Открытый урок по русскому языку в 3 классе Изменение глаголов по временам

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Семёновка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области





Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

УМК « Школа России»



Тема: Изменение глаголов по временам.









Учитель начальных классов: Тимакова Нина Николаевна











Открытый урок по русскому языку в 3-м классе.

Тема: Изменение глаголов по временам.

Цели: развивать умения различать временные формы глаголов и правильно их употреблять в устной и письменной речи.

Задачи:

1.Образовательная: способствовать формированию понятия о временных формах глагола.

2. Развивающая: содействовать развитию у детей умений определять время глагола, находить сходство и различие в изучаемой части, сравнивать и обобщать.

3.Воспитательная: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной, групповой и фронтальной работы.

Формировать УУД:

-Личностные: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной деятельности.

-Регулятивные: умение формировать цель на основе соотношения того, что уже известно с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свое действие с поставленной задачей, высказывать свое предположение.

-Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, выполнять правила работы в паре.

-Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя , классифицировать уже изученное о глаголе, выстраивать логическую цепочку рассуждений, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предполагаемый образовательный продукт: умение выполнять пробное учебное действие анализировать ситуацию, конструктивно устранять причины затруднения. Освоение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, использование приобретенных знаний для объяснения окружающих предметов, процессов, явлений. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления о роли русского языка в системе знаний, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Оборудование: учебник В.П. Канакина « Русский язык», интерактивная доска, проектор, ноутбуки ученические, документ-камера, презентация, таблицы.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Сереже, Полине, Юре,.. другим ребятам? А что вы хотите пожелать мне? Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту зимнего утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Минутка каллиграфии ( презентация Слайд 1

- Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Докажите!

Молодеет, голодает, рисуют, морозит.

- Буква, которую мы сегодня будем писать, находится в окончании глагола множественного числа и обозначает гласный йотированный звук.

Ю ю

Цыплят по осени считают.

- Прочитайте пословицу - девиз нашего урока. Объясните её.

И мы оценим результат нашей работы в конце урока.

3. Словарная работа ( работа на мультимедийной доске)

-Допишите вместо вопроса нужное слово:

Диктуют - диктант, излагают - изложение, упражняются - упражнение, сочиняют - ?

- Как вы понимаете смысл слова сочинение?

( Древний корень - чин - в этом слове означает « порядок», приставка со- имеет значение соединения, объединения: сограждане, соученики. Сочинение - это соединение и расположение в определенном порядке мыслей на определенную тему).

- Придумайте грамматическую загадку про это слово. ( В слове спрятались российский город - курорт на Черном море, оно отвечает на вопрос что?, среднего рода. В слове по две буквы : н, и, е, 5 слогов, 9 букв, 10 звуков, все согласные звуки, кроме первого, мягкие.

- Запишите слово и напишите два однокоренных слова.

( сочинить, насочинять, сочинитель)

4. Проверка домашнего задания

- Расскажите, что вы знаете о глаголе?

Например:

  1. часть речи;

  2. значение;

  3. вопрос;

  4. примеры;

  5. роль в тексте.

-Используя только глаголы, расскажите о какой либо профессии так, чтобы все догадались, о чем идет речь.

- открывает, заливает, заводит, прогревает, перевозит, не нарушает, исправляет, соблюдает.

5. Формулировка проблемы

Сегодня мы продолжим изучать глагол. Попробуйте предположить опираясь на знания об изученных ранее частях речи, что можно еще узнать о глаголе? ( версии детей).

6 .Открытие нового знания. Слайд 2

- Прочитайте предложения, записанные на доске.

Весной солнце светит и греет.

Зимой солнце мало светило и хуже грело.

Летом солнце будет ярко светить и сильно греть.

-Перечислите имеющиеся в предложении глаголы.

- Докажите. Что это глаголы.

-Найдите в одном из предложений глагол, обозначающий действие, происходящее в настоящее время.

- На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени? Кроме вопроса «Что делает?» глаголы настоящего времени отвечают на следующие вопросы:

Настоящее время

Что делаю? Что делает? Что делаешь? Приведите примеры.

-Найдите предложение с глаголом, обозначающим действие, происходившее в прошедшее время.

- Назовите вопросы прошедшего времени.

-Прочитайте вопросы глаголов прошедшего времени.

