- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности чудеса аппликации
Программа внеурочной деятельности чудеса аппликации
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Елеуова Н.О. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с обучающимися 1 - 4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории культуры и семейных традиций своего и другого народов, уважительного отношения к труду.
Занятия художественно-практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и развивают интеллектуально - творческий потенциал ребёнка.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
-
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
-
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
-
ценностного отношения к окружающей среде;
-
ценностного отношения к здоровью (освоение правил безопасности работы с инструментами, применение экологически чистых материалов)
Кроме того, программа выделяет другие направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитие универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответ-ствии с поставленной задачей;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифи-кации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Такой подход в начальном обучении предполагает активизацию познавательной деятельности каждого ученика с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивиду-ализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятом решении, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135. Из расчёта 1 ч в неделю, 1 класс - 33 часа, 2 - 4 классы - 34 часа.
Содержание курса представлено различными видами деятельности. Основы художественной обработки различных материалов, техника оригами, работа с тканью, техническое конструирование моделирование. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Поэтому курс целесообразно начинать с работы с бумагой и картоном.
Изготовление изделий строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей школьника.
Значительное место на занятиях курса занимает техническое моделирование и конструирование, где обучающиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.
Начальное моделирование позволяет младшему школьнику познать мир техники, разви-вают конструкторские способности, техническое мышление, содействуют познанию окружающей действительности.
Раздел «Основы художественной обработки различных материалов» включает освоение обучающимися простейших способов и приемов работы с различными материалами (пластилин), имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.
Курс «Чудеса аппликации» имеет направленность на формирование у детей умение планировать свою деятельность и навыков самоконтроля.
При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последова-тельно выполнения действий, порядок работы с инструментами.
К концу обучения учащиеся должны
Знать:
-
правила безопасности труда и личной гигиены;
-
название применяемых ручных инструментов, материалов, приспособлений и их назначение;
-
правила разметки материалов;
-
способы обработки различных материалов;
-
название рабочих профессий, транспортных средств.
Уметь:
-
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-
самостоятельно организовывать своё рабочее место;
-
экономно расходовать материалы;
-
правильно пользоваться инструментами;
-
контролировать правильность своих действий.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы курса «Чудеса аппликации»
Личностные и универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
-
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
-
адекватное понимание причин успешности-неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-
выраженной познавательной мотивации;
-
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
планировать свои действия;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-
адекватно воспринимать оценку учителя;
-
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
проявлять познавательную инициативу;
-
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные действия
Обучающиеся смогут:
-
допускать различны точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
-
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться, приходить к общему решению;
-
соблюдать корректность в высказываниях;
-
контролировать действия партнеров.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-
владеть монологической и диалогической формой речи;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
-
анализировать объекты, выделять главное;
-
осуществлять синтез;
-
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-
использованию методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Основы художественной обработки различных материалов.
12
2
10
2.
Оригами.
7
1
6
3.
Конструирование и моделирование из бумаги и коробок.
8
1
7
4.
Работа с тканью.
6
1
5
Итого:
33
5
28
Содержание программы
1. Основы художественной обработки различных материалов (12 часов)
Правила безопасности при работе с бумагой, пластилином, природными материалами, ножницами.
Технологические сведения.
-
Виды бумаги, её применение и обработка.
-
Технология обработки бумаги.
-
Правила чтения графических изображений.
-
Технология обработки изделий.
-
Виды природных материалов, инструменты и приспособления.
-
Приёмы работы с пластилином.
-
Способы обработки природных материалов.
Темы для бесед: «Бумага и её применение», «Аппликация», «Народные умельцы»,
«Умельцы родного края», «Лепка. История лепки».
Перечень изделий:
-
Обрывные аппликации: «Чудо-дерево», «Море», «Анютины глазки», « Берёзка».
-
Аппликации из скрученной бумаги: «Цветы в вазе», «Кот».
