Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Надо ли охранять болота?»

Цель: определение причин, по которым надо охранять болота.

Задачи.

  • Выяснить, как растения приспособились к жизни на болоте

  • Выяснить, как животные приспособились к жизни на болоте

  • Доказать, что болота нужны в природе.

  • Выяснить ,какое значение болота имеют в жизни людей.

  • Развивать наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, способствовать экологическому воспитанию учащихся, воспитывать умении работать в группе.

Оборудование: интерактивная доска, электронные микроскопы, листы для работы групп, контрольно-оценочные листы.

1.Орг. момент, проверка готовности к уроку. Учащиеся сидят по группам. Всего 4 группы по 5 человек.

-Ребята , а чего вы ждете от урока? А как мы должны работать на уроке?

2.Повторение изученного.

  • Как ученые называют лес, луг, поле, пресный водоём, болото (природные сообщества).Что такое природное сообщество? (Это - это группа животных , растений, бактерий, живущих вместе сообща. Между ними существует взаимосвязь. Они приносят друг другу пользу.)

-Давайте проверим ваши знания о природных сообществах. Выполните тест.

Тест «Природные сообщества»

Вариант 1

1. На лугу живут:

А) пчела, божья коровка, суслик

Б) шмель, водомерка, жаворонок

В) медуза, кобылка, комар

2.В поле выращивают:
А) овёс, пырей, вьюнок

Б) пшеница, просо, ячмень

В) капуста, василёк, рогоз

3.В озере обитают:
А) муха, муравей, лягушка

Б) стрекоза, головастик, утка

В) тля, землеройка, ёж

4.Пищевая цепочка луга:
А) капуста - тля - лягушка

Б) рогоз - комар - стрекоза

В) ромашка - бабочка - трясогузка

5.Из каких растений делают ткани?
А) хлопчатник, лён

Б) пшеница, рожь

В) клевер, мятлик

6.Для защиты почвы на полях необходимо:
А) удобрять, уничтожать насекомых и животных

Б) обильно поливать, применять ядохимикаты

В) проводить снегозадержание, правильно пахать

Тест «Природные сообщества»

Вариант 2

1. Пищевая цепочка луга:

А) капуста - тля - лягушка

Б) рогоз - комар -стрекоза

В) ромашка - бабочка - трясогузка

2.Какие животные являются хищниками?
А) кузнечик, карась, гусеница

Б) бабочка, мышь, дождевой червь

В) божья коровка, стрекоза, щука

3.Где произрастают эти растения? Соедини линией.
Просо

Тимофеевка луг

Мятлик

Рогоз озеро

Ряска
Ячмень поле

4.На лугу живут:

А) пчела, божья коровка, суслик

Б) шмель, водомерка, жаворонок

В) медуза, кобылка, комар

5.К лекарственным растениям относятся:
А) рожь, мышиный горошек, рогоз

Б) вьюнок, мятлик, колокольчик

В) подорожник, ромашка, пижма

6.Почему в поле живёт мало зверей?
А) мало птиц

Б) много врагов

В) открытая местность

Оцените себя, справились, ли вы с тестом

- Листки с тестом сдайте, оценки узнаете к следующему уроку.

- Сегодня мы продолжим разговор об одном из уже изученном нами природном сообществе. О каком ,вы назовете, отгадав загадку:

Все обходят это место:
Здесь земля - как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. (Болото)

1.Введение в тему, постановка цели

-Верно. Сегодня мы снова поговорим о болоте.

-Поднимите руку ,кто из вас бывал на болоте.

-Ребята, опасно ли ходить по болотам? (Да, оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи).

Прослушивание аудиозаписи с голосом выпи.
-Такие звуки можно услышать на болоте.

- Ребята а вы знаете ,что говорили в старину о болотах?

Вечерами ночами на болоте слышен чей - то рёв. Глухой, страшный. Будто кто-то ударил в большой барабан - и он загудел. Или бык заблудился в болоте и зовет хозяина, ревёт. Что только люди ни рассказывали по этому поводу - будто водяной кричит, или леший с ним повздорил. Кто же это? В темные ночи над болотом появляются огни. Откуда они? В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что ходить спокойно по болотам могут только колдуны и ведьмы и кикиморы. Испугались? Страшно?(слайд1,2).

