  • Разметка изделий.

Темы для беседы: « Виды транспорта», «Моделирование».

Перечень изделий:

  • Игрушки из бумажных полосок:

  • Забавные животные: « Зайка», «Лошадка», «Гуси»

  • Летающие модели.

  • Модели из крупных коробок: «Дом», «Гараж».

4. Работа с тканью (6 часов)

Правила безопасности и личной гигиены при работе с иглой, ножницами.

Технологические сведения.

  • Знакомство с тканями.

  • Инструменты и приспособления для работы с тканью.

Темы для беседы: «Из истории шитья», «Пуговицы».

Перечень изделий:

  • Использование пуговиц в поделках: «Грибок», «Дождик».

  • Аппликация из ткани: «Портрет».

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

I. Основы художественной обработки различных материалов (12 ч)

1.

Обрывная аппликация «Чудо-дерево».

1

2.

Обрывная аппликация «Море».

1

3.

Обрывная аппликация « Анютины глазки».

1

4.

Обрывная аппликация «Береза».

1

5.

Аппликация из скрученной бумаги «Цветы в вазе».

1

6.

Аппликация из скрученной бумаги «Кот».

1

7.

8.

9.

Мозаика из обрывных кусочков бумаги «Питта».

3

10.

Работа с пластилином «Парусник.

1

11.

Работа с пластилином «Тропический цветок».

1

12.

Работа с пластилином «Фантастические существа».

1

II. Оригами (7 ч)

13.

Художественное складывание «Бабочки» из геометрических фигур.

1

14.

Игрушки-зверушки: «Рыбка».

1

15.

Игрушки-зверушки: «Лягушка».

1

16.

Игрушки-зверушки: «Птичка».

1

17.

Игрушки-зверушки: «Кошка».

1

18.

Игрушки-растения: «Тюльпан».

1

19.

Игрушки-растения: «Ирис».

1

III. Конструирование и моделирование из бумаги и коробок (8 ч)

20.

Игрушки из бумажных полосок «Зайка».

1

21.

Игрушки из бумажных полосок «Лошадка».

1

22.

Игрушки из бумажных полосок «Гуси».

1

23.

Летающие модели

1

24.

25.

Модели из крупных коробок «Дом».

2

26.

27.

Модели из крупных коробок «Гараж».

2

IV. Работа с тканью (6 ч)

28.

Использование пуговиц в поделках «Грибок».

1

29.

Использование пуговиц в поделках «Дождик».

1

30.

31.

32.

33.


Аппликация из ткани «Портрет».

4


Итого:

33







Учебно-тематический план

2 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы художественной обработки различных материалов.

13

1

12

2.

Плетение.

5

1

4

3.

Конструирование и моделирование из бумаги и коробок.

9

1

8

4.

Работа с тканью.

7

1

6

Итого:

34

4

30

Содержание программы

1. Основы художественной обработки различных материалов (13 часов)

Правила безопасности при работе с бумагой, пластилином, природными материалами, ножницами.

Технологические сведения.

  • Виды бумаги, её применение и обработка.

  • Технология обработки бумаги.

  • Правила чтения графических изображений.

  • Технология обработки изделий.

  • Виды природных материалов, инструменты и приспособления.

  • Приёмы работы с пластилином.

  • Способы обработки природных материалов.

Темы для бесед: «Из истории бумаги», «Из истории ножниц», «Что нужно знать о цвете», «Лепка».

Перечень изделий:

  • Обрывные аппликации: «Береза», «Дельфин».

  • Работа с пластилином: « Аквариум», «Птичка», «Фантастические существа», фигурки животных, «Универсальный робот», «Принцесса»

2. Плетение (5 часов)

Правила безопасности при работе с бумагой.

Технологические сведения.

  • Виды плетения

Темы для беседы: «Роль бумаги в жизни», «История возникновения плетения».

Перечень изделий:

  • «Плетеный человечек».

  • «Плетеные картинки», «Плетень».

3. Конструирование и моделирование из бумаги и крупных коробок (9 часов)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами.

Технологические сведения.

  • Виды соединений.

  • Разметка изделий.

Темы для беседы: «Для чего служили упаковки».

Перечень изделий:

  • Игрушки из готовых форм: «Осьминожек», «Милиционер», «Богатырь».

  • Модели из крупных коробок: «Дом», «Гараж».

4. Работа с тканью (7 часов)

Правила безопасности и личной гигиены при работе с иглой, ножницами.

Технологические сведения.

  • Знакомство с тканями.

  • Инструменты и приспособления для работы с тканью.

Темы для беседы: «Из истории шитья», «Как получают ткани».

Перечень изделий:

  • Аппликации из ткани: «Мышка».

  • Вышивание.

Календарно-тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

I. Основы художественной обработки различных материалов (13 ч)

1.

Рисунок на пластилине «Аквариум».

1

2.

Рисунок на пластилине «Птичка».

1

3.

Налепные украшения.

