- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока познания мира Птицы
Конспект урока познания мира Птицы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Крутикова Е.В. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Птицы.
Цели урока:
1) образовательная: способствовать формированию понятия о птицах, определять принадлежность птиц к разным группам, характерные признаки птиц;
2) развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи, наблюдательности, мыслительной деятельности учащихся, культуры речи, воображения;
3) воспитательная: способствовать воспитанию умения планировать и организовывать работу в парах и группах; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап урока:
- приветствие;
- посадка учащихся;
- психологический настрой на урок
- проверка готовности класса к уроку.
1.1 Стихотворение для начала урока.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Мы - хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
- Покажите знак единства вашей группы. Ребята, я желаю нам интересной плодотворной работы сегодня
на уроке познания мира!
1.2 Эмоциональный настрой на урок.
- Дорогие ребята и гости нашего урока, я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и представить такую картину. Летние каникулы, вы приехали отдыхать в деревню к бабушке и дедушке. Друзья пригласили вас в лес на прогулку, собирать ягоды и грибы. Вот вы взяли корзиночки и отправились в путешествие в летний лес. (Слайд 1).
Звучит мелодия «Звуки леса». Ребята слушают и запоминают.
- Откройте глазки. Расскажите о своих ощущениях, которые вы испытывали, когда слушали звуки леса.
- Дорогие ребята, я желаю вам, чтобы эти приятные эмоции помогли вам в работе на уроке сохранить хорошее настроение на весь учебный день! Желаю удачи!
2. Операционный этап урока:
2. 1. Актуализация знаний:
- Чтобы узнать тему урока, вам, ребята, надо разгадать ключевое слово в данном кроссворде.
(Работа в группах).
Кроссворд
Задания:
1) Хоть и две ноги у птицы, удобней на одной стоится.
Из речки лягушат, как капли, кто ловит клювом? (цапля)
2) Тук-тук-тук - с утра весь день, как стучать ему не лень?
Может, он не много спятил? -Тук-тук-тук - в ответ нам (дятел)
3) Задавака и пижон, своим хвостом гордится он.
Распустит перья для смотрин, а как зовут его? (павлин)
4) И зимой ей не сидится: над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы просит к завтраку (синица)
5) Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня (цыплёнок)
Ключевое слово - ПТИЦЫ.
- Какая тема урока сегодня? (Птицы. Разнообразие птиц) (Слайд 2).
2.2 Постановка цели урока:
- Какая тема урока сегодня? (Птицы.)
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, которые мы поставим перед собой на урок.
Познакомиться…
Совершенствовать умения…
Развивать умения…
(Цели учащихся фиксирую на доске).
2.3 Создание проблемной ситуации:
- Ребята, к нам на урок познания мира пришёл Незнайка. Он приготовил для нас вопрос-задание. Давайте выполним его. (Герой Незнайка на доске).
Незнайка: - Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом на окраине деревни, прокукарекал петух. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. Потом с резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгала белка-летяга. - Какие разные животные, но все они умеют летать. Наверное, они птицы?
Вопрос:
- А вы, ребята, как думаете? Можно ли петуха, бабочку, летучую мышь и белку-летягу отнести к группе птиц? Почему? (Следуют ответы учащихся).
- Для того, чтобы убедиться, правы вы или нет, давайте обратимся к очень интересной науке, которая занимается изучением жизни птиц, а называется она - орнитология.
- Ребята, подумайте и скажите, кто такой орнитолог?
Орнитолог - это учёный, который занимается изучением жизни птиц. Он проводит наблюдения, записывает их, изучает и делает определённые выводы.
ОРНИТОЛОГИЯ
ОРНИТОЛОГ
2.4. Разминка: загадки про домашних животных, карточка «перелётные и зимующие птицы»
- Угадайте слова-отгадки, о каких птицах идёт речь?
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.
(Петух)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - ...
(Индюк)
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)
Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок)
Плавать в речке ей не лень,
Нырять и крякать целый день:
-Ну, отдохни хотя б минутку,
Кто без воды не может?
(Утка)
- Какую группу составляют данные птицы? (Это домашние птицы) (Слайд 4).
- С какой целью люди разводят домашних птиц? (получение: яйца, мясо, пух, перо).
- Какие птицы составляют противоположность домашним птицам? (Дикие птицы)
- Почему эта группа птиц так называется? (Дикие птицы сами ищут пищу, строят гнездо, выводят птенцов и заботятся о них) (Слайды 5, 6, 7, 8).
Задание: распредели названия птиц по группам.
Птицы:
воробьи, ласточки, стрижи, голуби, вороны, грачи, жаворонки, сороки, журавли, дятлы.
Перелётные птицы
Зимующие птицы
Проверка правильности выполнения задания по ключу. (Ключ на парте у каждой группы)
Перелётные птицы
Зимующие птицы
ласточки
воробьи
стрижи
голуби
грачи
вороны
жаворонки
сороки
журавли
дятлы
2.5 Физ. минутка. Динамическая пауза.
«У оленя дом большой…»
Музыкальная игра, сопровождающаяся мелодией и движениями.
2.6 Разгадывание ребусов о птицах:
(Слайды 9, 10)
Слова-отгадки: гуси, страус, курица, воробей, сова, утка.