- А вы как считаете, это правда? Предположите, кто это может издавать такие страшные звуки. А почему появляются огни?

-Всему этому есть научное объяснение. На самом деле на дне болот гниют останки погибших растений и животных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода, находящегося в составе воздуха, загораются. А ревёт страшным голосом птица выпь.

-Всем известны комары, которых так много на болоте. Каждый знает, как больно и неприятно кусает комар. Некоторые комары передают с укусом опасные болезни, например, малярию.(слайд 3)

- Люди стремились осушать «гиблые места» и использовать землю под пастбища и поля. Но мы уже знаем, что болото является природным сообществом, а значит там есть взаимосвязи. Можно ли их нарушить? А может от болот есть какая-то польза и для человека?

Какой вопрос напрашивается? Что хочется узнать?(Нужны ли нам болота, надо ли их беречь? Защищать?)

-Какая же тема нашего урока?(Запись темы на доске: Надо ли охранять болота?)

-А если нужно охранять,то по каким причинам ?

-Какая цель урока? ( Определение причин, по которым надо охранять болота.)

А чтобы достичь этой цели, выполним следующие задачи:

1.Выяснить, как растения приспособились к жизни на болоте.

2.Выяснить, как животные приспособились к жизни на болоте.

3.Доказать, что болота нужны в природе.

4.Выяснить , какое значение болота имеют в жизни людей.

Для этого разделимся на 4 группы. Каждая группа решает одну из задач.

-Всем группам будут выданы листы с информацией о болотных растениях, животных, о роли болот в жизни человека и о том какую роль они играют в природе. Каждая группа выберет ответы на заданный им вопрос. Командиры, зачитайте вопросы, заданные вашей группе.

1 группа «Ботаники» - Какова особенность растений болота?
2 группа «Зоологи» - Какова особенность животных болота?
3 группа «Экологи» Нужны ли болота в природе?

4 группа Экономисты» Что дают болота человеку?

- Сейчас вам предстоит обсудить в группе информацию, а затем зачитать самое главное вашим одноклассникам. Выбрав нужную информацию, вы поместите ее в схему на листе и сделаете выводы по своему вопросу. Командир отчитается о работе группы, обобщит результаты исследования.

Учащиеся обсуждают найденную информацию, фиксируют главное на общем листе группы, делают вывод в виде схемы)

Данный лист представляют через документкамеру.

Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?

-Как внимательно вы друг друга слушали ,узнаем после выступления всех

групп. Слушайте и запоминайте ,чтобы правильно выполнить проверочную работу в конце урока.

1группа «Ботаники»

Какова особенность растений болота?

Росянка - удивительное хищное растение. Ее листья покрыты волосками. На волосках - капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается и высасывает из насекомого все соки. В почве болота мало нужных для растений веществ - их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.

Рогоз - многолетнее травянистое болотное растение высотой до 2 метров, образующее густые заросли у берегов водоема. Растет рогоз по болотам, топким берегам рек, прудов, озер. Листья длинные, лентовидные. стебель заканчивается темно-коричневым початком.

Рогоз часто ошибочно называют камышом, хотя это совершенно разные растения.

Пух из початков рогоза идет для изготовления подушек, отопления домов. Из стеблей плетут ковры, вьют канаты, делают бумагу. Корневища рогоза съедобны и довольно вкусны, при необходимости их мелют в муку и пекут лепёшки. Пух початков с топлёным маслом - прекрасное средство от обморожений и ожогов. Пыльца цветков используется для остановки сильных кровотечений. Отвар листьев полезен при сахарном диабете.

Багульник - невысокий кустарник с мелкими жесткими листьями, выделяющими в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. В высоту багульник может достигать ста тридцати сантиметров, а минимальная его высота - это пятнадцать сантиметров.

.

Багульник применяется как лекарственное средство ,он эффективен и помогает при бронхитах. В домашних условиях мазь из багульника используют при обморожении или ушибах. Используется, как средство, предохраняющее одежду от моли, а помещение от насекомых - паразитов.

Мох-сфагнум-это растение, которое не имеет корней. У него длинный стебелек с множеством боковых веточек. Вдоль стебелька они растопырены, а у верхушки собраны кучкой. Сфагнум может быть зеленым, бурым, белым и даже красным.