-
Мозаика из обрывных кусочков бумаги: «Птичка».
-
Работа с пластилином: « Аквариум», «Парусник», «Фантастические существа», «Тропический цветок».
2. Оригами (7 часов)
Правила безопасности при работе с бумагой.
Технологические сведения.
-
Схемы оригами.
-
Базовые формы.
-
Обозначение на схемах и диаграммах.
-
Материалы для изготовления.
Темы для бесед: «Роль бумаги в жизни японцев», «История возникновения оригами».
Перечень изделий:
-
Игрушки-зверушки: «Рыбка», «Лягушка», «Птичка», «Кошка».
-
Игрушки-растения: «Тюльпан», «Ирис».
-
Художественное складывание «Бабочки» из геометрических фигур.
3. Конструирование и моделирование ид бумаги и крупных коробок (8 часов)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами.
Технологические сведения.
-
Виды соединений.
-
Разметка изделий.
Темы для беседы: « Виды транспорта», «Моделирование».
Перечень изделий:
-
Игрушки из бумажных полосок:
-
Забавные животные: « Зайка», «Лошадка», «Гуси»
-
Летающие модели.
-
Модели из крупных коробок: «Дом», «Гараж».
4. Работа с тканью (6 часов)
Правила безопасности и личной гигиены при работе с иглой, ножницами.
Технологические сведения.
-
Знакомство с тканями.
-
Инструменты и приспособления для работы с тканью.
Темы для беседы: «Из истории шитья», «Пуговицы».
Перечень изделий:
-
Использование пуговиц в поделках: «Грибок», «Дождик».
-
Аппликация из ткани: «Портрет».
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
I. Основы художественной обработки различных материалов (12 ч)
1.
Обрывная аппликация «Чудо-дерево».
1
2.
Обрывная аппликация «Море».
1
3.
Обрывная аппликация « Анютины глазки».
1
4.
Обрывная аппликация «Береза».
1
5.
Аппликация из скрученной бумаги «Цветы в вазе».
1
6.
Аппликация из скрученной бумаги «Кот».
1
7.
8.
9.
Мозаика из обрывных кусочков бумаги «Питта».
3
10.
Работа с пластилином «Парусник.
1
11.
Работа с пластилином «Тропический цветок».
1
12.
Работа с пластилином «Фантастические существа».
1
II. Оригами (7 ч)
13.
Художественное складывание «Бабочки» из геометрических фигур.
1
14.
Игрушки-зверушки: «Рыбка».
1
15.
Игрушки-зверушки: «Лягушка».
1
16.
Игрушки-зверушки: «Птичка».
1
17.
Игрушки-зверушки: «Кошка».
1
18.
Игрушки-растения: «Тюльпан».
1
19.
Игрушки-растения: «Ирис».
1
III. Конструирование и моделирование из бумаги и коробок (8 ч)
20.
Игрушки из бумажных полосок «Зайка».
1
21.
Игрушки из бумажных полосок «Лошадка».
1
22.
Игрушки из бумажных полосок «Гуси».
1
23.
Летающие модели
1
24.
25.
Модели из крупных коробок «Дом».
2
26.
27.
Модели из крупных коробок «Гараж».
2
IV. Работа с тканью (6 ч)
28.
Использование пуговиц в поделках «Грибок».
1
29.
Использование пуговиц в поделках «Дождик».
1
30.
31.
32.
33.
Аппликация из ткани «Портрет».
4
Итого:
33
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Основы художественной обработки различных материалов.
13
1
12
2.
Плетение.
5
1
4
3.
Конструирование и моделирование из бумаги и коробок.
9
1
8
4.
Работа с тканью.
7
1
6
Итого:
34
4
30
Содержание программы
1. Основы художественной обработки различных материалов (13 часов)
Правила безопасности при работе с бумагой, пластилином, природными материалами, ножницами.
Технологические сведения.
-
Виды бумаги, её применение и обработка.
-
Технология обработки бумаги.
