Конспект урока познания мира Птицы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Птицы.

Цели урока:

1) образовательная: способствовать формированию понятия о птицах, определять принадлежность птиц к разным группам, характерные признаки птиц;

2) развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи, наблюдательности, мыслительной деятельности учащихся, культуры речи, воображения;

3) воспитательная: способствовать воспитанию умения планировать и организовывать работу в парах и группах; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап урока:

- приветствие;

- посадка учащихся;

- психологический настрой на урок

- проверка готовности класса к уроку.

1.1 Стихотворение для начала урока.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться!

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Мы - хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

- Покажите знак единства вашей группы. Ребята, я желаю нам интересной плодотворной работы сегодня

на уроке познания мира!


1.2 Эмоциональный настрой на урок.

- Дорогие ребята и гости нашего урока, я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и представить такую картину. Летние каникулы, вы приехали отдыхать в деревню к бабушке и дедушке. Друзья пригласили вас в лес на прогулку, собирать ягоды и грибы. Вот вы взяли корзиночки и отправились в путешествие в летний лес. (Слайд 1).

Звучит мелодия «Звуки леса». Ребята слушают и запоминают.

- Откройте глазки. Расскажите о своих ощущениях, которые вы испытывали, когда слушали звуки леса.

- Дорогие ребята, я желаю вам, чтобы эти приятные эмоции помогли вам в работе на уроке сохранить хорошее настроение на весь учебный день! Желаю удачи!

2. Операционный этап урока:


2. 1. Актуализация знаний:

- Чтобы узнать тему урока, вам, ребята, надо разгадать ключевое слово в данном кроссворде.

(Работа в группах).

Кроссворд









Задания:

1) Хоть и две ноги у птицы, удобней на одной стоится.

Из речки лягушат, как капли, кто ловит клювом? (цапля)

2) Тук-тук-тук - с утра весь день, как стучать ему не лень?

Может, он не много спятил? -Тук-тук-тук - в ответ нам (дятел)

3) Задавака и пижон, своим хвостом гордится он.

Распустит перья для смотрин, а как зовут его? (павлин)

4) И зимой ей не сидится: над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы просит к завтраку (синица)

5) Весь я золотистый, мягкий и пушистый.

Я у курицы - ребёнок, а зовут меня (цыплёнок)

Ключевое слово - ПТИЦЫ.

- Какая тема урока сегодня? (Птицы. Разнообразие птиц) (Слайд 2).

2.2 Постановка цели урока:

- Какая тема урока сегодня? (Птицы.)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, которые мы поставим перед собой на урок.

Познакомиться…

Совершенствовать умения…

Развивать умения…

(Цели учащихся фиксирую на доске).

2.3 Создание проблемной ситуации:

- Ребята, к нам на урок познания мира пришёл Незнайка. Он приготовил для нас вопрос-задание. Давайте выполним его. (Герой Незнайка на доске).

Незнайка: - Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом на окраине деревни, прокукарекал петух. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. Потом с резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгала белка-летяга. - Какие разные животные, но все они умеют летать. Наверное, они птицы?

Вопрос:

- А вы, ребята, как думаете? Можно ли петуха, бабочку, летучую мышь и белку-летягу отнести к группе птиц? Почему? (Следуют ответы учащихся).

- Для того, чтобы убедиться, правы вы или нет, давайте обратимся к очень интересной науке, которая занимается изучением жизни птиц, а называется она - орнитология.

- Ребята, подумайте и скажите, кто такой орнитолог?

Орнитолог - это учёный, который занимается изучением жизни птиц. Он проводит наблюдения, записывает их, изучает и делает определённые выводы.

ОРНИТОЛОГИЯ

ОРНИТОЛОГ

2.4. Разминка: загадки про домашних животных, карточка «перелётные и зимующие птицы»

- Угадайте слова-отгадки, о каких птицах идёт речь?

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.
(Петух)

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - ...
(Индюк)

Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)

Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)

Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок)

Плавать в речке ей не лень,

Нырять и крякать целый день:

-Ну, отдохни хотя б минутку,

Кто без воды не может?

(Утка)

- Какую группу составляют данные птицы? (Это домашние птицы) (Слайд 4).

- С какой целью люди разводят домашних птиц? (получение: яйца, мясо, пух, перо).

- Какие птицы составляют противоположность домашним птицам? (Дикие птицы)

- Почему эта группа птиц так называется? (Дикие птицы сами ищут пищу, строят гнездо, выводят птенцов и заботятся о них) (Слайды 5, 6, 7, 8).

Задание: распредели названия птиц по группам.

Птицы:

воробьи, ласточки, стрижи, голуби, вороны, грачи, жаворонки, сороки, журавли, дятлы.

Перелётные птицы

Зимующие птицы


Проверка правильности выполнения задания по ключу. (Ключ на парте у каждой группы)

Перелётные птицы

Зимующие птицы

ласточки

воробьи

стрижи

голуби

грачи

вороны

жаворонки

сороки

журавли

дятлы

2.5 Физ. минутка. Динамическая пауза.
«У оленя дом большой…»

Музыкальная игра, сопровождающаяся мелодией и движениями.

2.6 Разгадывание ребусов о птицах:

(Слайды 9, 10)

Слова-отгадки: гуси, страус, курица, воробей, сова, утка.

