Конспект урока по окружающему миру Экологическая безопасность 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока


Тема урока: Экологическая безопасность. Цели урока: 1. знакомить с терминами «экологическая безопасность», «бытовой фильтр», с правилами личной экологической безопасности. Расширять, углублять знания, представления детей о планете Земля, о ее разнообразной и необъятной природе, о экологических проблемах и способах их решения. 2. Воспитание у учащихся любви и бережного отношения к различным уголкам нашей Родины. 3. Развитие мышления, кругозора, любознательности.
Оборудование: динамические наглядные пособия «Природоохранительные знаки», «Значение природы в жизни человека», карточки индивидуального опроса, энциклопедии о природе, презентация «Экологическая безопасность», отрывок из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена» о загрязнении реки, экологические ситуации, учебник Окружающий мир 3 класс, рабочая тетрадь окружающий мир.


Структура урока
I. Организационное начало урока -1 мин. II. Актуализация знаний учащихся - 10 мин. III. Изучение нового материала - 16 мин. IV. Закрепление - 10 мин. V. Обобщение и итоги урока - 5 мин. VI. Домашнее задание - 3 мин.


I. Организационное начало урока. II. Актуализация знаний учащихся -Вот уже несколько уроков мы с вами говорим о том какие правила безопасности нужно соблюдать. а) беседа по пройденной теме. -Ребята, а теперь мы вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке? (Мы говорили о молниях, змеях, собаках и прочем. О том, какие правила безопасности нужно соблюдать.) -Какие правила безопасности мы должны соблюдать во время молнии? (Во время грозы, молнии мы не должны купать в реке, вода проводит ток, нельзя находится в открытом поле, нельзя прятаться под одиночным деревом, а необходимо найти яму и лечь в нее). -Какие правила безопасности мы будем соблюдать с домашними животными? (С домашними животными тоже нужно соблюдать правила безопасности, если собака кушает не надо к ней подходить, может укусить, с кошками тоже нужно быть осторожными может поцарапать глаза). -Какие правила при сборе грибов мы с вами знаем? ( Нельзя рвать грибы которые мы не знаем, собираем только съедобные грибы, грибы собираем в корзину, не в полиэтиленовый пакет, грибы срезаем ножиком. Не собираем грибы на проезжей части). б) работа с кроссвордом -Без чего невозможна жизнь, вспомним отгадав кроссворд. 1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле? (Солнце) 2. Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях? (Вода) 3. Плодотворный слой Земли? (Почва) 4. Смесь газов? (Воздух) III. Изучение нового материала а) Рассказ учителя (используя презентацию)

Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И бывало так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля (слайд1).

Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

«Земля должна быть достойна человека, и для того, чтоб она была вполне достойна его, человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать свое жилье, свой дом». А.М.Горький.

Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа.

И это все изучает наука - экология. В переводе с греческого языка «экос» - дом, «логос» - учение, т.е. учение о доме (слайд 2).

- Как вы думаете, а какой дом изучает экология? (общий для всех дом - нашу планету).

Экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними

Представление об источниках загрязнения.

Люди с давних пор живут на Земле и занимаются хозяйством. Сеют хлеб, сажают растения, строят дома, электростанции, вырубают леса. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ - газов и пыли.

-Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (не навредить, не испортить природу)

-Ребята, как вы считаете, нужна ли природе помощь человека? (да, загрязняется окружающая среда)

-Отчего загрязняется окружающая среда? (фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку - загрязняется вода, вырубаются леса - грязный воздух, выброс выхлопных газов, дым заводов - загрязнение воздуха, пожары и т.д.)

- Подумайте и скажите: что является источниками загрязнения окружающей среды? (Источники загрязнения - промышленные предприятия, заводы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало)

Из воздуха, воды, почвы, загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек.

- Назовите пути поступления загрязняющих веществ в организм человека (воздух, вода, продукты питания).

б) Работа с учебником

Откройте учебники, рассмотрите рисунок на стр.29 и объясните цепь загрязнения.

(Предприятие выбрасывало отходы в реку. Река стала грязной. Рыбак поймал рыбу в этой реке, приготовил обед, наелся и заболел, потому что в организм человека попали вредные вещества).

( Выброс сточных вод в реку ? отравленная рыба в реке ? употребление рыбы отравление/заболевание / ).

Введение понятия «экологическая безопасность».

Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества.

Можно ли при этом оставаться здоровым? (Нет).

Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и правила экологической безопасности.

Что же такое экологическая безопасность? (слайд). (Это защита от вредного воздействия, испорченной, загрязненной окружающей среды).

Конечно, главное для общества - не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого, как вы знаете, многое делается. Но полностью решить эту задачу пока не удается.

Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать правила личной экологической безопасности.

в) Работа в РТ: задание 2, страница 17 (первое задание) - устно.