-
Правила чтения графических изображений.
-
Технология обработки изделий.
-
Виды природных материалов, инструменты и приспособления.
-
Приёмы работы с пластилином.
-
Способы обработки природных материалов.
Темы для бесед: «Из истории бумаги», «Из истории ножниц», «Что нужно знать о цвете», «Лепка».
Перечень изделий:
-
Обрывные аппликации: «Береза», «Дельфин».
-
Работа с пластилином: « Аквариум», «Птичка», «Фантастические существа», фигурки животных, «Универсальный робот», «Принцесса»
2. Плетение (5 часов)
Правила безопасности при работе с бумагой.
Технологические сведения.
-
Виды плетения
Темы для беседы: «Роль бумаги в жизни», «История возникновения плетения».
Перечень изделий:
-
«Плетеный человечек».
-
«Плетеные картинки», «Плетень».
3. Конструирование и моделирование из бумаги и крупных коробок (9 часов)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами.
Технологические сведения.
-
Виды соединений.
-
Разметка изделий.
Темы для беседы: «Для чего служили упаковки».
Перечень изделий:
-
Игрушки из готовых форм: «Осьминожек», «Милиционер», «Богатырь».
-
Модели из крупных коробок: «Дом», «Гараж».
4. Работа с тканью (7 часов)
Правила безопасности и личной гигиены при работе с иглой, ножницами.
Технологические сведения.
-
Знакомство с тканями.
-
Инструменты и приспособления для работы с тканью.
Темы для беседы: «Из истории шитья», «Как получают ткани».
Перечень изделий:
-
Аппликации из ткани: «Мышка».
-
Вышивание.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
I. Основы художественной обработки различных материалов (13 ч)
1.
Рисунок на пластилине «Аквариум».
1
2.
Рисунок на пластилине «Птичка».
1
3.
Налепные украшения.
1
4.
Работа с пластилином: «Универсальный робот».
1
5.
Работа с пластилином: «Принцесса».
1
6.
7.
Фигурки животных.
2
8.
9.
Фантастические существа.
2
10.
11.
Обрывная аппликация «Береза».
2
12.
13.
Обрывная аппликация «Дельфин».
2
II. Плетение (5 ч)
14.
15.
Плетение из 3-4 прядей.
2
16.
Плетение из полосок бумаги.
1
17.
Работа с бумагой: «Плетеные картинки».
1
18.
Работа с бумагой: «Плетень».
1
III. Конструирование и моделирование из бумаги и коробок (9 ч)
19.
Художественные образы: «Осьминожек».
1
20.
Художественные образы: «Милиционер».
1
21.
Художественные образы: «Богатырь».
1
22.
23.
Коллаж из различных материалов.
2
24.
25.
Модели из крупных коробок: «Дом».
2
26.
27.
Модели из крупных коробок: «Гараж».
2
IV. Работа с тканью (7 ч)
28.
29.
30.
31.
Вышивание.
4
32.
33.
34.
Аппликация из ткани «Мышка».
3
Итого:
34
Учебно-тематический план
3 год обучения
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Основы художественной обработки различных материалов.
10
1
9
2.
Текстильные материалы.
11
1
10
3.
Комбинированные работы из различных материалов.
7
1
6
4.
Работа с пластилином.
6
1
5
Итого:
34
4
30
Содержание программы
1. Основы художественной обработки различных материалов (10 часов)
Правила безопасности при работе с бумагой, природными материалами, ножницами.
Технологические сведения:
-
Виды бумаги и её применения и обработка.
-
Правила чтения графических изображений.
-
Технология обработки бумаги.
-
Технология обработки изделий.
-
Виды разметки.
-
Способы обработки природных материалов.
Темы для бесед: «Современные виды бумаги», «Бумажный конструктор».
Перечень изделий:
-
«Старинное японское изделие».
-
«Выпуклые аппликации».
-
«Три этажа зеленого мира».
-
«Клоун».
-
«Гирлянда».
