- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте «Буква Б»
Урок обучения грамоте «Буква Б»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Миллер О.В. |
Дата | 20.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКОУ «Курочкинская основная общеобразовательная школа» Тальменского района Алтайского края
Проект урока по литературному чтению
Тема: Согласные звуки[ б ], [ б']. буква Б, б.
1 класс
Технология личностно-ориентированного с деятельностным типом обучения
Учебник: учебник «Русская Азбука» 1 класс В.Г.Горецкий и др.
Учитель начальных классов
Миллер Ольга Витальевна
С. Курочкино 2013
Характеристика класса В классе 10 человек. Хорошо читающих детей в классе нет. Читают на данном этапе 7 человек. Два ребенка начинают читать, но еще не понимают что прочитали. У одного мальчика явно выраженное отставание в развитии. Этот ребенок запомнил только гласные буквы. Одна девочка в классе была не готова к школе: не умела считать, сказок, стихов не знала, букв не знала, речь развита слабо. По данной теме это первый урок, программой предусмотрено 3 урока. На уроке используется следующие активные методы обучения, такие как индивидуальная работа , устные ответы на поставленные вопросы, разгадывание ребусов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
-
Мультимедиапроектор;
-
Касса букв;
-
Учебник;
-
Тетрадь по чтению;
-
Счетные палочки;
-
Карточки с заданиями .
Длительность урока: 40 минут.
ПЛАН УРОКА
Цель урока:
-
Создание условий для знакомства с буквой Б и её звуками.
Задачи:
Обучающие:
-
учить находить букву Б и читать слоги и слова с новой буквой,
-
графически обозначать звуки, которые она даёт,
-
расширять словарный запас на уроке обучения грамоте.
Развивающие:
-
развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, связную речь, познавательную активность;
-
способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков, разных видов памяти, внимания.
Воспитательные:
-
совершенствовать навыки совместной деятельности, самодисциплины
-
Организационный момент.
Цель для учителя: проверка готовности класса к уроку Цель для учащихся: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Коррекция знаний изученного материала
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
примечание
- Белые бараны били в барабаны.
- Все звуки можно разделить на гласные и согласные.
- При произношении гласных звуков воздух не встречает преграды, можно пропеть, составляют слоги.
- При произношении слышится шум и голос, встречает преграду, не образует слог.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились. Поэтому, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом.
Произнесите со мной вместе.
- Произнесите шепотом, громче, громче, громче, очень громко.
- Я показываю на слово, а вы его спрашиваете.
- Теперь ваш речевой аппарат готов к работе.
- Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки?
- Дайте общую характеристику гласных звуков.
- Как доказать, что звук согласный?
Слайд №1. По щелчку меняется цвет слова.
-
Определение темы и целеполагание.
- Много слов начинается со звука
[ б ]
- Буква Б.
Договаривают: звуками [ б ], [ б'] звуки [ б ], [ б'] от других звуков; слоги и слова с новой буквой.
- Послушайте стихотворение.
Белая зима Белые шапки на белых березах, Белый зайчишка на белом снегу, Белый узор на ветвях от мороза. По белому снегу на лыжах бегу.
- Какого звука больше вы услыхали в стихотворении?
- Как вы думаете какова тема сегодняшнего урока? - Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока:
(Учитель читает начало предложений, а уч-ся дополняют их)
Слайд №2.
На доске запись
Познакомиться со …
Учиться отличать … Учиться читать …
3. Выделение звуков из слов Буратино и белка. Знакомство с буквой Б, б.
Цель учителя: развитие фонематического слуха, умения делить слова на слоги, составлять схемы слов, обозначать ударения в словах.
Цели для учащихся: Развивать кругозор.
- Буратино.
- бу-
- звук [ б ]
- Это деревянный мальчик.
- с заглавной буквы.
- Белка.
- Со звука[ б']
- Это животное. Названия животных пишутся со строчной буквы.
- [ б ], [ б']. Это согласные звуки. - Воздух с трудом проходит через плотно сжатые зубы.
- Это звонкие звуки, потому что при произношении слышим шум.
Учащиеся показывают нужную карточку.
К нам в гости сегодня пришел - угадайте кто?
У отца был мальчик странный,
необычный деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный Человечек деревянный
на земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?…
- Составьте схему слова Буратино.
- Произнесите первый слог слова Буратино. - Какой звук слышите в начале слова? - Кто такой Буратино? - С какой буквы мы будем писать это слово? - Отгадайте загадку: На ветке не птичка - Зверек невеличка, Мех теплый, как грелка, Кто же это? - Составьте схему слова белка. С какого звука начинается слово белка?
- Кто такая белка? С какой буквы будем писать слово белка?
- Давайте произнесем первые звуки слов Буратино и белка еще раз и скажем, какие же это звуки? - А как вы догадались?