А слово «сфагнум» в переводе с греческого языка означает губка. И действительно, мох способен впитывать невероятно много воды - в 30-40 раз больше, чем весит сам! Рассмотрев под микроскопом частичку листа мха-сфагнума мы увидели его строение Лист и стебелек действительно состоят из клеток, которые способны вместить в себя воду. Так мох приспособился бороться с избытком воды.

Мох-сфагнум имеет одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на бактерии. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Он хорошо впитывает выделения из раны и оказывает обеззараживающее действие .Торф состоит в основном из остатков отмершего сфагнума. Недаром этот мох называют еще торфяным.

Камыш - влаголюбивое растение с жесткими стеблями Из -за избытка влаги и недостатка кислорода в почве у растений болот вытянутые стебли, высотой до 250 см, листья у него тонкие, длинные , жесткие.

В корневищах камыша много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Листья камыша используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, ковриков.
Используют камыш как топливо, на корм скоту, для изготовления крыш домов, матов, бумаги.

Морошка, голубика, клюква - низкорослы кустарники, корни стелются по верху, вглубь не идут. Листья особой формы, чаще узкие, жесткие. У клюквы болотной-стелющиеся тонкие нитевидные побеги длиной 15-100 см.

Ягоды клюквы кислые и очень полезные для здоровья. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.

Ягоды морошки и голубики употребляют в пищу свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги - заболевания десен.

Вывод о болотных растениях

У растений болот есть сходство в строении из-за избытка влаги и недостатка кислорода в почве

Приспособления к жизни на болоте:

-влаголюбивые,

- вытянутые высокие стебли,

- тонкие , жесткие, острые, режущие длинные, чаще загнутые листья.

-корни вглубь не идут.

-есть растения-хищники

-Выяснили мы особенности растений болот? Оцените себя, как вы справились с этой задачей в контрольно-оценочном листе. А лидер устно оценит работу своей группы.

2 группа «Зоологи»

Какова особенность животных болота?

Выпь

Живет на болоте интересная птица .Окраска у нее не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и становится невидимой. Охотится она только ночью: долго сидит у воды и наблюдает, не проплывает ли мимо добыча. По вечерам и утрам над болотом можно услышать протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это голос выпи.

Журавль серый - это крупная птица ростом около 125 см и массой 4-5 кг. Он обитает на сфагновых болотах. Длинные, широко расставленные пальцы спасают птицу от увязания в болотистой почве. Журавли питаются в основном крупными насекомыми, лягушками, мелкой рыбой. Ранней весной главным кормом является оставшаяся с зимы клюква и другие ягоды.

Цапля -это птица, которая способна передвигаться по болотистой почве. У серой цапли, как и вообще у всех цапель, длинные и тонкие ноги и длинный, хорошо заметный на большом расстоянии клюв, помогающий им добывать пищу.

А питаются эти птицы лягушками, моллюсками, червями, которых много на болоте.

Лягушка обыкновенная - жительница озер и болот - достигает в длину 18 см. Может прыгнуть на полтора метра в высоту. Пищей служат водные, прибрежные насекомые , реже паукообразные и дождевые черви. Сырость помогает лягушкам постоянно поддерживать свою кожу во влажном состоянии.

Кулик - небольшая болотная птица с очень длинным, прямым и острым клювом. Гнездо устраивает на земле в небольшом углублении. У этих птиц длинный клюв, который помогает им находить личинки комаров в иле.

Вывод о животных болота:

На болотах живут лишь немногие животные, а лишь такие животные, которые чувствуют себя уютно среди кочек, болотных трав, трясин, зеркалец воды.

Болото для них:

- надёжное укрытие

-место, где можно кормиться и выводить потомство.

-у птиц длинные ноги, чтобы удобно было ходить по болоту,

-длинные клювы, чтобы достать пищу.

-все птицы хорошо летают.

-Выяснили мы особенности животных болот? Оцените себя, как вы справились с этой задачей в контрольно-оценочном листе. А лидер устно оценит работу своей группы.

Физкультминутка.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкультпривет.

3 группа «Экологи»

Нужны ли болота в природе?

