- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на педсовете на тему: Проблемное обучение
Выступление на педсовете на тему: Проблемное обучение
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Клюева Л.А. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проблемно - диалогическое обучение.
Урок как дорога в будущее
Клюева Людмила Александровна
Уважаемые коллеги! Тема моего выступления: Проблемно - диалогическое обучение. Урок как дорога в будущее.
И я хотела бы его начать со слов Николая Рыленкова:
«Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется» XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
-
игровая деятельность;
-
создание положительных эмоциональных ситуаций;
-
работа в парах;
-
проблемное обучение.
Причины возникновения теории проблемно-диалогического обучения:
1. Потребности самого учебного процесса (в связи с переходом на новые ФГОС).
2. Социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой и
саморазвивающейся личности.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?».
2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания).
4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод - добились своего или нет.
Какова же структура традиционного урока?
1. Учитель проверяет д/з учеников.
2. Учитель объявляет новую тему.
3. Учитель объясняет новую тему.
4. Учитель организует закрепление знаний учениками.
Отсюда видно, что знака равно здесь нельзя поставить.
Нужна проблемно-диалогическая технология. Цель, которой обучить самостоятельному решению проблем. Средство - открытие знаний вместе с детьми.
Изменилась и структура урока. Рассмотрим традиционный урок и проблемно - диалогический урок.
Традиционный урок
1. Проверка д/з учеников учителем.
2. Объявление темы учителем.
3. Объяснение темы учителем.
4. Закрепление знаний учениками.
Проблемно-диалогический урок
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
2. Актуализация учениками своих знаний.
3. Поиск решения проблемы учениками.
4. Выражение решения.
5. Применение знаний учениками.
Вместо проверки домашнего задания - актуализация учениками своих знаний. Вместо объявления темы урока - создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. Вместо объяснения темы учителем - поиск решения проблемы учениками и выражение решения.
Вместо закрепления знаний учащихся - применение знаний учениками.
Немного теории: проблемная ситуация. Типы нового знания, которые дети могут открыть сами: понятия, закономерности, правила, алгоритмы. Приёмы создания проблемной ситуации. Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения, две теории и т.д.! Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.)
Рассмотрим пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений. 3 класс, Окружающий мир. Учитель подводит учеников к мысли: Путешествовать в прошлое нельзя - это сказка! Учитель подводит учеников к противоположной мысли: Путешествовать в прошлое можно! Сравните два утверждения - в чем противоречие?
Какой возникает вопрос?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Как можно путешествовать в прошлое?
РЕШЕНИЕ: Через сохранившиеся памятники культуры.
Пример проблемной ситуации (задание с затруднением). Учебник «Математика», 4 класс. Задание на сложение дробей (не изучали)
2/4 + 1/4 = ? Разные результаты (не знают правила): Ответы: 3/4 или 3/8? Что-то не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание затруднения). Какая у нас сегодня цель урока?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби!
РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ.
Пример проблемной ситуации - задание с удивлением.
Пример проблемной ситуации - задание с удивлением.
-
Что удивило Лену? (осознание проблемы)
-
Какая у нас сегодня цель урока?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Какая сила держит людей на другой стороне планеты? РЕШЕНИЕ: Сила тяжести
К технологии проблемного обучения относят и продуктивные задания. ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений.
Приведу в качестве примеров некоторые продуктивные задания.
1 класс
Данное задание развивает регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования». Букварь стр.23. Рассмотри серию картинок. О чем договариваются Ежик и Барсук? (диалог героев)
Данное задание развивает коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования» Составь рассказ по схеме.
Данное задание развивает познавательные универсальные учебные действия. Выпускник получит возможность научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, использовать знаково-символические средства, в частности схемы. Из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования»
У выпускника будут сформированы ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования». Какие УУД прежде всего развивает проблемный диалог?
- Регулятивные - умение решать проблемы
- Коммуникативные - вести диалог
- Познавательные - извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
- Личностные - в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
- здоровьесберегающей
- общепедагогической