Правильно. А теперь прижмите ладошки к ушкам и произнесите звуки. Какие это звуки?
А сейчас поиграем в игру «Узнайте звук». У вас на столах лежат карточки зеленого и синего цвета. Я буду читать рассказ, а вы, если услышите звук [ б ], поднимете карточку какого цвета? А если - [ б'], то зеленого цвета. Слушаем внимательно. Большой бегемот барахтался в болоте. Бегом бежала белочка. - Беда! Беда! - бормотала белочка. - Был бы берег близко, бросила бы березовый батажок бедному бегемотику.
Слайд3
Составляют в тетрадях схему слова Буратино
Слайд 4. Составляют схему слова белка
Слайд5.
4.Физкультминутка
Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых.
Выполняют упражнения по стиху.
Учитель читает стихотворение:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5. Первичное закрепление. Цель: Организовать усвоение детьми нового материала
Из счетных палочек конструируют букву Б.
- Буква Б.
Читают слоги хором, а затем по одному договаривая слоги до слова.
Находят в тексте слова с буквой б и подчеркивают.
Читают слова по одному.
- Какая буква будет королевой на нашем уроке?
- Буратино очень любит фантазировать. И мы сейчас попробуем придумать, на что похожа буква Б
- Вы посмотрели на что похожа буква Б, а теперь попробуйте сконструировать букву Б.
- В нашей азбуке тоже есть буквы Б, б - заглавная и строчная.
- Значит королевой на уроке у нас будет какая буква?
- К букве Б пришли гласные буквы в гости. Почитаем слоги?
- У вас на столах лежат листочки с текстом. Возьмите в руки простые карандаши и найдите все слова с буквой Б, подчеркните их.
- Прочитайте подчеркнутые слова. За каждое правильно прочитанное слово вы получаете букву Б.
Слайд 6
Прикрепляю букву Б с короной.
6. Физкульминутка.
Цель: Восстановление физических и духовных сил
Выполняют упражнения по стиху.
Учитель читает стихотворение: Буратино потянулся, раз - нагнулся; два - нагнулся… руки в стороны развел - видно ключик не нашел…
Слайд 7.
7. Чтение текста учебника. Работа в парах. Организовать самостоятельное чтение текста с новой буквой. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
Читают текст самостоятельно
В парке растут липы и сосны.
- О белке.
- Белка скакала.
- Она жила в дупле.
- Белка брала из рук баранки.
- Белка не боялась людей, потому что они ее кормят.
Дети читают текст по предложениям друг другу.
Давайте хором, но негромко, прочитаем текст на с. 97.
- Какие деревья растут в парке?
- О ком этот текст?
-Кто скакал с ветки на ветку?
-Где она жила?
-Что она брала у детей из рук?
-Можно ли сказать, что белка доверчиво относится к людям?
-В каких случаях это происходит?
-Вы хотите помочь Буратино найти ключик? Тогда прочитайте текст еще раз друг другу. Читать старайтесь по слогам.
Учитель подходит и слушает чтение каждого ребенка
8. Разгадывание ребусов.
Цель: развитие логического мышления
- Изба.
- Баранка.
Ребята, посмотрите на слайд. Какое слово здесь спрятал Буратино?
- Правильно, напечатайте это слово в тетради.
- А теперь еще раз посмотрите на слайд, какое же слово тут спряталось?
- Напечатайте слово в тетради.
Слайды 8, 9
9. Подведение итогов. Рефлексия. Цели для учителя: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. По результатам анализа работы на уроке наметить направления будущей деятельности по данной теме.
- Мы сегодня познакомились с буквой Б.
- Буква Б обозначает звонкие согласные звуки [ б ], [ б'].
- на ленте букв буква Б стоит над буквой П.
- Золотым ключиком.
Ребята подходят к столу и выбирают ключик
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Помогли Буратино найти заветные ключики. Давайте подведём итог нашего урока. - С какой новой буквой мы познакомились сегодня? - Какие звуки обозначает эта буква?
- Какое место занимает буква на ленте букв?
- Ребята, перед вами дверь в волшебный мир знаний. А кто помнит, в сказке, каким ключиком Буратино открыл заветную дверь? Мне на стол Буратино положил ключики. И вот что он мне передал, если вы сегодня на уроке хорошо работали, запомнили букву и научились читать слова с этой буквой, то тогда возьмите себе золотой ключик. Если вам еще нужна помощь, вы еще не запомнили букву, то вы можете себе взять зеленый ключик. А тем, кому было скучно на уроке, и он вовсе не запомнил букву, то возьмите себе на память серый ключик. Покажите ключики гостям и друг другу. Мы продолжим работу на следующих уроках по открыванию двери в волшебный мир знаний.
Вывешиваю картинку с дверью.