- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на тему Здоровьесберегающее обучение
Статья на тему Здоровьесберегающее обучение
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Марванова М.В. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Здоровьесберегающее обучение Здоровьесберегающие педагогические технологии - это такие педагогические технологии, при использовании которых происходит процесс формирования, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права - право на здоровый рост и развитие, право на родителей, их любовь и заботу. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» здоровье школьников определено одним из ключевых направлений развития общего образования.
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического и физического здоровья учащихся, на формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни у учащихся; на осознание ответственности за своё здоровье и здоровье других людей.
Опирается на принципы - природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Достигается через средства - учет особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к результатам - предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
Зависит от ресурсов - личный пример педагога; применения специальных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.
Основополагающие принципы программы работы по здоровьесберегающей деятельности
1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
3. Единство физического и психического развития.
4. Наглядность.
5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
6. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.
7. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
Основные компоненты здоровьесберегающей технологии
Аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни.
Гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя
Здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений.
Эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых.
Экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.
Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские; образовательные; социальные; психологические.