- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа театральной студии для дошкольников «Цветные горошинки»
Программа театральной студии для дошкольников «Цветные горошинки»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Могирева Л.Ю. |
Дата | 04.06.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«УТВЕРЖДЕНО»
Заведующий МБДОУ
Детский сад №5 «Белочка»
г.Киселевск
___ ______Горшкова Е. И.
«___»_______________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Театральной студии
«Цветные горошинки»
Музыкальный руководитель:
Могирева Лариса Юрьевна
Киселевск
2013
Театрализованная деятельность
(средняя, старшая, подготовительная группы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
-
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
-
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.). -
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
-
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
-
Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
-
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Москвы.
-
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 мин - средняя группа, 25 мин - старшая группа, 30 мин - подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год - 31.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
-
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
-
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
-
«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
-
«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
-
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
-
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает восемь основных блоков, представленных в таблицах. Перечислим их.
Блок 1 - основы кукловождения.
Блок 2 - основы кукольного театра.
Блок 3 - основы актерского мастерства.
Блок 4 - основные принципы драматизации.
Блок 5 - самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 - театральная азбука.
Блок 7 - проведение праздников.
Блок 8 - проведение досугов и развлечений.
Следует отметить, что блоки:
-
1, 5, 8 реализуются на одном-двух занятиях в месяц;
-
блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц;
-
блоки 3, 4 - на каждом занятии;
-
блок 6 - на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте);
-
блок 1 реализуется 1 раз в квартал.
Программа средней группы
(сентябрь - май)
Блоки
Базовый компонент
Компонент ДОУ
1. Основы кукловожде-ния
Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра.
Сентябрь.
Задачи: формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши»
Октябрь.
Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольно-плоскостного театра.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «В гости к Маше», «Собака и медведь», «Пляска деда и бабы»
Ноябрь.
Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Встреча зайца и лисы», «Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка».
Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра, театра верховых кукол
Декабрь. Задачи: обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).
Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей»
Январь - февраль.
Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа»
Март - май.
Задачи: обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме.
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой»,
«Пляска зверей»
2. Основы кукольного театра
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, учить давать оценку поступкам действующих лиц.
Сказки: «Заюшкина избушка», русская народная сказка. «Смоляной бычок», русская народная сказка
Декабрь.
Задачи: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.
Сказки: «Маша и медведь», русская народная сказка
Январь - февраль.
Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, приемами вождения верховых кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа»
Март - май.
Задачи: продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях. Сказки: «Как собака себе друга искала», мордовская народная сказка.
3. Основы актерского мастерства
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выразить свое. Познакомить с пиктограммами (карточками-символами, изображающими разные эмоции человека - веселье, грусть); воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей.
Этюды: М. Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»; на выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится», «Ваське стыдно», «Молчок»; М. Чехова на внимание, веру, наивность и фантазию.
Декабрь - февраль.
Задачи: активизировать детей, развивать их память, внимание. Игры: «Будь внимателен», «Канон для малышей», «Запомни свое место», «Запомни свою позу», «Флажок» М. Чистяковой.
Март - май.
Задачи: развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. Этюды: «Это я!», «Это мое!», «Отдай!», «Сосульки», «Шалтай-Болтай», «Петрушка прыгает» М. Чистяковой
4. Основные принципы драматизации
Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест)
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; формировать положительное отношение к играм- драматизациям; поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях по собственному желанию. Сказки: «Теремок», «Колобок», русские народные сказки. Сценка: «Еж и лиса» (по стихотворению В. Фетисова)
Декабрь - февраль.
Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности.
Сказки: «Рукавичка», украинская народная сказка. Сценки: «Медведь» (по стихотворению Г. Виеру «На праздник»)
Март - май.
Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям. Сказки: «Волк и семеро козлят», русская народная сказка; «Аленушка и лиса», русская народная сказка; «Красная Шапочка», французская сказка. Сценки: «Кот» (по стихотворению Г. Виеру)
5. Самостоятельная театральная деятельность
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые сказки, стихотворения
Декабрь - февраль.
Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф, магнитная доска) и с театром верховых кукол
Март - май.
Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях.