1

4.

Работа с пластилином: «Универсальный робот».

1

5.

Работа с пластилином: «Принцесса».

1

6.

7.

Фигурки животных.

2

8.

9.

Фантастические существа.

2

10.

11.

Обрывная аппликация «Береза».

2

12.

13.

Обрывная аппликация «Дельфин».

2

II. Плетение (5 ч)

14.

15.

Плетение из 3-4 прядей.

2

16.

Плетение из полосок бумаги.

1

17.

Работа с бумагой: «Плетеные картинки».

1

18.

Работа с бумагой: «Плетень».

1

III. Конструирование и моделирование из бумаги и коробок (9 ч)

19.

Художественные образы: «Осьминожек».

1

20.

Художественные образы: «Милиционер».

1

21.

Художественные образы: «Богатырь».

1

22.

23.

Коллаж из различных материалов.

2

24.

25.

Модели из крупных коробок: «Дом».

2

26.

27.

Модели из крупных коробок: «Гараж».

2

IV. Работа с тканью (7 ч)

28.

29.

30.

31.

Вышивание.

4

32.

33.

34.

Аппликация из ткани «Мышка».

3


Итого:

34


Учебно-тематический план

3 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы художественной обработки различных материалов.

10

1

9

2.

Текстильные материалы.

11

1

10

3.

Комбинированные работы из различных материалов.

7

1

6

4.

Работа с пластилином.

6

1

5

Итого:

34

4

30

Содержание программы

1. Основы художественной обработки различных материалов (10 часов)

Правила безопасности при работе с бумагой, природными материалами, ножницами.

Технологические сведения:

  • Виды бумаги и её применения и обработка.

  • Правила чтения графических изображений.

  • Технология обработки бумаги.

  • Технология обработки изделий.

  • Виды разметки.

  • Способы обработки природных материалов.

Темы для бесед: «Современные виды бумаги», «Бумажный конструктор».

Перечень изделий:

  • «Старинное японское изделие».

  • «Выпуклые аппликации».

  • «Три этажа зеленого мира».

  • «Клоун».

  • «Гирлянда».

  • «Дед Мороз».

  • «Игрушки-дергунчики».

2. Текстильные материалы (11 часов)

Правила безопасности при работе с текстильными материалами

Технологические сведения.

  • Материалы для изготовления.

Темы для беседы: «Трикотаж. Изделия из трикотажного полотна», «Ткани».

Перечень изделий:

  • «Снежинка».

  • Панно «Бабочка».

  • «Улитка».

  • «Грибы».

  • «Салфетка».

  • «Сумочка».

3. Комбинированные работы из различных материалов (7 часов)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами.

Технологические сведения.

  • Техника «Коллаж»

Темы для беседы: «История матрешки», «Деревянное зодчество».

Перечень изделий:

  • «Матрешка».

  • «Богатырь».

  • «Деревянное зодчество».

4. Работа с пластилином (6 часов)

Правила безопасности и личной гигиены при работе с пластилином.

Технологические сведения.

  • Инструменты и приспособления для работы с пластилином.

Темы для беседы: «Из истории глиняной игрушки».

Перечень изделий:

  • «Барыня».

  • «Курочка».

  • «Осенний ветер».

Календарно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

I. Основы художественной обработки различных материалов (10 ч)

1.

Схемы оригами.

1

2.

Конструируем из модулей.

1

3.

Складываем модули для украшения поверхностей.

1

4.

Старинное японское изделие.

1

5.

Выпуклая аппликация из бумажных полос.

1

6.

Симметричное вырезание «Три этажа зеленого мира».

1

7.

Выпуклая прорезная аппликация «Клоун».

1

8.

Соединяем цепочку без клея «Гирлянда».

1

9.

Соединяем с помощью прорезей «Дед Мороз».

1

10.

Соединяем с помощью проволоки «Игрушки-дергунчики».

1

II. Текстильные материалы (11 ч)

11.

Аппликация из цельных ниток «Снежинка».

1

12.

13.

Аппликация из распущенного трикотажа «Бабочка».

2

14.

Аппликация из скрученных ниток «Улитка».

1

15.

Аппликация из жатой ткани «Грибы».

1

16.

17.

Виды тканей.

2

18.

19.

Салфетки для праздничного стола.

2

20.

Виды швов. Вышивание.

1

21.

Шитье по выкройкам «Сумочка».

1

III. Комбинированные работы из различных материалов (7 ч)

22.

23.

Коллаж «Матрешка».

2

24.

25.

Коллаж «Богатырь».

2

26.

27.

28.

Деревянное зодчество.

3

IV. Работа с пластилином (6 ч)

29.

30.

«Расписной» пластилин, полученный скатыванием. «Барыня».

2

31.

32.

Расписной» пластилин, полученный разрезанием. «Курочка».

2

33.

34.

Расписной» пластилин, полученный смешиванием. «Осенний ветер».

