Методический материал Коррекционно-развивающая работа в 4 классе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционно-развивающая работа в 4в классе.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:

1. Активизация познавательной деятельности учащихся.

2. Повышение уровня их умственного развития.

3. Нормализация учебной деятельности.

4. Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития.

5. Социально- трудовая адаптация.

Принципы построения содержания учебного материала:

- усиление роли практической направленности изучаемого материала

- выделение существенных признаков изучаемых явлений

-опора на жизненный опыт ребенка

-опора на внутренние связи в содержании изучаемого предмета и между предметами

-соблюдение в определении объема изучаемого материла принципа необходимости и достаточности

-введение в содержание рабочих программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений, формирование значимых для школы функций.

Виды помощи.

  1. По форме - фронтальную - направленную ко всему классу, и индивидуально направленную (конкретному ученику).

  2. По характеру: направляющую, стимулирующую и обучающую.

1 вид - стимулирующая - Используется, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель сам подходит к ребенку и помогает ему мобилизовать себя, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет - то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения. Доза помощи различна в зависимости от возможностей ребенка.

2 вид - направляющая помощь. - Используется, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий, в планировании - в определении первого шага и последующих действиях. Эти затруднения могут быть обнаружены в процессе работы, если ученик спрашивает учителя. И после окончания работы, когда выясняется неправильное решение. Учитель косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильный путь, таблицу, наглядную опору, аналогичный пример решения в другой задаче, образец разных вариантов решений на выбор или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.

3 вид - обучающая помощь - Используют, когда другие виды помощи не помогают. Непосредственно показывают, кА делать, что и в какой последовательности, чтобы решить задачу. Любой вид помощи фиксируется.

Основные направления коррекционной работы

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- формирование навыков соотносительного анализа;

- развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- формирование умения планировать свою деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (драматизация, чтение по ролям и др.).

6. Развитие речи, владение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

Создаются специальные условия обучения:

1. . Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности.

2 . Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

3 . Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

4. . Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий, дидактических пособий и индивидуальных карточек.

5 . Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

6. Вариативные приемы обучения:

  • Поэлементная инструкция.

  • Планы - алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)

  • Речевой образец

  • Демонстрация действий.

  • Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).

  • Опора на ощущения разных модальностей.

  • Подбор по аналогии.

  • Подбор по противопоставлению.

  • Пиктограмма

  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

  • Совместные действия.

  • Имитационные действия.

  • Начало действия.

  • Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).

  • Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).

  • Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).

  • Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).

  • Многократное усиление функции.

  • Создание проблемных ситуаций.

  • Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

  • Обращение к товарищу с вопросами.

  • Работа со словарями на время.

  • Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

  • Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)

  • Найди ошибку.

  • Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).

  • Группировка по общности признаков.

  • Исключение лишнего.

  • Кроссворды и ребусы.

  • Повтор инструкции

7. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. Введение физминуток через 15-20 минут урока.

8. Создание ситуации успеха на занятии. . Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

9. Динамическое наблюдение за каждым (не реже 1 раза в четверть обсуждение результатов наблюдений на консилиумах или малых педсоветах).

10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

Введение дополнительных занятий индивидуальных и групповых занятий, которые проводит основной учитель

а) коррекция недостатков памяти, внимания, развитие мыслительной деятельности, закрепление поставленных логопедом звуков, обогащение и систематизация словаря,

б) предметной направленности - (подготовка к восприятию трудных тем, ликвидация пробелов предшествующего обучения).

В случаях тяжелой задержки психического развития для таких детей должны быть созданы специальные условия обучения. Работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 15-20 минут.

Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь при выявлении пробелов в знаниях и восполнении их.

© 2010-2022