Болото- это природное хранилище пресной воды. Вытекающие из них ручейки питают крупные реки и озера. Во время дождей мхи болот впитывают лишнюю воду, как губка и в засушливые годы спасают водоемы от высыхания.

Болота - прекрасные природные фильтры .Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода.

На болоте образуется торф, на котором живут обитатели болот.

Торф на болоте очень ценен для человека тем, что служит топливом, удобрением, подстилкой для животных, сырьем на химических заводах.

На болотах растут ценные для человека ягодные растения -клюква, морошка, голубика.

Болота - это место жизни растений и животных ,которые зависят друг от друга. Доказательством этому служат цепи питания, которые мы составили.(на интерактивной доске составляет 1 ребёнок)

Составление цепочек питания

Задание для группы: соберите цепи питания.

белая куропатка

лягушка

клюква

цапля

комар

болотный лунь

- Ребята, подумайте и скажите, а что произойдет в природном сообществе, если исчезнет хотя бы одно звено его цепи, напрмер лягушки?

Вывод

Значение болота для неживой природы очень велико,

- берут начало многие реки и речушки,

-это хранилище и фильтр пресной воды,

- образуется торф, на котором живут обитатели болот.

-это места обитания многих редких растений и животных.

-Выяснили мы какое значение имеют болота в природе? Оцените себя, как вы справились с этой задачей в контрольно-оценочном листе. А лидер устно оценит работу своей группы. .

4 группа «Экономисты»

Что дают болота человеку?

Росянка - удивительное хищное растение. Ее листья покрыты волосками. На волосках - капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается и высасывает из насекомого все соки. В почве болота мало нужных для растений веществ - их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.

Рогоз - многолетнее травянистое болотное растение высотой до 2 метров, образующее густые заросли. Листья длинные, лентовидные. Стебель заканчивается темно-коричневым початком. Рогоз часто ошибочно называют камышом, хотя это совершенно разные растения.

Пух из початков рогоза идет для изготовления подушек, отопления домов. Из стеблей плетут ковры, вьют канаты, делают бумагу. Корневища рогоза съедобны и довольно вкусны, при необходимости их мелют в муку и пекут лепёшки. Пух початков с топлёным маслом - прекрасное средство от обморожений и ожогов. Пыльца цветков используется для остановки сильных кровотечений. Отвар листьев полезен при сахарном диабете.

Багульник - невысокий кустарник с мелкими жесткими листьями, выделяющими в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. В высоту багульник может достигать ста тридцати сантиметров.

Багульник применяется как лекарственное средство ,он эффективен и помогает при бронхитах. В домашних условиях мазь из багульника используют при обморожении или ушибах. Используется, как средство, предохраняющее одежду от моли, а помещение от насекомых - паразитов.

Мох-сфагнум-это растение, которое не имеет корней. У него длинный стебелек с множеством боковых веточек. Вдоль стебелька они растопырены, а у верхушки собраны кучкой. Сфагнум может быть зеленым, бурым, белым и даже красным.

А слово «сфагнум» в переводе с греческого языка означает губка. И действительно, мох способен впитывать невероятно много воды - в 30-40 раз больше, чем весит сам!

Мох-сфагнум имеет одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на бактерии. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Он хорошо впитывает выделения из раны и оказывает обеззараживающее действие.

Торф состоит в основном из остатков отмершего сфагнума. Недаром этот мох называют еще торфяным.

Камыш - влаголюбивое растение с жесткими стеблями Из-за избытка влаги и в почве у камыша вытянутые стебли, высотой до 250 см, листья у него тонкие, длинные , жесткие.

В корневищах камыша много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Листья камыша используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, ковриков.
Используют камыш как топливо, на корм скоту, для изготовления крыш домов, матов, бумаги.

Морошка, голубика, клюква- низкорослы кустарники, корни стелются по верху, вглубь не идут. Листья особой формы, чаще узкие, жесткие. У клюквы болотной-стелющиеся тонкие нитевидные побеги длиной 15-100 см.

Ягоды клюквы кислые и очень полезные для здоровья. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.

Ягоды морошки и голубики употребляют в пищу свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги - заболевания десен.

Вывод

Какое значение имеют болота для человека?

