- Преподавателю
- Начальные классы
- Методический материал Коррекционно-развивающая работа в 4 классе
Методический материал Коррекционно-развивающая работа в 4 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хасангалина З.Н. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Коррекционно-развивающая работа в 4в классе.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
1. Активизация познавательной деятельности учащихся.
2. Повышение уровня их умственного развития.
3. Нормализация учебной деятельности.
4. Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития.
5. Социально- трудовая адаптация.
Принципы построения содержания учебного материала:
- усиление роли практической направленности изучаемого материала
- выделение существенных признаков изучаемых явлений
-опора на жизненный опыт ребенка
-опора на внутренние связи в содержании изучаемого предмета и между предметами
-соблюдение в определении объема изучаемого материла принципа необходимости и достаточности
-введение в содержание рабочих программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений, формирование значимых для школы функций.
Виды помощи.
-
По форме - фронтальную - направленную ко всему классу, и индивидуально направленную (конкретному ученику).
-
По характеру: направляющую, стимулирующую и обучающую.
1 вид - стимулирующая - Используется, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель сам подходит к ребенку и помогает ему мобилизовать себя, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет - то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения. Доза помощи различна в зависимости от возможностей ребенка.
2 вид - направляющая помощь. - Используется, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий, в планировании - в определении первого шага и последующих действиях. Эти затруднения могут быть обнаружены в процессе работы, если ученик спрашивает учителя. И после окончания работы, когда выясняется неправильное решение. Учитель косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильный путь, таблицу, наглядную опору, аналогичный пример решения в другой задаче, образец разных вариантов решений на выбор или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.
3 вид - обучающая помощь - Используют, когда другие виды помощи не помогают. Непосредственно показывают, кА делать, что и в какой последовательности, чтобы решить задачу. Любой вид помощи фиксируется.
Основные направления коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- формирование навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- формирование умения планировать свою деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (драматизация, чтение по ролям и др.).
6. Развитие речи, владение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
Создаются специальные условия обучения:
1. . Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности.
2 . Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
3 . Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
4. . Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий, дидактических пособий и индивидуальных карточек.
5 . Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
6. Вариативные приемы обучения:
-
Поэлементная инструкция.
-
Планы - алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
-
Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
-
Речевой образец
-
Демонстрация действий.
-
Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).
-
Опора на ощущения разных модальностей.
-
Подбор по аналогии.
-
Подбор по противопоставлению.
-
Пиктограмма
-
Чередование легких и трудных заданий (вопросов)
-
Совместные действия.
-
Имитационные действия.
-
Начало действия.
-
Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).
-
Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).
-
Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).
-
Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).
-
Многократное усиление функции.
-
Создание проблемных ситуаций.
-
Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.
-
Обращение к товарищу с вопросами.
-
Работа со словарями на время.
-
Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
-
Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)
-
Найди ошибку.
-
Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).
-
Группировка по общности признаков.
-
Исключение лишнего.
-
Кроссворды и ребусы.
-
Повтор инструкции
7. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. Введение физминуток через 15-20 минут урока.
8. Создание ситуации успеха на занятии. . Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
9. Динамическое наблюдение за каждым (не реже 1 раза в четверть обсуждение результатов наблюдений на консилиумах или малых педсоветах).
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
Введение дополнительных занятий индивидуальных и групповых занятий, которые проводит основной учитель
а) коррекция недостатков памяти, внимания, развитие мыслительной деятельности, закрепление поставленных логопедом звуков, обогащение и систематизация словаря,
б) предметной направленности - (подготовка к восприятию трудных тем, ликвидация пробелов предшествующего обучения).
В случаях тяжелой задержки психического развития для таких детей должны быть созданы специальные условия обучения. Работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 15-20 минут.
Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь при выявлении пробелов в знаниях и восполнении их.