Посмотрите и скажите: какие цепи загрязнения могут возникнуть в этих случаях? (выхлопные газы - ягоды или грибы у дороги - отравление)

Физкультминутка.

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,
Тихо сели - вновь за дело.
г) Рассказ учителя (используя презентацию) Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу (слайд). Обратите внимание: один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены тяжелыми металлами. Никогда не останавливайтесь на улице возле автомобиля с работающим двигателем. Бывает, ребята увлеченно разговаривают или ждут кого-то, а из выхлопной трубы стоящего автомобиля вырываются клубы ядовитого газа. Отойдите подальше, чтобы не дышать этим газом.

Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.

Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа (слайд.) Над промышленной частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Вокруг заводов почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ, которые образуются при сжигании топлива. Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. При этом на один квадратный километр за сутки выпадает 1 т пыли.

Как вы понимаете выражение «Воздух должен быть чистым»? (В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа).

Где чище воздух? (В лесу). Почему?

Чтобы очистить воздух, надо сажать деревья, кустарники.

Давайте обсудим ситуацию: где правильно разместить завод, чтобы в атмосфере как можно меньше было загрязняющих веществ.

Какие наметим основные пути охраны воздуха:

Установка очистных сооружений и пылеулавливающего оборудования;

Правильное размещение заводов и фабрик;

Организация зеленых зон и посадка древесных насаждений.

Таким образом, воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

Источники загрязнения воды: сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей.

(Слайд)

Вода в наши дома поступает очищенной. (Слайд) Но совсем чистой ее не назовешь. Какое-то количество вредных веществ в ней остается. Давайте вспомним, когда мы кипятим воду, что видим внутри чайника? Накипь. Желтый налет (показать). Вода в нашей деревне плохого качества. Она содержит много минеральных солей и соединения железа. К тому же на станции очистки воды ее обычно обрабатывают хлором - хлорируют.

Зачем это делают? (для уничтожения бактерий)

Хлор вреден и для человека. Он остается в воде, и его легко обнаружить по запаху. Если питьевая вода, которая течет из вашего крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, ее надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра (показать) или покупать чистую воду в бутылках.

Ребята, как нам можно защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества? (Не собирать ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий. В них накапливается много вредных веществ.

Тщательно мыть овощи и фрукты. Не ешьте рыбу, выловленную в загрязненной реке).Какие продукты пытаются покупать ваши родители? (экологически чистые, т.е. не содержащие загрязняющих, вредных веществ).

д) Просмотр видеоролика отрывок из мультфильма Чебурашка и крокодил Гена о загрязнении реки

-Мы с вами просмотрели отрывок из мультфильма, теперь ответьте на вопросы?

-Почему вода в речке была грязная? (ее загрязнял завод)

-Как крокодил Гена помог ребятам отчистить речку? (Он закрыл трубу и фабрика сломалась, а речка отчистилась)

- Что подарили ребята Чебурашке и Гене (лягушку, но они ее отпустили «Пусть прыгает»

- А крокодил Гена и Чебурашка, что подарили ребятам? ( Они подарили ребятам чистую речку)

ж) Работа с природоохранительными знаками

- Ребята, кто виноват в том, что наша Земля загрязняется?( человек)

-Мы с вами тоже можем помочь природе, если будем правильно себя вести. Посмотрите на природоохранительные знаки и попробуйте их объяснить. (Нельзя рубить деревья, вырезать на них имена, нельзя топтать грибы, не разрушать гнезда)


IV.Закрепление

а) Игра «Экологический светофор».

Предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, поднимаете красный кружок, если действие героя не вредят природе - зеленый, желтый цвет - это ситуация выбора.

  1. Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу. Побросал книжку в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтированной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера (красный).

  2. Учитель попросил Алешу принести из библиотеки несколько книг. Алеша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алеша быстро добежал до библиотеки услышал, как где-то течет вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран и большая струя воды текла в умывальник, а брызги летели в разные стороны. Алеша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось - кран не закрывается. Алеша вошел в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс (зеленый).

  3. Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не надо - вдоль главной улицы города, там, где жили Андрей с бабушкой, одна за другой стояли липы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь, какое движение?» Машины действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие, с крытыми кузовами. Было очень шумно, так что Андрей и бабушка почти не слышали друг друга, хотя рвали цветки липы с одного дерева (красный).


V. Обобщение и итоги урока а) Беседа по изученной теме С чем мы сегодня познакомились на уроке? ( Узнали, что такое экология, экологическая безопасность, много нового узнали о загрязнении воды, воздуха, почвы, правила безопасности и поведения в окружающей среде). - Значит что мы пожжем сказать про нашу природу? ( это наш источник) б) Работа с динамически наглядным пособием «Значение природы в жизни человека. -Природа у нас источник чего? (красоты, доброты, познания, укрепления здоровья, воздух, вода, пища). VI. Домашнее задание - Задания 4 на стр. 19. - Нарисовать природоохранительные знаки.


9


© 2010-2022