Дидактический материал 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классДидактический материал 1 классУчитель начальных классов

Галицкой СОШ

Сухалет Н.Ф.


Дидактический материал по математике

для учащихся 1 класса


«Олимпиадные задания»

















Цель: способствовать развитию у учащихся познавательного интереса, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному приобретению знаний и умений, применению их в своей практической деятельности, развития мышления и математических способностей, подготовка их к участию в математических олимпиадах. Задачи: -представленные олимпиадные задания по математике для учащихся 1 класса помогут научить младших школьников использовать общеучебные, логические и познавательные универсальные учебные действия; -провести качественную подготовку к олимпиадам различного уровня; -привить познавательный интерес к изучению учебной дисциплины и обеспечить успешное решение учебно-практических задач в аспекте новых образовательных стандартов. В данном дидактическом материале предлагаются задания по олимпиадной математике, способствующие развитию у учащихся познавательного интереса, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному приобретению знаний и умений и применению их в своей практической деятельности, развития мышления и математических способностей, подготовка их к участию в математических олимпиадах. Рекомендовано учителям начальных классов.
























Пояснительная записка


Одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений. Математика - это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество заданий и задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений. Дидактический материал по математике для учащихся 1класса включает в себя олимпиадные задания, оформленных на отдельных карточках, есть ответы по номерам. Это способствует эффективной организации развивающих математических игр: «Супермыслитель», «Математический аукцион», «Игра-проверка возможностей», «Найди пару» и др. Задания можно использовать при организации и проведении математических олимпиад, конкурсов, внеурочных занятий для младших школьников, дополнительной работы с одарёнными учащимися. Олимпиадные задания представлены по основным разделам изучения предмета в рамках примерной образовательной программы и существующих учебников. Дидактический материал включает комбинаторные задачи, задания на развитие математического мышления и наблюдательности. Дидактический материал адресован учителям начальных классов школ, гимназий. Олимпиадные задания помогут учителю творчески, интересно, профессионально, дифференцированно подойти к обучению математике учащихся младших классов. Может быть полезно учащимся для самостоятельной работы, родителям для дополнительных занятий с детьми занимательной математикой. Представленные олимпиадные задания по математике для учащихся 1 класса помогут научить младших школьников использовать общеучебные, логические и познавательные универсальные учебные действия; провести качественную подготовку к олимпиадам различного уровня; привить познавательный интерес к изучению учебной дисциплины и обеспечить успешное решение учебно-практических задач в аспекте новых образовательных стандартов.









Олимпиадные задания по математике 1 класс
№ Задание 1 Продолжи ряд чисел: 7. 9. 16, 25, 41 … 2 Сколько концов у трёх с половиной палок? 3 Три девочки готовили поделки к празднику. Втроем они работали 3 часа. Сколько часов работала каждая из них? 4 Продолжи ряд чисел: 15, 1, 13, 2, 11, 3, 9… 5 Коля, Вася, Тимофей и Иван играли в шахматы. Каждый сыграл с каждым по одной партии. Сколько всего партий было сыграно? 6 Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? 7 Продолжи ряд чисел: 15, 14, 12, 9, 5… 8 Сосна растёт правее липы, а липа правее берёзы. В каком порядке растут деревья? 9 Близнецы Миша и Гриша одновременно лгут только в воскресенье. В остальные дни один из них лжет, а другой говорит правду. Миша сказал: «Сегодня воскресенье». Гриша ответил: «Воскресенье завтра». Какой сегодня день недели? 10 Найди неизвестное число: 24 / 31 / 7 18 / 52 / 34 42 / ? / 29 11 Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама? 12 Продолжи ряд чисел: 91, 55, 64… 13 В гонках стартовали три машины в таком порядке: жёлтая, красная, синяя. К финишу они пришли в таком порядке: «Хонда», «Мерседес», «Ауди». При этом ни одна машина не финишировала по счету такой же, как стартовала. Какого цвета марки машин, если «Ауди» не жёлтая? 14 Серёжа выше Саши, Олег ниже Саши, а Миша выше Серёжи. Кто из мальчиков самый высокий? 15 Петя поднимается с 1 этажа на 4 за 4 минуты. А Маша с 4 этажа на 7 - за 3 минуты. Кто из них поднимется быстрее с 1 этажа на 7 и на сколько минут? Комментарий. Все лестницы между этажами устроены одинаково. 16 Найди неизвестное слово: 12345 АВТОР 34215 ? 17 Мою родную сестру зовут Анна Павловна. Мою маму зовут Светлана Дмитриевна, а моего деда зовут Иван Петрович. Как зовут моего отца? 18 У продавца были гири: 1 кг, 2 кг и 4 кг и чашечные весы. Какой вес он может взвесить с помощью этих гирь, если гири он кладет только на одну чашку весов? 19 Найди неизвестное число: у-5=7 21 35-у=10 ? 20 На полянку, где росло четыре мухомора и семь подберезовиков, приползло 13 улиток. Всем ли улиткам хватит грибов, если они не хотят иметь соседей? 21 В город из деревни Журавушки одновременно прибыли два поезда - пассажирский и товарный. Какой поезд выехал из Журавушки раньше, если товарный ехал медленнее, чем пассажирский? 22 По небу летели: сорока, голубь, стрекоза, ласточка и пчела. Сколько птиц летело? 23 Оля с мамой по дороге из школы нашли 2тенге. А сколько тенге нашла бы Оля, если бы шла из школы одна? 24 На тарелке лежало 6 пирожных. Два из них разрезали пополам. Сколько пирожных стало на тарелке? 25 Четыре девочки готовили елочные игрушки к Новому году. Вчетвером они работали 4 часа. Сколько часов работала каждая из них? 26 Раскрась рисунок, если известно, что: красная фигура находится между голубой и желтой, розовая рядом с желтой, а солнышко раскрашено желтым цветом.