2


Итого:

34


Учебно-тематический план

4 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы художественной обработки различных материалов.

16

1

15

2.

Оригами.

4

1

3

3.

Текстильные материалы.

10

1

9

4.

Работа с тканью.

4

1

3

Итого:

34

4

30


Содержание программы

1. Основы художественной обработки различных материалов (16 часов)

Правила безопасности при работе с бумагой, пластилином, природными материалами, ножницами.

Технологические сведения:

  • Виды бумаги и её применения и обработка.

  • Правила чтения графических изображений.

  • Технология обработки бумаги.

  • Технология обработки изделий.

  • Виды природных материалов, инструменты и приспособления.

  • Приемы работы с пластилином.

  • Способы обработки природных материалов.

Темы для бесед: «Орнаменты. Виды орнаментов», «Рельефная бумага», «Бумагопластика», «Рельефы, его виды».

Перечень изделий:

  • Вырезание: «Растительные мотивы в орнаменте», «Круговые орнаменты», «Геометрические орнаменты», «Зооморфные орнаменты», «Транспарантное вырезание».

  • Работа с пластилином: «Персидская кошка», «Оригами из пластилина», «Композиция из пластилиновых лент».

  • Аппликация из рельефной бумаги: «Еловые шишки», «Слон», «Танцующая девушка».

  • Бумагопластика: «Деревья», «Знатная дама».

2. Оригами (4 часа)

Правила безопасности при работе с бумагой.

Технологические сведения.

  • Схемы оригами.

  • Базовые формы.

Темы для беседы: « Оригами - мир безграничных возможностей».

Перечень изделий:

  • «Бутоны».

  • «Пилотка», «Кепка».

  • «Лиса и филин».

3. Текстильные материалы (10 часов)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами.

Технологические сведения.

  • Материалы и инструменты.

  • Основные сведения и приемы вязания.

Темы для беседы: «История вязания», «Вязаные игрушки».

Перечень изделий:

  • «Колокольчик».

  • «Вязаные цветы».

  • «Изделия из цепочек».

4. Работа с тканью (8 часов)

Правила безопасности и личной гигиены при работе с иглой, ножницами.

Технологические сведения.

  • Знакомство с тканями.

  • Инструменты и приспособления для работы с тканью.

Темы для беседы: «Из истории шитья», «Ткачество», «Виды переплетения».

Перечень изделий:

  • Куклы из носочков: «Смешные человечки», «Веселые мордашки»


Календарно-тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

I. Основы художественной обработки различных материалов (16 ч)

1.

Вырезание и аппликация. Орнаменты «Растительные мотивы».

1

2.

Вырезание и аппликация. Орнаменты «Круговые орнаменты».

1

3.

Вырезание и аппликация. Орнаменты «Геометрические орнаменты».

1

4.

Вырезание и аппликация. Орнаменты «Зооморфные мотивы».

1

5.

Вырезание и аппликация. Орнаменты «Транспарантное вырезание».

1

6.

Аппликация из рельефной бумаги «Еловые шишки».

1

7.

Аппликация из рельефной бумаги «Слон».

1

8.

Аппликация из рельефной бумаги «Танцующая девушка».

1

9.

10.

Бумагопластика «Деревья».

2

11.

12.

Бумагопластика «Знатная дама».

2

13.

Пластилин «Персидская кошка».

1

14.

Пластилин «Оригами из пластилина».

1

15.

16.

Пластилин «Композиция из пластилиновой ленты».

2

II. Оригами (4 ч)

17.

Схемы оригами. Базовые формы.

1

18.

Складываем из базовой формы «Бутон».

1

19.

Превращение одной шапочки «Пилотка», «Кепка».

1

20.

Превращение одной шапочки «Лиса и филин».

1

III. Текстильные материалы (10 ч)

21.

22.

23.

Вязание на спицах «Колокольчик».

3

24.

25.

26.

Вязание на спицах «Вязаные цветы».

3

27.

28.

29.

30.

Вязание крючком. Изделия из цепочек.

4

IV. Работа с тканью (4 ч)

31.

32.

Куклы из носочков «Смешные человечки».

2

33.

34.

Куклы из носочков «Веселые мордашки».

2


Итого:

34

В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов;

  • совершенствовать навык трудовой деятельности в коллективе;

  • сформировать навыки работы с информацией.

Учебно-методическое сопровождение:

  • подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.;

  • подборка журналов;

  • оборудование рабочего места;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор.

Литература:

1. Белова Н. «Мягкая игрушка» Веселая компания. - М.: Экспо-Пресс, 2001.

2. Ильин И. С., Ильин С. Д. «100 лучших моделей оригами» - М. ,2005.

3. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ - М.: Баласс.

4. Проснякова Т. Н. , Цирулик Н. А. «Умные руки», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Проснякова Т. Н. ,. «Творческая мастерская», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

6. Соколова-Кубай Н. «Узоры из бумаги».

7. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004.


© 2010-2022