Выступление на педсовете на тему: Проблемное обучение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проблемно - диалогическое обучение.

Урок как дорога в будущее

Клюева Людмила Александровна

Уважаемые коллеги! Тема моего выступления: Проблемно - диалогическое обучение. Урок как дорога в будущее.

И я хотела бы его начать со слов Николая Рыленкова:

«Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется» XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;

  • создание положительных эмоциональных ситуаций;

  • работа в парах;

  • проблемное обучение.

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Я работаю в системе УМК «Школа 2100» и «Школа России». Признавая урок в качестве основной формы обучения, постоянно ищу пути его дальнейшего совершенствования. Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно-деятельностный подход. Развить учащихся - это задача моей работы. Поэтому в обучении я применяю технологию проблемно-диалогического обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого творческого человека. Моё знакомство с проблемным обучением произошло на семинарах и знакомством с автором Еленой Леонидовной Мельниковой (Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии (г. Москва)). Что же такое технология проблемно-диалогического обучения обучения? Технология - это системная совокупность приёмов и средств обучения и определенный порядок их применения. Проблемное обучение + психология творчества = технология проблемно-диалогического обучения. Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Причины возникновения теории проблемно-диалогического обучения:

1. Потребности самого учебного процесса (в связи с переходом на новые ФГОС).

2. Социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой и

саморазвивающейся личности.

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?

Решение проблем в жизни

1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?».

2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.

3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания).

4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод - добились своего или нет.

Какова же структура традиционного урока?

1. Учитель проверяет д/з учеников.

2. Учитель объявляет новую тему.

3. Учитель объясняет новую тему.

4. Учитель организует закрепление знаний учениками.

Отсюда видно, что знака равно здесь нельзя поставить.

Нужна проблемно-диалогическая технология. Цель, которой обучить самостоятельному решению проблем. Средство - открытие знаний вместе с детьми.

Изменилась и структура урока. Рассмотрим традиционный урок и проблемно - диалогический урок.

Традиционный урок

1. Проверка д/з учеников учителем.

2. Объявление темы учителем.

3. Объяснение темы учителем.

4. Закрепление знаний учениками.

Проблемно-диалогический урок

1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.

2. Актуализация учениками своих знаний.

3. Поиск решения проблемы учениками.

4. Выражение решения.

5. Применение знаний учениками.

Вместо проверки домашнего задания - актуализация учениками своих знаний. Вместо объявления темы урока - создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. Вместо объяснения темы учителем - поиск решения проблемы учениками и выражение решения.

Вместо закрепления знаний учащихся - применение знаний учениками.

Немного теории: проблемная ситуация. Типы нового знания, которые дети могут открыть сами: понятия, закономерности, правила, алгоритмы. Приёмы создания проблемной ситуации. Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения, две теории и т.д.! Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.)

Рассмотрим пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений. 3 класс, Окружающий мир. Учитель подводит учеников к мысли: Путешествовать в прошлое нельзя - это сказка! Учитель подводит учеников к противоположной мысли: Путешествовать в прошлое можно! Сравните два утверждения - в чем противоречие?

Какой возникает вопрос?

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Как можно путешествовать в прошлое?

РЕШЕНИЕ: Через сохранившиеся памятники культуры.

Пример проблемной ситуации (задание с затруднением). Учебник «Математика», 4 класс. Задание на сложение дробей (не изучали)

2/4 + 1/4 = ? Разные результаты (не знают правила): Ответы: 3/4 или 3/8? Что-то не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание затруднения). Какая у нас сегодня цель урока?

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби!

РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ.

Пример проблемной ситуации - задание с удивлением.

Выступление на педсовете на тему: Проблемное обучение

Пример проблемной ситуации - задание с удивлением.



  • Что удивило Лену? (осознание проблемы)

  • Какая у нас сегодня цель урока?

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Какая сила держит людей на другой стороне планеты? РЕШЕНИЕ: Сила тяжести

К технологии проблемного обучения относят и продуктивные задания. ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений.

Приведу в качестве примеров некоторые продуктивные задания.

1Выступление на педсовете на тему: Проблемное обучение класс





Данное задание развивает регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования». Букварь стр.23. Рассмотри серию картинок. О чем договариваются Ежик и Барсук? (диалог героев) Выступление на педсовете на тему: Проблемное обучение








Данное задание развивает коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования» СВыступление на педсовете на тему: Проблемное обучениеоставь рассказ по схеме.






Данное задание развивает познавательные универсальные учебные действия. Выпускник получит возможность научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, использовать знаково-символические средства, в частности схемы. Из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования» Выступление на педсовете на тему: Проблемное обучение











У выпускника будут сформированы ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования». Какие УУД прежде всего развивает проблемный диалог?

  1. Регулятивные - умение решать проблемы
  2. Коммуникативные - вести диалог
  3. Познавательные - извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
  4. Личностные - в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Краткий пример такого урока показан на экране. Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения является: результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
  • здоровьесберегающей
позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;
  • общепедагогической
реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени. Своё выступление я хочу закончить следующими словами. «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Спасибо за внимание!






© 2010-2022