-Лекарственные травы,

-Ценные ягодные растения -клюква, морошка, голубика

-Растения болот - корм для животных и для хозяйственных нужд

-Природная фабрика торфа, который используется и как топливо, и как удобрение.

-Выяснили мы, какое значение имеют болота для человека? Оцените себя, как вы справились с этой задачей в контрольно-оценочном листе. А лидер устно оценит работу своей группы.

-Перед подведением итогов проведем физминутку.

Физкультминутка.

Игра: "Лес, кустарник, трава". (Учащиеся встают из-за парт и по команде учителя показывают лес, вытянув руки вверх, кустарники - наклоняясь вправо и влево, травы - приседая. Во время выполнения физкультминутки, учитель расширяет кругозор уч-ся, используя однокоренные слова типа лесок, травушка, травинки, кустики, кустарники и т.д.)

-Подведем итоги. Как вы справились с решением всех задач .Поднимите руку, у кого везде на линеечках высокий уровень ?А кто не все понимал и не все задачи решил на высоком уровне? Есть такие ребята?

Сейчас мы проверим, как внимательно вы друг друга слушали. Узнаем это с помощью проверочной работы которую проведем в вид игры «Да-нет»

1)На болоте живут злые духи.

2)У болотных птиц короткие ноги.

3)Растения болот -влаголюбивые.

4)Человек использует мох-сфагнум как перевязочный материал.
5) На болотах растут рогоз, мох, камыш.
6) На болотах нет лекарственных растений.
7 ) Болота - природные фабрики нефти.
8) Болота нужно полностью осушить.

9) На болоте растет насекомоядное растение - росянка.

10)Торф используется человеком как топливо и удобрение.

-Оцените себя на каком уровне вы справились с проверочной работой.

Проверка на доске :1)нет,2)нет,3)да,4),да,5)да,6)нет,7)нет,8)нет,9)да,10)да

-У кого самооценка совпала с ответами. Оцените себя после проверки. У вас на столах лежат карточки с проверочной работой. Дома вы себя проверьте еще раз. Найдите ошибки в ответах.


  • -Мы с вами доказали ,что болота очень важны в природе и в жизни человека?

-Верно, ребята, осушим мы болота - уйдет вода глубоко-глубоко в землю. Обмелеют наши реки, станут усыхать озера, которые питаются подпочвенными водами. А лес? И лесу плохо придется. А неспокойный мир хозяев болота - лягушек, конечно, тоже загрустит, если лишить их теплого дома. В болоте и для головастиков раздолье, да и комариками и мотылями можно вдоволь поживиться. Сколько же там укромных местечек для всевозможных насекомых - укрыться есть где, да и всем еды вдоволь.
Заросли растений вокруг болот, озер служат местом жизни и кормления многих птиц, зверей.

- Посмотрите, что бывает, когда человек вмешивается в природу. Посмотрите, что произошло с болотом ,когда его осушили Осушенные болота - удручающее зрелище! (Слайды )

- Там, где болота полностью осушили - обмелели речки, засохли леса появились сыпучие пески, исчезли многие виды зверей и птиц. Возрастает угроза возникновения пожаров от высушенных торфяников. Ведь в природе все взаимосвязано.)

-На долю болот приходится порядка 1,4 млн. кв.км или 10% территории России.

Наибольшее их количество сосредоточено на северо-западе и в центральных районах Западно-Сибирской равнины.

-А в нашей местности есть болота?

-Значит болота совсем нельзя осушать? (Нет, конечно. Болота осушают, если необходимо добыть торф, создать новое поле или проложить дороги. Но это надо делать продумано, в разумных пределах. Осушать болота надо с умом да с опаской, точно зная, как это отразится на окружающих водоемах и животных, не повредит ли им.)

- Итак, вернемся к поставленной цели. Мы ее достигли? Выяснили, надо ли охранять болота?

Как же мы ответим на этот вопрос? (Болота надо охранять и не осушать, так как это наносит вред природе: погибают растения и животные, которые здесь обитают.)

- Что сегодня нового и интересного узнали о болоте? Что вас удивило?

Д/з -с.83-85,найти и исправить ошибки в проверочной работе.

- Спасибо всем за работу. На этом наш урок окончен.




.

Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?

Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?

Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?

Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?

Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?


Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?

Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?

Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?

Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?

Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?Урок окружающего мира по теме Надо ли охранять болота?


Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду.







1группа «Ботаники»

Какова особенность растений болота?

Росянка - удивительное хищное растение. Ее листья покрыты волосками. На волосках - капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается и высасывает из насекомого все соки. В почве болота мало нужных для растений веществ - их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.

Рогоз - многолетнее травянистое болотное растение высотой до 2 метров, образующее густые заросли у берегов водоема. Растет рогоз по болотам, топким берегам рек, прудов, озер. Листья длинные, лентовидные. стебель заканчивается темно-коричневым початком.

Рогоз часто ошибочно называют камышом, хотя это совершенно разные растения.

Пух из початков рогоза идет для изготовления подушек, отепления домов. Из стеблей плетут ковры, вьют канаты, делают бумагу. Корневища рогоза съедобны и довольно вкусны, при необходимости их мелют в муку и пекут лепёшки. Пух початков с топлёным маслом - прекрасное средство от обморожений и ожогов. Пыльца цветков используется для остановки сильных кровотечений. Отвар листьев полезен при сахарном диабете.

Багульник - невысокий кустарник с мелкими жесткими листьями, выделяющими в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. В высоту багульник может достигать ста тридцати сантиметров, а минимальная его высота - это пятнадцать сантиметров.

.

Багульник применяется как лекарственное средство ,он эффективен и помогает при бронхитах. В домашних условиях мазь из багульника используют при обморожении или ушибах. Используется, как средство, предохраняющее одежду от моли, а помещение от насекомых - паразитов.

Мох-сфагнум-это растение, которое не имеет корней. У него длинный стебелек с множеством боковых веточек. Вдоль стебелька они растопырены, а у верхушки собраны кучкой. Сфагнум может быть зеленым, бурым, белым и даже красным.

А слово «сфагнум» в переводе с греческого языка означает губка. И действительно, мох способен впитывать невероятно много воды - в 30-40 раз больше, чем весит сам! Рассмотрев под микроскопом частичку листа мха-сфагнума мы увидели его строение Лист и стебелек действительно состоят из клеток, которые способны вместить в себя воду. Так мох приспособился бороться с избытком воды.

Мох-сфагнум имеет одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на бактерии. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Он хорошо впитывает выделения из раны и оказывает обеззараживающее действие .Торф состоит в основном из остатков отмершего сфагнума. Недаром этот мох называют еще торфяным.

Камыш - влаголюбивое растение с жесткими стеблями Из -за избытка влаги и недостатка кислорода в почве у растений болот вытянутые стебли, высотой до 250 см, листья у него тонкие, длинные , жесткие.

В корневищах камыша много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Листья камыша используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, ковриков.
Используют камыш как топливо, на корм скоту, для изготовления крыш домов, матов, бумаги.

Морошка, голубика, клюква - низкорослы кустарники, корни стелются по верху, вглубь не идут. Листья особой формы, чаще узкие, жесткие. У клюквы болотной-стелющиеся тонкие нитевидные побеги длиной 15-100 см.

Ягоды клюквы кислые и очень полезные для здоровья. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.

Ягоды морошки и голубики употребляют в пищу свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги - заболевания десен.

2 группа «Зоологи»

Какова особенность животных болота?

Выпь

Живет на болоте интересная птица .Окраска у нее не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и становится невидимой. Охотится она только ночью: долго сидит у воды и наблюдает, не проплывает ли мимо добыча. По вечерам и утрам над болотом можно услышать протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это голос выпи.

Журавль серый - это крупная птица ростом около 125 см и массой 4-5 кг. Он обитает на сфагновых болотах. Длинные, широко расставленные пальцы спасают птицу от увязания в болотистой почве. Журавли питаются в основном крупными насекомыми, лягушками, мелкой рыбой. Ранней весной главным кормом является оставшаяся с зимы клюква и другие ягоды.

Цапля -это птица, которая способна передвигаться по болотистой почве. У серой цапли, как и вообще у всех цапель, длинные и тонкие ноги и длинный, хорошо заметный на большом расстоянии клюв, помогающий им добывать пищу.

А питаются эти птицы лягушками, моллюсками, червями, которых много на болоте.

