Статья Развитие творческих способностей у младших школьников во внеклассной работе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей у младших школьников во внеклассной работе. В психолого-педагогической литературе рассмотрены различные подходы к характеристике творчества, творческих способностей и связанных с этой категорией понятий. Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество-это личностное качество, базирующиеся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества. Процесс творчества протекает в трех основных фазах -подготовительная, поисковая, исполнительная. Каждая из фаз обращена к разным психическим процессам и личностным образованиям, и имеет свой «продукт». Первая фаза связана с контактом, со средой и умением видеть «необходимости», ставить проблемы и темы, задаваться вопросами и выдвигать идеи. Вторая фаза связана с центральной мыслительной переработкой и поисков способов решения поставленной проблемы. Третья - с воплощением найденного решения в конкретный продукт. Творчество проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз -умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решения и творчески воплощать их в конкретный продукт. Опыт показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает прочнее запоминать культурно-исторические сведения. Легче решаются проблемы мотивации, делать что-то самому интересней, чем заучивать то, что предлагается со стороны. Способы стимулирования творческих способностей: - обеспечение благоприятной атмосферы; - доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка; - обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; - поощрение высказывания оригинальных идей; - обеспечение возможностей для практики; - использование личного примера творческого подхода к решению проблемы; - предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Внеклассная работа органически связана с учебной деятельностью, но в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам младшего школьника. Это подход позволяет выделить следующие направления во внеклассной работе: - всесторонний учет запросов учащихся, их индивидуальных способностей; - формирование у детей интереса к изобретательской деятельности, научно-техническому творчеству, т.к. именно внеклассная работа с младшими школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться; - ярко выраженный воспитывающий характер. Внеклассная деятельность в этом направлении может осуществляться в следующих формах: встречи с интересными людьми, праздники, викторины, театрализованные представления и т.д; Особое внимание во внеклассной работе необходимо уделить следующим особенностям организации образовательного процесса: - организация обучения на добровольных началах: дети-родители-педагог; - комфортный, неформальный характер психологической атмосферы; - возможность для детей сочетать различные направления и формы занятий с учетом свободного времени. Из этого следует, что во внеклассной работе заложены огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. Реализовывать задачу развития творческих способностей можно использовать следующие формы внеклассной работы: - индивидуальная работа детей; - групповые занятия в кружках, студиях, и других творческих объединениях по интересам. Внеклассная работа, которую провожу я, направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Чтобы развивать способности детей, я провожу внеклассные мероприятия в форме игр, конкурсов, викторин и т.д. в моем классе проводятся такие мероприятия, как праздник «Посвящение в первоклассники», «Осенний калейдоскоп», «Я славлю руки матери своей…», «Новогодний огонек», «Для наших мама», посвященный 8 марта и т.д. в этих мероприятиях активное участие принимают и родители. В подготовке мероприятия принимает участие весь класс. Учащимся даются необычные задания по теме: сочинить сказку, поразмышлять над вопросом, нарисовать рисунок, составить кроссворд, разгадать ребус , прочитать дополнительную литературу. На внеклассные мероприятия приглашаются родители. Они вместе с детьми готовятся к ним вместе. Родители помогают сочинять сказки, сценарии, готовят оформление. На мероприятия приглашаются и мои бывшие ученики из других выпусков. Они на своем опыте убеждают детей, что нужно быть активными, творческими , чтобы жилось интереснее.

© 2010-2022