-
«Дед Мороз».
-
«Игрушки-дергунчики».
2. Текстильные материалы (11 часов)
Правила безопасности при работе с текстильными материалами
Технологические сведения.
-
Материалы для изготовления.
Темы для беседы: «Трикотаж. Изделия из трикотажного полотна», «Ткани».
Перечень изделий:
-
«Снежинка».
-
Панно «Бабочка».
-
«Улитка».
-
«Грибы».
-
«Салфетка».
-
«Сумочка».
3. Комбинированные работы из различных материалов (7 часов)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами.
Технологические сведения.
-
Техника «Коллаж»
Темы для беседы: «История матрешки», «Деревянное зодчество».
Перечень изделий:
-
«Матрешка».
-
«Богатырь».
-
«Деревянное зодчество».
4. Работа с пластилином (6 часов)
Правила безопасности и личной гигиены при работе с пластилином.
Технологические сведения.
-
Инструменты и приспособления для работы с пластилином.
Темы для беседы: «Из истории глиняной игрушки».
Перечень изделий:
-
«Барыня».
-
«Курочка».
-
«Осенний ветер».
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
I. Основы художественной обработки различных материалов (10 ч)
1.
Схемы оригами.
1
2.
Конструируем из модулей.
1
3.
Складываем модули для украшения поверхностей.
1
4.
Старинное японское изделие.
1
5.
Выпуклая аппликация из бумажных полос.
1
6.
Симметричное вырезание «Три этажа зеленого мира».
1
7.
Выпуклая прорезная аппликация «Клоун».
1
8.
Соединяем цепочку без клея «Гирлянда».
1
9.
Соединяем с помощью прорезей «Дед Мороз».
1
10.
Соединяем с помощью проволоки «Игрушки-дергунчики».
1
II. Текстильные материалы (11 ч)
11.
Аппликация из цельных ниток «Снежинка».
1
12.
13.
Аппликация из распущенного трикотажа «Бабочка».
2
14.
Аппликация из скрученных ниток «Улитка».
1
15.
Аппликация из жатой ткани «Грибы».
1
16.
17.
Виды тканей.
2
18.
19.
Салфетки для праздничного стола.
2
20.
Виды швов. Вышивание.
1
21.
Шитье по выкройкам «Сумочка».
1
III. Комбинированные работы из различных материалов (7 ч)
22.
23.
Коллаж «Матрешка».
2
24.
25.
Коллаж «Богатырь».
2
26.
27.
28.
Деревянное зодчество.
3
IV. Работа с пластилином (6 ч)
29.
30.
«Расписной» пластилин, полученный скатыванием. «Барыня».
2
31.
32.
Расписной» пластилин, полученный разрезанием. «Курочка».
2
33.
34.
Расписной» пластилин, полученный смешиванием. «Осенний ветер».
2
Итого:
34
Учебно-тематический план
4 год обучения
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Основы художественной обработки различных материалов.
16
1
15
2.
Оригами.
4
1
3
3.
Текстильные материалы.
10
1
9
4.
Работа с тканью.
4
1
3
Итого:
34
4
30
Содержание программы
1. Основы художественной обработки различных материалов (16 часов)
Правила безопасности при работе с бумагой, пластилином, природными материалами, ножницами.
Технологические сведения:
-
Виды бумаги и её применения и обработка.
-
Правила чтения графических изображений.
-
Технология обработки бумаги.
-
Технология обработки изделий.
-
Виды природных материалов, инструменты и приспособления.
-
Приемы работы с пластилином.
-
Способы обработки природных материалов.
Темы для бесед: «Орнаменты. Виды орнаментов», «Рельефная бумага», «Бумагопластика», «Рельефы, его виды».
Перечень изделий:
-
Вырезание: «Растительные мотивы в орнаменте», «Круговые орнаменты», «Геометрические орнаменты», «Зооморфные орнаменты», «Транспарантное вырезание».