27 Стоит в поле дуб, а на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать? 28 Шла Маша в деревню Ромашки, а навстречу ей Саша и Даша. У каждого ребенка по котенку, у каждого котенка по мышонку. Сколько котят и мышат, сколько веселых зверят девочки Саша и Даша несут в деревню Ромашки? 29 Вставь числа и знаки математических действий так, чтобы равенство стало верным

39

=

16



30 .Поставь вместо * математический знак, чтобы получились верные равенства. а)69*35=34 (-) б)89=83*6 (+) 31 Продолжи ряд чисел: 16, 17, 18, 26, 27, 28, 36, 37, 38... 32 Сколько нечетных чисел находится на отрезке натурального ряда чисел от пяти до пятнадцати включительно? 33 В одной квартире живут две мамы, две дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире? 34 Выбери лишнюю величину. 6 м, 3 см, 14 мм, 6 кг, 75 дм, 3 км 35 Варя и Марина собрались за город и договорились встретиться в пятом вагоне электропоезда, в котором было 8 вагонов. Варя села в пятый вагон с начала поезда, а Марина - в пятый с конца. Как ты думаешь, они встретились? 36 Раскрась кубики, если известно, что красный кубик не самый маленький, а синий находится между красным и желтым.






37. В двух домиках 10окошек. Сколько окошек в каждом домике, если в первом их на два больше, чем во втором? 38 Пересекутся ли эти прямые?




39 Как число 10 записать пятью одинаковыми цифрами и знаками математических действий? 40 Запишите число, которое получится при сложении самого большого двузначного и самого маленького трехзначного. 41 Купили кусок шелка длиной 12 дециметров и сделали из него 3 ленты. Найди длину каждой ленты.




42 Ваню спросили: «Сколько учеников у вас в классе?» Ваня ответил: «Это число меньше 26, но больше 23 и является четным». Сколько учеников в классе Вани? 43 В пакет можно положить 2 килограмма продуктов. Сколько пакетов должно быть у мамы, если она хочет купить 4 килограмма картошки и дыню массой 1 килограмм? 44 Назови все геометрические фигуры, которые ты видишь на рисунке.






45 Три брата живут в одном доме, но в разных подъездах. Кто в каком подъезде живет, если известно, что старший брат живет не во втором подъезде, а средний не во втором и не в третьем? 46 Назови пять дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. 47 Сколько концов у трех с половиной палок? 48 На аллее между деревьями, растущими друг за другом, стоят скамейки. Деревьев всего 15. А сколько скамеек, если одна скамеечка полома -лась? 49 Карлсон пригласил в гости Малыша, Боссе, Бетан и фрекен Бок. Но у него было только 4 плюшки. Он предложил поделить их так: «Вы все возьмите себе по целой плюшке, а мне дайте каждый по половинке» Сколько плюшек получил в результате Карлсон? 50 Отец и два сына катались на велосипедах. Мама решила посчитать рули и колеса. Рулей оказалось 2, а колес - 5. Как это могло быть? 51 Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев? 52 Раскрась звездочки так, чтобы желтая была между синей и зеленой, белая между красной и синей.