- Назовите отличительный признак каждой из названных птиц.
2.7 Знакомство учащихся со строением птиц
(Слайд 11)
Части тела птицы: голова, клюв, туловище, крылья, хвост. (Модель птицы - утки).
Отличительные признаки птиц:
1) тело покрыто перьями;
2) есть крылья для полётов, но не все птицы умеют летать (страус, пингвин, курица);
3) есть клюв.
Высказывания учащихся об интересных фактах из статьи о клюве птиц.
- Ребята, что вы отметили в графе «Это интересно»? (ответы учащихся).
- А знаете ли вы, что раньше в старину, когда не было шариковых ручек, люди писали птичьими перьями. Наиболее удобное и крепкое было гусиное перо. Его обрабатывали специальным образом, макали в чернила и писали по бумаге. Таким пером сочиняли свои прекрасные произведения многие поэты и писатели, в том числе и Александр Сергеевич Пушкин. (Слайды 12, 13).
«Плюс. Минус. Это интересно».
Для чего птицам нужен клюв?
«+», «- «, «?»
Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц.
Клювы у птиц разные по форме и по размеру, потому что пища у них тоже разная.
У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех птиц, которые клюют зерно - толстые и тупые.
Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком.
С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов.
Без клюва птица, как человек без рук.
3. Контрольно-оценочный этап урока:
- Что вам понравилось на уроке?
- Сейчас проверим ваши знания о птицах.
3.1 Тест «Птицы»
1) Какую птицу называют лесным доктором?
а) ворона; б) сорока; в) дятел; г) клёст.
2) Какая птица подкладывает яйца в гнёзда других птиц и не заботится
о своём потомстве?
а) кукушка; б) синица; в) курица; г) стриж.
3) С какой птицей сравнивают любительницу ярких украшений?
а) галка; б) ворона; в) воробей; г) утка.
4) Какая из птиц не относится к хищным птицам?
а) беркут; б) сокол; в) филин; г) воробей.
5) Какая птица является символом мира на Земле?
а) ворона; б) голубь; в) лебедь; г) соловей.
Проверка правильности выполнения задания по ключу (ключ на доске)
1- В
2- А
3- Б
4- Г
5- Б
- Чему мы учились на уроке?
- Какие цели мы достигли сегодня на уроке?
- А если бы вы были волшебниками и могли на некоторое время превращаться в птиц, то в какую птицу вы хотели бы превратиться и почему? (Высказывания учеников).
- Сейчас каждый оценит свою работу на уроке, на стикерах нарисуйте свое настроение на уроке и прикрепите его к таблице: «Острова»
- Что вам понравилось на уроке, и чтобы вы хотели повторить?
Информация о домашнем задании:
Составить кроссворд «Птицы нашего города Павлодара».
Самоанализ урока познания мира во 2 «Б» классе учитель: Крутикова Е. В.
Тема: Птицы.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
1) образовательная: способствовать формированию понятия о птицах, определять принадлежность птиц к разным группам, характерные признаки птиц;
2) развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи, наблюдательности, мыслительной деятельности учащихся, культуры речи, воображения;
3) воспитательная: способствовать воспитанию умения планировать и организовывать работу в парах и группах; воспитывать бережное отношение к природе.
Выбор структуры урока был сделан соответственно типу урока.
-
Орзанизационно - мотивационный этап урока.
-
Операционный этап урока.
-
Контрольно-оценочный этап урока.
Во время урока познания мира использовала следующие методы обучения:
- объяснительно - исллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
- словесные, наглядные, практические;
- метод поощрения и контроля (самоконтроля и взаимоконтроля).
Работу планировала учитывая психологические особенности класса и рекомендации школьного психолога.
Традиционно урок начался с приветствия, создания благоприятной психологической ситуации.
На этапе актуализации знаний применяла разные приемы и методы.
Думаю, что удалось обеспечить высокую работоспособность учащихся в течение всего урока благодаря смене видов деятельности, использованию динамических пауз и физминуток.
Установлена хорошая психологическая атмосфера на уроке.
Во время урока организую и провожу сотрудничество с учащимися, так как каждый ребенок достоин уважения и внимательного отношения к своей личности.
- В течении всего урока организовывала деятельность учеников, направленную на усвоение теоретических знаний.
- Провела урок согласно методическим требованиям организации и построения урока, обеспечила высокий темп урока.
- Активно использую в работе приемы для повышения мотивации учебной деятельности и поддержания интереса в течение всего урока.
- Учитываю психологические особенности учащихся класса для поддержания психологического комфорта.
- Осуществляю контроль за временем, отведенным на каждый этап урока.
- Для организации обратной связи с учащимися класса постоянно использую вербальное и невербальное оценивание.
- Соблюдаю логическую последовательность уроков.
- Для осуществления объективного оценивания продумываю критерии оценивания.
- Дифференцированно использую систему вопросов к разным учащимся класса и различного рода заданиям.
- Чётко определяю цели и организую деятельность для их достижения.
- Систематически провожу мониторинг ОУН и корректирую их.
- использую дифференциацию при выборе домашнего задания для поддержания мотивации к изучению предмета.