6. Театральная азбука
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: формировать представления детей о театре (артисты - волшебники театра, куклы - маленькие помощники артистов); познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью - названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров); названия театральных персонажей, предметов, декораций.
7.Проведение праздников
Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на утреннике: читать стихи, разыгрывать сценки. Поощрять участие детей в подготовке к праздникам, поддерживать радостное чувство от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям детского сада, малышам.
Мероприятия: «В гости к Осени»
Декабрь - февраль. Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками
детского сада, малышами. Мероприятия: «Волшебник Дед Мороз».
Март - май. Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к
выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада,
малышами.
Мероприятия: «В гости к коту Леопольду» (праздник, посвященный 8 Марта)
8. Проведение
досугов и развлечений
Развивать у детей интерес к различным формам представлений, подготовленных старшими детьми и взрослыми, и желание участвовать в них.
Сентябрь.
Кукольный спектакль «Вот это музыка!» (исполняют педагоги детского сада).
Октябрь.
Инсценировки: «Спор овощей», «Осенний листочек» (исполняют дети подготовительных к школе групп).
Ноябрь.
«Веселая ярмарка» - театрализованное представление (дети подг. группы).
Декабрь - февраль. Задачи: развивать умение понимать содержание сказок, инсценировок, оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку.
1 . «Щелкунчик» - музыкальная сказка в исполнении детей
подготовительных к школе групп.
2. «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении
сотрудников.
3. «Кот, петух и лиса»,- кукольные спектакли в исполнении детей старших групп
Март - май. Задачи: обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания; поддерживать интерес к происходящему на сцене.
1 . «Шалунишки-котятки потеряли перчатки», инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной к школе группы).
2. «Красная Шапочка» - сказка в исполнении детей старших групп детского сада.
3. «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля.
4. «Как на Пасху куличи» - ярмарка.
5. «1 июня - праздник лета» - театрализованное представление
Программа старшей группы
(сентябрь - май)
Блоки
Основной компонент
Компонент ДОУ
1. Основы кукловождения
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Радостная встреча деда с Жучкой», «Неприятный разговор», «Игра в жмурки»
Декабрь - январь.
Задачи: закрепление навыка кукловождения пальчикового театра. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок»
Февраль.
Задачи: обучение детей приемам кукловождения театра бибабо. Игра: «Театр двух актеров»
Март - апрель.
Задачи: продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра бибабо, побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра.
«Русский хоровод» - танцевальная композиция
Май. Задачи: познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой».
Этюды: «К нам в гости страус пришел», «Танец Аленушки».
2. Основы кукольного
театра
Продолжать развивать умения использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям.
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: прививать устойчивый интерес к ку-
кольному театру; поощрять активное участие детей в кукольном
спектакле.
Сказки: «Кукушка», ненецкая сказка
Декабрь - февраль. Задачи: учить детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции;
формировать интонационную выразительность речи; вызывать интерес к пальчиковому театру, театру бибабо, желание участвовать в спектакле с куклами этих театров; развивать интерес к театру марионеток, к кукле с «живой рукой».
Сказки: «Кот, петух и лиса», русская народная сказка (пальчиковый театр); «Жихарка», русская народная сказка (театр бибабо) «Гуси-лебеди», русская народная сказка.
«Хозяйка» - П. Синявский (бибабо, кукла Аленушка из театра кукол с «живой рукой»)
3. Основы актерского
мастерства
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.
Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый
дедушка», «Провинившийся» (М. Чистяковой).
Игры с пиктограммами: «Подбери фразу», «Придумай и скажи фразу
с интонацией карточки-пиктограммы»
Декабрь - февраль.
Задачи: развивать память и фантазию детей.
Этюды М. Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию
Март - май.
Задачи: развивать выразительность жеста.
Этюды М. Чехова: «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хо-
чется», «Карлсон», «Золушка»
4. Основные принципы
драматизации
Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Совершенствовать исполнительские умения.
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев; совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики; учить чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм- драматизациям.
Сказки: «Три поросенка», сказка в переводе С. Я. Маршака.