53
Ребята делают гирлянду к новому году. Сначала берут красное колеч- ко, затем желтое, синее и зеленое. И так по порядку. Какого цвета бу -дет десятое колечко? 54 Я задумал число и прибавил к нему пять. Обязательно ли сумма будет больше задуманного числа? 55 Я задумал число и прибавил к нему такое же число. Обязательно ли сумма будет больше задуманного числа? 56 Концы стрелок показывают на числа. Слева число, которое на 6 мень -ше, чем справа, а сверху такое, которое в натуральном ряду чисел на -ходится на одинаковом расстоянии от них. Впиши числа.




57 Пять минут назад часы показывали ровно двенадцать, через какое вре- мя стрелки часов снова будут показывать двенадцать?
58 Расположи числа в звездочках в порядке возрастания так, чтобы в сумме получилось число сорок. Числа должны быть четными и идти по порядку.






59 Женя, Вадим, Андрей и Кирилл играли в шахматы. Каждый сыграл с каждым по одной партии. Сколько всего партий было сыграно? 60 В году двенадцать месяцев. В апреле, июне, сентябре и ноябре трид -цать дней. В январе, марте, мае, июле, августе, октябре и декабре тридцать один. В каком месяце есть двадцать восьмое число? 61 Два мальчика и две девочки нашли десять грибов, причем каждый нашел разное количество грибов. Сколько грибов нашли мальчики, если вместе они нашли столько же грибов, сколько и девочки? 62 Прямоугольник имеет периметр 14 сантиметров. Какую наибольшую длину может иметь этот прямоугольник? 63 Табло электронных часов показывает 17:13. Какое время будут пока -зывать электронные часы в следующий раз, когда сумма часов и минут будет такой же? 64 Лист бумаги прямоугольной формы разрезали, сделав два надреза, так, что получилось два листка треугольной формы и два четырехугольной. Как это сделали? Нарисуй. 65 Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? 66 В корзине лежит несколько яблок. Их меньше десяти. Сколько яблок лежит в корзине, если все их можно раздать поровну двум или трем детям? 67 В семье трое детей: два мальчика и девочка. Их зовут Валя, Женя и Саша. Среди имен Валя и Женя есть имя одного мальчика. И среди имен Валя и Саша есть имя одного мальчика. Как зовут девочку? 68 Нарисовали квадрат. На середине каждой стороны поставили точку и провели отрезки, соединяющие их. Чему равен периметр (сумма длин сторон) маленького квадрата, если сторона большого квадрата 8 сантиметров? 69 Как из шести шестерок и знаков плюс составить число девяносто? 70 Владик делал для младшей сестренки книжку-малышку. Чтобы прону- меровать все страницы, ему понадобилось всего 15 цифр. Сколько страниц было в книжке-малышке? (Обложка не нумеруется) 71 Из чисел двадцать один, девятнадцать, тридцать, двадцать пять, три, двенадцать, девять, пятнадцать, шесть и двадцать семь подбери такие три числа, сумма которых будет равна пятидесяти. 72 Лист бумаги квадратной формы расчерчен так, как показано на рисун- ке. Какое наименьшее количество линий нужно провести, чтобы квадрат оказался поделен на 16 треугольников?






73 Таня, Вера и Лена - сестры. Тане и Вере вместе 5 лет, а сумма лет Веры и Лены составляет 7 лет. Вера самая маленькая. Кто старше: Таня или Лена? 74 В классе 28 человек. Все, кроме Феди, решили подписаться на журна -лы. 16 человек выписали журнал «Непоседа», а 18 - «Веселые картин ки». Сколько человек выписали оба журнала? 75 Добавь числа в пустые клетки так, чтобы получился «магический квадрат», в котором сумма чисел во всех рядах и столбцах, а также по диагонали должна быть одинаковой.