- Назовите отличительный признак каждой из названных птиц.

2.7 Знакомство учащихся со строением птиц

(Слайд 11)

Части тела птицы: голова, клюв, туловище, крылья, хвост. (Модель птицы - утки).

Отличительные признаки птиц:

1) тело покрыто перьями;

2) есть крылья для полётов, но не все птицы умеют летать (страус, пингвин, курица);

3) есть клюв.


Высказывания учащихся об интересных фактах из статьи о клюве птиц.

- Ребята, что вы отметили в графе «Это интересно»? (ответы учащихся).

- А знаете ли вы, что раньше в старину, когда не было шариковых ручек, люди писали птичьими перьями. Наиболее удобное и крепкое было гусиное перо. Его обрабатывали специальным образом, макали в чернила и писали по бумаге. Таким пером сочиняли свои прекрасные произведения многие поэты и писатели, в том числе и Александр Сергеевич Пушкин. (Слайды 12, 13).

«Плюс. Минус. Это интересно».

Для чего птицам нужен клюв?


«+», «- «, «?»

Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц.

Клювы у птиц разные по форме и по размеру, потому что пища у них тоже разная.

У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех птиц, которые клюют зерно - толстые и тупые.

Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком.

С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов.

Без клюва птица, как человек без рук.

3. Контрольно-оценочный этап урока:

- Что вам понравилось на уроке?

- Сейчас проверим ваши знания о птицах.

3.1 Тест «Птицы»

1) Какую птицу называют лесным доктором?

а) ворона; б) сорока; в) дятел; г) клёст.

2) Какая птица подкладывает яйца в гнёзда других птиц и не заботится

о своём потомстве?

а) кукушка; б) синица; в) курица; г) стриж.

3) С какой птицей сравнивают любительницу ярких украшений?

а) галка; б) ворона; в) воробей; г) утка.

4) Какая из птиц не относится к хищным птицам?

а) беркут; б) сокол; в) филин; г) воробей.

5) Какая птица является символом мира на Земле?

а) ворона; б) голубь; в) лебедь; г) соловей.

Проверка правильности выполнения задания по ключу (ключ на доске)

1- В

2- А

3- Б

4- Г

5- Б


- Чему мы учились на уроке?

- Какие цели мы достигли сегодня на уроке?

- А если бы вы были волшебниками и могли на некоторое время превращаться в птиц, то в какую птицу вы хотели бы превратиться и почему? (Высказывания учеников).

- Сейчас каждый оценит свою работу на уроке, на стикерах нарисуйте свое настроение на уроке и прикрепите его к таблице: «Острова»

- Что вам понравилось на уроке, и чтобы вы хотели повторить?

Информация о домашнем задании:

Составить кроссворд «Птицы нашего города Павлодара».

Самоанализ урока познания мира во 2 «Б» классе учитель: Крутикова Е. В.

Тема: Птицы.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1) образовательная: способствовать формированию понятия о птицах, определять принадлежность птиц к разным группам, характерные признаки птиц;

2) развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи, наблюдательности, мыслительной деятельности учащихся, культуры речи, воображения;

3) воспитательная: способствовать воспитанию умения планировать и организовывать работу в парах и группах; воспитывать бережное отношение к природе.

Выбор структуры урока был сделан соответственно типу урока.

  1. Орзанизационно - мотивационный этап урока.

  2. Операционный этап урока.

  3. Контрольно-оценочный этап урока.

Во время урока познания мира использовала следующие методы обучения:

- объяснительно - исллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;

- словесные, наглядные, практические;

- метод поощрения и контроля (самоконтроля и взаимоконтроля).

Работу планировала учитывая психологические особенности класса и рекомендации школьного психолога.

Традиционно урок начался с приветствия, создания благоприятной психологической ситуации.

На этапе актуализации знаний применяла разные приемы и методы.

Думаю, что удалось обеспечить высокую работоспособность учащихся в течение всего урока благодаря смене видов деятельности, использованию динамических пауз и физминуток.

Установлена хорошая психологическая атмосфера на уроке.

Во время урока организую и провожу сотрудничество с учащимися, так как каждый ребенок достоин уважения и внимательного отношения к своей личности.

- В течении всего урока организовывала деятельность учеников, направленную на усвоение теоретических знаний.

- Провела урок согласно методическим требованиям организации и построения урока, обеспечила высокий темп урока.

- Активно использую в работе приемы для повышения мотивации учебной деятельности и поддержания интереса в течение всего урока.

- Учитываю психологические особенности учащихся класса для поддержания психологического комфорта.

- Осуществляю контроль за временем, отведенным на каждый этап урока.

- Для организации обратной связи с учащимися класса постоянно использую вербальное и невербальное оценивание.

- Соблюдаю логическую последовательность уроков.

- Для осуществления объективного оценивания продумываю критерии оценивания.

- Дифференцированно использую систему вопросов к разным учащимся класса и различного рода заданиям.

- Чётко определяю цели и организую деятельность для их достижения.

- Систематически провожу мониторинг ОУН и корректирую их.

- использую дифференциацию при выборе домашнего задания для поддержания мотивации к изучению предмета.


© 2010-2022