-
Работа с пластилином: «Персидская кошка», «Оригами из пластилина», «Композиция из пластилиновых лент».
-
Аппликация из рельефной бумаги: «Еловые шишки», «Слон», «Танцующая девушка».
-
Бумагопластика: «Деревья», «Знатная дама».
2. Оригами (4 часа)
Правила безопасности при работе с бумагой.
Технологические сведения.
-
Схемы оригами.
-
Базовые формы.
Темы для беседы: « Оригами - мир безграничных возможностей».
Перечень изделий:
-
«Бутоны».
-
«Пилотка», «Кепка».
-
«Лиса и филин».
3. Текстильные материалы (10 часов)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами.
Технологические сведения.
-
Материалы и инструменты.
-
Основные сведения и приемы вязания.
Темы для беседы: «История вязания», «Вязаные игрушки».
Перечень изделий:
-
«Колокольчик».
-
«Вязаные цветы».
-
«Изделия из цепочек».
4. Работа с тканью (8 часов)
Правила безопасности и личной гигиены при работе с иглой, ножницами.
Технологические сведения.
-
Знакомство с тканями.
-
Инструменты и приспособления для работы с тканью.
Темы для беседы: «Из истории шитья», «Ткачество», «Виды переплетения».
Перечень изделий:
-
Куклы из носочков: «Смешные человечки», «Веселые мордашки»
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
I. Основы художественной обработки различных материалов (16 ч)
1.
Вырезание и аппликация. Орнаменты «Растительные мотивы».
1
2.
Вырезание и аппликация. Орнаменты «Круговые орнаменты».
1
3.
Вырезание и аппликация. Орнаменты «Геометрические орнаменты».
1
4.
Вырезание и аппликация. Орнаменты «Зооморфные мотивы».
1
5.
Вырезание и аппликация. Орнаменты «Транспарантное вырезание».
1
6.
Аппликация из рельефной бумаги «Еловые шишки».
1
7.
Аппликация из рельефной бумаги «Слон».
1
8.
Аппликация из рельефной бумаги «Танцующая девушка».
1
9.
10.
Бумагопластика «Деревья».
2
11.
12.
Бумагопластика «Знатная дама».
2
13.
Пластилин «Персидская кошка».
1
14.
Пластилин «Оригами из пластилина».
1
15.
16.
Пластилин «Композиция из пластилиновой ленты».
2
II. Оригами (4 ч)
17.
Схемы оригами. Базовые формы.
1
18.
Складываем из базовой формы «Бутон».
1
19.
Превращение одной шапочки «Пилотка», «Кепка».
1
20.
Превращение одной шапочки «Лиса и филин».
1
III. Текстильные материалы (10 ч)
21.
22.
23.
Вязание на спицах «Колокольчик».
3
24.
25.
26.
Вязание на спицах «Вязаные цветы».
3
27.
28.
29.
30.
Вязание крючком. Изделия из цепочек.
4
IV. Работа с тканью (4 ч)
31.
32.
Куклы из носочков «Смешные человечки».
2
33.
34.
Куклы из носочков «Веселые мордашки».
2
Итого:
34
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:
-
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
-
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
-
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
-
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
-
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов;
-
совершенствовать навык трудовой деятельности в коллективе;
-
сформировать навыки работы с информацией.
Учебно-методическое сопровождение:
-
подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.;
-
подборка журналов;
-
оборудование рабочего места;
-
интерактивная доска;
-
мультимедийный проектор.
Литература:
1. Белова Н. «Мягкая игрушка» Веселая компания. - М.: Экспо-Пресс, 2001.
2. Ильин И. С., Ильин С. Д. «100 лучших моделей оригами» - М. ,2005.
3. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ - М.: Баласс.
4. Проснякова Т. Н. , Цирулик Н. А. «Умные руки», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Проснякова Т. Н. ,. «Творческая мастерская», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
6. Соколова-Кубай Н. «Узоры из бумаги».
7. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004.