1




3 2

4
76 Две обезьяны нашли шесть кокосовых орехов. По пути они поссори -лись с крокодилом и кинули в него по ореху. Затем они помирились и несколько орехов съели. Сколько орехов они съели, если домой они принесли половину того, что у них было? 77 У Васи есть попугайчики и хомячки. У всех - 5 голов и 16 ног. Сколь- ко у Васи попугайчиков и сколько хомячков? 78 Три карася тяжелее пяти окуней. Что тяжелее - четыре карася или пять окуней? 79 Красная Шапочка несла бабушке пирожки с картошкой, капустой и яб- локами. Пирожков с картошкой было пять, это на два больше, чем с ка- пустой, и на два меньше, чем с яблоками. Сколько пирожков с капус- той и с яблоками Красная Шапочка несла бабушке? 80 Дети сдали учителю двадцать одну тетрадь. Во всех тетрадях, кроме одной, было выполнено домашнее задание. Все домашние задания, кроме двух, выполнены правильно. Все правильные домашние задания, кроме трех, написаны красивым почерком. Сколько правильных до -машних заданий написано красивым почерком?
Ответы к олимпиадным заданиям по математике 1 класс
№ Ответы 1 66, сумма предыдущих чисел. 2 8 концов. 3 3 часа работала каждая из них. 4 4, 7, данный числовой ряд состоит из двух чередующихся рядов. 5 6 партий. 6 Поровну. 7 0, числа уменьшаются на 1, 2, 3, 4, 5. 8 Берёза, липа, сосна. 9 Ответ: сегодня суббота. Решение. Если сегодня воскресенье, то должны лгать оба. Но этого не может быть, так как тогда Миша сказал правду. Поэтому сегодня не воскресенье и Миша солгал. Тогда Гриша сказал правду и воскресенье завтра. Значит, сегодня суббота. 10 71, сумма данных чисел. 11 Красных-3, голубых-1. 12 19, 46, 64, сумма цифр в числе 10. 13 Ответ: «Хонда» синего цвета , «Мерседес» - жёлтого, «Ауди» -крас- ного. Решение. Поскольку ни одна машина не пришла к финишу той же по счету, что стартовала, то «Ауди», прибывшая последней, не может быть синей. Но по условию она не может быть и жёлтой. Значит, эта машина красного цвета. Тогда «Хонда», пришедшая первой не может быть жёлтой, поскольку первой стартовала жёлтая машина. Следовательно, она - синяя. Оставшийся «Мерседес» должен быть жёлтым. 14 Миша. 15 Ответ: Маша быстрее на 2 минуты. Решение. Поскольку между 1 и 4 этажом и между 4 и 7 этажом одинаковое число пролетов (а именно три), то Маша поднимается быстрее на 1 минуту. С 1 на 7 этаж будет 6 пролетов, значит, Петя их преодолеет за 8 минут, а Маша - за 6 минут. 16 Товар. 17 Ответ: Павел Иванович. Решение. Так как мою сестру зовут Анна Павловна, нашего отца зовут Павел. А так как моего деда зовут Иван, а у моей мамы отчество Дмитриевна, то дед Иван является отцом моего отца. Значит, моего отца зовут Павел Иванович. 18 Ответ: можно взвесить любой вес от 1 кг до 7 кг включительно. Решение. Самый маленький вес, который можно взвесить с помощью указанных гирь - 1 кг, самый большой: 1 + 2 + 4 = 7 кг. Можно также взвесить: 2 кг, 4 кг. А ещё: 1 + 2 = 3 кг; 1 + 4 = 5 кг; 2 + 4 = 6 кг. 19 52, число составлено из цифр корня уравнения, но записано в обратном порядке. 20 Не всем. 21 Товарный. 22 3птицы. 23 3тенге 24 6пирожных 25 4часа 26 Голубой, красный, желтый, розовый. 27 0 слив 28 0 зверят 29 16+23=39 30 а)(-),б)(+) 31 46,47,48 32 6 33 3 человека 34 6кг 35 Нет 36 Желтый, синий, красный. 37 6 и 4 38 Да 39 2+2+2+2+2=10 40 199 41 4 дециметра 42 24 43 3пакета 44 Ромб, треугольник, окружность, квадрат, прямоугольник. 45 Старший брат живет в третьем подъезде, средний- в первом, а млад -ший-во втором. 46 Позавчера ,вчера, сегодня, завтра, послезавтра. 47 8 концов 48 13 скамеек 49 2плюшки 50 Отец с одним сыном- на двухколесном велосипеде вместе, а второй сын- на трехколесном 51 7 распилов 52 1-красная, 2-белая, 3-синяя, 4-желтая,5 - зеленая. 53 Желтое 54 Да 55 Нет, задуманным числом может быть 0 56 1-4-7, 4-7-10 57 Через 11часов 55 минут 58 4 6 8 10 12 59 6 партий 60 Во всех месяцах 61 5 62 6 см 63 18:12 64






65 2 кошки 66 6 67 Валя 68 16см 69 66+6+6+6+6 70 12страниц 71 25,9,6 72 Четыре линии 73 Лена старше Тани 74 7 человек 75

6 1 8 7 5 3 2 9 4 76 1 77 2попугайчика и 3 хомячка 78 Караси тяжелее 79 С капустой-3,с яблоками-7 80 15домашних заданий написано красивым почерком.




© 2010-2022