Урок-конференция по литературному чтению для 3 класса «Земля - наш дом родной»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Урок-конференция «Земля - наш дом родной» Цели: 1.Повторить и обобщить изученный материал. 2.Развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их. 3. Развивать творческие способности, речь, память, мышление. 4.Проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе; оценивать достижения. Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей.

Ход урока I.Открытие конференции Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «земля - наш родной дом». В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной газеты» из отделов «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Почта», «Городские новости», «Сельские новости». (Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.) II.Выступление участников конференции Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту из отдела «Вести из леса». (Выступление корреспондента с текстом «Стая птиц из под снегом».)

Стая птиц из под снегом Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да - бух! - сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось, целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют и опять в снег. Там тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит? - Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке? (Дети дополняют выступление своими рассказами о животных из раздела или из энциклопедии о животных.) -Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Рыбацкий узел». (Выступление корреспондента с текстом «О грызунах и водоемах».) Я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни. Речной бобр - крупный грызун, его масса 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют и имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцам задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками. Ондатра завезена в Россию в 1927 году. Родина её - Северная Америка. Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору е ё скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4-7 детёнышей в каждом. Питается рогозом, камышом, тростником и другими водными растениями. Ондатра имеет красивый ценный мех. - Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях.(Рассказ детей.) - Вставьте пропущенные слова, восстановив текст. Первыми заметили Пика большие… . Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась … и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов. (Ответ: 1.Белые чайки. 2.Щука. 3.Чайки.) - Откуда этот отрывок? (Из рассказа «Мышонок Пик» В.Бианки) - Какая опасность грозила бедному мышонку? (Его чуть не убил мальчик, чуть склевали чайки, чуть не поймали щука, змея, жулан.) - Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта». (Выступление корреспондента по письмам жалобам.) Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь. Расскажите о пользе тех, о ком говорится. Жалоба 1 «Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.» (Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если дома завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.) Жалоба 2 «На земном шаре нет, пожалу й, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что мы темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.» (Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от неё огромная. Уничтожает вредных насекомых.) - Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня? Кукушка - единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка - птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд. Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые птенцы. Вот выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти. (Выступление корреспондента из отдела городских новостей.) Я корреспондент из отдела городских новостей и хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал,
И очень серьезным и грозным он был -
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду,
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут трамваи, как птицы, звенеть.
Я всем расскажу про жука моего.
Как славно, что я не обидел его. - Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории? (Дети рассказывают о мальчике и жучке из рассказа В.Дурова «Наша Жучка») В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных? (В.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку».В.Астафьев «Капалуха».) - А вот корреспондент из отдела сельских новостей привёл с собой помощников.

Мотылёк, как же так?
Не пойму я никак!
Целый день ты летал
И совсем не устал.
Расскажи, как живёшь,
Что ты ешь, что ты пьёшь,
Где твой мир, где твой дом...
Расскажи обо всём.

Мальчик.





Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питьё -ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня! (Г.Тукай) Мотылёк.

- Ребята, я знаю про мальчика, который обменял дорогую игрушку-самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне, кто этот мальчик и откуда он. (Это Дениска из рассказа В.Драгунского «Он живой и светится…»)

Ученица.

Берегите Землю, берегите!
Чудо песен городов и весен,
Мрак глубин и волю поднебесной,
Откровение земли и неба -
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,-
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите! (М.Дудин.)

Конференция заканчивается песней «Не дразните собак» на слова М.Пляцковского, которую поет весь класс

© 2010-2022