Инсценировка: «Кто сказал "мяу"?» (по В. Сутееву).
Сценки: «Еж», «Спор туч» (по стихотворению Л. Корчагина)
Декабрь - февраль.
Задачи: продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке.
Сказки: «Лисичка-сестричка и серый волк», русская народная сказка. «Путаница», К.И. Чуковский
Март - май.
Задачи: развивать инициативу и самостоятельность
детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке.
Сказки: «Красная Шапочка», Ш. Перро.
Инсценировка: «Кто колечко найдет?» по стихотворению С А. Маршака
5. Самостоятельная
театральная деятель-
ность
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм
с верховыми куклами на ширме.
Декабрь - февраль.
Задачи: побуждать детей придумывать сказки, используя кукол пальчикового театра, театра бибабо.
Март - май.
Задачи: развивать желание импровизировать с куклами бибабо, марионетками, куклами с «живой рукой».
6. Театральная азбука
Сентябрь - май.
Задачи: продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре; познакомить с театром, его историей, устройством; рассказать о театральных профессиях и видах театров, научить правилам поведения в театре.
7. Проведение
праздников
Приучать детей к
активному участию в подготовке и проведении праздников, в изготовлении атрибутов. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к праздникам.
Сентябрь - май.
Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и малышами; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству. Мероприятия: «Лесная ярмарка» (праздник осени); «Новогодняя елка»; «Красная Шапочка» - утренник, посвященный 8 Марта
8. Проведение досугов
и развлечений
Организовывать просмотр спектаклей, концертов, постановок кукольного театра. Учить внимательно смотреть и слушать выступления взрослых, детей, малышей, эмоционально откликаться на них. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей. Приучать активно участвовать в различных развлечениях, используя умения и навыки, полученные на занятиях.
Сентябрь - ноябрь.
1 . «1 сентября - День Знаний» с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада.
2. «Кот и лиса», кукольный спектакль в исполнении педагогов.
3. «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги). 4. «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление.
5. «Дом, который построил Джек» -кукольный спектакль в исполнении
детей подготовительных к школе групп.
Декабрь - февраль.
Задачи: учить детей правильно оценивать по-
ступки действующих лиц, воспитывать добрые чувства.
1 . «Щелкунчик» - сказка в исполнении детей подготовительных к школе групп.
2. «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении
педагогов.
3. «Мороз Иванович» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительных к школе групп
Март - май.
Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание активно участвовать в различных развлечениях.
1 . «Шалунишки-котятки потеряли перчатки» - инсценировка в исполнении детей подготовительных к школе групп.
2. «День театра» - театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта).
3. «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля.
4. «Чистота - для здоровья нам нужна» - театрализованное представление ко Дню здоровья (7 апреля).
5. «1 июня - праздник лета» - театрализованное представление
Программа подготовительной группы
(сентябрь - май)
Блоки
Основной компонент
Компонент ДОУ
1. Основы
кукловождения
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол-вертушек.
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши»
Декабрь - январь.
Задачи: познакомить детей с различными прие-
мами вождения тростевых кукол.
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Веселая зарядка», «Попугай умывается», «Неожиданная встреча»
Февраль.
Задачи: познакомить детей с напольным видом театра - конусным, приемами вождения этих кукол.
Игра «Театр двух актеров».
Этюды: «Прогулка в лес», «Встреча друзей», «Веселый перепляс»
Март - май.
Задачи: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров.
Этюды: по одному этюду для каждого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп
2. Основы кукольного театра
Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: формировать интерес к театру кукол-вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле.
Инсценировка: «Дом, который построил Джек» - по английской песенке в переводе С.Я. Маршака
Декабрь - февраль.
Задачи: прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать
творческую самостоятельность в передаче образа.
Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский
Март - май.
Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному
театру, желание управлять куклами различных систем.
Инсценировка: «Карнавал кукол»
3. Основы актерского мастерства
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
Этюды М. Чехова: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар-лгун».
Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи»
Декабрь - февраль.
Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию.
Этюды М. Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу
Март.
Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адек-
ватно реагировать на эмоции окружающих людей.