Прошедшее время

Что делало? Что сделали? Что делал? Что сделал? Приведите примеры.

- Как, по вашему мнению, будет называться время глаголов последнего предложения?

Будущее время

Что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?

- Как изменяются глаголы?

- Вы догадались о теме сегодняшнего урока? Запишите тему урока.

Послушайте стихотворение о времени глагола (выступления учеников):

Этот хитренький глагол

Себе время изобрел.

« Ухожу»,- кричит сегодня.

«А вчера,- кричит, - ушел».

« Завтра,- скажет,- я уйду!»

Позавидуйте ему!

- Можете и вы определить время глагола, записанного в словарике?

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

а) Работа с документ - камерой.

Стр 117 ,учебно- научный текст о временах глагола ,чтение , беседа.

а) упр. 208 ( образец на доске)

- Что сделал? Почесал

-Какой суффикс встречается во всех глаголах прошедшего времени?

- Что сделает? пойдет.

Физминутка (Презентация) слайд 3

Каждый день по утрам делаем зарядку,

Очень нравится нам делать по порядку,

Головой качать руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

- Какие глаголы встретились в физминутке?

-Назовите глаголы, в которых есть безударная гласная в корне слова?

Выполните задание « Вставьте буквы» ( взаимопроверка)

К ..чать а а а

Подн..мать и и е

Вст..вать а а а

Ск.. кать о а а

8. Выборочный диктант. Работа с документ - камерой. Слайд 4

Выписать глаголы из стихотворных отрывков, указать время.

1. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя. (А.Пушкин)

2.Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает. (С.Есенин)

-Какое время года описывается в стихотворениях? Как вы догадались?

9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 5

Следующие предложения расположите в соответствии с шифром:

№п/п

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

1.

+

2.

+

3.

+

1. Скоро настанут теплые дни.

2. Снег теперь уже не тот - потемнел он в поле.

3. Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.

- Прочитайте предложения. Что вы можете о них сказать?

10 Заключительный этап урока. (Cлайд №6)

-Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

- Как изменяются глаголы?

- Как определить время глагола?

- Мы продолжим знакомство со словами этой части речи на следующих уроках.

Домашнее задание : упр 210 страница 118 выучить правило.

Рефлексия.

Ребята, каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод:

- Если вы запомнили всё, вам всё было понятно, то вы прикрепите на доске солнышко желтое.

-Если вы не совсем уверены в том, что всё поняли, то солнышко зелёное.

- Если ничего не поняли на сегодняшнем уроке солнышко красное.

- Спасибо всем за хорошую работу!




Самоанализ урока

Тема урока «Изменение глаголов по временам»

Урок проведен в соответствии с реализацией программы по УМК «Школа России».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения:

Ставились следующие цели урока: Развивающие: развитие внимания, логического мышления, памяти, речи. Воспитательные : формирование бережного отношения к слову, интерес к предмету, умение работать с научными текстами. Образовательные: повторение и обобщение изученного по материалам разделов. Методы и приемы обучения были выбраны мною в соответствии с поставленными целями урока, с учетом возрастных особенностей и учебными возможностями класса (данный класс имеет средний уровень развития).

Методы организации учебной деятельности: беседа, инструктаж, упражнения, дифференцированные задания. Для эффективности обучения были использованы следующие формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Использовались также такие технологии, как частично-поисковая, игровая, здоровьесберегающая и другие. Работала над развитием познавательных интересов, общеучебных умений и навыков. Средства наглядности и технические средства обучения (компьютерная презентация, мультимедийная доска, Документ-камера). Считаю, мною были применены на уроке ТСО целесообразно и эффективно. С целью активизации и мотивации учащихся были подобраны занимательные задания, дидактические игры, инсценировка, поощрение в виде призов. Для создания эмоционального настроя и здоровьесбережения детей использованы музыкальный фон, физкультминутки в стихотворной форме.

В основной части урока моя деятельность состояла в том, чтобы предлагать учащимся различные задания, ориентированные на повторение, закрепление и систематизацию изученного материала. Итогом каждого раздела становилась небольшая самостоятельная работа, а в конце урока провела самопроверку по эталону. Каждый из этапов урока был логически связан с предыдущим. По активной работе учащихся и качественно выполненном задании на индивидуальных карточках можно сказать, что урок достиг поставленных целей.




© 2010-2022