Лягушка обыкновенная - жительница озер и болот - достигает в длину 18 см. Может прыгнуть на полтора метра в высоту. Пищей служат водные, прибрежные насекомые , реже паукообразные и дождевые черви. Сырость помогает лягушкам постоянно поддерживать свою кожу во влажном состоянии.

Кулик - небольшая болотная птица с очень длинным, прямым и острым клювом. Гнездо устраивает на земле в небольшом углублении. У этих птиц длинный клюв, который помогает им находить личинки комаров в иле.

3 группа «Экологи»

Нужны ли болота в природе?

Болото- это природное хранилище пресной воды. Вытекающие из них ручейки питают крупные реки и озера. Во время дождей мхи болот впитывают лишнюю воду, как губка и в засушливые годы спасают водоемы от высыхания.

Болота - прекрасные природные фильтры .Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода.

На болоте образуется торф, на котором живут обитатели болот.

Торф на болоте очень ценен для человека тем, что служит топливом, удобрением, подстилкой для животных, сырьем на химических заводах.

На болотах растут ценные для человека ягодные растения -клюква, морошка, голубика.

Болота - это место жизни растений и животных ,которые зависят друг от друга. Доказательством этому служат цепи питания, которые мы составили.

4 группа «Экономисты»

Что дают болота человеку?

Росянка - удивительное хищное растение. Ее листья покрыты волосками. На волосках - капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается и высасывает из насекомого все соки. В почве болота мало нужных для растений веществ - их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.

Рогоз - многолетнее травянистое болотное растение высотой до 2 метров, образующее густые заросли. Листья длинные, лентовидные. Стебель заканчивается темно-коричневым початком. Рогоз часто ошибочно называют камышом, хотя это совершенно разные растения.

Пух из початков рогоза идет для изготовления подушек, отепления домов. Из стеблей плетут ковры, вьют канаты, делают бумагу. Корневища рогоза съедобны и довольно вкусны, при необходимости их мелют в муку и пекут лепёшки. Пух початков с топлёным маслом - прекрасное средство от обморожений и ожогов. Пыльца цветков используется для остановки сильных кровотечений. Отвар листьев полезен при сахарном диабете.

Багульник - невысокий кустарник с мелкими жесткими листьями, выделяющими в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. В высоту багульник может достигать ста тридцати сантиметров.

Багульник применяется как лекарственное средство ,он эффективен и помогает при бронхитах. В домашних условиях мазь из багульника используют при обморожении или ушибах. Используется, как средство, предохраняющее одежду от моли, а помещение от насекомых - паразитов.

Мох-сфагнум-это растение, которое не имеет корней. У него длинный стебелек с множеством боковых веточек. Вдоль стебелька они растопырены, а у верхушки собраны кучкой. Сфагнум может быть зеленым, бурым, белым и даже красным.

А слово «сфагнум» в переводе с греческого языка означает губка. И действительно, мох способен впитывать невероятно много воды - в 30-40 раз больше, чем весит сам!

Мох-сфагнум имеет одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на бактерии. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Он хорошо впитывает выделения из раны и оказывает обеззараживающее действие.

Торф состоит в основном из остатков отмершего сфагнума. Недаром этот мох называют еще торфяным.

Камыш - влаголюбивое растение с жесткими стеблями Из-за избытка влаги и в почве у камыша вытянутые стебли, высотой до 250 см, листья у него тонкие, длинные , жесткие.

В корневищах камыша много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Листья камыша используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, ковриков.
Используют камыш как топливо, на корм скоту, для изготовления крыш домов, матов, бумаги.

Морошка, голубика, клюква- низкорослы кустарники, корни стелются по верху, вглубь не идут. Листья особой формы, чаще узкие, жесткие. У клюквы болотной-стелющиеся тонкие нитевидные побеги длиной 15-100 см.

Ягоды клюквы кислые и очень полезные для здоровья. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.

Ягоды морошки и голубики употребляют в пищу свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги - заболевания десен.

На болотах растут ценные для человека ягодные растения -клюква, морошка, голубика.

Болота - это место жизни растений и животных ,которые зависят друг от друга. Доказательством этому служат цепи питания, которые мы составили.


© 2010-2022