Этюды М. Чистяковой: на выражение основных эмоций - «Лю-
бопытный», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Гадкий утенок»,
«Гневная Гиена».
Игры с карточками-пиктограммами
Апрель - май.
Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера.
Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и
мяч», «Карабас-Барабас», «Три характера», «Вредное колечко».
Игры с карточками-пиктограммами
4. Основные принципы
драматизации
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств
для передачи характерных особенностей персонажей спектакля.
Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк.
Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова - «Волнушки»;
В. И. Мирясова - «Осенний листок»; Ю. Тувима - «Спор овощей»
Декабрь - февраль.
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в
создании образов различных персонажей.
Сказки: «Щелкунчик», музыкальная сказка
Март - май.
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.
Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В. Берестова); «Лось» (по стихотворению Н. Кордо); «Шалунишки-котятки потеряли перчатки» (по английской народной песенке в переводе И. Родина); «Три мамы»
Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостояельность в передаче образа.
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол-вертушек
Декабрь - февраль.
Задачи: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и
напольных кукол
Март - май.
Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров
6. Театральная
азбука
Сентябрь - февраль.
Задачи: - углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия;
- уточнять сведения об основных средствах выразительности;
- закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, детский, театр зверей);
- расширять диапазон сведений о тех, кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев);
- закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля;
- определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой», пальчиковый)
Март - май.
Задачи: уточнять и обобщать знания детей о театре, его истории, разновидностях, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, правилах поведения в театре, видах кукольных театров, театральной терминологии, средствах художественной выразительности
7. Проведение
праздников
Привлекать детей к активному участию в подготовке праздников. Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы. Развивать желание принимать активное участие в утренниках
Сентябрь - февраль.
Задачи: продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и младшими детьми; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности.
Мероприятия: фольклёрный праздник «Кузьминки».
Март - май.
Задачи: поощрять проявление творческой активности
детей, желание доставить радость зрителям.
Мероприятия: «Щелкунчик» (новогодняя сказка); весенний утренник,
посвященный 8 Марта;
«Выпускной бал у Золушки» - выпуск детей в школу
8. Проведение досугов
и развлечений
Организовывать для детей представления кукольного театра, слушание сказок.
Приучать всех детей активно участвовать в развлечениях
Сентябрь - ноябрь.
Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене.
1 . «1 сентября - День Знаний» -театрализованное представление с кукольным спектаклем «Вот это музыка!» в исполнении педагогов детского сада.
2. «Кот и лиса» - кукольный спектакль в исполнении педагогов.
3. «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги).
4. «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление.
5. «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении детей старших групп
Декабрь - февраль.
Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене.
1 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении педагогов.
2. «Кот, петух и лиса» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы
3. «Жихарка» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы
Март - май.
Задачи: воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребенка активно участвовать в развлечениях.
1 . «День театра» - театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта).
2. «День смеха - театрализованное представление к 1 апреля.
3. «Чистота - для здоровья нам нужна» - ко Дню здоровья (7 апреля).
4. «Как на Пасху куличи» - ярмарка.
5. «Как на Пасху куличи» - кукольный спектакль в исполнении педагогов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВОСПИТАННИКОВ
Требования к умениям и знаниям, приобретенным в результате изучения раздела «Театрализованная деятельность», приведены в таблице
Группа
Базовый компонент
Компонент ДОУ
Средняя
Должен уметь:
- заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов
Должен знать:
- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольноплоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол.
Должен иметь представление:
- о театре, театральной культуре;
- роли артистов, кукол;
- имеющихся правилах поведения в театре;
- азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей, предметов, декораций)
Старшая
Должен уметь:
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; - выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
Должен знать:
- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо.
Должен иметь представление:
- о театре, театральной культуре;
- истории театра;
- устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
- театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
Подготови-
тельная
Должен уметь:
- самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли);
- разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);
- широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров
Должен знать:
- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: кукол-вертушек, тростевых кукол, напольном конусном.
Должен иметь представление:
- о театре, театральной культуре; - театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и др.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Чистякова М.И. Психогимнастика
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
- Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
- Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
- Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр - творчество - дети. М., 1995.